конспект урока по теме «Вакцинация: за и против»
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Любомирова Ольга Вячеславовна

Вакцинопрофилактика -направление в медицине, котрое активно развивается и в связи с этимсуществует много проблем, которые волнуют каждого человека т.к это связано с сохранением здоровья. урок можетбыть проведёнв теме иммунитет в разделе курса биологии "Человек и его здоровье" и в курсе "Общая биология" при изучении бактерий и вирусов.тип урока - проблемно- поисковый, педагогическая технология - дебаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_debaty_vaktsinoprofilaktika.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок по теме «Вакцинация: за и против»

Автор О.В. Любомирова

 учитель биологии

Арзамас, 2015

Предмет: биология. Учитель МБОУ СШ №16» г. Арзамаса

Тема урока: «Вакцинопрофилактика: за и против»"

 Тип урока: проблемно-поисковый

Педагогические технологии: технология Дебаты.

Организация пространства: групповая работа.

Оснащение урока: компьютер,  мультимедиапроектор, оценочные листы, звонок.

Планируемое формирование и развитие УУД:

Познавательные:  анализ фактов, оценка их справедливости и значимости с позиции имеющихся биологических знаний.

Личностные:  понимать важность знаний и активной жизненной позиции. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения здоровьесбережения и сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации  конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из выступления одноклассников, определение основной и второстепенной информации, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задачи:

Обучающая: изучить данные свидетельствующие о противоположных точках зрения на вакцинацию, существующих в науке и обществе.

Развивающая: отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД

Время

Организационный этап

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Здравствуйте. То есть будьте здоровы: физически, психологически, эмоционально. Мы снова вместе, в тёплом уютном классе, среди друзей. У нас есть прекрасная возможность общаться, спорить, познавать окружающий мир, учиться.

Р. Демонстрируют готовность к уроку.

1 мин

Постановка учебных задач

Сообщает тему урока:

Сегодня тема нашего урока связана со здоровьем «Вакцинопрофилактика, за и против», как вы думаете какова цель вашей работы?» 

Объясняет функции участников игры

Участники команды в соответствии с регламентом выдвигают последовательно аргументы, доказательства, вопросы другой команды в поддержание своей темы и опровержение темы команды оппонентов для доказательства выбранной темы.

Спикер-таймер контролирует время и сообщает звуковым сигналом .

Судейская коллегия ведёт протокол. Слушатели ведут опросный лист

К. Формулируют цель

 «Изучить и осмыслить все аргументы и факты о вакцинопрофилактике и сформировать собственное мнение о ней по итогам урока»

Слушают

2 мин

Совместное открытие нового знания

Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о том что вакцинопрофилактика- основной способ защитить человечество от опасных инфекций», уточняет основные понятия названные каждой командой: вакцинопрофилактика, вакцина, иммунитет,

Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды.

Корректирует вопросы.

Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.

Делает резюме выступления обеих команд, выделяют ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения

1 спикер команды утверждения. Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение. Предлагает ввести в игру ключевые понятия. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса.

1 спикер команды отрицания  Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему, предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение.

Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса

Протоколист их фиксирует и представляет на экране.

2спикеры

Дают развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым 1спикером своей команды.

 

Задают вопросы (по 3 вопроса от команды)

3 спикеры. Опровергают доводы и аргументы команды соперников.

Завершают свою речь повтором позиции своей команды

1 спикеры команд делают резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

5мин

1 мин.

8 мин.

5 мин

8 мин.

1мин

3мин

1мин

Рефлексия

Предлагает судейской коллегии подвести итоги

Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу.

Предлагает слушателям проголосовать и принять сторону той или иной команды.

Судейская коллегия подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

2мин

Домашнее задание

Задаёт и поясняет домашнее задание

«Напишите мини-сочинение «Отношение и участие моей семьи к вакцинопрофилактике»

2мин.

 

Тема дебатов: «Вакцинопрофилактика - основной способ защиты населения от опасных инфекций»

Аспекты  темы , рассматриваемые в дебатах: социальный , Биологический (медицинский),экономический.

Понятия темы:

  • Вакцина́ция — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.
  • Антигены - бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.
  • Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают  антигены.
  • Поствакцинальные побочные эффекты (AEFI) — это нежелательные побочные эффекты, возникающие после прививки.  Другими словами, это временная местная или общая реакция организма на введенную вакцину.

Тезисы утверждающей команды:

  •  Плановая и массовая вакцинация населения против наиболее опасных инфекций (оспы, дифтерии, полиомиелита, коклюша и др.) привела к резкому снижению заболеваемости и смертности от них.
  • Вакцинопрофилактика является весьма результативным (рентабельным) в экономическом отношении мероприятием
  • Благодаря достижениям современной биологии: генной инженерии и микробиологии, улучшения биотехнологического производства постоянно совершенствуется качество вакцин, что обеспечивает их высокую эффективность и безопасность.

Тезисы отрицающей команды:

  • Вакцинация достаточно часто сопровождается побочными эффектами.
  • Участковые педиатры, также как и санитарные врачи и эпидемиологи, занимающиеся практикой иммунопрофилактики, мало знакомы с  иммунологическими аспектами инфекционных болезней. Медицинские работники в силу своей загруженности (недостаток педиатров в стране) не успевают глубоко обследовать пациента перед вакцинацией.
  • Промышленные компании, выпускающие вакцины заинтересованы не в качестве вакцинации а. в сверхприбыли, поэтому не всегда осуществляют должный контроль за качеством вакцины(это значительно удорожает препарат), навязывают процесс вакцинации через СМИ и органы власти на местах, даже когда прививки реально опасны для населения.

Урок проводился с использованием педагогической технологии «Дебаты». Урок готовится и проводится в течение недели. Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор участников команд, знакомство с идеей того, как будет проходить советы, как лучше к нему подготовиться, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд. В состав команды могут входить 6 человек. (Команды формировались с учётом желания детей, выдвижения коллектива, мнения педагогов). Способ формирования команд – жеребьевка.
  2. Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение. Тема вакцинации особенно актуальна в период эпидемии гриппа.
  3. Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).
  4. Представление найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.
  5. Дебаты. Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Судейскую коллегию в правильности своей позиции – это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, эта команда – «Отрицание» («О»). В каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Судейской коллегии.  В ходе дебатов работает протоколист, который  на доске фиксирует основные тезисы спикеров. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время.
  6. Подведение итогов игры, выступление судейской коллегии в которую входят по одному представителю от играющих команд и один внешний эксперт. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими. (судейский протокол в приложении)

     Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по баскетболу 10 класса: "Нападение против личной защиты"

КОНСПЕКТ УРОЧНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО БАСКЕТБОЛУДЛЯ  УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Сочетание приемов техники нападения: ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину. Командн...

Конспект урока на тему: " Тактические особенности игры. Приёмы применяемые против броска, накрывание.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (11 кл.).

Конспект урока на тему: "  Освоение технических элементов баскетбола. Двухсторонняя игра баскетбол.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (11 кл.)....

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

Конспект урока 10 класс "Письмо "за и против""

Конспект урока 10 класс "Письмо "за и против""...