Рабочая программа с тематическим планированием по биологии 7 кл.
рабочая программа по биологии (7 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Рабочая программа с тематическим планированием по биологии 7 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_kl.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 **********************

                                                                                           Утверждено приказом

директора **********

____________/******* /

Приказ №***/осн.__от_***___

на основании решения  педагогического совета №_*_от _****_______

М.П.

Рабочая программа

Предмет_________Биология__________________________________

Уровень_________базовый_________________________________

(базовый, расширенный, профильный, углубленный)

Класс________7______

Составитель:_______ ***********____________________________

учитель (предмет)___биологии________

2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Биология» 7 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана в соответствии с:

  • . Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •    Федеральными государственными образовательными стандартами;
  • основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МБОУ СОШ ****** Московской области;
  • Учебным планом на 2017-2018 учебный год МОБУСОШ ****;

на основе:    

  • Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ . авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.  
  • УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  • Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  • Рабочей тетради к учебнику Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014 .

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

           Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

           Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Цели биологического образования

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

        Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

          Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Представленный курс биологии посвящён изучению растений. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 5 класса (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова). В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (35 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 3 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Резервное время (2 часа) может быть использовано на осуществление диагностики уровня знаний учащихся (вводный, промежуточный и итоговый контроль).

Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов /программа Пономарёвой/

Количество часов /рабочая программа/

1.

Наука о растения – ботаника

4

4

2.

Органы растений

8

8

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

6

4.

Многообразие и развитие растительного мира

11

11

5.

Природные сообщества

4

3

Контроль знаний /промежуточный, итоговый/

-

2

Итого:

33 ч

34 ч

Лабораторные работы:

  1. «Строение семени фасоли».
  2. «Строение корня проростка».
  3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
  4.  «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
  5. «Черенкование комнатных растений».
  6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Экскурсии:

  1. «Весенние явления в жизни экосистемы».

Форма контроля ЗУН: контрольный тест

Результаты освоения курса биологии в 7 классе

        Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала 7 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 7 классе являются:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере.
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • В ценностно-ориентационной сфере.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • В сфере трудовой деятельности.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • В сфере физической деятельности.
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием растительного организма.

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Основное содержание курса по темам рабочей программы

 (с планируемыми результатами по темам)

Биология: 7 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

(34 ч, из них 2 ч – резервное время)

Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • основные признаки царства Растения;
  • основные органоиды клетки;
  • особенности растительных тканей;
  • жизненные формы растений.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Органы растений (8 ч)

Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».

Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Демонстрация

  • Стадии прорастания семени фасоли.
  • Геотропизм корней.
  • Развитие побега из почки.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
  • особенности строения цветка как генеративного органа;
  • строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
  • видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
  • использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать функции органов растений;
  • описывать стадии развития органов растений и всего растения;
  • называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
  • различать и определять типы корневых систем;
  • определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
  • сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
  • устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
  • изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
  • объяснять особенности роста органов растения;
  • устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
  • систематизировать знания по теме;
  • оценивать свои результаты и достижения.

        Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

        Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».

Демонстрация

  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
  • Нормальные и этиолированные проростки.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • особенности минерального и воздушного питания растений;
  • отличие дыхания от фотосинтеза;
  • роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
  • особенности разных типов размножения;
  • особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
  • роль биологических знаний в практической деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
  • сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
  • характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
  • обосновывать космическую роль зелёных растений;
  • устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
  • характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
  • объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
  • сравнивать разные виды размножения;
  • сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
  • применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
  • проводить черенкование комнатных растений;
  • характеризовать этапы индивидуального развития растения;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

   Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • значение систематики в изучении растений;
  • классификацию растений;
  • общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
  • особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;
  • характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
  • общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;
  • значение образования семени;
  • отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;
  • историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;
  • заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.

Учащиеся должны уметь:

  • систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
  • осваивать приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и описывать существенные признаки водорослей;
  • сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
  • сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
  • распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
  • характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
  • проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
  • прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
  • применять приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
  • объяснять сущность понятия эволюции растений;
  • называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
  • характеризовать значение растений в жизни человека;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Тема 5. Природные сообщества (3 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
  • о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;
  • о роли зелёных растений в природных сообществах;
  • о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
  • о смене природных сообществ и её причинах;
  • особенности культурных и природных сообществ;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять сущность понятия природное сообщество;
  • устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
  • характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
  • наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
  • систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
  • называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
  • объяснять целесообразность ярусности;
  • называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
  • приводить примеры смены природных сообществ;
  • объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
  • аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема программы

Количество часов

№ п/п

Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Наука о растениях - ботаника

4

1.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

2.

Многообразие жизненных форм растений.

Вводный контроль

3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

4.

Ткани растений.

Органы растений

8

5.

Семя, его строение и значение.

6.

Условия прорастания семян

7.

Корень, его строение и значение

8.

Побег, его строение и развитие

9.

Лист, его строение и значение

10.

Стебель, его строение и значение

11.

Цветок, его строение и значение

12.

Плод. Разнообразие и значение плодов

Основные процессы жизнедеятельности растений

6+1

13.

Минеральное питание растений и значение воды

14.

Воздушное питание растений - фотосинтез

15.

Промежуточный контроль

16.

Дыхание и обмен веществ у растений

17.

Размножение и оплодотворение у растений

18.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

19.

Рост и развитие растений

Многообразие и развитие растительного мира

11

20.

Систематика растений, её значение для ботаники

21.

Водоросли, их разнообразие и значение в природе

22.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

23.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

24.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

25.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

26.

Семейства класса Двудольные

27.

Семейства класса Однодольные

28.

Историческое развитие растительного мира

29.

Разнообразие и происхождение культурных растений

30.

Дары Нового и Старого света

Природные сообщества

3+1

31.

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме

32.

Итоговый контроль.

33.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

34

Смена природных сообществ и её причины

итого

34

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать 

  • определения основных терминов и понятий, изучаемых в 6 классе в курсе ботаники,
  • особенности строения растений и зависимости растительного организма от среды обитания,
  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма.
  • Иметь представление об эволюции растений, их разнообразии: от самых древних, примитивных (водорослей, мхов), до наиболее развитых – цветковых растений.
  • Знать о приспособленности растений к жизни в природных сообществах,
  • об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.

 К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Растения, их органы, ткани, растительную клетку.
  • Разъяснять значения биологических терминов и правильно их употреблять; пользоваться энциклопедиями, биологическими справочниками и словарями.
  • Работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности растительных организмов и процессы, происходящие в них.
  • Находить и объяснять взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности растений и средой их обитания.
  • Приводить примеры различных представителей царства Растения.
  • Освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ.
  • Освоить приёмы работы с определителями растений.
  • Знать правила обращения с биологическими приборами, правила поведения в кабинете биологии.
  • Уметь проводить простейшие биологические эксперименты, делать обобщения и выводы.
  • Работать с текстом учебника и дополнительной литературой, определять основную мысль, формулировать вопросы к тексту, структурировать информацию, грамотно излагать её с помощью устной и письменной речи.

 Учебно-методическое и информационно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя

  1. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. Биология: 7 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);
  4. Биология: 5-9 классы: программа /И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.;

Основная литература для учащихся

  1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. Рабочая тетерадь

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.,  Просвещение, 1994. – 218 с.
  4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
  5. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
  6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3.  www.bio.1september.ru – газета «Биология».
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
  7.  http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8 класс

рабочая программа составлена на основании федерального стандарта и развёрнутое тематическое планирование по биологии 8 класс по программе В.В. Пасечника...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (34 часа)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданно...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (68 часов)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учре...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 8 класса

Рабочая программа и темматическое планирование для 8 класса (68 часов) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководств...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (68 часов)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданн...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 10 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (34 часа) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под ...