Статья
статья по биологии

Лунева Наталья Викторовна

Статья "Исполь технологиязовние классических и современных образовательных технологий на уроках биологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заложных Н.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В настоящее время, государственная образовательная политика в сфере качества среднего образования формируется исходя из стратегических вопросов развития российского государства, и в целом России, как уникальной евразийской общинной цивилизации XXI века.

В современной России, школа является одним из главных институтов общества и постоянно претерпевает реформы, соответствующие его современным запросам. Приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников – вот идеальное сочетание педагогических технологий, которые помогают решать образовательные задачи на современном этапе.

В современной школе необходимо обеспечить развитие аналитических способностей и критического мышлении учеников, умения учиться, самостоятельно воспринимать знания, успевать за переменами. Качество современного образования должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Чтобы обеспечить достойное место России, в ряду ведущих стран мира, она должна отличаться высоким уровнем культуры, науки и образования, в котором важнейшую роль играет школьное образование. Именно средняя школа России, ее качество – фундамент благополучия всей системы образования.

В целях государственной образовательной политики в сфере качества среднего образования можно выделить внешние и внутренние, краткосрочные и долгосрочные цели, а также цели разного уровня обобщения. Для реализации данных целей, важнейшим моментом, является формирование системы ценностей у обучающихся, которые сгармонизировали бы отношения человека и природы, т.е. обеспечили становление «ноосферы Будущего», впервые определенной в учении о ноосфере Н.И. Вернадского, получившем свое развитие в работах ученых последних 30 лет.

Одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование классических и применение современных образовательных технологий. Из классических  образовательных технологий, применяемых преподавателями  естественного цикла, в частности на уроках биологии, являются структурно-логические технологии. Они основываются на лучших традициях российского образования и системном подходе, базирующихся на принципах “от простого к сложному” и “от теоретического к практическому”.  Также, к эффективным технологиям развивающего обучения можно отнести системный подход к обучению. Он позволяет развить у обучающихся системное и логическое мышление, стимулировать активность учащихся. Системный подход к обучению обеспечивает преемственность учебного материала и его высокоэффективное усвоение.

В соответствии с технологией системного подхода  изучаемые биологические объекты рассматривается как системы, имеющие свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов. При изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом. Далее, учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем и их характерными свойствами, такими как: обмен веществ, способность к самовоспроизведению, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, саморегуляция. Развитие системного мышления учащихся в полной мере реализуется в старших классах в курсе общей биологии. Опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.

Модульная технология зародилась и приобрела Большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов приобрели модульные технологии. Они базируются на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий. При использовании таких технологий на уроках, учащиеся вырабатывают навыки самостоятельного поиска решений поставленных задач. При модульном обучении ребята работают самостоятельно. Преподаватель в виде модуля предлагает программу действий, которые должны произвести учащиеся. Например, необходимо рассмотреть и изучить строение клеток бактерий, растений животных, затем сравнить их и ответить на вопросы или пройти тест. Учитель при этом выступает в роли консультанта. Данная технология на более сложном уровне может применяться в старших классах, когда ученики уже владеют основами самостоятельной учебной деятельности, самоконтроля.

В последнее время становятся актуальными технологии развивающего обучения. Это новый, активно-деятельностный способ обучения, идет на смену объяснительно-иллюстративному. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия стимулируют  и ускоряют развитие наследственных данных личности. В развивающем обучении ребёнок является полноценным субъектом деятельности. Оно направлено на развитие  всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение  происходит в зоне ближайшего развития ребёнка. Такой тип мышления формирует критическое мышление учащихся.

На первом этапе развивающего обучения необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, затем мотивировать и побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На второй стадии наступает осмысление учеником полученной информации. Он способен соотнести ее с уже имеющимися знаниями. На третий стадии развивающего обучения происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации и как итог - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

В ряде случаев, например на открытых уроках, мероприятиях, в работе с учащимися среднего звена можно использовать игровые образовательные технологии, включающие в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Но следует заметить, что игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.

Обучение в сотрудничестве (групповая работа) предполагает выполнение полученного задания группой под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Работа в группах возможна и желательна на уроках с темами, в которых легко выделить несколько отдельных элементов. Кроме того, целесообразно разделение учащихся на группы при выполнении некоторых практических работ. Например, при описании внешнего или внутреннего строения биологических объектов или природных экосистем.

Современный урок, на мой взгляд, должен быть личностно-ориентированным и личностно-мотивированным, как с точки зрения ученика, так и учителя. Такие уроки должны строиться на живом общении с использованием современного оборудования и технологий, но в то же время и с применением традиционных действенных приемов и средств. В процессе изучения нового материала должны тесным образом переплетаться теория и практика, наука и жизнь. В центре современного урока должны стоять самостоятельность и инициатива учащихся. Современные уроки должны быть разнообразными по типам, интересными и актуальными.

К современным технологиям, применяемым на уроках биологии, можно отнести информационные технологии. Применять их наиболее эффективно, на мой взгляд, в сочетании с классическими педагогическими технологиями. При этом в процессе преподавания биологии в школе можно использовать такие формы работы, как объяснение нового материала с мультимедийным сопровождением, создание учениками презентаций по темам и разделам учебных курсов, демонстрацию отчетов учащихся об исследованиях, проведенных практических и лабораторных работах, тренинги навыков с использованием компьютеров, контроль обученности средствами интерактивного тестирования.

Интересными и актуальными в настоящее время, являются тренинговые технологии, которые позволяют эффективно отработать базовые учебные навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Такие технологии можно осуществлять с использованием печатного материала, а также тренировочных тестов и программ на информационных носителях и интернет-ресурсах. Для проверки знаний по пройденной теме, ученикам предлагается пройти тестирование в той форме, которую нам рекомендуют разработчики тестов для ЕГЭ и ГИА. Они могут быть меньшего объема, но выдерживать тот же формат. Особенно важен этот момент в старших классах. Он позволяет создать ситуацию экзамена, в упрощенной форме, в реальном времени и морально подготовить ученика к сдаче подобного экзамена в будущем. В ходе тренингов, педагог знакомит будущих выпускников с системой оценивания знания учащихся на государственном экзамене и оценить реальный уровень знаний по определенным разделам предмета на данный момент.

Достаточно многогранны и интересны проектные технологии. Они могут быть реализованы, как в форме анализа интересных фактов о строении, распространении и жизнедеятельности живых объектов, так и носить проблемный характер, заключающийся в изучении определенного вопроса или проблемы и поиске путей ее решения. Такие проекты могут быть посвящены проблемам безотходных технологий и их внедрению, охраны животных и растений, озеленению мегаполисов и, в частности, конкретных районов, в которых проживают сами учащиеся. Проект можно представить на семинарском занятии, школьной научно-практической конференции, а также более крупных и престижных научно-практических конференциях школьников на уровне города и области. При этом реализуются здоровые амбиции личности учащегося, формируется мотивация к познанию данного предмета, появляется интерес больше его изучать. Продемонстрировать наиболее значимые аспекты выполненного проекта можно в форме презентации с использованием фотографий и видеофрагментов.

Список литературы

  1. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Разумная Е. В. Использование современных педагогических технологий на уроках биологии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 215-217.
  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....