Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Яричевская Лариса Ивановна

          Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по рабочей программе учебного предмета «Биология», по учебнику И.В. Романова, И.Б. Агафоновой «Биология. 9 класс. Человек». Общая биология» для специальной (коррекционной школы) VIII вида. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по биологии в 8-9 классах. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся.

          Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки, поэтому на уроке осуществляется дифференцированный подход к различным видам деятельности учащихся. Все учащиеся 9 класса, страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zuby_ih_funktsii_i_stroenie.doc797 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской   области

«Новочеркасская специальная школа-интернат №1».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе

Тема: «Строение и значение зубов.  Гигиена зубов».

Разработала: учитель биологии

Яричевская Лариса Ивановна

2019 год.

Тема: Строение и значение зубов. Гигиена зубов.

Цель урока: Формирование представления о строении, функциях зубов и навыков правильного ухода за ними.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать знания и представления о строении и значении зубов и мерах, познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта.
  • Формировать умение работать с мультимедийной презентацией, распознавать разные типы зубов и их расположение по рисункам, устанавливать взаимосвязь строения и значения зубов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, память, наблюдательность и речь учащихся, обогащать словарный запас.
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями зубов.
  • Развивать самостоятельность и способность на практике применять полученные знания (гигиенические навыки ухода за зубами).

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебники, ноутбук, проектор, презентация, куриное яйцо, грецкий орех (для модельного эксперимента), раздаточный материал для обучающихся: карточки «рефлексивная мишень», кусочки хлеба и моркови на тарелочках.

Тип урока: Комбинированный.

Направление: коррекционно-развивающее.

Формы организации: фронтальная и индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные (демонстрация слайдов), практические, модельный эксперимент.

Технологии:

* Здоровьесберегающие,

* технология активного (деятельностного) обучения,

* слайдовой презентации.

Словарь: коронка, шейка, корень, эмаль, дентин, пульпа, кариес.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними.

Метапредметные:

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные (совместно с учителем); формулировка проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; умение формулировать ответы на вопросы, осмысление полученных знаний, умение применения на практике.

Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

Предметные: знание видов, строения, функций зубов человека; понимание роли зубов в организме человека; умение правильно ухаживать за зубами, использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний зубов.

Ход урока

Этапы урока и виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

I

Орг. момент (1 минута)

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада всех видеть, всем хорошего настроения, садитесь! Самое удивительное явление на свете – это человеческая доброта! И для начала я попрошу всех посмотреть на своего товарища и подарить ему улыбку! А я улыбнусь вам!

- Начать урок хотелось бы со слов Теодора Эстона:

«Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…»

- И мы с вами, ребята, на каждом нашем уроке пытаемся решить эту проблему.

- На предыдущих уроках мы с вами выяснили, какой длительный и долгий путь проделывает пища в человеческом организме.

Актуализация знаний.

- С чего же начинается путь пищи? (с ротовой полости)

-Давайте вспомним, какие органы ротовой полости мы знаем.

(Ответ: зубы, слюнные железы, язык)

- Ребята, скажите, какую систему органов человека мы с вами сейчас изучаем? Давайте вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

Слайд № 2.

Учащиеся дают ответы на поставленный вопросы.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: Смыслообразование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные:

оценка уровня подготовки к уроку.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

II

Проверка знаний (5 минут)

1. Работа с тестами презентации фронтально.

(Учащиеся выполняют задания слайда с последующей проверкой щелчком мыши по надписи: «проверь себя»)

Примечание: при выборе варианта ответа щелчком мыши по прямоугольнику меняется цвет букв. Учащийся может проверить себя, нажав мышью на слова «проверь себя». Появляется трафарет, который оставляет открытыми правильные ответы

Слайды № 3-6

Учащиеся выбирают вариант ответа.

Коммуникативные: умение находить варианты решения проблем.

Личностные: оценка своих достижений, ошибок и затруднений в сообщениях одноклассников; осуществление взаимопомощи и поддержки товарищам в затруднительных ситуациях.

Общеучебные: понимание последовательности действий, умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Регулятивные: проявление познавательной инициативы.

III

Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и постановка задач урока совместно с учащимися (2 минуты)

- Чтобы узнать тему урока вам нужно угадать загадку:

Они жевать нам пищу помогают,
Когда мы не едим, то дружно отдыхают.
У нас во рту растут,
… их зовут!

 (Зубами).

- Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом зубы?  (учитель записывает на доске все слова предложенные учащимися)

- О чем мы можем говорить на уроке? (формулировка задач урока совместно с детьми).

- Итак, сегодня мы поговорим об очень важном, о зубах!

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Учитель дает определение зубов: Зубы – костные образования, служащие для захвата, удержания и пережевывания пищи.

    - Зубы играют чрезвычайно важную роль в организме, они режут и перемалывают пищу. Чем лучше пища пережёвана, тем легче и полнее она усваивается организмом. Давайте вспомним, что мы узнали по этому вопросу в предыдущем классе? Вы изучали системы органов животных в 8 классе, строение зубов у млекопитающих. Внимание на экран! Мы видим, что зубы у млекопитающих дифференцированы. И их форма зависит от способов питания животного. Функции зубов млекопитающих определяются характером и особенностями их пищи.

Примечание для учителя: (дополнительный материал, о зубах животных представленный в конспекте урока учитель использует в полном объеме, если позволяет уровень сформированности ЗУН класса)

   - Дети, ответьте какие зубы особенно развиты у грызунов? (Ответы детей: - резцы, они их стачивают твёрдой пищей).

   - Какие зубы особенно развиты у хищников? (Клыки и коренные зубы).

    - Правильно, ребята! Зубы, выполняющие различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки, у грызунов – резцы и коренные зубы, а клыки отсутствуют.

3. Объяснение новой темы: Зубы человека, их число, классификация. (5 минут)

-  Теперь рассмотрите слайд, сколько зубов имеет человек?

- У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней.

- Одинаковы ли они по своему внешнему виду?

- Форма и размер зубов неодинаковы, потому что разные зубы выполняют различные функции.

- Каковы функции каждого типа зубов? Как связано их строение с выполняемыми функциями?

1. Задание: Возьмите кусочки хлеба, пожуйте их и проглотите! Ответьте на вопросы:

- Какими зубами откусывали хлеб?

- Какими пережёвывали и почему?

- Почему кусочки хлеба стали влажными? Какое участие в этом процессе принимал язык?

2. Задание: Возьмите кусочки моркови, откусите, пожуйте и проглотите её.

- Почему мы применили клыки и резцы при откусывании моркови?

- Почему дольше жевали?

- Ребята, ответьте, что вам известно о молочных зубах и зубах мудрости? (ответы)

4. Строение зуба (3-4 минуты)

- Прочитайте параграф учебника о строении зубов на стр. 152, выпишите в тетрадь, термины, соответствующие номерам на слайде 11.

- Зуб состоит из 3-х отделов:

1. Коронка – это та часть, которую видно, когда мы улыбаемся.

2. Шейка – эта часть накрыта десной.

3. Корень – прочно укрепляет зуб в челюсти.

- Снаружи коронка покрыта эмалью (похожей на вещество кости, но намного прочнее, потому что содержит фосфор и кальций). Эмаль предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов.

- Под эмалью находится дентин - видоизмененная костная ткань. Шейка и корень состоят из дентина и цемента. Внутри зуба расположена полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервы. Поэтому зубы чувствительны к холодному и горячему.

Примечание для учителя: проверка задания слайда 12 осуществляется щелчком мыши по номерам в прямоугольниках. Возможно объяснение учителя по данному слайду. По ходу объяснения постепенно открываются необходимые термины.

     5. Молочные зубы. Смена зубов. Зубы мудрости. 

- Новорожденный не имеет зубов. Первые молочные зубы появляются у человека в 6-9 месяцев. Эти зубы называются молочными. Их бывает только 20. Молочные зубы имеют некоторые особенности: они меньше размерами, имеют меньше бугорков и небольшие расходящиеся корни. Постепенно молочные зубы начинают выпадать. И к 12-14 годам они полностью заменяются постоянными зубами.

- Ребята, как вы считаете зачем нужна смена зубов? (ответы учащихся)

- Правильно! У детей челюсть маленькая и зубы маленькие. Постоянные зубы – более крупные, массивные. К 18-22 годам у человека появляются последние коренные зубы – зубы мудрости.

- Почему зубы мудрости так называют?  (ответы учащихся) 

   -  Когда зуб мудрости начинает расти, ему часто не хватает места в сложившемся ряду зубов, что может вызывать осложнения. Неправильное прорезывание зуба может сопровождаться воспалительными заболеваниями. В мягкие ткани, окружающие зуб, при травмировании может проникнуть инфекция. Воспаление может перейти на глубокие ткани, вызывая пародонтит. Признаком воспаления являются покраснение и распухание десны вокруг зуба, появление неприятного запаха, сильная боль.

Физкультминутка: (Музыкальный фрагмент, 1-2 мин)

                                              Дружно встали.

Для здоровья, настроения

Делаем мы упражнения:

Руки вверх и руки вниз,

 На носочки поднялись,

То присели, то нагнулись

Дружно все мне улыбнулись.

Поклонились и присели,

Заниматься тихо сели!

6.Заболевания и гигиена зубов (12 минут)

- Эмаль зуба – очень твёрдое, но хрупкое покрытие зуба. Как стекло! На ней могут образовываться трещины, что приводит к развитию заболевания – кариеса!

6.1. Модельный эксперимент:

Опыт с яйцом.

- А сейчас я предлагаю вам провести один очень важный опыт. Вы запомнили, чем у нас покрыты зубы снаружи? Правильно, эмалью. А теперь посмотрите сюда (показывает яйцо). Это яйцо, которое покрыто скорлупой, состоящей из кальция, как и эмаль зуба. Давайте возьмем орех и попробуем разбить орех яйцом (учитель берёт яйцо и ударяет по ореху, скорлупа трескается). Ребята, что случилось? Почему? То же самое может произойти и с эмалью ваших зубов, потому что эмаль очень хрупкая, её нужно беречь и ухаживать за ней.

6.2. Заболевания зубов

- При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в этом случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и неподготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему так важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения; ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению трещин в эмали и кариесу (разрушению эмали и дентина). Появляется неприятный запах изо рта, происходит пожелтение и разрушение эмали, разрушение тканей десны около зубов – пародонтоз. Кариес вызывается бактериальным зубным налетом. Бактерии выделяют кислоту, которая контактирует с поверхностью зубов, растворяя минеральные компоненты эмали. Кислота истончает эмаль и образуется зубная полость. Бактерии достигают пульпы, поражают нервы и кровеносные сосуды.  Идет разрушение пульпы, воспаление корня зуба. Из ротовой полости бактерии попадают в желудок и кишечник, проникают в кровь и разносятся по всему организму.  Больной зуб может нарушить работу сердца, почек, суставов, органов пищеварения. Появляется опасность распространения гноя по всему организму. В таком случае вам поможет только врач-стоматолог, он пломбирует зуб, в запущенных случаях – удаляет.

6.3. Профилактика повреждения зубов.

- Здоровье человека на 70% зависит от питания! Самый опасный компонент для зубов – углевод сахароза. Это всем нам знакомый сахар, которого полно в конфетах, пирожных и газировках. Еще опаснее - резкий перепад температуры. Из-за разницы температуры на эмали образуются микротрещины.

- Важно беречь зубы: не грызть ногти, не разгрызать кости и твердые конфеты; не раскусывать орехи; не пить холодную воду и не есть мороженое сразу после горячей пищи; не курить, никотин вреден зубам и деснам; посещать стоматолога два раза в год и т.д.

6.4 Уход за зубами.

Учитель даёт разъяснения о правилах чистки зубов.

Примечание: щелчком мыши по изображению на слайде № 25 можно увеличить размер иллюстрации. Правила гигиены можно прокручивать многократно, щелчком мыши по кнопке с надписью «нажми».

Беседа с классом

Слайд № 7

Ответы детей.

Слайды № 8-9

Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на поставленные вопросы по слайдам № 8, 9

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Слайд № 10-11.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся выполняют задание и отвечают на поставленные вопросы.

Слайды № 12-13

Учащиеся работают с текстом и рисунком учебника.

Работа по слайдам № 12-13.

Слайды № 14-15.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Выполнение упражнений стоя (потягивание и т.д.)  для смены позы. (2 минуты)

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Учащиеся внимательно наблюдают за действиями учителя.

Слайд № 16. Учащиеся слушают рассказ учителя.

Слайды № 17-20.

Учащиеся слушают рассказ учителя. Работа по слайдам 17-20.

Слайд № 21-28.

Работа по слайдам № 21-28.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

 Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач.

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, умение формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: проявление познавательной инициативы.

Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, проведение разных видов сравнения.

Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; понимание роли зубов в организме человека.

Регулятивные: проявление познавательной инициативы.

Общеучебные: проведение разных видов сравнения, определять понятия по существенным признакам.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, проведение разных видов сравнения.

Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; понимание роли зубов в организме человека.

Регулятивные: проявление познавательной инициативы.

Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними.

Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к своему организму в целом, к зубам – в частности.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

Общеучебные: формулирование проблемы и определение способов ее решения. 

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

Личностные: формирование навыков правильного ухода за зубами.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

IV

Закрепление (3 минуты)   

 Работа по тестам презентации

Примечание: на слайдах даны задания и варианты ответов.  Вариант ответа выбирается щелчком мыши по квадрату. Если изображение, спрятанное под вариантом ответа, совпадает-ответ верен. Можно выбрать новый рисунок. щелкнув мышью по прямоугольнику «выбери новый рисунок»

Слайды № 29-30.

Учащиеся выполняют задание, выбирают вариант ответа.

Познавательные: закрепление и взаимопроверка знаний о зубах, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: умение находить варианты решения проблем.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Общеучебные: умение обобщать, подытоживать информацию.

V

Итог урока. Рефлексия (2-3 минуты)

(Использование приема «Рефлексивная мишень»

На листках с изображением «мишени», учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока (3,4 или 5 баллов) Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно». При выходе из класса мишени прикрепляются магнитами к доске. Или при наличии интерактивной доски учащиеся рисуют значок «+» на мишени

Работа с карточками «Рефлексивная мишень»

Личностные: умение оценивать качества своей и общей учебной деятельности.

VI

Домашнее задание.  Стр. 151-155(1 минута)

Выбирают Д/З и записывают его в тетрадь.

Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

 Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению