Задания по анатомии и физиологии человека
олимпиадные задания по биологии (8 класс)

Пацкова Надежда Александровна

Интересные задания для школьников по анатомии и физиологии человека, предложенные на конкурсе "Хочу быть врачом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\дипломы, логотип новый\лого хочу быть врачом 2.JPG

Задание: Из истории медицины

Один из знаменитых и уважаемых учёных XIX cтолетия, открывший  закон парциальных давлений, закон равномерного расширения газов при нагревании, закон растворимости газов в жидкостях, введший понятие «атомный вес», известен еще тем, что впервые провёл исследования и описал дефект зрения, которым страдал сам. Половину своей жизни он даже не подозревал, что с его зрением что-то не так.

Вопросы к заданию:

1.Назовите имя ученого и заболевание, названное в честь его.

2.При каких обстоятельствах он обнаружил свой дефект зрения?

3.С какой хромосомой связано это заболевание?

4.Рассмотрите все возможные варианты передачи этого заболевания от родителей к детям.

5. У здоровой женщины есть брат с рассматриваемым выше дефектом зрения. Может ли у нее родиться сын с таким же заболеванием? Какова теоретическая вероятность этого события?

Вопросы №

Ответы

1.

2.

3.

4.

5.



Предварительный просмотр:

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\дипломы, логотип новый\лого хочу быть врачом 2.JPG

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\рисунки\cardiology.jpg

Задание: Гемодинамика при пороках сердца

Звуковые явления при работе сердца

Работа сердца сопровождается напряжением и периодическими движениями отдельных его частей и содержащейся в сердечных полостях крови. В результате этого возникают колебания, которые проводятся через окружающие ткани на поверхность грудной стенки, где могут быть выслушаны как отдельные звуки.

 Аускультация (лат. auscultatio) — метод физикальной диагностики в медицине,            заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в процессе функционирования органов. 

Аускультация сердца позволяет оценить свойства звуков, возникающих в процессе сердечной деятельности, определить их характер и причины появления.

В норме над сердцем во всех точках аускулътации выслушивается мелодия, состоящая из двух быстро следующих один за другим коротких отрывистых звуков, так называемых, основных тонов, затем следует более продолжительная пауза (диастола), вновь два тона, опять пауза и т.д.

Вопрос №1

Как называются тоны сердца? В какую фазу сердечного цикла они возникают?

Тон

Название

Фаза сердечного цикла

 При некоторых патологических (или функциональных) состояниях кроме тонов выслушиваются  сердечные шумы, выявляемые в интервалах между тонами сердца.

Вопрос №2

Как называются сердечные шумы? С какой фазой сердечного цикла они связаны?

Название шума

Фаза сердечного цикла

В данном задании рассмотрим гемодинамику и аускультативную диагностику 2 пороков сердца – аортального стеноза и аортальной недостаточности. При работе нормального аортального клапана звуковых проявлений в  виде шума не возникает.

На рисунке №1 показана работа нормального аортального клапана и стенозированного.

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\новые задания врача\гемодинамика\стеноз аорты.jpg

Рис.№1

Вопрос №3

Какие звуковые проявления будут выслушиваться при стенозе аортального клапана? В какую фазу сердечного цикла?

Аускультативная диагностика

Фаза сердечного цикла

При любом заболевании, в том числе при аортальном стенозе, организм человека стремится компенсировать нарушенную функцию (до определенной степени выраженности патологии – называемой стадией компенсации). Нарушение гемодинамики при изолированном аортальном стенозе обусловлено препятствием на пути поступления крови из левого желудочка в аорту.


        Вопрос  №4
Опишите механизм компенсации этого порока сердца.

Аортальный стеноз компенсируется за счет:

       

На рисунке №2 показана недостаточность аортального клапана.

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\новые задания врача\гемодинамика\Aorta(1).jpg

Рис.№2

Регургитация – это обратный ток крови.

Вопрос №5

Какие звуковые проявления будут выслушиваться при недостаточности аортального клапана? В какую фазу сердечного цикла?

Аускультативная диагностика

Фаза сердечного цикла

 Вопрос  №6

Нарушение гемодинамики при аортальной недостаточности обусловлено регургитацией крови (обратным током) из аорты обратно в левый желудочек.

Опишите механизм компенсации этого порока сердца.

Аортальная недостаточность компенсируется за счет:

 



Предварительный просмотр:

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\дипломы, логотип новый\лого хочу быть врачом 2.JPG

Задание: Снимается кино

        В кино, нередко, показывают врачей, есть уже сериалы, но чаще образ врача выводится на экран в виде эпизодов, где показаны какие-то медицинские манипуляции, оказание помощи и т.д.

В 2013 году на экраны вышел фильм «Спасибо, что живой». В нем есть эпизод оказания помощи Высоцкому, находящемуся в состоянии клинической смерти.

Вопросы:

1.Дайте оценку действий врача (роль которого исполнял актер А.Панин), показанных в этом эпизоде.

2.Ваши действия по оказанию помощи в подобной ситуации.



Предварительный просмотр:

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\дипломы, логотип новый\лого хочу быть врачом 2.JPG

Задание «Временная остановка кровотечения»

Ранение сонной артерии угрожающее жизни повреждение. От своевременной и правильной последовательности оказания первой помощи зависит жизнь пострадавшего.

Напишите в представленном ниже шаблоне последовательность Ваших действий при  данном виде травмы (укажите все возможные способы временной остановки кровотечения) .

Ответ на задание остановка кровотечения



Предварительный просмотр:

C:\Documents\КОНКУРСЫ\врач для сайта\дипломы, логотип новый\лого хочу быть врачом 2.JPG

Глаз как оптическая система

90% информации  об  окружающем мире мы получаем благодаря зрению. Глаз человека —  один из самых совершенных и вместе с тем простых оптических приборов.

Как же устроен глаз? Почему некоторые люди плохо видят  и  как  скорректировать  их  зрение? В этом задании Вам нужно вспомнить законы оптики и строение глаза человека.

Вопрос №1 Как называются структуры глаза, указанные на рисунке №1.

Название

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\глаз1.JPG

Рис.1

Вопрос №2 Опишите функции структур глаза под номерами 1,2,5,7,8,9, указанными на рисунке №1.

Название структуры глаза

Функция

1

2

5

7

8

9

 

Вопрос №3

Какие  характеристики  имеет  изображение,  возникающее  на  сетчатке  глаза? 

Вопрос №4

Как  изменяется  диаметр  зрачка  в  случае уменьшения освещенности? 

Вопрос №5

Какое свойство зрения называют инерцией  зрения?

Вопрос №6

Три человека, один из которых имеет нормальное  зрение,  у  второго  —  близорукость, а у третьего — дальнозоркость, смотрят на одни и  те же предметы. Опишите характеристики их оптической системы:

Вид рефракции

Расстояние наилучшего зрения

Где расположен фокус оптической системы глаза по отношению к сетчатке

Какие линзы корректируют дефект зрения

Нормальное зрение

Близорукость (миопия)

Дальнозоркость (гиперметропия)

 

Вопрос №7

Почему,  чтобы лучше видеть,  близорукий человек щурит  глаза?



Предварительный просмотр:

              Правило трех баранов

http://teonote.ru/wp-content/uploads/%D0%A2%D1%80%D0%B8-%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0.jpg

Уже с глубокой древности кровь считалась важнейшим носителем здоровья, притом не только физического, но и душевного. Поэтому, с одной стороны,  широко (особенно в средние века) применялись кровопускания; с другой стороны, врачи постоянно пытались найти способы переливания крови. Однако операция эта грозила многими опасностями.
Только в 1667 году в Париже было впервые произведено несколько удачных переливаний крови. При этом человеку вливалась кровь животного — ягненка или барана. Однако после нескольких удачных переливаний последовал ряд смертельных случаев.
Немецкий хирург Р. Фолькман  в 1870 г. иронически заметил, что для переливания крови необходимы три барана - один, который дает кровь, второй, позволяющий ее себе перелить, и третий, осмеливающийся это сделать. Причиной многих смертельных исходов была групповая несовместимость крови. переливание крови

В наши дни медицину  нельзя представить без переливания крови. Разработаны новые методы переливания крови, консервирования крови, длительного ее хранения при температуре -70°С (в течение нескольких лет), созданы многие препараты крови и кровезаменители, внедрены методы использования компонентов крови и плазмозаменителей. Создана искусственная кровь - перфторан.

Переливание крови - это введение определенного количества донорской крови в кровь реципиента. Эта процедура является необходимой при различных тяжелых состояниях человека: при больших кровопотерях, некоторых инфекционных заболеваниях и т.д. Человек, дающий кровь для переливания, называется донором, человек, принимающий донорскую кровь, называется реципиентом.

Вопросы вариант А:

  1. Назовите последовательно этапы свертывания крови.
  2. Каково биологическое значение способности крови свертываться?
  3. Какие группы крови человека в настоящее время известны?
  4. Как распределяются агглютиногены и агглютинины по группам крови АВО?
  5. В чем заключается суть реакции агглютинации? В каком случае она возможна?
  6. Человек с какой группой крови считается универсальным донором и почему?
  7. По какому принципу выделяются группы по системе  резус?
  8. Что такое резус-конфликт?
  9. Каковы главные правила переливания крови?

Ответы на вопросы записать в прилагаемом  шаблоне.

Определение группы крови донора и реципиента очень важно в клинической практике при проведении переливания крови. Для определения группы по системе АВ0 используют стандартные кровяные сыворотки I , II и III групп, которые содержат соответственно агглютинины α β , β , α . В каплю каждой стандартной сыворотки добавляют по капле исследуемой крови, перемешивают чистой палочкой (отдельной для каждой капли) и через некоторое время отмечают наличие или отсутствие реакции агглютинации.

           

 Вопрос вариант В:

Каким группам крови соответствуют приведенные ниже реакции:

  1.         C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\3.bmp 
  2. C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\2.bmp
  3. C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\1.bmp
  4.  C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\4.bmp



Предварительный просмотр:

Случай в лесу

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\новый вариант\shishkin32.jpg

В походе Вы находите одного из туристов под деревом, которое придавило ему правую ногу на уровне средины голени. Пострадавший в сознании, жалуется на боль в ноге, сам сразу освободиться от придавившего дерева не смог, прошло более 2 часов.

 Нужно оказывать помощь.  С чего начать?  Вспомните, что Вам говорили на уроках ОБЖ про подобную ситуацию. Вспомнили? С начала нужно —  поднять дерево и освободить ногу (вроде бы это логично —  устранить причину)…. или нет?  В голове хаотично проносятся этапы: «поднять дерево и освободить пострадавшего»; «снять обувь и обложить ноги бутылками или фляжками с горячей водой (воду согреть на костре), или с ледяной родниковой водой?»; «предложить обильное теплое питье (например, чай из термоса)»; «а может не поднимать дерево и не тревожить пострадавшего до прибытия спасательных служб —  вдруг сделаю что-то не так?»; «в аптечке есть анальгин —  дать 2-3 таблетки»; «говорили, что надо бинтовать, но ведь кровотечения нет?»; «а массировать ногу? – надо ли, не помню… »;  «что-то говорили про шины, или это при переломах только? а где взять шины в лесу?»; «вспоминается что-то про  жгут, нужен ли он в этой ситуации,  и так нога придавлена?, а если нужен, куда накладывать?»…

Вам нужно принимать решение.

 Задание.

 Что и в какой последовательности Вы будете делать? И  важна ли и, если да, то почему,  последовательность действий?



Предварительный просмотр:

Медицинская сортировка

C:\Documents and Settings\Пользователь\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\0011-011-Pirogov-na-krymskoj-vojne.jpg

Во время крымской войны великий русский хирург впервые в истории медицины применил сортировку раненых.  Он писал: «Часто я видел, как врачи бросались помочь тем, которые более других вопили и кричали, видел, как они исследовали долее, чем нужно, больного, который их интересовал в научном отношении, видел также, как многие из них спешили делать операции, а между тем, как они оперировали нескольких, все остальные оставались без помощи, и беспорядок увеличивался все более и более. Вред от недостатка распорядительности на перевязочных пунктах очевиден...  Без распорядительности и правильной администрации нет пользы и от большого числа врачей, а если их к тому еще мало, то большая часть раненых остается вовсе без помощи".

Вопрос №1

Кто этот хирург? Какой еще вклад он внес в мировую медицину?

Ситуационная задача.

Вы врач и к Вам одновременно доставили 5 пострадавших:

Пострадавший №1 с кровоточащей раной на лице. Лицо и одежда в крови. В сознании, передвигается самостоятельно, сильно  возбужден, кричит, просит о помощи.

           Пострадавший №2  без видимых признаков повреждений. Жалуется на головокружение, тошноту. Передвигается самостоятельно, но неустойчиво, шатается.

        Пострадавший №3. Передвигается самостоятельно. Жалуется на боли в руке, слабость  и головокружение. Правое плечо перевязано. Повязка вся пропитана кровью. На плече  жгут, который наложен 1 час назад.

        Пострадавший №4. Доставлен на щите, лежа. Жалуется на боли в спине, не чувствует ног. В сознании. Видимых повреждений нет.

        Пострадавший №5.  Доставлен на носилках. В сознании, но заторможен. Бледен. Артериальное давление низкое, пульс нитевидный. Держится руками за живот. Внешне спокоен.

Вопрос №2.

После быстрого осмотра пострадавших Вы принимаете решение, что в первую очередь в оказании помощи нуждается пострадавший №….., затем пострадавший №…. и т.д.

и почему Вы так считаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека по специальности лечебное дело (фельдшер).

Образовательная программа учебной дисциплины  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    лечебное дело...

Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме Кости мозгового отдела черепа

Данная методическая разработка  для преподавателей  СПО медицинского направления . Она  используется  на практической работе по теме "Кости лицевого отдела".    в ней ест...

«Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине “Анатомия и физиология человека” »

Особое место в системе занятий, на которых студенты плодотворно овладевают опытом самостоятельной учебно-познавательной деятельности, являются семинары и консультации. Самостоятельную работу необ...

Сборник латинских терминов по дисциплине ОП.02 "Анатомия и физиология человека"

Здесь Вы найдете часто используемые латинские термины по дисциплине....

Методический доклад «Особенности методики преподавания анатомии и физиологии человека».

В основании большинства наук, предметом изучения которых является человек, лежит анатомия – наука о строении человеческого организма и его частей. В рамках изучения анатомии как предмета учебной прогр...

Рабочая программа курса по выбору "Анатомия и физиология человека", для 9 класса.

Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о с...

Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо

Кроссворд по теме "Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо"...