Урок по теме "Ракообразные"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Васина Юлия Богдановна

Ракообразные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_rakoobraznye.rar200.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 7 классе.

Тема: «Тип членистоногие»

Тип:  учебное занятие закрепления знаний

Цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению

Задачи: 

  • образовательная – актуализировать и корректировать основные знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках темы «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых»; характеризовать взаимосвязь изученных животных со средой обитания, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека; используя знания о метаморфозе, показывать приспособительную роль его в жизни насекомых;
  • воспитательная – продолжить формирование мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи, развитие природы;
  • развивающая – продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изученные факты и понятия.

Оборудование:  учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Животные-7», печатная тетрадь В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова «Животные-7», учебные таблицы, динамическое пособие «Развитие насекомых»,  учебное  электронное  издания «Биология 6-11» республиканского мультимедиа центра, 2004 года

Ход урока:

I. Организация начала занятия

II. Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к основному этапу занятия

III. Закрепление знаний и способов действия

IV. Контроль и самопроверка знаний

V. Подведение итогов занятия

  1.  Организация начала занятия

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы повторим и закрепим знания о насекомых, полученные на предыдущих уроках по теме «Тип Членистоногие», сравним строение и образ жизни ракообразных, паукообразных и насекомых и в конце урока выполним контрольный тест.

                   

Задание №1. Заполните таблицу:                        II. Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к основному этапу занятия

Задача этапа:  установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить и ликвидировать пробелы, подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: сейчас у доски 3 человека выполнят индивидуальные задания, а позже мы вместе их проверим.

Задание №2. Заполните таблицу:

Системы органов

Класс ракообразные

Части тела

Количество ходильных ног

Количество усиков

Органы зрения

Скелет

Особенности кровеносной системы

Особенности дыхательной системы

Особенности нервной системы

Особенности размножения

Системы органов

Класс паукообразные

Части тела

Количество ходильных ног

Количество усиков

Органы зрения

Скелет

Особенности кровеносной системы

Особенности дыхательной системы

Особенности нервной системы

Особенности размножения

Задание №3: Заполните таблицу:

Системы органов

Класс насекомые

Части тела

Количество ходильных ног

Количество усиков

Органы зрения

Скелет

Особенности кровеносной системы

Особенности дыхательной системы

Особенности нервной системы

Особенности размножения

В то время, как учащиеся выполняют работу у доски, учитель организует фронтальную беседу.

Учитель: проверим, как вы справились с заданиями в тетради на печатной основе.

Начнем с задания №1 на странице 34.

Предполагаемый ответ учащихся: на рисунке последовательно представлены ротовые аппараты насекомых: грызущий, колюще-сосущий, сосущий, грызуще-сосущий, лижущий.

Задание № 6, страница 35.

Предполагаемый ответ учащихся: Пища насекомых очень разнообразна, у видов приспособленных к питанию определенной пищей ротовой аппарат имеет определенное строение. Например, у бабочек, питающихся нектаром он сосущий, а у кузнечиков ротовой аппарат приспособлен к разгрызанию пищи, он грызущий и т. п.

Задание №4, страница 35.

Предполагаемый ответ учащихся: Не смотря на то, что насекомые относятся к типу членистоногих, у них другое количество ног, чем у ракообразных и паукообразных.

У них 3 пары ходильных ног, имеются крылья, ведь насекомые освоили все среды жизни. Среди них есть прекрасные бегуны, летуны, пловцы, землекопы.

Учитель: пришло время проверить работу ребят.

Организуется взаимопроверка, и в итоге на доске появляется сравнительная таблица.

                                               Особенности членистоногих

Системы органов

Класс паукообразные

Класс насекомые

Класс ракообразные

Части тела

Головогрудь, брюшко

Голова, грудь, брюшко

Головогрудь, брюшко

Количество ходильных ног

4 пары

3 пары

5 пар

Количество усиков

-------

1 пара

2 пары

Органы зрения

8 простых глаз

2 сложных глаза

2 сложных глаза

Скелет

Наружный хитиновый панцирь

То же

Наружный хитиновый панцирь

Особенности кровеносной системы

Незамкнутая, мешковидное сердце, сосуды, гемолимфа

Незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная

Незамкнутая, сердце, сосуды, гемолимфа

Особенности дыхательной системы

Легкие, трахеи

Трахеи

Кожные жабры

Особенности нервной системы

Надглоточный нервный узел, большая брюшная нервная цепочка

Надглоточный нервный узел, подглоточный нервный узел, брюшная нервная цепочка

Надглоточный, подглоточный нервные узлы, окологлоточное кольцо, 2 брюшных нервных ствола

Особенности размножения

Раздельнополые, внутреннее оплодотворение, некоторые – живородящие

Раздельнополые, внутреннее оплодотворение

Раздельнополые, внутреннее оплодотворение

Особенности пищеварительной системы

Пищевод, желудок (жевательный, железистый), кишка, двухлопастная печень,

Особенности выделительной системы

Парные зеленые железы,, мочевой пузырек.

Образ жизни и значение

Соленная и пресная вода, планктон, бентос, сидячий образ жизни, паразиты.

Санитарное значение, употребляются в пищу.

Учитель: какой вывод мы можем сделать на основании анализа данной информации?

Предполагаемый ответ учащихся: животные класса «Насекомые»  наиболее высокоорганизованные.

Учитель: давайте вспомним, как может происходить развитие насекомых?

Задание у доски: используя динамическое пособие составить последовательность этапов развития

бабочки капустной белянки            и                         зеленого кузнечика

        яйцо                           яйцо

имаго              личинка                                                имаго                   личинка

          куколка

Учитель: а какова роль метаморфоза в жизни животных?

Этот вопрос может вызвать затруднения, поэтому учителю нужно пояснить: личинка бабочки – гусеница, она питается листьями, а не нектаром как взрослое насекомое, поэтому между ними никогда не возникнет конкуренции за пищу. Следовательно, больше шансов выжить и  сформироваться во взрослое животное.

III. Закрепление знаний и способов действия

Задача этапа: обеспечить усвоение знаний и способов действий путем организации самостоятельного выполнения заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Учитель: сейчас вам предстоит поработать самостоятельно, используя электронное учебное издание (Приложение 1).

                Программа еще раз в обобщенном виде дает информацию о типе членистоногих и проводит программированный опрос, предполагающий индивидуальную работу над ошибками и возврат к теории при необходимости.

                Учитель оказывает индивидуальную помощь.

                IV. Контроль и самопроверка знаний

                Задача этапа: выявить качество овладения знаниями, обеспечить их коррекцию.

                Учащиеся выполняют контрольный тест. Можно предложить для работы двойные листы с копировальной бумагой, один из которых ребенок сдает учителю, а другой проверяет сам по ключу, выполняя одновременно работу над ошибками.

                Один из вариантов теста.

1. Для насекомых характерны следующие признаки:

а) четыре пары ног и одна пара усов

б) три пары ног и одна пара усов

в) головогрудь и брюшко

г) голова, грудь, брюшко

2. Из перечисленных насекомых к отряду перепончатокрылых относят:

а) майский жук

б) белянковая наездница

в) зеленый кузнечик

г) медоносная пчела

3. Дышат насекомые при помощи:

а) легких

б) легких и трахей

в) жабр

г) трахей

4. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести:

а) наличие сложных рефлексов

б) способность к полету

в) их небольшие размеры

г) разнообразие ротовых аппаратов

5. Мальпигиевы сосуды – это…

а) вид кровеносных сосудов

б) орган выделения

в) органы пищеварительной системы

6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:

а) яйцо – имаго

б) яйцо – личинка – куколка

в) яйцо – личинка – куколка – имаго

г) яйцо – личинка – имаго

7. Комар из рода анофелес является:

а) возбудителем малярии

б) переносчиком возбудителя малярии

в) организмом-хозяином

г) промежуточным хозяином паразита

8. Для представителей отряда чешуекрылых характерны следующие признаки:

а) развитие с неполным превращением

б) сосущий ротовой аппарат

в) развитие с полным превращением

г) личинка-гусеница

9. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:

а) дезинфекцией

б) биологическим способом борьбы

в) искусственным отбором

г) химическим способом борьбы

10. У насекомых кровеносная система:

а) хорошо развита

б) развита слабо

в) не участвует в транспорте газов

г) переносит питательные вещества и продукты распада

                V. Подведение итогов занятия

                Задача этапа: оценить успешность работы на уроке, дать учащимся информацию о реальных результатах учения.

        Учитель дает общую оценку работы класса и отдельных учащихся, говорит о значении результатов работы для последующих уроков. Индивидуальные оценки будут объявлены на следующем уроке с учетом выполненного теста.