Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос
рабочая программа по биологии (8 класс)

Данзанова Хандама Чойжамсоевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
  3. Авторской  программой  Н.И. Сонина  для 5-11 классов (базовый уровень)
  4. Н.И. Сонин. «Биология. Рабочие программы. 5-11 классы»
  5. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  6. Учебного плана МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
  7. Годового календарного учебного графика МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

           Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО

_______/_____________/

                 ФИО

Протокол № ___

от «___»__________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:_________

                                                      Галданова С.З.

«___»_____________20__г.

«Утверждаю»

Директор  МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:__________

                                     Ринчинова С.С..

 Приказ № ____

от  «___»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _Биологии_____________________________

предмет

класс__8__________________________________

 ФИО учителя_Данзанова Хандама Чойжамсоевна

______учитель биологии____________________

             Должность, категория

2017– 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
  3. Авторской  программой  Н.И. Сонина  для 5-11 классов (базовый уровень)
  4. Н.И. Сонин. «Биология. Рабочие программы. 5-11 классы»
  5. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  6. Учебного плана МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
  7. Годового календарного учебного графика МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

           Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

           В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

          - для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

         -  нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

          - для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

           Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 63 с.

Программа является продолжением линии Н.И.Сонин  на изучение курса отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Содержание программы учебного предмета

Место человека  в системе органического мира (2 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения тканей.

Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение  функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,  вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение изменения размера зрачка.
  2. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга

Опора и движение (6 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение внешнего строения костей.

Внутренняя среда организма  (3 часа)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения крови

Транспорт веществ  (6 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
  2. Измерение кровяного давления
  3. Минутный и систолический объемы крови.

Дыхание  (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение частоты дыхания.

Пищеварение  (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

  1. Воздействие слюны на крахмал
  2. Воздействие желудочного сока на белки
  3. Определение норм рационального питания.                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Обмен веществ и энергии  (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение  (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела  (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Размножение и развитие  (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность  (5 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Человек и его здоровье  (8  часов)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Учебно-тематический план

                  Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

НРК

Примечание

Введение

1

1.Место человека в системе органического мира

2

2. Происхождение  человека

2

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Л.р.1, п.р.1

5. Координация и регуляция

11

П.р.1, л.р. 1

Влияние различных антропогенных факторов  на железы внутренней секреции, изучение  здравоохранения занимающиеся лечением эндокринной системы.

6. Опора и движение

8

Л.р.1,п.р.2

7. Внутренняя среда организма

3

Л.р.1

Методы исследования, определение состава, группы и резуса крови. Мед. Учреждения на территории Закаменского района

8. Транспорт веществ

5

П.р.3

9. Дыхание

5

П.р.1

Заболевание органов дыхания наиболее распространенных в Закаменском районе связанные с антропогенной деятельностью.

10. Пищеварение

5

Л.р.2, п.р.1

Заболевание органов пищеварения наиболее распространенных в районе, связанных с антропогенной деятельностью человека. Получение продуктов питания в пищевой промышленности Закаменского района.

11. Обмен веществ и энергии

3

 

12. Выделение

2

13. Покровы тела

3

14. Размножение и развитие

3

Экскурсия в медпункт. Влияние экологических факторов  на развитие плода.

15. Высшая нервная деятельность

6

16. Человек и его здоровье

6

П.р.1

ИТОГО:

 70

Л.р.6,   п.р.10

Требование к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
  • строение и функции основных тканей и систем органов;
  • функциональные системы организма;
  • значение гомеостаза внутренней среды организма;
  • об обмене веществ, его значении и видах;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
  • строение и функции анализаторов;
  • механизмы ВНД;
  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
  • особенности индивидуального развития человека;
  • правила личной гигиены;
  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
  • о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития организма человека.

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию;
  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
  • измерять кровяное давление и частоту пульса;
  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)

Перечень учебно-методических средств обучения

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
  2. Муртазин  Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
  3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
  4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
  5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
  6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
  7. Журнал «Биология в школе»
  8. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
  9. Е.В. Краева «Тесты по биологии» к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2008 год.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  2. Журнал «Биология для школьников».
  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. Большой справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва. «Дрофа» 2000 г.
  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  6. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Приложение

Календарно-тематическое планирование биология 8  класс

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

Введение. Место человека в системе органического мира.

1

2

Рудименты и атавизмы.

1

Происхождение человека (2 часа)

3

Эволюция человека.

1

4

Расы человека.

1

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

5

6

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

2

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

7

Клеточное строение организмов. Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»

1

8

Ткани и органы.

1

9

Лабораторная работа № 2 «Ткани человека»

1

10

Системы органов. Лабораторная работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

1

Координация и регуляция (10 часов)

11

Гуморальная регуляция.

1

12

Строение щитовидной железы.

1

13

Строение и значение нервной системы.

1

14

Строение и функции спинного мозга. Топография № 1 «Строение спинного мозга»

1

15

Строение и функции головного мозга.

Лабораторная работа № 4  «Строение головного мозга»

1

16

Полушария большого мозга.

Топография № 3 «Полушария большого мозга»

1

17

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка»

1

18

Анализаторы слуха и равновесия.

Топография № 5 «Строение человеческого уха»

1

19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

1

20

Контрольная работа № 1 «Анализаторы»

1

Опора и движение (6 часов)

21

Кости скелета

1

22

Лабораторная работа №  3 «Строение костей»

Топография  № 6 «Строение скелета человека»

1

23

Строение скелета.

Топография № 7 «Строение черепа, грудной клетки, туловища»

1

24

Мышцы. Общий обзор. Топография № 8 «Мышцы головы, туловища и конечностей»

1

25

Работа мышц.

1

26

Контрольная работа № 2 «Кости и мышцы человека»

1

Внутренняя среда организма (3 часа)

27

Кровь. Лабораторная работа № 6 «Кровь»

1

28

История открытия фагоцитоза.

1

29

Как наш организм защищается от инфекций.

1

Транспорт веществ (6 часов)

30

Органы кровообращений. Топография № 9 «Строение сердца человека»

1

31

Круги кровообращений. Топография № 10 «Круги кровообращения»

1

32

Работа сердца.

1

33

Движение крови по сосудам.

1

34

Лабораторная работа № 5 «Определение пульса» Лабораторная работа № 6 «Измерение артериального давления»

1

35

Лабораторная работа № 7 «Минутный и систолический объемы крови»

1

Дыхание (5 часов)

36

Строение органов дыхания.

1

37

Газообмен в легких и тканях.

1

38

Регуляция дыхания. Голосовой аппарат

1

39

Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания»

1

40

Обобщение знаний по теме «Дыхание»

1

Пищеварение (5 часов)

41

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме Лабораторная работа № 9 «Определение норм рационального питания»

1

42

Пищеварение в ротовой полости.

1

43

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

44

Лабораторная работа № 10  «Воздействие желудочного сока на белки»

1

45

Лабораторная работа № 11  «Воздействие слюны на крахмал»

1

Обмен веществ и энергии (2 часа)

46

Пластический и энергетический обмен.

1

47

Витамины

1

Выделение (2 часа)

48

Выделение

1

49

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена

1

Покровы тела (3 часа)

50

Строение и функции кожи.

1

51

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

1

52

Заболевание кожи и их предупреждение.

1

Размножение и развитие (3 часа)

53

Половая система человека.

1

54

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды

1

55

Рост и развитие человека. Возрастные процессы.

1

Высшая нервная деятельность (5 часов)

56

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

57

Бодрствование и сон.

1

58

Сознание и мышление. Речь

1

59

Познавательные процессы и интеллект.

1

60

Память. Эмоции и темперамент.

1

Человек и его здоровье (8 часов)

61

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

62

Ушибы. Растяжение связок. Вывихи. Переломы

1

63

Ожоги. Тепловой и солнечный удар

1

64

 Раны и укусы. Обморожение и отравление

1

65

Лабораторная работа № 12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения»

1

66

Оказание помощи утопающему. Потеря сознания.

1

67

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

1

68

Зачет «Оказание первой до врачебной помощи».

1

69

Резервное время

1

70

Резервное время

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс

программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую  раскладку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ  Л.С.АТАНАСЯН  2 часа в неделю  7 класс...

рабочая программа по биологии для учебников Сивоглазова В.И. 5-9 ФГОС

рабочая программа с  пояснительной запиской, тематическим планом и  основными видами деятельности учеников.  Биология 5-9 классы....

рабочая программа спортивной секции по баскетболу на 2 часа в неделю

Физическое воспитание в учреждениях общего образования (школа, гимназия, лицей) является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически разв...

Рабочая программа по физике для 10 кл (3 часа в неделю)

Планирование к учебнику Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н (3 часа в неделю)...