Программа по сохранению и укреплению здоровья у школьников на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему

здоровьесберегающие технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа № 58 имени Героя Российской Федерации,

гвардии капитана Орлова Сергея Николаевича»

Адрес: 390039, г. Рязань, ул. Интернациональная, 6                     тел. (4912) 33-71-14, факс 33-71-14

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Школа № 58»

________________ Е.А. Егорова

от «___» августа 2018 г.

Программа по сохранению и укреплению здоровья у школьников на уроках физической культуры

Составил: Учитель физической культуры

Борисов В.И.


Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании

Средства здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна;привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.[7].

Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первыхпопытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения. Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как они взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж;психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия, фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др. [5].

2.2.Особенности организации учебной деятельности на уроке физкультуры в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе[9].

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года должен начинаться с диагностических обследований уровней физического развития детей (методика Н.Н. Ефименко). Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК проводится дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н. Ефименко) для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно с врачом составляются “Экраны здоровья” детей каждой группы (класса) с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу - сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка[10].

А так же должны быть: строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;  учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности[9].

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным[11].

Создание комфортных условий для занятий физкультурой состоит из следующих мероприятий:

соблюдения санитарно-гигиенических норм;

рациональное освещение зала;

исключение монотонных звуковых раздражителей;

влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;

наличие аптечки;

спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);

наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Учёт динамики работоспособности на уроке.

1 фаза врабатывание 8-10 минут.

2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.

3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход.

1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе

2. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников

3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания

4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности

5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности ребенка

6. Гендерный подход в физическом воспитании

7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей развития двигательных качеств

8.Учет индивидуальных показателей физической подготовленности[10]

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
Среди всех возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность.
Физическая культура – это естественнобиологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Методика проведения занятий с элементами ритмической гимнастики. Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Существующая программа по физической культуре предусматривает активное использование на уроках средств ритмической гимнастики.
О том, что гимнастика улучшает здоровье известно всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей привлекает красота гимнастических упражнений. Этот вид упражнений выполняют под музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный настрой занимающихся. Однако перед учителем встает вопрос: в какой части урока и в каких классах лучше всего использовать ритмическую гимнастику?
Когда начинается раздел «Гимнастики», для устранения резкости и угловатости в движениях учащихся уже несколько лет использую ритмическую гимнастику со 2-го класса и провожу ее в водной части урока. Использование ритмической гимнастики положительно сказывается на развитии координации, ритмичности, легкости и пластичности перемещений. Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. К тому же занятия под музыку создают эмоциональный фон. С помощью средств ритмической гимнастики можно развивать такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.

Прыжки со скакалкой. На каждом уроке независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой. Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем. Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна. Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю в младших классах с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног. Включение прыжков со скакалкой в каждый урок, проходящий в спортивном зале, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках. Многолетний опыт ежеурочного использования прыжков со скакалкой позволяет говорить о положительном результате, более эффективным по сравнению с применением бега в спортивном зале и интересе учащихся к этому гимнастическому снаряду. В каждой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и многие ученики устанавливают рекорд класса. На таблицах видно, что у некоторых учащихся происходит значительный скачок в результатах.

Формирование осанки на уроках. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме. Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки– это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин. Одна из них, думаю в том, что в школах существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом, не соответствующим его росту. Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку, но и зрение. И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя-предметники не проводят на своих уроках физкультминутки. Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры. На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе: Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

  1. Ходьба на носках, руки в различных положениях.
  2. Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
  3. Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
  4. Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.

Методика организации домашних заданий. Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания. Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением. Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, ученики стали заводить с 3 класса тетрадь по физической культуре, где отслеживается их выполнение домашних заданий, а так же самостоятельная работа. Тетрадь проверяю 2-3 раза в четверть и выставляю оценку за общее ведение тетради, за выполнение домашнего задания. Если ученик вписывает в тетрадь «липовые» цифры, не делая никаких физических упражнений, то это выявляется сразу. Во-первых, при отсутствии прогресса в результатах, показанных школьником на уроках, можно сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашние задания; во-вторых, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот номер не проходит, так как упражнения проверяю на уроках не менее 2-3 раз в четверти. Такая тетрадь по физической культуре дает возможность оценивать школьника по всем показателям: знаниям, двигательным умениям и навыкам, двигательной подготовленности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности постоянно внедряю в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня».
На таблицах видно, что уровень двигательной подготовленности учащихся к концу учебного года значительно увеличивается.

Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни. Главное же для меня учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека. К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально адаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения. Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры - на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое[11].


Часть 2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

 

            I.   Актуальность проблемы

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.   Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников  - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления.  Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

    К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:                                  - стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;                               - недостаток физической  активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;                                                                                                       - чрезмерная  интенсификация образовательного процесса;                                                                          - невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;                                                                                       -  несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;                                                                                                                                      - недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;                                                          - низкий,  слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

    Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ёе главная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. 

      П р и н ц и п ы    здоровьесберегающей  педагогики:                                                                         

 -  « не навреди»;  

 -  приоритет  действенной заботы о здоровье учащихся ( предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);                                                                            -  триединое представление о здоровье ( единство физического, психического и духовного здоровья);                                                                                                                                                     -  непрерывность и преемственность;                                                                                                            -  субъект- субъективные взаимоотношения с учащимися ( связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);                                                                                       -  соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся:                                           -  гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;                                                                    -  приоритет позитивного влияния над негативным;                                                                                       -  ответственность учащихся за свое здоровье;                                                                                                                 -  «отсроченный» результат  (результат проявится через несколько лет);                                                                        -   контроль  за  результатами.

     На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения   гиподинамии.  Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

 

             П у т и   р е ш е н и я   п р о б л е м ы :

1. Увеличение количества уроков физической культуры (как минимум 3 часа в неделю).   2. Изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»).                                                                                                                                     3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки,  физкультпаузы и др.)                                                                                                 4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.                                                                                                                                                       5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).                                                                                                                         6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на  спортплощадках во внеурочное время.

     Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание,  тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека  от  физически слабого.

    По характеру действия различают следующие технологии:                                                          Стимулирующие.  Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода  из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.                                                              Защитно-профилактические.  Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих  травматизма. И т.п.                                                                                                                               Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.   Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.  

    

                                     II.Гигиенические условия

                                    обеспечения учебного процесса

 Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.

    В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.

    Учитель физической культуры должен:                                                                                                                                  -  осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;                                                                                                                                     -  не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;                                                                        -  контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;                                            -  перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.

               

                              Санитарно-гигиенические требования

                                           к спортивным залам

 - Количество мест  в  спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м    на одного учащегося.    

 -  Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.

 - Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через  2часа занятий.  

 - Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.

 -  Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.                                                                                  

 -  Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.

В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.

 -  Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.                                                                      

 -  Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.

 - На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

 -   В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.

 -   В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.

 

                                Санитарно- гигиенические требования                                                                      

                                 к открытым спортивным площадкам

   -  Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.

 -  Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.

 - Беговые дорожки должны быть  специально оборудованы,  ровные,  нескользкие продолжаться  не менее 15м после финиша.

 -  Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.  

     Песок должен быть чистым.

 -  Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.

 

                                 Санитарно-гигиенические требования

                                  к инвентарю и оборудованию

 - Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.

 - Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.

 - Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.

 - Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.

 -  Гимнастическое бревно не должно иметь  трещин и заусенцев.

 - Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При  выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.

-   Гимнастические маты должны вплотную укладываться.

  -   Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.

- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.

- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.

 

                                III.   Требования к школьным  

                                образовательным технологиям

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля  за состоянием здоровья учащихся;

-  в содержание преподавания  включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

-  отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;

-  учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;

-  обеспечивается достаточный уровень мотивации;

-  учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование  представлений, а не на передачу знаний;

-  предупреждается  переутомление;

-  позитивные воздействия преобладают над негативом;

  -  показатель успешности используется для развития позитивных начал;

  -  оценка выполняет стимулирующую роль;

  -  обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

 

                                  IV. Рациональная организация урока

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут     (исключение ученики 1класса -35минут).

     Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:

-  плотность урока   (% времени, затраченного на учебную работу);

- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);

-  длительность каждого вида деятельности (минут);

-  частота смены видов деятельности (минут);

-  число видов преподавания ( словесный,    наглядный,  ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;

-  места, длительность и условия применения ТСО;

-  частота чередования видов преподавания.

Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут - для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

 

V.                 Двигательная активность школьника

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной  (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.

2 урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по – разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.

    Построение уроков физкультуры в интересах здоровья  лежит на плечах учителей физической культуры.

 «Физкультура без освобожденных» - принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:

1)      Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.

2)      Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой  перемене).

 

V.                 Оценка динамики состояния здоровья учащихся.

            Методы диагностики здоровья учащихся

 (социально-психологические,   психолого-педагогические)

Оценка состояния здоровья должна включать результаты:

1)  предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;

2)  результаты,  предоставляемые родителями;

3)  результаты, предоставляемые самими учащимися;

4)  результаты регулярных медицинских осмотров.

 

                                 Тест- анкета для учителей

Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушения здоровья учащегося.

Учитель дает оценку сам. 0- признак не выражен; 1- слабо выражен; 2- признак проявляется периодически или умеренно выражен; 3- явно выражен.

  1. С детства проявлялось слабое здоровье.
  2. Ранее переносил тяжелые заболевание, травмы, операции.
  3. Растет в неблагополучной семье.
  4. У семьи материальные трудности.
  5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
  6. Ведет нездоровый образ жизни.
  7. Ведет малоподвижный образ жизни.
  8. Низкий интеллектуальный уровень.
  9. Низкий культурный уровень.
  10. Характерна  несформированность   гигиенических навыков.
  11.  Беззаботен, безответственен.
  12. Слабоволен.
  13.  Безынициативен.
  14.  Не проявляет интереса к своему здоровью.
  15. Имеет повышенную возбудимость нервной системы.
  16. Плохой контакт с учителями.
  17. Повышенная утомляемость.
  18. Употребляет (употреблял) одурманивающие вещества.
  19. Курит.
  20. Часто жалуется на здоровье.

(20-25баллов - благополучно,   более  40баллов -  группа риска.)

 

Список использованных источников

  1. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28
  3. Байбородова Л.В., Бутан И.М., ЛеонтьеваТ.Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод. - М.,2004.-205с
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2009.-105с.
  5. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
  6. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 - 341.
  7. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2001. - №3. - С.3-6.Кан-
  8. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.-68с.
  9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 176 с
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.-73с
  11. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. М.1980. 128с.
  12. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 2009.-345с.
  13. Малкова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2004. 255 с. С. 183 – 186.
  14. Опыт работы учителей физической культуры./ Под ред. Травниковой Р.Н., Черновой К.Л. М. АПП. 1962. 48с.
  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 2007. 255с.
  16. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на-Дону, 2006
  17. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2003. - №3.
  18. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34
  19. Шебека В.Н. «Индивидуальный подход в физическом воспитании ослабленных детей» /В.Н. Шебеко. Современные проблемы дошкольного образования. Материалы МЖН научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Кенеман 10-11 апреля 1996 г. - М., 1996. - С. 154-156
  20. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. 1999. Т. 6. №3. С. 41-51
  21. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М.: ВЛАДОС, 2004.-208с.
  22. Янсон Ю.А.: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009г.
  23. Журнал «Физическая культура в школе», №1,2,3 – 2009г.
  24. http://festival.1september.ru/articles/557275 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Акимова Елена Владимировна
  25. http://zam-sport11.ucoz.ru/index/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/0- 14«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках»
  26. http://irina-school8.ucoz.ru/publ/1-1-0-1«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Представлены все направления работы педагогического коллектива и реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников с ОВЗ...

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья обращена к педагогам, которые здоровье ребёнка считают самой главной ценностью....

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Статья предназначена для учителей физкультуры и начальных классов,родителей...

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....