Сценарий урока по географии "Своеобразие природы Урала", 8 класс
план-конспект урока географии (8 класс) по теме

Конспект урока по географии на тему "Своеобразие природы Урала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka_v_8_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Учитель географии Кудрявцева И.А.

                                   Сценарий урока в 8 классе

Тема урока «Своеобразие природы Урала».

Цели:

 - сформировать знания о географическом положении и рельефе Урала, об особенностях климата и размещении речной сети и озер на Урале;

- развивать знания о причинно-следственных связях в природе; закрепить и обощить знания  о закономерностях размещения полезных ископаемых на Урале;

- воспитать чувство любви к Родине и ее природе.

Оборудование: диск с презентацией, физическая карта Урала, фотографии природы Урала, рисунки животных  и растений, учебник, атлас.

Методы обучения: работа с картой, дополнительной литературой (стихотворения учащихся), учебником.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

     I. Организационный момент

     II. Проверка знаний и умений по теме «Урал – каменный пояс России».

    III. Изучение нового материала:

  1. Климат
  2. Внутренние воды
  3. Природные зоны
  4. Районы Урала

   IV. Подведение итогов

   V. Домашние задание

Ход урока

 I. Организационный момент

 II. Проверка знаний и умений по теме «Урал – каменный пояс России».

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей освоения Урала и его минеральными ресурсами. Сейчас мы проверим, как вы усвоили полученые знания.

Фронтальный опрос:

Задание №1: Как в древности называли Урал?

Задание №2: Где появились первые поселения русских на Урале?

Задание №3: А. Твардовский писал:

                      Урал. Опорный край державы.

                      Ее добытчик и кузнец,

                      Ровесник древней нашей славы.

                      И славы нынешней творец…..

Почему именно этот регион получил столь высокое звание?

Задание №4: Щипачев писал:

                       Урал. Он лег в мою строку.

                       Во всю длину

                       Размашисто и строго.

                       Он азиатскому материку пришелся

                       Каменным порогом….

Почему он так описал Урал?

III. Изучение нового материала

Учитель: Откройте тетради и запишите тему сегоднешнего урока «Своебразие природы Урала». Откройте атласы на с. 40-41.

 Сегодня мы с вами познакомимся с своеобразием природы Урала. (по ходу урока учитель демонстрирует презентацию приложение № 1)

      Урал - не только сокровищница подземных богатств, но и колыбель горнозаводского дела нашей страны. Величественна и строга красота этого края, его древних невысоких гор, обширных лесов, живописных рек. Его природа настолько красива, что многие поэты  посвящают Уралу свои стихи. У вас было дополнительное домашние задание подготовить стихотворения о Урале. (Учащиеся читают стихи).

  1. Климат. (Работа с климатической картой)

Урал, несмотря на свою высоту, относительно небольшую высоту, оказывает большое влияние на климат страны. Задерживает воздушные массы с Атлантического океана. Поэтому на западном склоне выпадает больше осадков, чем на восточном. Поэтому на Урале проходит граница между климатическими областями умеренного пояса – умеренно – континентальным и континентальным. Климат на западном склоне более мягкий, на восточном суровее. Средние летние температуры  на Урале колеблется, от +11 до +20 С. Как вы думаете,  почему?

  1. Внутренние воды.

На Урале находятся истоки крупных рек: Урал, Печера. Больше рек находится на западном склоне гор,  чем на восточном. Почему?

На Урале находится  много мелких озер, наиболее крупное о. Тургояк (учитель показывает на карте, учащиеся записывают название в тетрадь). Это озеро считают жемчужиной Урала, по своей красоте оно не уступает многим прославленным озерам Западной Европы.

  1. Природные зоны.

По природным условиям и особенностям рельефа Урал подразделяют на части или районы: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный. (учитель показывает на карте, учащиеся записывают название в тетрадь).

   Работа с учебником: откройте учебник на с.178, рис.69. Высотная поясность Урала.

(учитель объясняет, что изображено на рисунке, дети комментируют, что выделяется в каждой области Урала)

  1. Районы Урала. ( учитель демонстрирует фотографии и рисунки)

Полярный Урал – тих в безветренные дни и грозен и суров во время сильной пурги. Здесь царство тундры. Когда под лучами весеннего солнца вскрываются,  реки тундры оживают.

Приполярный Урал – особенно дик и суров. Здесь скудная растительность тундры. Здесь обитают животные: северный олень, песец, росомаха. (учитель демонстрирует рисунки животных).

Северный Урал – занят тайгой с вековыми соснами, лиственницами. Здесь находятся богатые места для охоты. В тайге бродят красавец лось, бурый медведь, куница, белка. Здесь расположен Печеро-Илычский заповедник. Северный Урал богат полезными ископаемыми,  особенно бокситами, здесь находится знаменитое месторождение Красная шапочка.

Средний Урал – природа более живописнее, чем в Северном Урале, но она и наиболее изменена трудом человека. Здесь находятся крупные рудники, заводы и шахты.  Здесь находится царство тайги, которую сменяют смешанные леса. Здесь добывается много полезных ископаемых: железа, меди, никеля, золота, каменного угля.

Южный Урал – очень красив. Особую красоту придают долины быстрых рек живописных озер. Здесь находится знаменитое о. Тургояк. Здесь проходит  граница лесной и степной зон.

IV. Подведение итогов

Учитель: А сейчас давайте подведем итоги:

  1. Какие имеются отличия в природе Полярного и Южного Урала?
  2. Что вы можете сказать о природе Урала в целом?

 V. Домашние задание:  пар. 33, раб.тет. с. 65-№6, сообщение о экологических проблемах  и заповедниках Урала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки Naturwunder(Чудо природы )5 класс

Это сказка о дружбе и  любви,о верности и вере друг другу.Сказка о трех сестрах бабочках и о природе....

интегрированный урок "Человек и природа" 6 класс

Методическая разработка интегрированного урока биологии, русского языка и литературы в 6 классеТема: «Человек и природа.»Технологии обучения: проблемное обучение, информационная компьютерная здоровьес...

Урок "Царства живой природы". 5 класс

Разработка урока по теме "Царства живой природы" - 5 класс, программа И.Н.Пономаревой...

Урок "Методы изучения природы", 5 класс

Урок разработан для проведения в неурочной форме (реализация 30%, ФГОС ООО): лаборатория юного исследователя. Учащиеся путём выполнения заданий самостоятельно открывают методы изучения природы и дают ...

Урок "Науки о природе", 5 класс

Представленный в презентации материал поможет обучающимся самостоятельно изучить новую тему, сделать записи в словарь терминов для подготовки к самостоятельной работе...