Рабочая программа учебного предмета «Биология» 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  для 10 класса МБОУ СОШ №2 г.Долинск составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, авторской программы основного среднего образования по биологии 10 класса  авторов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10_klass_moya.docx58.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Городской округ «Долинский»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск

694051 сахалинская область, г.Долинск, ул.Хабаровская 13, тел. 2-41-98

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №_______

«___»________20____г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР

_________

«___»_________20____г.

Утверждаю:

Директор

 «___»_______20____г.

Рабочая программа по биологии

для 10 класса

на 2018-2019 учебный год

Составлена на основе программы основного среднего образования по биологии 10 класса  авторов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов  учителем биологии Сергеевой С.А.  

г.Долинск

2018г.

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по биологии  для 10 класса МБОУ СОШ №2 г.Долинск составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, авторской программы основного среднего образования по биологии 10 класса  авторов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов ,учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2018 – 2019 учебный год, утвержденного приказом директора от 30.08.2017г. № 330-ОД.

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся определенный минимум знаний по общей биологии и научить их использовать накопленные знания в жизни. Подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.

 Задачи:

 — овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания ценности биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;

 —развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

— гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

 — формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

 —установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле, отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников.

       2. Общая характеристика учебного предмета, курса:

- концепция программы

 Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу курса биологии в  старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии в 10 классе:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

Методы и формы обучения: 

Методы: объяснительно-иллюстративный метод;  метод проблемного изложения;    эвристический метод;  исследовательский метод; репродуктивный; частично- поисковый.

Формы: урок, экскурсия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. Всего -34 часа.

  1. Изменение содержания учебного курса

Изменений в авторскую программу не внесено.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Результате изучения предмета учащиеся 10 классов должны:

  • В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны понимать:

 • основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

 • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

 • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:

  • биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:

  • решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
  • применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

  1. Контроль и оценка знаний.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены следующие общедидактические критерии.

Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Устный ответ.

  • Оценка «5» ставится, если ученик:
  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  • допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  • не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  • отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  • обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  • не делает выводов и обобщений.
  • не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  • или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Письменный ответ

  • Оценка «5» ставится в случае:
  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
  • Оценка «4» ставится в случае:
  • Знания всего изученного программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
  • Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:
  • Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  • Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические

и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1.        Оценка «Отлично» - 90-100% правильных ответов

2.        Оценка «Хорошо» - 70-80% правильных ответов

3.        Оценка «Удовлетворительно» - 50-60% правильных ответов

4.        Оценка «Неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  1. Сводная учета распределения программного материала

        по биологии        

           Приложение 1

Классы: 10 а, 10 б

Учитель: Сергеева С.А.

Количество часов и контрольных работ на 2018-2019 учебный год

класс

10

Всего часов

34

часов в неделю

1

плановых к/р  (л/р)

к/р 1, л/р 3

административных

Сводная ведомость часов за учебный год

Учебные четверти

Количество часов

1 полугодие

16

2 полугодие

18

Год

34

Распределение часов по разделам курса

№ п./п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Биология как наука. Методы научного познания

3 часа

2.

Клетка

10 часов

3.

Организм

21 час

Всего

34 часа

  1. Календарно-тематическое планирование

Приложение 2

№ п/п

Тема

Кол-во часов по теме

Число

Корректировка

10а

10б

I. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3ч).

1 полуг.

1.

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

1

2.

Сущность жизни и свойства живого.

  1                    

3.

Уровни организации жизни.

1

II. КЛЕТКА (10 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

4.

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

Тема 2.2. Химический состав клетки. (4 часа)

5.

Химический состав клетки.

1

6.

Неорганические вещества клетки.

  1                    

7.

Органические вещества.

Липиды и углеводы.

1

8.

Органические вещества. Белки. л/р Активность ферментов

1

9.

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической  клетки. (3 часа)

10.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

1

11.

Клеточное ядро. Хромосомы.

1

12.

Прокариотическая клетка. л/р Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток

1

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке. (1 час)

13.

Реализация наследственной информации в клетке.

1

Тема 2.5. Вирусы. (1 час)

14.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

III. ОРГАНИЗМ (20 часов)

Тема 3.1. Обмен веществ и преобразование энергии. (3 часа)

15.

Многообразие организмов

1

16.

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

1

2 пол.

17.

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

Тема 3.2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (6 часов)

18.

Деление клетки. Митоз.

1

19.

Размножение: бесполое и половое

1

20.

Образование половых клеток. Мейоз.

1

21.

Оплодотворение.

1

22.

Индивидуальное развитие организмов.

1

23.

Онтогенез человека.

1

Тема 3.3. Закономерности наследственности и изменчивости. (7часов)

24.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

25.

Моногибридное скрещивание

1

26.

Дигибридное скрещивание.

1

27.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1

28.

Современные представления о гене и геноме.

1

29.

Изменчивость: наследственная и ненаследственная. л/р Изучение модификационной изменчивости

1

30.

Генетика и здоровье человека.

1

Тема 3.4. Основы селекции. Биотехнология. 4 часа

31.

Селекция: основные методы и достижения.

1

32.

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

33.

к/р  «Организм»

1

34.

Повторение

1

  1. График прохождения практической части программного материала

№ п/п

Наименование темы работы

Формы проведения

Дата

Корректировка причина

10 «А»

10 «Б»

1.

Активность ферментов в живых тканях

Л/р

2.

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток

Л/р

6.

Изучение модификационной изменчивости

Л/р

7.

К/р Организм

тест

10. Материально-техническое обеспечение

Книгопечатная продукция:

УМК:

Учебник Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10 класс ДРОФА

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.Н. «Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы» - М.: Дрофа, 2004
  2. О.Л.Дудкина «Биология» (проверочные тесты) – Изд-во «Учитель» 2011г.
  3. И.Р.Мухамеджанов «Тесты, зачёты, блицопросы по биологии» - Москва, «ВАКО» 2009г.
  4. Пименов А.В., Пименова И.Н., «Биология. Дидактические материалы – М.: «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.
  5. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
  6. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология, Общая биология 10-11 –Москва: Дрофа, 2010
  7. В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2006
  8. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11.-М.: Дрофа, 2007
  9. Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.-М., Просвещение, 2006.
  10. Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion; http://chemistry48.ru

Печатные пособия:

- иллюстрированные материалы (таблицы живых организмов различных систематических категорий, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов);

Технические средства обучения:

  • компьютер  
  • интерактивная доска
  • проектор.

Экранно звуковые пособия:

  • самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM);
  • интернет-ресурсы;

Учебно - практическое оборудование

  • микроскопы, лупы, штативы
  • микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета   « Биология»  для обучающихся  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...