Программа кружка «Хранители природы» 5-6 класс
рабочая программа по биологии

Таинкина Людмила Анатольевна

Направленность программы:  естественнонаучная.

  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка. 

Актуальность: Перед школой ставится задача формирования биологической  культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс биологических  проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_hraniteli_prirody.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа  кружка

«Хранители природы»

5-6 класс

2017- 2018 учебный год

                                                                                                                                                                                            Составитель:

                                                                                                                                                                                                  учитель биологии и химии

                                                                                                                                                                             Таинкина Л. А.

Пояснительная записка

Направленность программы:  естественнонаучная.

  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.  

Актуальность: Перед школой ставится задача формирования биологической  культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс биологических  проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

Новизна: Первой задачей биологического  образования является формирование у личности адекватных биологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного биобразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов биологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

      Цели программы:

5класс

Усвоения учащимися основных положений биологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду

 6 класс

Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

Задачи кружка:

Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  2. научить применять на практике полученные знания;
  3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  1. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;
  1. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  1. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
  2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  4. воспитывать потребность в общении с природой;
  5. способствовать формированию биологического  восприятия и сознания общественной активности;
  6. способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

       Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

      Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к  предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.        

● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.    

● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.

Реализация программы опирается на полученные знания по экологии, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 -6 классов, на 1 год, 1 занятие в неделю.

Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «Живая планета»

● что такое природа;

● правила поведения в природе;

● что такое охрана природы;

● основные сведения о биологическом  состоянии окружающей среды;

● глобальные биологические  проблемы;

● биологическую  ситуацию родного села, района и области;

● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

● основы здорового образа жизни;

● влияние вредных факторов на здоровье человека;

● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

● оценивать биологическую  ситуацию;

● выполнять правила поведения в природе;

● ухаживать за комнатными растениями;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● составлять температурные графики;

● составлять карту местности;

● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

● правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● работать с научной литературой;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Содержание программы  кружка  «Живая планета. 5-6 класс»

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии.

Тема 1. Введение

1

Что такое биология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли

7

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей

4

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений

7

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Самарской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных

14

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Самарской области. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Самарской области. Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности.

Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Кол-во часов

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Тема 1 Введение (1 час).

 познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

 бережное отношение к природе;

 творческую активность к познанию окружающего мира;

духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

 

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

1

Что такое биология ? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

1

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7ч)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом  состоянии окружающей среды;

глобальные биологические  проблемы;

биологическую  ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Самарской области, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях, оценивать биологическую  ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

 оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

 самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

2

Растения – необходимое условие здоровья человека.

1

3

Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов.

1

4

Заочная экскурсия в лес

1

5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.

1

6

Зеленая аптека - лекарственные растения.

1

7

Растения под охраной

1

8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

1

Тема 3. Жизнь под землей (4x)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом  состоянии окружающей среды;

глобальные биологические  проблемы;

биологическую  ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Самарской области редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях, оценивать биологическую  ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

 оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

 самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

9

Почва – среда жизни растений и организмов.

1

10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

1

11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования

1

12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

1

Тема 4. Разнообразие цветковых растений

( 7ч)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом  состоянии окружающей среды;

глобальные биологические  проблемы;

биологическую  ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Самарской области редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях, оценивать биологическую  ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

 оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

 самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

13

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.

1

14

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

1

15

Сорняки и их значение.

1

16

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

1

17

«Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

1

18

 Зачем нужны цветковые растения?

Создание презентации, проекта

1

19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

1

Тема 5. Удивительный мир животных

 (16 ч)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом  состоянии окружающей среды;

глобальные биологические  проблемы;

биологическую  ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Самарской области, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях оценивать биологическую  ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

 оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

 самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

1

21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

1

22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели

1

23

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

1

24

Видовой состав и разнообразие птиц Ртищевского  района

1

25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

1

26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.

1

27

Изучение видового состава зимующих птиц.

1

28

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц.

1

29

Видовое многообразие млекопитающих Самарской области

1

30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное

1

31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности

1

32

Практическая работа «По следам животных и птиц».

1

33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

1

34

Защита проектов

1

35

Защита проектов

1

6 Литература

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
  6. Биология газеты.
  7. Биология в школе (журналы).
  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.


Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
  9. Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по географии "Своеобразие природы Урала", 8 класс

Конспект урока по географии на тему "Своеобразие природы Урала"...

Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".

Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическ...

Сценарий выступления агитбригады "Мы - хранители природы!"

Работа представляет сценарий выступления агитбригады на районном экологическом фестивале "Мы - хранители природы!", посвященному году экологии в России...

ОДНКНР,контрольная работа по теме :"Семья-хранитель духовных ценностей"( 5 класс,учебник Н.Ф.Виноградовой)

quot;Контрольная работа по теме :Семья-хранитель духовных ценностей".5 класс , учебник Н.Ф.Виноградовой.Вариант:Данный тест можно использовать,как самостоятельную  работу по учебнику....

План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс

Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности....