Рабочая программа "Экология"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Орехова Наталья Викторовна

Рабочая программа факультативного курса по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekologii.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рудовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 Утверждена приказом образовательного учреждения     ________________________________

                                                                                                                    Дата, номер приказа

      Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

                                                  Рабочая программа

элективного курса

по биологии для 9 класса

«Экология»

                                              Разработчик программы: Орехова Н.В

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                        Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _______________________________ Н.Н.Шохина

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                               Председатель  межшкольного

методического совета:                 _______________________________ Г.Н. Акатушева

2017– 2018учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения экологии в 9  классе

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия экологии,
  • формулировку законов и правил,
  • правила и нормы поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять экологические взаимодействия,
  • применять информацию об экологических ситуациях,
  • обнаруживать закономерности в природе.
  • осуществлять самостоятельный поиск экологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

В том числе:

практических

работ

Введение

2

1

Факторы среды,

аутэкология.

6

3

Экологическая ниша

3

Межвидовые отношения.

4

Некоторые экологические закономерности

3

            Итого

18

4

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата фактич.

проведения

Примечание

1.

Введение (2 часа)

Введение. Предмет и задачи экологии. Связь с другими науками.

2.

Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний. Практическая работа№ 1.

3.

Факторы среды,аутэкология.(6 часов)

Температура ее воздействие на организм.

4.

Практическая работа№ 2. «Температура ее воздействие на организм».

5.

Влажность среды, ее колебания. Способы запасания воды.

6.

Практическая работа №3. «Способы запасания воды»

7.

Совместное действие факторов

8.

Практическая работа № 4 «Совместное действие факторов»

9.

Экологическая ниша. (3 часа)

Пищевая специализация животных. Трофические группы организмов и пищевые цепи.

10.

Конкуренция у растений и животных.

   11.

Акклиматизация, ее польза и вред.

12.

Межвидовые отношения. (4часа)

 Отношения типа «хищник-жертва».

13

Паразитизм и приспособленность к нему. Паразитоиды и суперпаразиты.

14.

Биологические способы борьбы с вредителями с/х.

15.

Мутуалистичекие отношения.

16.

Некоторые экологические закономерности (3 часа)

 Соотношение поверхности и объема.

17.

Закон минимума. Закон толерантности.

18

Заключительное занятие - конференция.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение -2 ч.

Предмет и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний. Практическая работа 1 - знакомство с жизненными формами растений и животных.

2. Факторы среды, аутэкология -6 ч.

Температура, ее воздействие на организм. Приспособления организмов к высоким и низким температурам. Терморегуляция организма физическая и химическая. Практическая работа 2 - экологические группы растений по отношению к свету и к температуре.

Влажность среды, ее колебания. Способы запасания воды животными и растениями. Практическая работа 3 - экологические группы растений по отношению к воде и к почве. Совместное действие факторов. Безводье и бескормица. Соленость и температура. Соотношение холода и ветра, жара и ветра. Практическая работа 4 - основные экологические группы животных и специфика адаптации животных к обитанию в основных средах жизни.

3. Экологическая ниша - 3 ч.

Пищевая специализация - хищные, растительноядные, всеядные животные. Трофические группы организмов и пищевые цепи. Конкуренция за пищу, за место у животных. Конкуренция у растений. Действие ингибиторов и фитонцидов, их использование при выращивании сельскохозяйственных культур. Акклиматизация, ее польза и вред..

4. Межвидовые отношения - 4 ч.

Отношения типа «хищник-жертва». Необходимость хищников в природе. Приспособления организма к защите от хищника. Окраска тела, яды, быстрые ноги, рога, шипы и острые зубы. Паразитизм. Отличия паразита от хищника. Разнообразие паразитов и приспособленность к образу жизни. Паразитоиды и суперпаразиты. Биологические способы борьбы с насекомыми вредителями в сельском хозяйстве. Мутуалистические отношения. Совместное питание, очистка от паразитов, защита от врагов, общность территории.

5. Некоторые экологические закономерности - 3 ч.

Соотношение поверхности и объема (правило Бергмана, правило Аллена, правило мехового покрова). Закон минимума (закон Либиха). Закон толерантности (закон Шелфорда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экология растений" 6 класс

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...

Рабочая программа "Экология и автомобиль"

дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для профессий техническог...

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"  является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....

Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов

Рабочая  программа (пояснительная  записка  и  календарно-тематическое  планирование)  курса  "Экология  Москвы  и  устойчивое  развития"  1...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...