Открытый урок
методическая разработка по биологии (8 класс)

Кудашева Ильмира Шамилевна

Конспект открытого урока биологии в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

8 класс

ТЕМА: «Пищеварение в ротовой полости.»

Девиз урока: «Твое здоровье - в твоих руках».

Тип: комбинированный.

Цели:

Образовательные : обеспечить усвоение знаний о:

-механической и химической обработке пищи в ротовой полости;

- свойствах  ферментов;

- строении  и типах зубов.

Развивающие : продолжить работу над формированием у учащихся:

-осмысления учебного фактического и дополнительного материала;

-навыков частично – поисковой деятельности;

-умение применять полученные знания в собственной жизни;

-умение работать в должном темпе.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

-познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактика зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

Продолжительность: 1 урок- 45 минут.  

Класс: 8

      Технологии: компьютер, презентация.

Ход урока.

I .Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

II.Актуализация знаний воспитанников.

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

2. Опрос: комбинированный опрос по теме

                    «Пищевые продукты и питательные вещества»:

  • Фронтальный опрос (приложение № 1.)
  • Групповая работа у доски (приложение № 2.)
  • Индивидуальная работа (приложение № 3.)

III.Изучение новой темы.

Эпиграфом нашей темы будут слова древнегреческого философа Сократа:

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Уже в древности ученые задумывались над проблемой пищеварения. Английский врач Тревор Уэстон отмечал, «мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма».

Что же происходит у нас с пищей в пищеварительной системе?...Самый верхний «этаж» пищеварительной системы – ротовая полость. Поэтому тема нашего урока

«Пищеварение в ротовой полости».

Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости, строением зубов и их функциями)

Какова личная значимость этой темы? (мы познакомимся с правилами ухода за зубами и.т.д.)Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни

Учитель:

- В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи при помощи зубов и слюны.

Вопрос: Откуда берется слюна?

(Ответ учеников: из слюнных желез)

Учитель:

- Правильно. Ну какие же железы находятся в ротовой полости?

(работа с текстом учебника).

Ответы учеников:

  1. Околоушная.
  2. Поднижнечелюстная.
  3. Подъязычная.

Учитель:

-А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение.

Учитель:

А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение  (работа с текстом учебника)

  1. Определение положения околоушных слюнных желез.

 Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.

  1. Определение положения подчелюстных слюнных желез. 

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).

  1. Подъязычная железа. 

Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

Вопрос:  Какова функция слюны? (сообщение ученика)

В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.

При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.

Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.

-Состав слюны.

1.Муцин- слизь из специальных белков.

2. Вода.

3. Лизоцим – убивает микробы в ротовой полости.

4. Амилаза –фермент слюны ,который расщепляет молекулы крахмала до глюкозы.

Вопрос: Что такое ферменты?

Ответ учеников: Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.

Учитель:

- Сейчас мы на практике выясним, что происходит с крахмалом под действием слюны.

 Проделаем лабораторную работу №5 по теме:

«Действие слюны на крахмал».

Цель эксперимента: показать ,что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, аптечный йод (5%), вода.

Ход работы.

1.Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленном бинте.

2.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтоб он нагрелся (1-2 мин).

3. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

Что происходит с бинтом? Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет. Места, обработанные слюной, останутся светло-коричневыми, так как крахмал в них распался до глюкозы под действием фермента а-амилазы. Глюкоза действием йода не дает синего цвета. Запишем вывод в тетрадь.

Учитель:

Я вам кое-что приготовила, посмотрите на этот лимон (выдавливается сок лимона). Чувствуете, как во рту появляется слюна?

Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.

Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками.

В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.

Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)

При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.

IV. Физ. минутку.

Игра  «да» или «нет».

Учитель:

- Если я говорю правильно вы сидите, если неправильно- встаете.

1. Начальная часть тонкой кишки называется двенадцатиперстная кишка. (да)

2.Самая большая железа – слюнная.(нет)

3. Зубы необходимы для механического измельчения пищи. (да)

4.Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.(нет)

-Если я говорю правильно, вы поднимаете вверх правую руку, если неправильно – левую.

1.Отдел, следующий за желудком – кишечник. (правая)

2.Белки, жиры, углеводы – это питательные вещества.(правая)

3. Желчный пузырь вырабатывает желчь. (левая)

4.Слюнные железы  – это железы внутренней секреции. (левая).

Игра «Составить поговорку из слов».

Тот, живет, кто, жует, долго, хорошо.

(Кто хорошо жует, тот долго живет).

Учитель:

Вопрос: При помощи чего мы измельчаем пищу?

Ответ учеников: зубов.

Вопрос: Сколько зубов у взрослого человека?

Ответ учеников: 32.

Учитель:

- Появляются зубы на 5-6 месяце. Гиппократ считал, что эти зубы образуются из материнского молока и назвал их «молочными».

Зубы : молочные и постоянные.

Работа с учебником.

Учитель:

-Прочитать страницу  177 учебника и ответить на вопрос:

На какие группы делятся зубы по форме коронки и выполняемым функциям.

Ответ учеников: резцы, клыки, коренные зубы.

Зуб  состоит  из   плотного   вещества   -  дентина,   коронку   покрывает-

зубная   эмаль.    Внутри   зуба   находится  -  пульпа  (   кровеносные   сосуды   и  нервные   окончания. )

Зубной  аппарат  человека  делится   на   резцы  (   расположенные  спереди ),   клыки

и  коренные.

                     Первые   зубы   появляются  к  6-8  месяцам   после   рождения.

К   двум  годам  завершается   развитие  молочных   зубов.    Всего  их  20:   8   резцов,  

4   клыка,   8   коренных.   С  5 -7   лет   начинается   смена    молочных   зубов  на   постоянные,    которая   продолжается   до  12 – 13  лет.

                     У   взрослых   людей   32   зуба:   8   резцов,   4   клыка,   8   малых  коренных   и  12  больших   коренных.    

                                                                               

              Учитель:

-Расположение зубов можно записать в виде формулы.

3

2

1

2

2

1

2

3

Верхняя челюсть

3

2

1

2

2

1

2

3

Нижняя челюсть

                                                                                                                                                                       

Форма и значение зубов различны, но у всех зубов сходное строение.

У каждого зуба есть:

  • Корень (от 1 до 3)
  • Шейка
  • Коронка

Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости и снаружи покрыт цементом. Между корнем и альвеолой  (лункой) имеется узкое щелевидное пространство заполненное соединительной тканью – периодонт зуба. Волокна периодонта вплетаются своими концами  в цемент и костную ткань ячейки и таким образом закрепляют кость в альвеолярном отростке челюстей. Из стенок альвеолы в периодонт проникают кровеносные сосуды, питающие ткани зуба и нервные волокна.

Коронка зуба выступает в ротовую полость. Снаружи коронку покрывает твердая зубная эмаль – это самое прочное вещество в организме человека, она предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов.

Основная масса зуба и коронки зуба состоит из дентина – это костное вещество, пропитанная солями кальция. Дентин пронизан мельчайшими канальцами, в которых находятся питающие волокна  окончания. В 1 мм2 дентина есть до 75 тыс. таких канальцев. В середине каждого зуба имеется полость, которая переходит в узкий канал заканчивающийся отверстием  на верхушке корня. В этой полости коронки зуба  находится мякоть – пульпа зуба, который питает ткани зуба. Пульпа зуба соединена с остальными частями челюсти нервно-сосудистым пучком, который проходит через отверстие корня зуба.

Шейка зуба. Между корнем и коронкой зуба располагается шейка зуба покрытая цементом и сверху прикрыта десневым краем.

Вопросы:

1.Сколько зубов у взрослого человека?

2Каково внешнее строение зуба?

3.Как различаются зубы по форме коронки?

4Почему в больнице, когда удаляют зуб.  Идет кровь и вы испытываете боль?

В ротовой полости параллельно механической происходит химическая обработка пищи с помощью слюны. Поэтому мы должны соблюдать гигиену полости рта.

Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный.

(Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу).

Уход за зубами. Потребление сырых овощей и фруктов (например, моркови, яблок) способствует естественному очищению зубов. Однако оно, как правило, бывает недостаточным. В слюне содержатся различные минеральные соли и органические вещества. Смешиваясь с остатками пищи, они образуют желтый налет, который через определенное время твердеет и превращается в зубной камень. Для того чтобы его удалить, применяют зубную пасту и зубной порошок.

Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером. Щетку следует вести от десны к коронке. При противоположном движении (от коронки к десне) налет забивается в щели между зубами и деснами, что ведет к образованию камней в области шейки зуба.

При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны.

После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться ниткой, протягивая ее между зубами. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. Полоскание рта после еды также содействует очищению зубов.( Слайд 13)

Заболевания зубов. Эмаль – твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожог. Чем больше при этом контраст температур, тем большая вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень. Его снять можно лишь механически или с помощью специальной пасты.

Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит. Признаки пульпита – зубная боль, повышенная чувствительность зуба к ощущению температуры пищи

Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится.

Большое разрушающее воздействие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся при брожении углеводов. Кроме того, сахар является хорошей средой для микробов, находящихся в полости рта. Вредно также грызть леденцы, орехи. Это может привести к механическим повреждениям зубов. При недостатке фтора зубы разрушаются быстрее. Поэтому в некоторые сорта зубной пасты вводят соли фтора.

Зубы у человека меняются только один раз, поэтому надо стремиться сохранить их на всю жизнь. Для этого надо есть поменьше сладостей и побольше творога, овощей, фруктов, пить натуральные соки – поставщики витаминов и кальция, необходимого зубам. Ежедневно утром и вечером надо тщательно чистить зубы. И, конечно, регулярно (один-два раза в полгода) посещать врача-стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения.( Слайд 14)

V.Рефлексия.

Итак, что вы сегодня нового узнали?

  1. В ротовой полости происходит:

А) завершение переваривания пищи;

Б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала;

В ) переваривание жиров.

  1. Каким веществом покрыта коронка зуба:

А) прочным цементом;

Б) дентином;

В) эмалью.

3. Всего у взрослого человека:

А) 32 зуба;

Б) 36 зубов;

В) 30 зубов.

VI. Подведение итогов. Игра «Микрофон».

Вывешивают плакаты под девизом урока:

-« Твое здоровье в твоих руках».

- «Ежедневно утром и вечером чистите зубы противовоспалительными пастами».

-« Тщательно пережевывайте пищу».

-«Не раскусывайте слишком твердую пищу».

-«Своевременно посещайте стоматологов и лечите больные зубы».

-« Не употребляйте слишком холодную и слишком горячую пищу».

-«Перед едой нужно всегда мыть руки».

-« После еды прополаскивайте рот теплой водой».

VII. Комментирование и выставление оценок.

Используя критерии оценивания ФГОС.

Глотание. Пережеванная, смоченная слюной и ставшая более скользкой пища превращается в комок. Благодаря движениям языка и щек пищевой комок попадает на спинку языка. Раздражение рецепторов корня языка сопровождается поднятием мягкого нёба, которое ограничивает сзади ротовую полость. Благодаря поднятию мягкого нёба пища не попадает в носовую полость, а сокращениями языка проталкивает дальше в глотку. В момент проталкивания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Пища в этом случае не попадает в дыхательные пути, а в результате сокращения мышц глотки продвигается в пищевод. Глотание является сложным рефлекторным актом. Обязательное условие при этом – раздражение рецепторов корня языка. От них нервные импульсы передвигаются в продолговатый мозг, где располагается центр глотания. Отсюда выходят нервные волокна, оканчивающиеся в глотательных мышцах. Центр глотания находится во взаимодействии с центром дыхания и центром сердечной деятельности. Вот почему во время каждого глотательного движения задерживается дыхание, и учащаются сердечные сокращения. Из глотки пищевой комок попадает в пищевод. В это время открывается вход в желудок.

VIII. Домашнее задание (вариантное)

1.Составьте памятку по уходу за зубами и полостью рта( для творческих учащихся).

2.  §34, вопросы.

Учитель:

-Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделайте произвольный глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.

Приложение № 1.

Фронтальный опрос:

  1. Ежедневно человек принимает пищу. Отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти. В чем же значение пищи?

(а) содержит питательные вещества

 б) является источником энергии

  1. На какие группы делят пищу по происхождению, которой питается человек?

(на растительную и животную пищу)

  1. Какие вещества получает человек с пищей?

(человек с пищей получает питательные вещества)

  1. На какие группы делятся питательные вещества?

(жиры, белки, углеводы, минеральные соли, вода и витамины)

  1. Перечислите основные функции питательных веществ.

(строительная и энергетическая)

  1. Сколько процентов солей и сколько процентов воды находится в теле человека?

(в теле человека 5,8% солей и 60-65% воды)

  1. Какие минеральные соли находятся в:
  • Злаках – кремния
  • Морских растениях – йод
  • Молоке и молоч.продуктах – кальция
  • Мясе, сыре, яйцах, печени, фасоли – фосфора
  • Капусте, картофеле, кукурузе – калия
  1. На какие группы разделяют пищу, в зависимости от содержания питательных веществ?

(различают пищу: белковую, жировую, углеводную)

  1. Какой процесс называется пищеварением?

(Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества)

  1.  Перечислите этапы пищеварения.
  • механическая обработка пищи
  • химическая обработка пищи
  1.   Перечислите пищеварительные соки нашего организма.

(слюна, желудочный сок, кишечный сок, желчь, секрет поджелудочной железы) 

  1. Какое вещество содержат все пищеварительные соки нашего организма?

(все пищеварительные соки содержат ферменты)

  1. Что такое ферменты?

(ферменты- вещества белкового происхождения, функция которых – ускорение химических реакций в пищеварительном канале)

  1. Перечислить функции органов пищеварения.
  • Секреторная
  • Двигательная
  • Всасывательная

Приложение  № 2.

Групповая работа у доски.

Задание: Распределите предложенные продукты питания на группы  по содержанию  

                 белков, жиров, углеводов.

             (задание выполняется у доски с тремя учащимися)

Продукты питания:

Мясо, рыба, яйцо, молоко, сметана, сыр, грецкий орех, растительное масло, сливочное масло, маргарин, кефир жирный, конфеты, сахар, мед, крупа, макароны, варенье, хлеб, шоколад, картофель, морковь, яблоко.

1-й ученик (БЕЛКИ):

  • Мясо,
  • рыба,
  • яйцо,
  • молоко,
  • сметана,
  • сыр,
  • грецкий орех

2-й ученик (ЖИРЫ):

  • растительное масло,
  • сливочное масло,
  • маргарин,
  • кефир жирный,
  • конфеты

3-й ученик (УГЛЕВОДЫ):

  • сахар,
  • мед,
  • крупа,
  • макароны,
  • варенье,
  • хлеб,
  • шоколад,
  • картофель,
  • морковь,
  • яблоко

Приложение № 3.

Индивидуальная работа

(Опрос проводится по составу пищеварительной системы на разборной модели человека, работа проводится с одним или с двумя учащимися)

Задание: 

  1. Перечислить и наглядно показать основные органы, входящие в состав пищеварительной системы человека.

(Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез. Пищеварительный канал состоит из:

  • Ротовой полости
  • Глотки
  • Пищевода
  • Желудка
  • Тонкой кишки
  • Толстой кишки)

  1. Перечислить и наглядно показать пищеварительные железы, входящие в состав пищеварительной системы человека.
  • Слюнная железа
  • Поджелудочная железа
  • Кишечные железы.

сканирование0001



Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии 8 класс

Тема:  Движение крови по сосудам. Круги кровообращения

Задачи:  Дать основные понятия о кровеносных сосудах. Раскрыть понятие кровообращение, особенности строения сосудов в связи с их функциями. Закрепить знания учащихся о больших и малых кругах кровообращения. Развитие мыслительных способностей учащихся. Воспитание самостоятельного мышления. Развитие памяти.

Тип урока:  комбинированный, нестандартный урок.

Оборудование: картинки с изображением сердца, кровеносных сосудов и др.

Ход урока:

I.   Орг.момент: 

Девиз урока:

«Знать необходимо не затем, чтоб только знать,

но для того чтоб научиться делать»

М.Горький

1. Психологический настрой:

Все друг к другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись.

Повернулись и ко-мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

2. Актуализация опорных знаний

Два урока назад мы с вами приступили к изучению нового раздела биологии , который называется …..»Внутренняя среда организма». Давайте сейчас немного повторим, что вы узнали о внутренней среде организма из прошлых уроков.

У вас на партах есть инструктивные карты, по которым вы будете работать в течение урока. Вам необходимо их подписать.

Найдите на карте первое задание.

3.Перед вами слова с пропущенными буквами.

 Задание: запишите слова, в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

А-рта, кл-п-н, пр-дс-рдие, ж-л-д-чек.

– Что объединяет все эти слова? (части сердца)

2. Работа с таблицей: «Строение сердца»

– Покажите эти части сердца на рисунке.

 – К доске выйдет …

 – Где находится аорта,

 – Правое предсердие,

 – Правый желудочек,

 – Левое предсердие,

 – Левый желудочек

 – Клапаны.

– Может, кто помнит название клапанов сердца?

сердце состоит из левого и правого предсердия, левого и правого желудочков и клапанов створчатых и полулунных.

3.Проверка домашнего задания

Дифференцированная работа по карточкам

– Следующая работа по карточкам: заполните таблицу по определениям. (Раздаю карточки)

 – В схеме даны определения кровеносных сосудов, вписать их названия.

 Анализ работ: взаимопроверка

– Поменялись работами, проверяем, что у вас получилось. А кто – нибудь впишет в схему на доске.

Оценивание – поставьте своему соседу отметку:

нет ошибок – 5;

 1 ошибка – 4

 больше 1 – 3.

3.Ребята, вот вы говорите «несет к сердцу, несет от сердца…» Как вы понимаете смысл этих слов?  То есть кровь способна двигаться по нашему организму, да? А давайте проведем небольшой опыт и узнаем движется все таки кровь по сосудам или нет.

– Поднимите вверх левую руку, а правую опустите в низ.

 – Затем обе руки вытянуть прямо перед собой и сравните цвет кожи.

 – Что вы наблюдаете? (Одна рука розовая, вторая – бледная)

 – Как вы считаете, почему руки разного цвета? (От левой руки произошел отток крови, к правой кровь притекла)

Вывод: Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения, к которым как вы уже знаете относятся сердце и кровеносные сосуды.

– Поднимите вверх левую руку, а правую опустите в низ.

 – Затем обе руки вытянуть прямо перед собой и сравните цвет кожи.

 – Что вы наблюдаете? (Одна рука розовая, вторая – бледная)

 – Как вы считаете, почему руки разного цвета? (От левой руки произошел отток крови, к правой кровь притекла)

Вывод: Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения, к которым как вы уже знаете относятся сердце и кровеносные сосуды.

То есть кровь все таки движется, при том непрерывно, то есть по кругу. А вы бы хотели узнать  по какому пути осуществляется это движение. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Движение крови по сосудам, Круги кровообращения.»

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Давайте с вами наметим цели на сегодняшний урок. Что мы должны с вами успеть.

1.Рассмотреть круги кровообращения.

2.Узнать как происходить движение крови по сосудам

4.Изучение новой темы

– Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый. Я предлагаю вам просмотр видео. (Большой круг). Итак,

– Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

Давайте запишем в тетради. Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии.

Далее смотрим видео (малый круг)

– Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.

Записываем Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца и заканчивается в левом предсердии.

  1. При изгнании крови из сердца в артерии в из стенках возникает волна, которая способствует движению ее вдоль сосудистой системы. Эти волны есть результат пульсации артерии.
  2. Пульс усиливается при большом потоке крови по сосудам. Это можно наблюдать при пальпаторном прощупывании пульсации лучевой артерии.

Лабораторная работа

Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (10 приседаний).

Цель: отработать навык подсчета пульса в разных условиях.    

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой                                                

Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке

Ход работы.                                                                                          

1. Найдите пульс на лучевой артерии (пальпаторный метод). Пальпаторный метод заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.

Рис. 6 544

2.Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд и  умножьте на шесть,  и вы получите ваш пульс за 1 минуту.      

                   

3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число  ударов за 1 минуту.        

                                                                                                                             

4.Свои результаты оформите в виде таблицы.  

Число ударов за 1 мин.в состоянии покоя

 после 10 приседаний

5.Оцените свои результаты.  Результаты хорошие, если частота пульса после приседаний     повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, если больше, чем наполовину - результаты     неудовлетворительные.

Мы с вами подсчитали свой пульс в покое и после физической нагрузки.

Теперь скажите мне, что такое пульс?

(Волна, которая возникает при изгнании крови из сердца.)

А почему пульс усиливается после физической нагрузки?(Потому что скорость тока крови увеличивается).

Частота пульса зависит от возраста:

Сейчас найдите в учебнике на стр. 155 текст и прочитайте его.

Итак, о чем вы прочитали? ( Оказывается кровь в сосудах находится под давлением) .

А как вы думаете, почему? Потому что наше сердце подобно насосу с силой выталкивает кровь и способствует ее распределению по всему организму. А как вы думаете во всех участках давление крови одинаково? Вспомните из курса физики закон гидродинамики ( Закон о сообщающихся сосудах).

 Закон гидродинамики :

 В сообщающихся сосудах жидкость течет из сосуда с высоким давлением в сосуд с низким давлением

Сейчас мы с вами выполним еще одну лабораторную работу. «Измерение кровяного давления»

Для измерения артериального давления используется тонометр.

Состоит прибор из:

манжетки;

груши

манометра

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. . Экспериментатор фиксирует и эту величину.

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Что мы сделали? (Измерили кровяное давление. Т.Е. давление, под которым движется  кровь в кровеносных сосудах.)

5.Закрепление.

Итак, что мы рассмотрели? Круги кровообращения, движение крови по сосудам. Давайте сейчас выполним задания и узнаем, поняли вы сегодняшнюю тему или нет.

Задание: вставить пропущенные слова в тексте.

1. Малый круг кровообращения начинается в … желудочке.  Кровь по …артериям поступает в … Здесь происходит … Кровь отдаёт … и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в … предсердие.

2. – Большой круг кровообращения – начинается от…желудочка – заканчивается в ….предсердии. Кровь, насыщенная…., поступает в…, а из неё в артерии. Кровь отдаёт клеткам тела …и питательные вещества и забирает …и ненужные продукты. Кровь становится…. По венам она поступает в …предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

1.– Проверяем работу. Кто прочитает вслух предложения, вставляя пропущенные слова. (   Малый круг кровообращения начинается в правом  желудочке.  Кровь по лёгочным артериям поступает в легкие. Здесь происходит газообмен.  Кровь отдаёт углекислый газ  и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в левое предсердие.

– Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

6.Рефлексия.

  • Какие открытия для себя вы сделали сегодня?
  • Знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?

7.Итог урока.

Если мы с вами вернемся к началу урока и вспомним цели, поставленные нами, что мы можем сказать?

1.Рассмотреть круги кровообращения.

2.Узнать как происходить движение крови по сосудам

Мы достигли поставленных целей?

8.Домашнее задание.

Стр. 155-156 прочитать. Творческое задание на выбор:

1.Исследовать АД у членов семьи, сделать вывод о наличии или отсутствии нарушений.

2.Подготовить сообщение о профилактике нарушений АД.

9.Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...