интегрированный урок для 10 (11) класса "Проблемы экономического роста. биология-экономика
методическая разработка по биологии (10, 11 класс)

Дзюба Ольга Валериевна

метод проектирования деятельности ИП,  антропогенная нагрузка, методы гос.регулирования экономики и экологический контроль. работа в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 10 классе

«Проблемы экономического роста»

Цель:        Усвоение учащимися понятия экономический рост.

                Комплексное применение знаний, умений и навыков учащихся для формирования о взаимосвязи экономического роста и проблем окружающей среды.

Оборудование:        Доска, мел, схема «Граница производственных возможностей ПУШКИ-МАСЛО», карточки – задания группам.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

  1. Мотивация деятельности учащихся. Сообщение темы и цели урока.

Сценка: «Пирог для рыцарей круглого стола».

В: Большой пирог для гостей испечь можно, но экономика государства в определенный момент времени может произвести только ограниченное количество благ. Государство, пожелав производить больше пушек, должно отказаться от производства определенного количества масла. Это иллюстрирует граница производственных возможностей: «МАСЛО – ПУШКИ»,

Процесс выпечки экономического пирога увеличенных размеров и есть экономический рост.

При экономическом росте уровень благосостояния людей также растет, потому что каждому больший кусок пирога.

О: Но за все, как известно, нужно платить. Чем может обернуться для человечества экономический рост. Это мы выясним на уроке «Проблемы экономического роста».

  1. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

В: Итак, в государстве 10 класса имеется правительство: 3 человека.

Правительство будет регулировать «выпечку экономического пирога».

О: А класс поделится на группы – фирмы, перерабатывающие.

  1. ГАЗ.
  2. НЕФТЬ
  3. РЫБУ
  4. МЯСО И КОЖУ ОЛЕНЕЙ.

Через 10 минут группы – фирмы по очереди представят программы расширения производства своей продукции.

  1. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя.

Работа групп по карточкам (10 минут).

  1. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

Отчет групп – фирм перед ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.

  1. Теоретическая интерпретация полученных результатов.

Выступление «ПРАВИТЕЛЬСТВА» с оценкой программ.

  1. Итоги урока. Домашнее задание.

Д\з: Дома вы выступите в роли правительства и подготовите лицензию на природопользование своим предприятием (Выдаются карточки-задания).

По традиции каждый урок завершается выставлением оценок. Но можем ли мы сегодня выставить хорошие отметки тем, кто задумался о сохранении окружающей среды, и плохие тем, кто заботился о максимизации прибыли своего предприятия?

Мы надеемся, что главным результатом сегодняшней работы будет ваше осознанное бережное отношение к природе. И, работая на предприятиях, вы не будете забывать оценивать их воздействие на окружающую среду.

Экономический механизм охраны окружающей среды

(в помощь правительственной группе)

Цель Правительства – сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

Согласно Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) основными задачами экономического механизма являются:

- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

-  предоставление налоговых, кредитных и других льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

- возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Регулирование экономических отношений

Мероприятия

Газо-добыча

Нефте-промысел

Рыбо-ловство

Олене-водство

ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА

1.Какие фирмы будут платить за используемые ресурсы в экологический фонд?

2.Какие фирмы будут платить за загрязнение в экологический фонд?

РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА

3.Как будут использоваться средства экологического фонда?

КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛЬГОТЫ ПРЕДОСТАВИТ ПРАВИТЕЛЬСТВО

4.Кредитование для внедрения природоохранных технологий.

5.Льготное налогообложение предприятий, использующих природоохранные технологии.

 Карточки

1

Вы ИП, вам необходимо доставлять конденсат (газ). Продумайте пути перевозки (доставки), транспорт, нагрузку на окружающую среду.

Что нужно учитывать при транспортировке?

С какими фирмами вы будете сотрудничать?

Учтем что у вас идеальные условия и нет конкурентов.

2

        Вы ИП, вам необходимо доставлять жидкие углеводороды (нефть) Продумайте пути перевозки (доставки), транспорт, нагрузку на окружающую среду.

Что нужно учитывать при транспортировке?

С какими фирмами вы будете сотрудничать?

Учтем что у вас идеальные условия и нет конкурентов.

3

Вы ИП. Нужно заготовить рыбу для Салехардского рыбзавода. Продумайте как будете осуществлять деятельность.

Что нужно учитывать при вылове, обработке,  транспортировке?

С какими фирмами вы будете сотрудничать?

Учтем что у вас идеальные условия и нет конкурентов.

4

Вы ИП. Нужно заготовить оленье мясо и кожи. Продумайте как будете осуществлять деятельность.

Что нужно учитывать при забое, обработке,  транспортировке?

С какими фирмами вы будете сотрудничать?

Учтем что у вас идеальные условия и нет конкурентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономический рост и развитие

Влияние экономического роста на развитие общества. Циклы развития экономики...

Контрольное тестирование к урокам обществознания в 11 классе по темам: Экономика: наука и хозяйство» и «Экономический рост и развитие»

Материал может быть использован как для входного и  итогового контроля в 11 классе непрофильной школы...

Экономический рост

Конспект урока для 10 класса, базовый уровень по модулю "Экономика"...

Урок – обобщение по теме «Экономический рост»

Урок обобщения и систематизации знаний....

Урок по экономике в 11 классе. Понятие и факторы экономического роста.

Разработка  урока по экономике в старших классах "Экономический рост"...

экономический рост и экономическое развитие

Различия процессов экономического роста и экономического развития...