Геномные мутации 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Праздничных Виктория Олеговна

Урок разбора геномных мутаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_biologiya_10a.docx18.13 КБ
Файл genomnye_mutatsii.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Геномные мутации».

Цель урока: сформировать знания о геномных мутациях, выявить причины возникновения и геномных мутаций;

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку, можете присаживаться.

II Актуализация знаний

Мы с вами заканчиваем изучение большого раздела «Генетика», давайте запишем  дневники домашнее задание: Подготовится к контрольной работе по главе.

А сейчас, предлагаю вам повторить основные термины, которые встречались нам в ходе изучения раздела и могут так же встретится вам в контрольной работе.

- Итак, начнем! Даниил, предлагаю выбрать твоего напарника в первом задании.  Твой напарник должен угадать определения из раздела Генетика, которые ты будешь ему объяснять, не используя однокоренные слова. Можешь выбрать любой листок с определениями, и как будешь готов, мы приступим. (на карточках Вика, Наташа, Денис). (Затем к доске выходит Карина, Валиджон)

 

-Молодцы, ребята! Определения мы повторили и теперь можем решить генетическую задачу, которая может встретиться вам в ЕГЭ в части С.

У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?

(сначала у доски Наташа до написания гамет, гаметы – Денис, потомство и ответ –Ирина) (остальные решают в тетради - проверять)

-Задача решена. А теперь давайте вспомним. Напомните, что такое изменчивость организмов? Какие типы изменчивости мы знаете? С какой мы еще не успели познакомится? Сформулируйте тему и цель урока.

III Изучение нового материала

Вы уже знаете, что мутации в нашем организме возникают внезапно и на их появление влияют химические, физические и биологические факторы. Геномные мутации не исключение. Они влияют на количество хромосом клетках.

 

Запишите определение: Геномные мутации - это мутации, которые приводят к добавлению либо утрате одной, нескольких или полного гаплоидного набора хромосом.

А сейчас вы получите набор хромосом людей с различными геномными заболеваниями, с которыми мы познакомимся в ходе нашего урока. Ваша задача составить набор, не забывайте, что все хромосомы находятся в парах, и найти лишнюю или недостающую хромосому. По готовности сообщите.

Теперь по готовности, подойдите к доске, на доске размещены те мутации, что встретились у вас в наборах.

Вы получили теоретический материал о сопутствующих симптомах, при различных заболеваниях. Прежде нам обсудить геномные мутации, я прошу вас прочитать материал, выбрать основной материал и оформить таблицу в своей тетради.

(зарисовывают таблицу со слайда)

(Выходят к доске или отвечают с места и по ходу урока и выступлений ребят заполняется таблица и сопутствуют слайды)

  1. Синдром Шерешевского-Тернера
  2. Синдром Клайнфельтера
  3. Синдром Патау
  4. Синдром Эдвардса
  5. Синдром Дауна

IV Закрепление

В конце прошлого года многие из вас сдавали экзамен ОГЭ по биологии и никто не исключает вероятности вашего выбора биологии на ЕГЭ. Именно поэтому предлагаю вам закрепить полученные знания и решить задание на соответствие, которое может повстречаться вам на экзамене.

(на слайде задание, пишут на листочках – сдают)

V Итог урока

Спасибо ребята вам за работу на уроке! Вы все справились с большим количеством заданий и обязательно получите свои оценки, когда мной будет проверено ваше итоговое задание. Оценки озвучу вам на следующем уроке.

Помните о подготовке к контрольной работе!

(Если остается время, решаем задачи по генетике – на слайде)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задачи на дигибридное скрещивание У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами?

Слайд 3

03.04.2019 г. Геномные мутации

Слайд 4

Геномные мутации - это мутации, которые приводят к добавлению либо утрате одной, нескольких или полного гаплоидного набора хромосом.

Слайд 5

Названи е синдрома Изменение генома Сопутствующие нарушения

Слайд 6

Синдром Шершевского -Тернера Утрата второй Х хромосомы у женщин (Х0) Маленький рост Короткая шея В оронкообразная грудина Бесплодие С лабое развитие половых признаков Умственная отсталость

Слайд 7

Синдром Клайнфельтера Лишняя Х хромосома у мужчин (ХХУ) Высокий рост Длинные конечности Бесплодие Развитие молочных желез Склонность к ожирению Разнообразные нарушения психики, снижение интеллекта

Слайд 8

Синдром Патау Лишняя хромосома в 13 паре П ороки головного мозга Полидактилия Глухота Умственная отсталость Низко расположенные уши Незаращение верхней губы и неба

Слайд 9

Синдром Эдвардса Лишняя хромосома в 18 паре Задержка роста Умственная отсталость Короткая грудина М ышечный гипертонус Открытые швы черепа Выступающие наружные гениталии

Слайд 10

Синдром Дауна Лишняя хромосома в 21 паре Небольшой рост Слабоумие Н ебольшая голова со скошенным затылком К осые глазные щели Короткий нос с широкой переносицей П олуоткрытый рот с высунутым языком

Слайд 11

А. Синдром Шершевского -Тернера 1. Пороки головного мозга, п олидактилия, г лухота, у мственная отсталость, н изко расположенные уши, н езаращение верхней губы и неба Б. Синдром Клайнфельтера 2. Задержка роста, у мственная отсталость, к ороткая грудина, м ышечный гипертонус , о ткрытые швы черепа, в ыступающие наружные гениталии В. Синдром Патау 3. Маленький рост, к ороткая шея, в оронкообразная грудина, б есплодие, с лабое развитие половых признаков, у мственная отсталость Г. Синдром Эдраврдса 4. Небольшой рост, с лабоумие, н ебольшая голова со скошенным затылком, к осые глазные щели, короткий нос с широкой переносицей, п олуоткрытый рот с высунутым языком Д. Синдром Дауна 5. Высокий рост, д линные конечности, б есплодие, р азвитие молочных желез, с клонность к ожирению, р азнообразные нарушения психики, снижение интеллекта

Слайд 12

Спасибо за урок!

Слайд 13

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом. Глухота — ауто­сом­ный признак; даль­то­низм – признак, сцеплен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой дальтоник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потомства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми аномалиями. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае? Ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема "Классификация мутаций", 9-10 класс

Схема "Классификация мутаций", 9-10 класс по рпограмме Н.И. Сонина...

Биология 10 класс. Тема урока: Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации. Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающ

Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации.  Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последс...

Урок в 10 классе "Мутации"

Урок в 10 классе "Мутации" с элементами мыслительных приёмов и обучающих структур...

Геномные и хромосомные мутации

Виды геномных мутаций: полиплоидия- автополиплоиды и аллополиплоиды, анеуплоидия, трисомия и моносомия. Виды хромосомных мутаций: делеция, транслокация, дупликация,  инверсия. 10 класс по учебник...

Технологическая карта урока биологии по теме: «Мутации» (9 класс)

Урок с использованием технологии проблемного обучения...

урок биологии 10 класс по теме "Геномные и хромосомные мутации. Внеядерная наследственность"

В помощь моим ученикам предлагается презентация, видеоурок. Для закрепления материала необходимо выполниить задание...