Конспект урока биологии по теме: "Плоды"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Трубникова Елена Евгеньевна

Конспект реализует системно -деятельностный  подход при изучении темы "Плоды" в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_biologii_po_teme_plody.doc461 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока « Плоды и их классификация»

Тема урока

Плоды и их классификация

Тип урока

урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель:

создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов.

Предметно - дидактическая  цель:

формирование условий для усвоения учащимися знаний  о строении и функции плодов, классификации и видах плодов

Задачи

Образовательные: создание условий

для изучения строения плодов, их разнообразия и классификации

Развивающие:  развитие умений применять теоретические знания; обобщать, использовать терминологию, анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы, проводить самоанализ и самопроверку.

Воспитательные: формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися.

Социализации:

- приобретение

опыта

взаимодействия,

совместной

деятельности и

общения со

сверстниками.

Планируемые результаты:

 Предметные: в процессе групповой работы уметь распознавать плоды на основе их классификации, называть основные части плода.

Метапредметные: ставить  учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;

 выдвигать  простейшие гипотезы;

 выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения,  аргументировать  их;

работать с информацией и преобразовывать её;

находить причинно – следственные связи;

Личностные:

обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

ответственно относятся к выполнению учебных задач;

демонстрировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Методы обучения

- метод подводящего диалога.

- проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;

 - частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям,

- объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя,

- условно - графическая наглядность - заполнение схем, составление кластеров «Типы плодов»  

Формы обучения

фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, исследовательская работа

Источники

информации

Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс – М. Дрофа, 2016 г

Ресурсы

(оснащение)

ноутбук, проектор, экран, презентация, рабочие тетради,  индивидуальные рабочие листы, корзина с плодами

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап 1. Организационный

Здравствуйте, дорогие ребята!

  Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу

Все друг - другу повернулись.

Все друг - другу улыбнулись.

Повернулись и ко мне, улыбнитесь- ка  и мне. (слайд 1)

 

Итак, вы готовы? Тогда начинаем!

На ваших столах лежат  индивидуальные рабочие листы.  По ходу урока  вы будете заполнять эти листы, а в конце урока  вы мне их сдадите,  для выставления  отметок за урок

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками

Этап 2. Актуализация знаний

Мы на предыдущих уроках работали очень плодотворно. Давайте проверим,  на сколько хорошо вы усвоили материал. Для этого  возьмите на столах листочки и ответьте на вопросы теста  (2 обучающихся выполняют интерактивный тест по теме: «Цветок» https://learningapps.org/6017768)

Взаимопроверка  выполненной работы  в парах по образцу с выставлением оценки (слайд 2)

Обучающиеся выполняют тестовые  задания по  теме: «Цветок и Соцветие»

Выполняют проверку выполненных заданий, оценивают работу товарища по критериям

Познавательные: воспроизведение

ранее полученной информации,

расширение представления строении цветка, видах соцветий

Регулятивные: применение ранее известного в  новой ситуации

Коммуникативные: высказывание собственного мнения, построение

речевых высказываний.

Этап 3. Постановка учебной задачи.

Ребята, по дороге на урок мне предали конверт. Давайте посмотрим, что в нем (открываю конверт)

Здесь письмо (читаю письмо)

Дорогие ребята!

Помогите отгадать загадки.

Первоклассники.

Дом зеленый тесноват-

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда:

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (слайд 3)

Весной на деревце-

Беленькие венчики,

Летом на деревце-

Красные бубенчики. (слайд 4)

Ребята, а что объединяет отгадки на эти загадки?

Молодцы! Как вы думаете, какова тема сегодняшнего  урока?  Правильно. Сформулируйте  тему нашего урока.

Откроем тетрадь, запишем число и тему урока. (слайд 5)

Что вы бы еще хотели узнать о плодах?

А какую цель мы с вами перед собой поставим?

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы, в ходе подводящего диалога формулируют тему урока и его цель

Познавательные УУД:

 воспроизведение

ранее полученной информации,

построение логической цепи

рассуждений, формулирование

выводов    

Регулятивные: целеполагание и

планирование  

Коммуникативные УУД:  построение  монологического контекстного высказывания, участие в диалоге, в

коллективном обсуждении вопросов и  ответов  

Этап 4.  «Открытие нового знания»

Ребята, сегодня, собираясь на ваш урок, я взяла с собою плоды: яблоко, грушу, апельсин, морковь, томат, перец, картофель. Все правильно ли я собрала?

А что такое плод, как вы считаете?

Ребята, вы сформулировали цели для сегодняшнего урока, для их достижения,   предлагаю вам индивидуально,  в ваших рабочих листах,  выполнить задание №1 с использованием текста учебника на стр. 67-68 и дополнительного материала, который лежит  на ваших столах. (слайд 6)

Молодцы! Разнообразие плодов очень велико. Как классифицируют плоды?  Чтобы ответить на это вопрос вам необходимо выполнить задание №2 из вашего рабочего листа: заполнить схемы, с использованием текста учебника и дополнительного материала

Разобрались, на какие группы можно классифицировать плоды.

Ребята, а как вы считаете, совпадает ли название плодов с привычным названием растений?

Для ответа на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание №3.

Исследовательскую работу вы будете выполнять в группах в соответствии с инструктивными карточками в ваших рабочих листах. В ходе выполнения исследовательской  работы  вы должны заполнить таблицу. (слайд7)

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

сочный или сухой

односемянный или многосемянный

 При выполнении работы можете использовать материалы учебника стр  68-71 и дополнительными материалами на ваших столах. (слайд 8)

1 группа – ягодновидные плоды

2 группа -  костянковидные плоды

3 группа – ореховидные плоды

4 группа – коробочковидные

По окончании выполнении работы, каждая группа представляет  отчет о проделанной работе

Физкультминутка (слайд 9)

Если на слайде сочный плод – руки вверх хлопок, если на слайде сухой плод – руки в стороны.

Отвечают на проблемный вопрос.

Лишние морковь и картофель, т.к.

Морковь- корнеплод (видоизмененный корень), а картофель – клубень (видоизмененный побег).

То что образуется на месте цветка

Работают с текстом учебника. Выполняют задания на рабочих листах. Представляют информацию по итогу выполнения задания №1

Выполняют задание №2. Заполняют схемы

Высказывают предположения

Выполняют исследовательскую работу в группах, использую материал учебника и дополнительный материал в индивидуальных папках, а так же образцы плодов  на столах.

Представляют отчет о выполненной работе, дополняют таблицу

Выполняют упражнения.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме; излечение необходимой информации из текста

Регулятивные: добывают новые знания, учатся предвидеть события

Коммуникативные: изложение

своего мнения (в монологе, диалоге), аргументация его, подтверждение фактами. Координация своего мнение

и позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные:   давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный, многосемянный выделение главного, формирование умения делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь 

Регулятивные:

работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки

Коммуникативные:

взаимодействие в групповом коллективе;  умение вести диалог;

поиск и выбор информации;

умение слушать

Регулятивные УУД:

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения

Этап 5.  Включение нового знания  в систему знаний и повторение.

Выполните задание № 4 в рабочих листах.  Заполните схему «Типы плодов» (слайд 10)

Молодцы! Справились с поставленной задачей. Предлагаю выполнить следующее задание. На слайде будут продемонстрированы названия  плодов. Вам необходимо указать тип плода (сухой или сочный,  односемянный или многосемянный) (слайд 11)

Заполняют схему

Выполняют взаимопроверку по эталону

Выполняют задание. Корректируют допущенные ошибки

Познавательные:   называть типы плодов;  выделять главное, формировать умение делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Регулятивные:

оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли.

Этап 6. Информирование о домашнем задании

Определяю объем и содержание дифференцированной домашней работы.

Инструктирую учащихся по выполнению домашнего задания.

На «3» -§ 13, записи в тетради, на «4» -  плюс задание на стр 74, на  «5» - плюс  творческое задание  – найти загадки и пословицы о плодах. (слайд 12)

Проанализировав уровень усвоения  новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные:

планировать деятельность в учебной ситуации.

Этап 7. Подведение итогов учебного занятия

Даю оценку работе класса, отмечаю наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.

Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».

По цепочке ученик продолжают материал «серия выводов на уроке».

Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль Коммуникативные УУД:  учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли.

Этап 8. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.  (слайд 13)

Благодарю школьников за урок.

Ученик выбирает две пословицы, которые соответствовали  ему на уроке.

Рефлексия  
1. Сделал дело – гуляй смело.
2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
3. Работа – не волк, в лес не убежит.
4. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Регулятивные:

оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.


Приложения

Раздаточные материалы для урока

(индивидуальные рабочие листы)

Задание №1

  1. Дополните предложения:
  1. Плод – это…………….
  2. Функции плода:…………………и…………………………………………
  3. Плод состоит из ……………….. и …………………..
  4. Околоплодник – это……………………………. Он образуется из …………………..
  5. Соплодие – это ……………………………………………………………………

Задание №2

                                                                         Плоды

(по особенностям околоплодника)

                                                                                 

Примеры:                                                                  Примеры:

Плоды (по количеству семян)

Примеры:                                                                                      Примеры:

Плоды (по числу пестиков)

Примеры:                                                           Примеры:                                    Примеры:

Задание №3

Исследовательская работа

Тема: Сухие и сочные плоды

Задачи: определить взаимосвязь строения плодов со строением цветка. Научиться классифицировать плоды по разным признакам.

Оборудование: свежие, сухие и консервированные плоды винограда, яблони, гречихи, овса, подсолнечника, гороха, редиса, малины, сливы, яблоко, мандарин, грецкий орех

Ход работы.

  1. Рассмотрите внешнее и внутреннее строение плодов, выданных вам образцов. Найдите составные части плода. На какие группы по структуре околоплодника и количеству семян плоды можно поделить?
  2. Заполните таблицу: Сухие и сочные плоды (в соответствии с заданием группы)

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

сочный или сухой

односемянный или многосемянный

Задание №4

Заполните схему

Типы плодов

 

   

           

                       

Тест по теме «Цветок. Соцветие»

Вариант 1

1. Женской  частью цветка являются:

  1. тычинки
  2.  пестики
  3.  лепестки

2.  Цветок – это:

1. генеративный орган

2. ткань растения

3. вегетативный орган

3.Как называют группу близко расположенных друг к другу цветов?

1.Соцветия

2.Зонтики

3. Кисти

4. Как называется соцветие, в котором главная ось сильно укорочена, а цветки располагаются на развитых цветоножках одинаковой длины?

1. Зонтик

2. Початок

3. Метелка

5.Какая часть цветка обозначена цифрой 3

6.Установите соответствие между растениями и типами соцветий:

А. календула                                                                        1. сложный колос      

Б. пшеница                                                                           2. корзинка

В. одуванчик

Г. рожь

Д. василек

Е. ромашка

A

Б

В

Г

Д

Е

7. Прочитайте текст «Строение цветка». Найдите предложения, в которых есть биологические ошибки. Запишите номера этих предложений и их верные формулировки.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА.

1. Цветок – это орган семенного размножения. 2. Цветок представляет собой видоизмененную почку. 3. Расширенная часть цветка называется цветоложем. 4. Чашечка цветка состоит из чашелистиков разных цветов. 5. Главные части цветка – пестики и тычинки. 6. Все цветки имеют двойной околоцветник. 7. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестиков – семяпочки. 8. Пестик является мужской частью цветка, а тычинка – женской.

 

Тест по теме «Цветок. Соцветие»

Вариант 2

1.  Мужской частью цветка являются:

1.тычинки

2.пестики

3.лепестки

2. Как называется соцветие, главная ось которого укорочена, цветки сидячие или цветоножки плохо развиты?

1. Головка

2. Щиток

3.Зонтик

3.К какому типу соцветия относится подсолнух?

1.Корзинка

2.Початок

3.Зонтик

4.  Значение соцветия:

1. для фотосинтеза

2. для красоты

3. для лучшего опыления

5.Какая часть цветка обозначена цифрой 5

6. Установите соответствие между растениями и типами соцветий:

А. календула                                                                        1. сложный колос      

Б. пшеница                                                                           2. корзинка

В. одуванчик

Г. рожь

Д. василек

Е. ромашка

A

Б

В

Г

Д

Е

7. Прочитайте текст «Строение цветка». Найдите предложения, в которых есть биологические ошибки. Запишите номера этих предложений и их верные формулировки.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА.

1. Цветок – это орган семенного размножения. 2. Цветок представляет собой видоизмененную почку. 3. Расширенная часть цветка называется цветоложем. 4. Чашечка цветка состоит из чашелистиков разных цветов. 5. Главные части цветка – пестики и тычинки. 6. Все цветки имеют двойной околоцветник. 7. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестиков – семяпочки. 8. Пестик является мужской частью цветка, а тычинка – женской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологиче...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Кроссворд по биологии на тему "Плоды и семена"

Кроссворд поможет ребятам совершить увлекательное путешествие в мир растений. Они узнают много интересного о растениях, их плодах и семенах. Отвечая на вопросы, дети научатся делать умозаключения, зап...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...