Конспект урока по биологии решение генетических задач
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Будякова Наталья Александровна

Материал к урокам биологии в 10 кл в разделе "Генетика": конспект урока и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Решение генетических задач на составление родословных.

ФИО (полностью)

Будякова наталья Александровна

Место работы

МБОУ «Гнездовская СОШ» Смоленского района Смоленской области

Должность

Учитель химии, биологии

Предмет

Биология

Класс

10

Тема и номер урока в теме

Тема 12. Наследственность и изменчивость. Урок в теме 11.

Базовый учебник

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин «Биология 10»Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2015.

  1. Цель  урока: Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ
  2. Задачи:

– обучающие: вспомнить и закрепить методы изучения биологии, используемые в генетике, сформировать представление о родословной, ее структуре, используемых обозначений, научиться составлять родословную;

- воспитательные: создать условие для формирования научно – материалистического  и экологического мировоззрения;

- развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи.

10. Предполагаемые результаты:

- личностные  формирования познавательного интереса и мотивации изучения живой природы, некоторых интеллектуальных умений ( таких как анализировать, сравнивать, делать выводы и т.п.), воспитанию ответственного отношения к сохранению здоровья как индивидуальной и общественной ценности; патриотического воспитания;

 - метапредметные  формировать умение воспринимать и перерабатывать полученную информацию, умение взаимодействовать с окружающими, , моделировать полученную информацию в виде схем и применять ее к новым условиям, умение работать с разными источниками информации, способность выбирать и целевые и смысловые установки своих действий.

  - предметные   сформировать представление  о родословном дереве, о составляющих его элементах, научиться составлять родословные на примере предоставленных данных.

  1. Тип урока  комбинированный.
  2. Формы работы учащихся   частично – поисковый, индивидуальная, работа в паре
  3. Необходимое техническое оборудование  компьютеры, мультимедиа, интернет
  4. Структура и ход  урока.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся класса, создание положительной психологической атмосферы.

Приветствуют учителя.

1-2 мин

2

Проверка домашнего задания

Сборник задач по генетике с решениями

ЭОР №1

Проверка правильности выполнения предложенных домашних задач, опираясь на ЭОР № 1.

Самоконтроль, работа над ошибками, опираясь на ЭОР № 1.

5 мин

3

Актуализация знаний

Презентация к уроку. ЭОР №2

1.Проводит беседу, выявляет уже имеющиеся у учащихся знания о генотипе, формах  исследований в генетике.

Демонстрация презентации слайд 1,2;

2. Создает проблемную ситуацию, способствующую тому, что учащиеся самостоятельно определяют  тему, цели урока и  задачи по реализации данной цели.

Слушают, отвечают на вопросы;

2. Учащиеся самостоятельно определяют  тему, цель урока и  разрабатывают задачи по реализации данной цели.

3 мин

4

Освоение нового материала.

Виртуальная биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных

ЭОР № 3

Демонстрация презентации, слайда № 3. Организует работу в паре, объясняет правила работы в программе для решения задачи 1.

Работа в паре для решения задачи 1 ЭОР № 3,  используя подсказки и консультацию учителя

12 мин

5

Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия.

Виртуальная биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных

ЭОР № 3

Организует индивидуальную работу, для решения задачи из № 2 - 4., дает оценку полученным первичным результатам детей

Выполняют задание, докладывают о выполнении, слушают, обсуждают

12 мин

6

Итоговый контроль.

Тест на 2 варианта.

Предлагает выполнить индивидуально тест по теме «Основные законы наследственности», или тестирование на диске из УМК «Биология 10 Кирилла и Мифодия».

Выполняют итоговое тестирование.

10 мин

7

Домашнее задание

Задаёт домашнее задание, даёт к нему пояснения (см. приложение № 2)

Записывают домашнее задание.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Решение генетических задач на составление родословных

Приложение №1

Пример контрольного теста.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Вариант 1

1.        Наследственность — это...

а)        свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

б)        конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;

в)        изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе.

2.        Генотип однозначно определяется по фенотипу в случае:

а)        рецессивной гомозиготы        в) доминантной гомозиготы.

б)        рецессивной гетерозиготы

3.        Гомозиготная по двум парам аллелей особь имеет генотипы:

а) АА ВЬ        б) АА ВВ        в) Аа ВЬ.

4.        Возможный генотип в F1, образующийся при скрещивании АА и аа:

а) аа        б) АА        в) Аа.

5.        Гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом, наследуются:

а)        в одних случаях независимо, в других — сцепленно;

б)        сцепленно;        в) независимо.

6.        Набор половых хромосом у женщины:

a) XY        б) XX        в) ХО.

7.        Развитие взаимоисключающих признаков определяют гены:

а) рецессивные         б) доминантные         в) аллельные.

8.        Может ли потомство белой овцы и белого барана оказаться черным?

а) да        б) нет        в) может быть черное потомство, но только не в F1.

9.        Генетика изучает:

а)        основные закономерности наследования;

б)        совокупность наследственных задатков;

в)        основные свойства организма.

*10. Число групп сцепления по закону Т. Моргана равно:

а)        числу хромосом в диплоидном наборе;

б)        числу хромосом в гаплоидном наборе;

в)        количеству кроссинговеров.

11. Множественное действие гена — это влияние ...

а)        аллельных генов на развитие признака;

б)        нескольких генов на развитие одного признака;

в)        гена на развитие нескольких признаков.

*12. Часто говорят, что мужчины наследуют склонность к облысению от своей бабушки с материнской стороны через свою мать. Правильно ли это утверждение?

а)        Да, так как этот признак сцеплен с полом.

б)        Нет, так как этот ген локализован в аутосоме, но его проявление зависит от мужских половых гормонов.

в)        Нет, так как ген, определяющий облысение, локализован в аутосоме и зависит от изменения окружающей среды.

*13. У кроликов окраска шерсти обусловлена двумя парами генов А-а, В-Ь. Наличие в генотипе гена А обуславливает черную окраску, генов В — желтые кольца на волосках, а двух доминантных генов А и В — окраску агути (серую). Такой тип взаимодействия генов называется:

а)        эпистазом        в) комплементарностью.              б)        полимерией

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Вариант 2

1.        Изменчивость — это:

а)        конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;

б)        свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

в)        изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе.

2.        Аллельные гены расположены:

а)        в одной хромосоме;         б)        в разных хромосомах;

в)        в одних случаях в одной, в других — в разных хромосомах.

3.        Типы гамет у особи ААВЬ:

а) Аа; bb        б) АА; ВЬ        в) АВ; АЬ.

4.        Доминантные мутации в гетерозиготном состоянии выявляются в поколении:

а) втором        б) первом        в) третьем.

5.        Набор половых хромосом у мужчин:

а) XX        б) XY        в) ХО.

6.        Признак, не сцепленный с полом:

а)        дальтонизм        в) гемофилия.             б)        цвет волос

7.        Пары признаков наследуются независимо при дигибридном скрещивании, если гены расположены:

а)        в разных парах гомологичных хромосом;

б)        в одной паре гомологичных хромосом;

в)        в половых хромосомах.

8.        Явление сцепленного наследования генов изучал:

а) Т. Морган        б) Г. Мендель        в) Н. Вавилов.

9.        Фенотип — это совокупность...

а)        всех генов организма;

б)        признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии со средой обитания;

в)        генов у особей данной популяции или вида.

10.        В потомстве не обнаруживается расщепление у особей:

а) гибридных        б) гетерозиготных в) гомозиготных.

*11. Существуют признаки, которые проявляются только у одного пола, несмотря на то что гены, определяющие эти признаки, имеются у обоих полов как в аутосомах, так и в половых хромосомах. Такие признаки называются:

а)        сцепленные с полом        в) ограниченные полом.     б)        мутационные

*12. Эпистаз — взаимодействие генов, при котором один ген подавляет действие другого неаллельного гена. Подавляющий ген называется:

а) ингибитором        б) гипостатическим         в) доминантным.

*13. У дрозофилы ген белой окраски глаз одновременно оказывает влияние на цвет тела, длину крыльев, снижает плодовитость и уменьшает продолжительность жизни. Такая зависимость признаков от одного гена называется:

а)        полимерией        в) плейотропией.

б)        комплементарностью

Приложение №2

Пояснения к домашнему заданию

Задание: составить свою родословную. Выбрать один интересующий Вас признак  и проанализировать его проявление в Вашей родословной.

Для слабых учеников : родословную на примере 2 -3 поколений, отметить проявление признака; решить одну из нерешенных задач  Виртуальная лаборатория  http://www.virtulab.net/ биология 10-11. Решение генетических задач и составление родословных

Для сильных и интересующихся  учеников : родословную на примере 2 -3 поколений, отметить проявление признака, составить и решить задачу; решить оставшиеся задачи  Виртуальной лаборатория  http://www.virtulab.net/ биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных .


№, этап урока

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1, проверка дом. зад.

 Сборник задач по генетике с решениями"

Информационный

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями,

http://www.licey.net/bio/genetics  Глава VII наследование генов локализованных в половых хромосомах, задачи 7-3,7-4

2, актуализация знаний

Презентация к уроку

Информационный

Иллюстрация. презентация

3 освоение нового материала

Виртуальная лаборатория  http://www.virtulab.net/ биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных

Информационный, интерактивный.

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями и ссылками.

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=186:2009-08-30-10-50-39&catid=45:10&Itemid=106 

4. закрепление нового материала

Виртуальная лаборатория  http://www.virtulab.net/ биология 10-11.Решение генетических задач и составление родословных

Информационный, интерактивный.

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями и ссылками.

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=186:2009-08-30-10-50-39&catid=45:10&Itemid=106 

5. итоговое тестирование

Тест , текстовый / на диске их серии «Уроки биологии Кирилла и Мифодия»

Контрольный.

Текст/ он - лайн

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление родословной.

Слайд 2

Семья Николая II

Слайд 3

Генеалогическое дерево королевской семьи.

Слайд 4

http://www.virtulab.net/ Решение генетических задач и составление родословных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"

Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...

Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.

Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов...

Урок-практикум по решению генетических задач

«Урок- практикум по решению генетических задач». Биология, 9 класс, учебная программа под редакцией И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой. Данная методическая разработка представляет с...

Программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач». 10-11 класс

Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их  в возможности прим...

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...

Практическая работа №1 по биологии. Решение генетических задач. 9 класс.

Практическая работа №1 в 9 классе. Это решение генетических задач на 1 и 2 законы Менделя....

Практическая работа по биологии "Решение генетических задач"

Цель. Научиться оформлять и решать типовые задачи при неполном доминировании, дигибридном скрещивании, взаимодействии генов, наследовании, сцепленном с полом.Задание1. РЕШИТЬ ЗАДАЧИ ПО ВАРИАНТАМ...