Урок "Мхи" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Конспект урока "Отдел Моховидные", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

Смышляева Надежда Георгиевна, учитель биологии

Разделы: Биология 

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания;
  • познакомить с их ролью в природе и жизни человек;
  • создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации

Развивающие:

  • расширение объема жизненных наблюдений, кругозора учащихся;
  • формирование умения объяснять отличительные признаки грибов и мхов, применять знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  • знакомство с биологическим разнообразием мхов и их эстетическое значение;
  • воспитание бережного отношения ко мхам, как части экологической обстановки в данной местности.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
  • Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений
  • Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации
  • Познавательные УУД: узнать о реальной ситуации связывающей биологические знания с историческими событиями.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Личностные: у учащихся продолжает формироваться научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Межпредметные связи

Экология, литература, медицина, география

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Основные понятия урока: основная и фотосинтезирующая ткани, моховидные, печёночные мхи, листостебельные мхи, ризоиды.

Информационно-методическое обеспечение урока:

1. Биология. Введение в биологию  5 класс. Учебник.  Под редакцией А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. УМК  «Живой организм». 2012 год.
2. Презентация в формате Power Point «Мхи»

Оборудование: рабочие листы (Приложение 2), листы самооценки (Приложение 3), гербарии, плакаты, образцы торфа, микроскопы, предметные стекла, образцы живого мха.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ход урока.

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и  полного  взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого

2. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучение основных групп растений, но прежде вспомним, что мы знаем о водорослях. На ваших столах лежат тесты, ответы можно просто обводить кружком. На работу с тестом вам дается 4 мин. По истечению времени, меняетесь листочками с соседом, я открываю слайд с ответами, и вы производите взаимопроверку. Оценку за тест выставляете в оценочный лист (Приложение 2).

(Слайд №1)  Тест Водоросли (Приложение 1)

3. Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.

(Слайд № 2). (Для того чтобы перейти к новой теме, учащиеся разгадывают загадку).

Учитель. Ребята, Лесовичок загадал мне загадку. Помогите разгадать её.

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке,

Куда не глянь растет.

Он снизу - беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Предполагаемый ответ. (Мох).

Учитель: Правильно ребята. Сегодня вы узнаете о новой группе растений – отеле Моховидные.

Какие задачи на урок мы перед собой поставим? Что мы узнаем в конце урока?

Ответы: 

  • Особенности строения мхов.
  • Представители отдела Моховидные.
  • Значение в природе и жизни человека.
  • Значение в природе и жизни человека.

(Слайд №3-4).  (Учитель организует беседу. Подводит итог беседы. Озвучивает задачи урока).

Учитель: Откройте рабочие тетради и запишите тему урока. Ребята, проанализируйте текст загадки и ответьте мне на  вопрос: где произрастает мох?

 (Слайд № 5) (Работа с текстом загадки).

Предполагаемый ответ. (На болоте).

4. Изучение новой темы.

Учитель:  Проанализировав стихотворение, мы определили, что мхи растут на болотах. Давайте определим, к какой группе растений по отношению в воде они будут относиться.

(Слайд № 6). Предполагаемый ответ. (Влаголюбивые).

Учитель: Да, мхи - растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их в хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды, которые несмотря на любовь к воде, могут переживать длительные засухи. 

Вопрос: Ребята, давайте, основываясь на имеющихся знаниях, вместе определим, какое систематическое положение занимают мхи в царстве растений?  Мхи – это растения? (ДА).Ну начнем, пожалуй, с того, что вспомним, все растения являются представителями надцарства … (ЭУКАРИОТЫ), царства… (РАСТЕНИЯ), Подцарство…? (ВЫСШИЕ), а почему? (Потому, что к низшим относятся только водоросли!).

Учитель: Совершенно верно. А почему мы относим водоросли к низшим растениям? (У них нет тканей и органов). Конечно, а вот у мхов уже имеются два вида тканей: Это фотосинтещирующая и основная. Отдел, к которому относятся мхи, называется… (Моховидные). Какие вы молодцы! А на уроке мы с вами познакомимся с представителями двух классов: Листостебельные и Печеночные.

(Слайд № 7). 

(Царство Растений. Подцарство – Высшие споровые растения (разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела). Отдел – Моховидные.)

Учитель.  Ребята, давайте составим характеристику мхов, для этого прочтите текст на стр. 73 до абзаца «Кукушкин лен» и заполните таблицу «Характерные особенности мхов», которая лежит на ваших столах. А после мы с вами проверим и сравним ваши ответы (Приложение 3).

 (Слайд № 8). 

Учитель: (Слайд № 9) Печеночники — очень древние мхи (пластинка похожа на печень человека). Они особенно богато представлены в тропиках. Один из распространенных видов печеночников — Маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела).

К ним относится и  теплолюбивая Риччия водная, разводимая аквариумистами.  

Вопрос:  Какое строение имеют печёночники?

Предполагаемый ответ. (Имеют слоевище и ризоиды).

Учитель.  Правильно.  

  • С какими низшими растениями они имеют сходство?

Предполагаемый ответ. (С водорослями).

Учитель дополняет ответ.

Учитель: Листостебельные мхи в растительном покрове Земли играют значительно большую роль, чем печеночники. Одни из наиболее известных зеленых листостебельных мхов — Кукушкин лен и сфагнум часто встречается в хвойных лесах, на болотах, в сырых местах, часто произростают совместно. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.

(Слайд № 10).

О кукушкином льне и сфагнуме прочтем в учебники на стр. 73-74 и ответим на вопросы. Разделимся как всегда, на два варианта. Первый вариант читает о Кукушкином льне, второй о Сфагнуме. (Слай)

1. Из каких частей состоит тело Кукушкина льна (Сфагнума)?

2. Как мох крепиться к почве, если у него нет корней?

3. Какое важное условие для существования мха?

4. Что за коробочки на верхушках растения? Для чего они?

Физминутка.

5. Первичное закрепление знаний.

Учитель: А сейчас вы, как настоящие исследователи, воспользовавшись учебником и информацией  слайде  13 выполните лабораторную работу, листочки у вас на столах. (Приложение 4)

6. Рефлексия. 

Учитель: Ребята, сделайте вывод, в чём проявляется усложнение в строении мхов по сравнению с водорослями?

(Учитель заслушивает мнение детей).

Предполагаемый ответ. (Мхи состоят их стеблей и листьев, а водоросли имеют слоевище. Имеют ткани).

  • Что образует мох Сфагнум в природе?

 Предполагаемый ответ. (Болото).

  • Почему сфагнум считается хранителем лесных болот, ручьёв и рек? 

Предполагаемый ответ. (Впитывает влагу, как губка, и сохраняет её).

  • Что образуется при отмирании нижних частей мха?

Предполагаемый ответ. (Торф.).

  • Как используют торф в жизни человека?

Предполагаемый ответ. (Торф  -  топливо – удобрение – из него получают химические продукты: смолу, воск и другие вещества).

Учитель: Домашнее задание ребята, будет записано в электронном журнале и на доске. А сейчас попрошу вас, выставить себе оценку за работу на уроке и вместе с лабораторными работами сдать. Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. До новых встречь.

7. Домашнее задание.

Выучить § 14, ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 70.

Приложение 1

ФИ__________________класс____         Тема «Водоросли»

Вариант 1.

  1. К низшим растениям относятся растения, которые:

1) имеют побег;

2) имеют корни;

3) имеют тело – слоевище.

2. Для водорослей характерны следующие признаки:

1) имеют листья и стебли;

2) обитают в воде и цветут;

3) имеют слоевище и ризоиды.

3. К одноклеточным зелёным водорослям относится:

1) спирогира;

2) хламидомонада;

3) порфира.

4. Хроматофор – это:

1) название водоросли;

2) большой хлоропласт;

3) орган передвижения водоросли.    

5. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

1) корней;

2) корневища;

3) ризоидов.

      6. Какую водоросль называют «морской капустой»:

          1) спирогиру;

          2) ламинарию;

          3) порфиру.

ФИ__________________класс____  Тема «Водоросли»

Вариант 2.

  1. Водоросли относятся:

     1) к низшим растениям;

     2) к высшим растениям;

     3) могут относиться к обеим этим группам.

2. Ризоиды это:

     1) название растения;

     2) вид корня;

     3) нижняя разветвлённая часть слоевища, с помощью которой водоросли прикрепляются к субстрату.

3. К нитчатым зелёным водорослям относятся:

 1) хломидомонада;

 2) ламинария;                                                

 3) спирогира.

4. Органоид, который помогает хламидомонаде двигаться к свету, называется:

1) красный глазок;  

2) ядро;  

3) хроматофор.

    5. Тело многоклеточных водорослей состоит:

1) корня и побега;  

2) слоевища и ризоидов;                                                    

3) стебля и листьев.

   

6. У зелёных водорослей хлорофилл находится:

    1) в хлоропластах;

    2) в вакуолях;

    3) в хроматофоре.

Приложение 2

Оценочный лист

ФИ__________________ класс_____

задание

оценка

тест

характерные особенности мхов

ответы на вопросы в течение урока

лабораторная работа

Общая оценка

Приложение 3

Характерные особенности мхов.

признаки

характерные особенности

Размер

Ткани  

Органы

Размножение

Основное условие распространения

Распространение

Приложение 4

Лабораторная работа

«Изучение строения мха»

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и опишите внешний вид сфагнума. Сделайте его рисунок, подпишите основные части.

2. Рассмотрите клетки мха под микроскопом. Под микроскопом видно, что листья состоят из двух видов клеток. Чем они отличаются? Сделайте рисунок, подпишите.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна? Сделайте вывод. Оформите в виде сравнительной таблицы.

Основные части растения

Особенности строения сфагнума

Особенности строения кукушкина льна

Стебель

Листья

Ризоиды

Коробочка

Сфагновый мох содержит сфагнол, и потому его применяют в медицине и ветеринарии для перевязок. Одна из особенностей сфагновых мхов – их антибиотические свойства. Кроме того, он очень мягкий, хорошо впитывает влагу, кровь и гной. Одна весовая часть сфагнума впитывает 25 частей воды. В нем есть полые и незакрытые клетки, которые заполняются жидкостями, а раны остаются сухими. Сфагновый мох много заготавливали во время первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны он использовался в госпиталях в качестве сфагно-марлевых повязок.  

Бактерицидные свойства сфагнума могут найти применение и в наши дни как лекарственное сырье для изготовления мазей, порошков и пр. Как противогрибковое средство тоже.

Сфагновые мхи используются некоторыми народностями вместо пеленок для младенцев. Отваром мха моют голову при выпадении волос. Используют он и в аквариумном дизайне.

4.  Как могли использовать сфагнум во время Великой Отечественной войны?

5. Как человек использует мох?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....