Конспект урока по биологии решение генетических задач
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Материал к урокам биологии в 10 кл в разделе "Генетика": конспект урока и презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Решение генетических задач на составление родословных.
ФИО (полностью) | Будякова наталья Александровна | |
Место работы | МБОУ «Гнездовская СОШ» Смоленского района Смоленской области | |
Должность | Учитель химии, биологии | |
Предмет | Биология | |
Класс | 10 | |
Тема и номер урока в теме | Тема 12. Наследственность и изменчивость. Урок в теме 11. | |
Базовый учебник | С.Г. Мамонтов, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин «Биология 10»Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2015. |
- Цель урока: Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ
- Задачи:
– обучающие: вспомнить и закрепить методы изучения биологии, используемые в генетике, сформировать представление о родословной, ее структуре, используемых обозначений, научиться составлять родословную;
- воспитательные: создать условие для формирования научно – материалистического и экологического мировоззрения;
- развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи.
10. Предполагаемые результаты:
- личностные формирования познавательного интереса и мотивации изучения живой природы, некоторых интеллектуальных умений ( таких как анализировать, сравнивать, делать выводы и т.п.), воспитанию ответственного отношения к сохранению здоровья как индивидуальной и общественной ценности; патриотического воспитания;
- метапредметные формировать умение воспринимать и перерабатывать полученную информацию, умение взаимодействовать с окружающими, , моделировать полученную информацию в виде схем и применять ее к новым условиям, умение работать с разными источниками информации, способность выбирать и целевые и смысловые установки своих действий.
- предметные сформировать представление о родословном дереве, о составляющих его элементах, научиться составлять родословные на примере предоставленных данных.
- Тип урока комбинированный.
- Формы работы учащихся частично – поисковый, индивидуальная, работа в паре
- Необходимое техническое оборудование компьютеры, мультимедиа, интернет
- Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | Приветствует учащихся класса, создание положительной психологической атмосферы. | Приветствуют учителя. | 1-2 мин | |
2 | Проверка домашнего задания | Сборник задач по генетике с решениями ЭОР №1 | Проверка правильности выполнения предложенных домашних задач, опираясь на ЭОР № 1. | Самоконтроль, работа над ошибками, опираясь на ЭОР № 1. | 5 мин |
3 | Актуализация знаний | Презентация к уроку. ЭОР №2 | 1.Проводит беседу, выявляет уже имеющиеся у учащихся знания о генотипе, формах исследований в генетике. Демонстрация презентации слайд 1,2; 2. Создает проблемную ситуацию, способствующую тому, что учащиеся самостоятельно определяют тему, цели урока и задачи по реализации данной цели. | Слушают, отвечают на вопросы; 2. Учащиеся самостоятельно определяют тему, цель урока и разрабатывают задачи по реализации данной цели. | 3 мин |
4 | Освоение нового материала. | Виртуальная биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных ЭОР № 3 | Демонстрация презентации, слайда № 3. Организует работу в паре, объясняет правила работы в программе для решения задачи 1. | Работа в паре для решения задачи 1 ЭОР № 3, используя подсказки и консультацию учителя | 12 мин |
5 | Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия. | Виртуальная биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных ЭОР № 3 | Организует индивидуальную работу, для решения задачи из № 2 - 4., дает оценку полученным первичным результатам детей | Выполняют задание, докладывают о выполнении, слушают, обсуждают | 12 мин |
6 | Итоговый контроль. | Тест на 2 варианта. | Предлагает выполнить индивидуально тест по теме «Основные законы наследственности», или тестирование на диске из УМК «Биология 10 Кирилла и Мифодия». | Выполняют итоговое тестирование. | 10 мин |
7 | Домашнее задание | Задаёт домашнее задание, даёт к нему пояснения (см. приложение № 2) | Записывают домашнее задание. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Решение генетических задач на составление родословных
Приложение №1
Пример контрольного теста.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Вариант 1
1. Наследственность — это...
а) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;
б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;
в) изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе.
2. Генотип однозначно определяется по фенотипу в случае:
а) рецессивной гомозиготы в) доминантной гомозиготы.
б) рецессивной гетерозиготы
3. Гомозиготная по двум парам аллелей особь имеет генотипы:
а) АА ВЬ б) АА ВВ в) Аа ВЬ.
4. Возможный генотип в F1, образующийся при скрещивании АА и аа:
а) аа б) АА в) Аа.
5. Гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом, наследуются:
а) в одних случаях независимо, в других — сцепленно;
б) сцепленно; в) независимо.
6. Набор половых хромосом у женщины:
a) XY б) XX в) ХО.
7. Развитие взаимоисключающих признаков определяют гены:
а) рецессивные б) доминантные в) аллельные.
8. Может ли потомство белой овцы и белого барана оказаться черным?
а) да б) нет в) может быть черное потомство, но только не в F1.
9. Генетика изучает:
а) основные закономерности наследования;
б) совокупность наследственных задатков;
в) основные свойства организма.
*10. Число групп сцепления по закону Т. Моргана равно:
а) числу хромосом в диплоидном наборе;
б) числу хромосом в гаплоидном наборе;
в) количеству кроссинговеров.
11. Множественное действие гена — это влияние ...
а) аллельных генов на развитие признака;
б) нескольких генов на развитие одного признака;
в) гена на развитие нескольких признаков.
*12. Часто говорят, что мужчины наследуют склонность к облысению от своей бабушки с материнской стороны через свою мать. Правильно ли это утверждение?
а) Да, так как этот признак сцеплен с полом.
б) Нет, так как этот ген локализован в аутосоме, но его проявление зависит от мужских половых гормонов.
в) Нет, так как ген, определяющий облысение, локализован в аутосоме и зависит от изменения окружающей среды.
*13. У кроликов окраска шерсти обусловлена двумя парами генов А-а, В-Ь. Наличие в генотипе гена А обуславливает черную окраску, генов В — желтые кольца на волосках, а двух доминантных генов А и В — окраску агути (серую). Такой тип взаимодействия генов называется:
а) эпистазом в) комплементарностью. б) полимерией
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Вариант 2
1. Изменчивость — это:
а) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;
б) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;
в) изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе.
2. Аллельные гены расположены:
а) в одной хромосоме; б) в разных хромосомах;
в) в одних случаях в одной, в других — в разных хромосомах.
3. Типы гамет у особи ААВЬ:
а) Аа; bb б) АА; ВЬ в) АВ; АЬ.
4. Доминантные мутации в гетерозиготном состоянии выявляются в поколении:
а) втором б) первом в) третьем.
5. Набор половых хромосом у мужчин:
а) XX б) XY в) ХО.
6. Признак, не сцепленный с полом:
а) дальтонизм в) гемофилия. б) цвет волос
7. Пары признаков наследуются независимо при дигибридном скрещивании, если гены расположены:
а) в разных парах гомологичных хромосом;
б) в одной паре гомологичных хромосом;
в) в половых хромосомах.
8. Явление сцепленного наследования генов изучал:
а) Т. Морган б) Г. Мендель в) Н. Вавилов.
9. Фенотип — это совокупность...
а) всех генов организма;
б) признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии со средой обитания;
в) генов у особей данной популяции или вида.
10. В потомстве не обнаруживается расщепление у особей:
а) гибридных б) гетерозиготных в) гомозиготных.
*11. Существуют признаки, которые проявляются только у одного пола, несмотря на то что гены, определяющие эти признаки, имеются у обоих полов как в аутосомах, так и в половых хромосомах. Такие признаки называются:
а) сцепленные с полом в) ограниченные полом. б) мутационные
*12. Эпистаз — взаимодействие генов, при котором один ген подавляет действие другого неаллельного гена. Подавляющий ген называется:
а) ингибитором б) гипостатическим в) доминантным.
*13. У дрозофилы ген белой окраски глаз одновременно оказывает влияние на цвет тела, длину крыльев, снижает плодовитость и уменьшает продолжительность жизни. Такая зависимость признаков от одного гена называется:
а) полимерией в) плейотропией.
б) комплементарностью
Приложение №2
Пояснения к домашнему заданию
Задание: составить свою родословную. Выбрать один интересующий Вас признак и проанализировать его проявление в Вашей родословной.
Для слабых учеников : родословную на примере 2 -3 поколений, отметить проявление признака; решить одну из нерешенных задач Виртуальная лаборатория http://www.virtulab.net/ биология 10-11. Решение генетических задач и составление родословных
Для сильных и интересующихся учеников : родословную на примере 2 -3 поколений, отметить проявление признака, составить и решить задачу; решить оставшиеся задачи Виртуальной лаборатория http://www.virtulab.net/ биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных .
№, этап урока | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1, проверка дом. зад. | Сборник задач по генетике с решениями" | Информационный | Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, | http://www.licey.net/bio/genetics Глава VII наследование генов локализованных в половых хромосомах, задачи 7-3,7-4 |
2, актуализация знаний | Презентация к уроку | Информационный | Иллюстрация. презентация | |
3 освоение нового материала | Виртуальная лаборатория http://www.virtulab.net/ биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных | Информационный, интерактивный. | Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями и ссылками. | |
4. закрепление нового материала | Виртуальная лаборатория http://www.virtulab.net/ биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных | Информационный, интерактивный. | Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями и ссылками. | |
5. итоговое тестирование | Тест , текстовый / на диске их серии «Уроки биологии Кирилла и Мифодия» | Контрольный. | Текст/ он - лайн |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья Николая II
Генеалогическое дерево королевской семьи.
http://www.virtulab.net/ Решение генетических задач и составление родословных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"
Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...
Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.
Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов...
Урок-практикум по решению генетических задач
«Урок- практикум по решению генетических задач». Биология, 9 класс, учебная программа под редакцией И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой. Данная методическая разработка представляет с...
Программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач». 10-11 класс
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности прим...
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...
Практическая работа №1 по биологии. Решение генетических задач. 9 класс.
Практическая работа №1 в 9 классе. Это решение генетических задач на 1 и 2 законы Менделя....
Практическая работа по биологии "Решение генетических задач"
Цель. Научиться оформлять и решать типовые задачи при неполном доминировании, дигибридном скрещивании, взаимодействии генов, наследовании, сцепленном с полом.Задание1. РЕШИТЬ ЗАДАЧИ ПО ВАРИАНТАМ...