СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
статья по биологии

сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_podrostkov.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тузова С.А., учитель биологии ГБОУ ЦО№ 167со структурным подразделением детский дом

Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема выступления

Сохранение и укрепление здоровья подростков в аспекте требований ФГОС

                    Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим направлением её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.

                  Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми.

                Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.

На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:

20 % - наследственность
20 % -экология 
10 % -развитие здравоохранения 
50 % - образ жизни

Исследования ИВФ РАО (Институт возрастной физиологии Российской академии образования) позволили выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

  • экология;  
  • семья и микроклимат в ней;
  • наследственность;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения   здоровья   детей;
  • круг общения, вредные привычки;
  • питание;
  • особенности отношения  школьников к своему здоровью.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении): 

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  •  несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

             В соответствии с требованиями ФГОС правительством была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

                 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение следующих задач на ступени общего образования:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
  • развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка применения навыков личной гигиены;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
  • расширять знания и навыки по экологической культуре;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье,(позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • формировать личность, живущую по законам ЗОЖ.

              В нашей школе накоплен большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

                В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия. В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

  • - формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья
  •  - осуществление мониторинга здоровья учащихся;
  • -реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
  • - организация рационального питания ,
  • - создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Среди мероприятий организуются:

  • спортивные праздники, подвижные игры
  • занятия в спортивных секциях;
  • туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
  • коллективно-творческие дела;
  • система классных часов на тему: здоровый образ жизни
  • экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
  • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни

                       Учителя нашей школы, используя рекомендации медперсонала и  социально-педагогической службы, проводят уроки, помогающие сохранять и укреплять здоровье школьников.

                               Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, коллектив педагогов нашей школы соблюдают санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращают особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживают детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректируют освещение в кабинете; освещение классной доски,

                      Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья обращена к педагогам, которые здоровье ребёнка считают самой главной ценностью....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

в статье содержатсятся  практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...