Главные вкладки

    Формирование здорового образа жизни школьников на уроках физической культуры
    рабочая программа по физкультуре на тему

     Ерохин Иван Михайлович

    1

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование здорового образа жизни школьников на уроках физической культуры

    На протяжении нескольких лет результаты медицинского осмотра детей демонстрируют неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. Среди общей заболеваемости на первом месте заболевания опорно-двиготельного аппарата (нарушение осанки, деформация грудной клетки, плоскостопие, остеохондроз, сколиоз), на втором месте заболевания органов зрения, далее идут заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболевания нервной системы.

    Школьная медицинская служба не может в полном объеме осуществить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию потребности в здоровье, здоровом образе жизни. Необходимо научить ребенка быть здоровым.

    Одной из задач программы развития школы является формирование сознательного отношения учащихся к своему здоровью, развитие физического потенциала каждого ученика.

    Так как слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности именно на уроке физической культуры должна осуществляться работа по формированию здорового образа жизни учащихся. Учитель должен работать не только над развитием физических качеств, но и над укреплением здоровья. Мы не можем вылечить детей или остановить течение болезни, но в наших силах предотвратить появление многих заболеваний. Например, такие, как нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов зрения, желудочно-кишечного тракта. Учитель должен научить ребенка бережному отношению к своему здоровью. Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников целесообразнее осуществлять через овладение теоретическим разделом программы «Физическое воспитание».

    Теоретическая часть программы включает в себя изучение основ физической культуры:

    - особенность зарождения физической культуры, история первых Олимпийских игр;

    - здоровье и физическое развитие человека;

    - работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы,роль зрения и слуха в жизни человека;

    - влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;

    - физические качества и их связь с физическим развитием;

    - формирование правильной осанки;

    - терминология разучиваемых упражнений;

    - причина травматизма на занятиях физической культуры и правила его предупреждения.

    Данный материал можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2ч. в четверть), так и в ходе уроков.

    Каждый урок физической культуры несет в себе оздоровительную задачу.

    Так же следует учитывать возраст учащихся. В первом классе, прежде чем приступить к занятиям физической культуры, необходимо провести беседу-игру с детьми о предмете «физическая культура» о том, что они будут изучать на данном уроке, с какими видами спорта будут знакомиться.

    Новые знания лучше преподносить с помощью загадок, иллюстраций.

    Незнакомые слова необходимо выписывать на карточки для знакомства с их правописанием, а для лучшего запоминания проговаривать хором.

    При изучении каждого вида спорта нужно дать представление о нем, а после выяснить, какие упражнения составляет изучаемый вид спорта.

    Знакомить детей с теорией следует на каждом уроке, постоянно оперируя новыми словами. Только тогда изучаемые понятия будут звучать в речи учащихся.

    Большое внимание следует уделить темам: «Режим дня школьника», «Здоровый образ жизни», «Закаливание организма».

    Детям нужно давать творческие домашние задания:

    - составить свой режим дня;

    - нарисовать иллюстрацию (факторы отрицательно и положительно влияющие на здоровье);

    - написать сочинение (на тему «Мой здоровый образ жизни»).

    В практической части учащиеся должны научиться составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки.

    Так же учащиеся должны познакомиться с упражнениями, направленными на улучшение зрения, слуха. Их можно включать, как и в общеразвивающие упражнения, так и в заключительной части урока.

    В общеразвивающие упражнения следует включать дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. Они способствуют профилактике острых респираторных заболеваний, улучшают доступ кислорода в головной мозг.

    Необходимо ознакомить учащихся с упражнениями, направленными на профилактику плоскостопия и укрепление мышечного корсета.

    Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни заключается в следующем: проведение спартакиад, соревнований («Веселые старты», «Мама, папа, я – мы спортивная семья», тематических викторин).

    Невозможно воспитать у учащихся бережное отношение к своему здоровью без их родителей. Необходимо проводить тематические родительские собрания: «Формирование правильной осанки», «Понятие здорового образа жизни», «Как я влияю на своего ребенка?».

    Так же нужно проводить просветительную работу с коллективом школы:

    - выступать на педсоветах;

    - ознакомить и научить методике проведения дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, слуха. Эти упражнения можно включать в уроки как физминутки.

    Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, родителями совместно с врачом и психологом школы. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда мы добьемся положительного результата.

    Результативность работы по данной теме можно отследить по следующим показателям:

    - уровень физического развития учащихся;

    - уровень освоения знаний (анкета «Здоровье»);

    (см. в приложении).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

    Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

    Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

    Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...

    Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках биологии и экологии

    Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...

    Статья "Формирование здорового образа жизни школьников на уроках и во внеурочное время"

    В статье рассмотрены основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе....

    Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

       Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...

    СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

    Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...