Познавательные и регулятивные УУД на уроках естественно-научного профиля
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Беликова Ольга Юрьевна

Под познавательными универсальными учебными действиями  (познавательными УУД) понимаются действия, которые позволяют находить, усваивать и преобразовывать информацию об окружающем мире, служат основой эффективной познавательной деятельности в любой отрасли знаний и в профессиональной сфере [2].

Универсальный характер познавательных УУД проявляется в том, что они обеспечивают умения организовать поиск информации и её преобразование с целью эффективного решения поставленной и осмысленной задачи в любой сфере деятельности, независимо от её предметного содержания. Освоение познавательных УУД повышает самооценку учащегося, способствует адекватному самоопределению.

Под регулятивными УУД понимаются действия позволяющие освоить учащимися умения ставить конкретную цель, планировать свои действия, необходимые для достижения поставленной цели, корректировать свои действия с учетом изменяющейся ситуации, оценивать качество выполненной работы и уровень усвоения информации [2]и.

  В структуре образовательной программы базового ОУ, на основе которого проводились исследования, изучение курса географии организуется на основе УМК линия

Дронова В.П., Коринская В.А., Баринова И.И. В используемой программе курса "География" можно выделить познавательные и регулятивные УУД, формированию которых способствует организация работы с контурными картами.

 К познавательным УУД относятся:

  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем [7].

К регулятивным УУД относятся:

  • умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.[7]

 Познавательные и регулятивные УУД, формированию которых может способствовать организация работы с контурными картами, представляет собой группу способов действия учащихся, которые развивают способность к самостоятельному осмыслению сути поставленных задач, выбору способов их решения, включая последовательность выполнения необходимых действий, а также оценки результатов своей деятельности и внесению необходимых коррективов [8].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belikova_o.yu_.docx484.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественно-научного образования

Аттестационная работа

Тема «Приемы формирования познавательных и регулятивных УУД с использованием контурной карты»

Выполнила:

слушатель курсов повышения квалификации

«ФГОС: организация практической работы на уроках географии»

Учитель географии ГБОУ СОШ №507

Московского района Санкт-Петербурга

Беликова О. Ю.

Руководитель:

Тарасова Л.В., старший преподаватель.

Санкт-Петербург

2019 г


Оглавление

1.        Введение        3

2.   Формирования познавательных и регулятивных УУД на основе использования контурных карт        5

2.1. Понятие о познавательных и регулятивных УУД        5

2.2. Формы и методы организации учебных занятий с контурными картами        7

2.3. Контроль достижения уровня планируемых результатов, как метод формирования регулятивных и познавательных УУД, при работе с контурными картами        15

3.   Выводы        17

4.   Рекомендации практикующим учителям по организации работы с контурными картами        18

5.   Заключение        19

6.   Список использованной литературы        20

7.   ПРИЛОЖЕНИЯ        22

A) Приложение1.  Программные (некоторые) практические работы по контурным картам [7]        22

Б) Приложение 2. Климатограмма.        23

В) Приложение 3. Аналитический рубрикатор.        24


  1. Введение

В современном мире, для которого характерны постоянные изменения  структуры производства товаров и услуг, используемых техники и технологий, человек оказывается в ситуации, которая требует постоянного обновления приобретенных знаний и умений, часто даже смены характера трудовой деятельности. В таких условиях, успешность в жизни определяется способностью адаптироваться к новым требованиям, умением работать с разными источниками информации (приобретать новые знания и умения) - "уметь учиться".  Общество поставило перед образованием задачу изменения подхода к самой концепции цели образования. От требований обеспечить усвоение определяемых программами объема знаний, умений и навыков, перешли к требованиям обеспечить условия для развития личности обучающегося (с учетом индивидуальных особенностей и возможностей),  на основе получения опыта осмысления поставленных задач, самостоятельного поиска и отбора информации, необходимой для их решения. Эти  требования сформулированы в документах ФГОС, как обязательные для достижения учащимися результаты: "выпускник научится" - базовый (обязательный для достижения уровень) и "выпускник получит возможность научиться" - продвинутый уровень (уровень, который ученик получает на основе своих мотиваций и предпочтений). В системе ФГОС указываются реальные виды деятельности (универсальные учебные действия -УУД), которыми учащийся  должен овладеть в процессе обучения для достижения поставленных современным обществом целей образования. В структуре УУД выделяются предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные.  Познавательные и регулятивные УУД носят метапредметный характер, и современная система образования предполагает целенаправленное создание условий для их формирования в процессе организации учебной деятельности по всем предметам.

Существенную роль в формировании познавательных и регулятивных УУД призвана сыграть география -  " ...единственный школьный предмет, в системе школьного образования - содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания". В структуре школьного географического образования, важную роль играет работа с географическими картами. В современной жизни карта выступает важным источником информации практически во всех сферах человеческой деятельности, поэтому картографическая грамотность выступает важным элементом культурного развития каждого человека.  Одной из разновидностей географических карт выступают контурные карты, работу с которыми предусматривают авторские программы всех УМК по географии, допущенных для использования в педагогической практике ОУ среднего общего и среднего полного образования.

Проблема состоит в том, что в современной школьной учебной практике сложились стереотипы организации работы, которые предполагают репродуктивной характер познавательной деятельности учащихся и не способствуют формированию познавательных УУД. В соответствии с новой парадигмой школьного образования, необходимо осуществить переход к деятельностным, личностно ориентированным моделям организации работы, использовать методы, обеспечивающие развитие познавательных УУД. Одним из направлений работы, позволяющим организовать учебную деятельность учащихся в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, выступает и работа с контурными картами. Использование современных методов и форм организации учебной деятельности с контурными картами, способствует освоению умений выявлять пространственные закономерности; связи природных и социальных явлений и процессов, позволяет получить опыт создания пространственных моделей - то есть обладает широкими возможностями для формирования познавательных и регулятивных УУД. Это определяет актуальность темы выбранной исследовательской работы.

Цель исследования - отбор и экспериментальная проверка эффективности использования современных методов и форм организации учебной деятельности с контурной картой в школьном курсе географии.

Объект - процесс формирования познавательных и регулятивных УУД на уроках географии при работе  с контурными  картами.

Предмет - формы и методы обучения, направленные на формирование познавательных УУД, в процессе работы учащихся с контурными картами.

Предполагается, что использование системно - деятельностного подхода к организации учебной деятельности с контурными картами обеспечит более высокий уровень формирования познавательных и регулятивных УУД. Для достижения цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность познавательных и регулятивных УУД;
  • выявить и обосновать выбор наиболее эффективных форм и методов организации учебных занятий с контурными картами, способствующих формированию познавательных и регулятивных УУД;
  • разработать рекомендации по использованию наиболее эффективных методов организации работы с контурными картами;

Теоретической базой исследования выступают характеристики методов работы с источниками информации в системе современных технологий разработанные ведущими методистами и опытными педагогами.

Для достижения поставленной цели, предполагается использование комплекса методов, позволяющих реализовать поставленные задачи, и обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе: теоретические (анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований); метод сбора эмпирической информации (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос; анализ документов); методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Основным экспериментальным методом выступает метод педагогического эксперимента.

Исследование возможностей совершенствования форм и методов работы с контурными картами с целью формирования познавательных и регулятивных УУД, позволит  разработать рекомендации практикующим учителям и студентам педагогических вузов. В этом состоит практическая значимость проводимого исследования.

Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

2. Формирования познавательных и регулятивных УУД на основе использования контурных карт

2.1. Понятие о познавательных и регулятивных УУД

Под познавательными универсальными учебными действиями  (познавательными УУД) понимаются действия, которые позволяют находить, усваивать и преобразовывать информацию об окружающем мире, служат основой эффективной познавательной деятельности в любой отрасли знаний и в профессиональной сфере [2].

Универсальный характер познавательных УУД проявляется в том, что они обеспечивают умения организовать поиск информации и её преобразование с целью эффективного решения поставленной и осмысленной задачи в любой сфере деятельности, независимо от её предметного содержания. Освоение познавательных УУД повышает самооценку учащегося, способствует адекватному самоопределению.

Под регулятивными УУД понимаются действия позволяющие освоить учащимися умения ставить конкретную цель, планировать свои действия, необходимые для достижения поставленной цели, корректировать свои действия с учетом изменяющейся ситуации, оценивать качество выполненной работы и уровень усвоения информации [2]и.

  В структуре образовательной программы базового ОУ, на основе которого проводились исследования, изучение курса географии организуется на основе УМК линия

Дронова В.П., Коринская В.А., Баринова И.И. В используемой программе курса "География" можно выделить познавательные и регулятивные УУД, формированию которых способствует организация работы с контурными картами.

 К познавательным УУД относятся:

  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем [7].

К регулятивным УУД относятся:

  • умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.[7]

 Познавательные и регулятивные УУД, формированию которых может способствовать организация работы с контурными картами, представляет собой группу способов действия учащихся, которые развивают способность к самостоятельному осмыслению сути поставленных задач, выбору способов их решения, включая последовательность выполнения необходимых действий, а также оценки результатов своей деятельности и внесению необходимых коррективов [8].

2.2. Формы и методы организации учебных занятий с контурными картами

Контурные карты представляют собой карты, на которых обозначены только общие очертания-контуры географических объектов. Контурные карты предназначены для выполнения предусмотренных программой практических работ и набор карт должен соответствовать составу практических работ курса, а сами карты быть удобными для их выполнения - выполнены в удобных для выполнения задания картографических проекциях, соответствующего масштаба, все названия должны хорошо читаться. Необходимо учитывать, что содержание контурной карты зависит от её назначения. На политической карте, кроме очертаний материков и основных элементов гидрографии, будут выделены контуры территорий стран и пунсоны столиц; на климатической - границы климатических поясов и областей и т.д.  Выбор контурной карты для выполнения конкретной практической работы зависит от содержания задач планируемой работы.

В структуру УМК входят комплекты контурных карт, которые соответствуют содержанию карт атласов и составу предусмотренных программой практических работ по контурным картам[7].

Выполнение практической работы может быть организовано на основе составленных учителем инструкций, отражающих последовательность действий, без указания промежуточных результатов (программированный метод или модульный) и т.д.

При подготовке к современному уроку в условиях реализации ФГОС, преподаватель конструирует урок с учетом осознанного выделения этапов, каждый из которых требует четкой формулировки целей и методов их достижения. Систематизация этой работы основывается на применении рекомендованных к использованию технологических карт конструирования урока.

При конструировании урока, предпочтение отдается выбору активных методов обучения, в ходе использования которых принципиально  изменяются позиции ученика и учителя. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулирует учащихся на поиск и овладения знаниями и способами действий, необходимых для решения проблемы, достижения поставленной цели. Использование активных методов обучения способствует созданию ситуации, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, осознанно подходят к решению поставленных учебных задач и выбору способов их решения, активно участвуют в диалоге, высказывая свое мнение о сути учебной проблемы и способах её решения (таблица 1).

Таблица 1. Позиция учителя и ученика в процессе реализации ФГОС [10]

Позиция учителя

Позиция ученика

Мотивация деятельности

"Принятие" учебной цели учащимися.

Осознание цели изучения  конкретного материала (Зачем я это изучаю?)

Постановка учебной задачи.

Осознание проблемы

Организация обсуждения способов решения проблемы

Поиск путей решения проблемы

Осуществление контроля правильности выбора способа решения проблемы

Оценка своих действий. Правильно ли выбран путь решения?

Осуществление контроля правильности решения

Обсуждение и доказательство правильности своего варианта решения проблемы

Оценка процесса поиска решения и результата

Оценка своей деятельности  и достижения поставленной цели

В процессе активной работы учащихся осваиваются УУД. Работа с контурными картами также требует целенаправленного руководства со стороны учителя, учета необходимости поэтапного освоения учащимися правил работы с контурными картами, соблюдение которых обеспечит возможность успешного выполнения работы, получение учащимися эмоционального удовлетворения, обеспечит положительную мотивацию. Контурные карты, как и атласы, должны присутствовать в качестве обязательных учебных принадлежностей на каждом уроке географии. Программой, на основе которой изучается курс "География" в базовом ОУ, предусмотрено выполнение   практических работ по контурной карте за весь курс географии основной школы: 4 - в 5 классе, 5 - в 6 классе, 13 - в 7 классе, 9 - в 8 классе и 10 -в 9 классе (приложение 1) [7].  

Первые работы с контурными картами планируется проводить в 5 классе.  Начальный этап работы с контурными картами - их представление учителем. Первое знакомство с контурными картами можно организовать на первом уроке географии в 5 классе, используя игровой метод. Для организации игры необходимо подготовить презентацию, на одном из слайдов которой будет размещена контурная карта мира, а на второй- карта полушарий. С учетом того, что при изучении курса "Окружающий мир" учащиеся знакомятся с материками и океанами, проведение такой игры должно пройти успешно. Учитель представляет атлас, а затем предлагает открыть контурные карты и найти контурную карту, соответствующую физической карте мира в атласе. А затем предлагает учащимся ответить на вопрос: "В чем их сходство и различия?". На основе выполнения этого небольшого задания формируется понятие "контурная карта". Затем учитель предлагает учащимся принять участие в игре "Материки и океаны". Для участия в игре предлагается найти на контурной карте, выведенной на интерактивную доску материки и океаны. Учитель спрашивает, что можно использовать в качестве подсказки для выполнения задания, и учащиеся предлагают использовать соответствующую карту атласа. По желанию, учащиеся подходят к доске и "перетаскивают" нужные названия на соответствующие географические объекты. Перетаскивание готовых названий необходимо для того, чтобы учащиеся запомнили, что контурная карта заполняется печатными буквами, и названия располагаются вдоль линий сетки (иначе подготовленные учителем названия не укладываются). Игра проводится по контурной карте мира, затем по карте полушарий. За правильно заполненные карты выставляется оценка. Обычно желающих заработать первые "5" по географии много и работу лучше организовывать, выделяя на неё 10 минут в конце урока. В конце урока, задавая домашнее задание, учитель предлагает желающим получить оценку - заполнить контурную карту дома простым карандашом. Предупреждая, что за нанесение "лишних" (не предусмотренных заданием) названий, оценка будет снижаться. В игровой форме учащиеся познакомились с понятием "контурная карта" и с основными правилами её оформления.

Оценивая значение проведение такой работы с точки зрения формирования познавательных и регулятивных УУД, можно отметить, что дети приобрели опыт:

  • самостоятельного планирования последовательности выполнения действий (найди подсказку - источник информации; проведи сравнение очертаний материков и океанов на карте атласа и контурной карте - установи соответствие);
  • самостоятельного нахождения источника информации для выполнения задания;
  • зрительного анализа очертаний географического объекта; сравнения изображений разного характера (контура и полной карты), выявление сходства;
  • успешного выполнения задания.

При работе с контурными картами в 5-6 классах, наиболее целесообразно организовывать работу с контурными картами на основе использования метода проблемного обучения. Проблемный метод обучения предполагает, что учитель сообщает исходные условия и конечный результат, но не сообщает, ни пути его достижения, ни каковы будут промежуточные результаты

Ученик должен определить, каких знаний ему нахватает для  достижения цели, выявить пути получения этих знаний, усвоить эти знания и использовать для решения поставленной проблемы (рис.1) [11]

Рис.1. Схема модели проблемного обучения

В качестве примеров, приведем разработки проведения практических работ в 5 классе.

Выполнение первой программной работы с контурной картой "Обозначение на карте маршрутов путешествий (обозначение географических объектов)" выполняется поэтапно. На изучение темы выделено 14 часов [7]. Тексты в учебнике обширные. В атласе по географии для 5 класса "Начальный курс" "География", карта "Важнейшие географические открытия" выполнена неудачно. В качестве источника информации (по аналогии) удобнее использовать текстовые карты учебника. Учителю важно определить маршруты, каких путешествий учащиеся смогут нанести на контурную карту. Целесообразно начать выполнение этой работы при изучении путешествий финикийцев. Плавание финикийцев прекрасно представлено в учебнике в текстовой форме и на карте. Формулируется задача, обсуждается выбор источников информации и выбор контурной карты. В качестве источника информации, дети предлагают использовать текст учебника и текстовую карту.  Контурной карте присваивается название (которое желательно обсудить с учащимися) - "Маршруты самых интересных путешествий", или что-нибудь подобное. По предложению учителя обсуждается выбор условных знаков для легенды карты. Дети предлагают прочитать текст учебника и изучить текстовую карту. После обсуждения, маршрут наносится одним из учеников на карту мира на интерактивной доске, а остальными учащимися на индивидуальные контурные карты (на карту мира). Нанесение маршрута путешествия Х. Колумба целесообразно организовать по аналогичной схеме.

Для успешного выполнения работы по нанесению на контурную карту маршрута первого кругосветного путешествия, целесообразно организовать в сочетании с образным ярким и красочным рассказом учителя о первом кругосветном путешествии под руководством Ф. Магеллана. В ходе объяснения, учитель наносит на карту маршрут путешествия, а дети его повторяют. По ходу объяснения проводится обсуждение маршрута: откуда отправился, какой океан пересек, какой океан открыл, где погиб Ф. Магеллан и т.д. В данном случае работа учащихся носит репродуктивный характер. Нанесение маршрутов других путешествий предлагается в качестве домашнего задания "по желанию".

В процессе выполнения данной работы формируются следующие УУД:

  • самостоятельного нахождения источника информации для выполнения задания); зрительного анализа очертаний географического объекта; сравнения изображений разного характера, смыслового чтения (познавательные УУД);

самостоятельного планирования последовательности выполнения действий, оценивания результатов выполненной работы, корректирование допущенных ошибок (регулятивные УУД);

Выполнение третьей практической работы в 5 классе "Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка"  также предусматривает поэтапное выполнение работы на контурной "Политической карте мира", на основе использование метода "смыслового чтения". При изучении населения Евразии перед учащимися ставится задача выбора крупнейших стран материка и нанесения их на карту. Предлагается определить, на какой карте изображаются территории стран и их столицы. Учащиеся просматривают карты атласа и выясняют, что территории стран показаны на политической карте мира. Находят аналогичную карту среди своих контурных карт, используя, по совету учителя, оглавление. Для выбора самых крупных стран ученики предлагают прочитать текст учебника и выписать в тетрадь названия самых крупных стран. Учитель предлагает ограничить список 5 странами. После обсуждения и согласования составленного списка стран, которые будут нанесены на контурную карту, проводится поисковая работа по политической карте Евразии, а затем, на основе сравнения политической карты мира в атласе и контурной карты "Политическая карта мира", находятся  и обводятся контуры территорий выбранных стран. Территории закрашиваются карандашами разных цветов, желательно аналогичным цветам использованных в карте атласа. На выполнение работы выделяется не менее 15 минут. Работы аналогичного характера по остальным материкам может быть выполнена в соответствии с заданиями, предлагаемыми к тексту соответствующих параграфов. Например, по Африке предлагается нанести самое южное, северное, восточное и западное государства, по Южной Америке - самое крупное государство и его столицу, по Северной Америке - 3 государства, по Австралии - столицу. Задания могут выполняться при проверке домашнего задания, или в ходе изучения нового материала.

Оценивая значение проведение такой, поэтапно выполненной, работы с точки зрения формирования познавательных и регулятивных УУД, можно отметить, что дети закрепили приобретенный опыт:

  • самостоятельного планирования последовательности выполнения действий, оценивания результатов выполненной работы, корректирование допущенных ошибок (регулятивные УУД);
  • мыслительных операций: самостоятельного нахождения источника информации для выполнения задания; зрительного анализа очертаний географического объекта; сравнения изображений разного характера, смыслового чтения (познавательные УУД);

Часть обязательных для выполнения практических работ в 7 классе также можно организовать с использованием контурной карты. Например, сравнение географического положения Австралии и Африки.  В этом случае можно использовать элементы эвристического метода обучения. Эвристический метод заключается в том, что известны исходные условия, промежуточные результаты, но не открыты пути их достижения, и ученику приходится пробовать разные пути достижения требуемого результата [11].

Рис.2. Схема модели эвристического обучения

Учащимся известен план характеристики географического положения материка, который они уже использовали при характеристике географического положения Африки. Учитель сообщает тему практической работы. Предлагается обсудить, в какой последовательности целесообразно выполнять предложенную работу. Учащиеся предлагают использовать план характеристики географического положения материка, который им известен, и записан в рабочих тетрадях. Класс делится на небольшие группы, по числу пунктов составленного при обсуждении работы плана. Промежуточные результаты - это характеристика положения материка относительно экватора, начального меридиана и т.д.  Каждая группа работает по своему пункту. Затем в последовательности пунктов составленного плана, представители групп представляют свою работу на интерактивной доске, остальные оценивают её результативность и наносят географические объекты, характеризующие положение Австралии на контурную карту.

В результате учащиеся приобретают опыт:

  • планирования своей деятельности, распределения элементов задания по группам, работы в группах, оценивания результативности выполненной работы (регулятивные УУД);
  • мыслительных операций: анализа положения объекта в пространстве, сравнения и формулировки выводов (познавательные УУД).

Обязательных  для выполнения практических работ с контурными картами немного, но контурные карты могут быть использованы гораздо шире. Например, при работе с контурными картами в 9 классе возможно использование метода моделирования. Модельный метод обучения предполагает, что учитель сообщает, каков должен быть конечный результат, но, ни исходные условия, ни пути решения учителем не сообщаются, а отбираются самим учеников, в зависимости от его понимания задачи (рис. 3) [11]

Рис.3. Схема модельного обучения

Например, при изучении черной металлургии можно предложить учащимся составить картосхему, иллюстрирующую размещение комбинатов полного цикла с учетом разных факторов размещения.

В 10 -11 классах, работа с контурными картами также может быть организована на основе использования активных методов обучения. При изучении политической карты мира учитель может предусмотреть серию небольших практических работ, связанных с классификацией и типологией стран мира. Эти работы требуют использования смыслового чтения и отбора материала для изображения на контурных картах. Составление картосхемы размещения основных районов размещения минеральных ресурсов требует обязательного обсуждения составления легенды карты и отбора важнейших месторождений, чтобы карта была информативной и хорошо читаемой (не переполненной бессистемно разбросанными условными знаками, и не копией карты в атласе).

Учащиеся получают опыт мыслительной деятельности: систематизации, анализа и отбора существенного, главного в обширном материале, представленном в текстовом и картографическом материале.

Выполненные на контурных картах работы должны обязательно оцениваться, критерии оценивания контурных карт должны быть учителем четко сформулированы и хорошо известны учащимся.

Важное значение приобретают  умения работать с контурными картами при  сдаче ГИА и ЕГЭ. Содержание экзаменационной работы в форме ГИА определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, и позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету, но в процессе выполнения такой работы используются приобретенные в процессе учебной деятельности и познавательные и регулятивные УУД.

Например, предлагаемое задание (Приложение 2.), предполагает не только умение анализировать контурную карту, но и выполнять сопоставление, анализировать и делать выводы на основе анализа.

В процессе отработки таких заданий, а их можно использовать уже в 7 классе при изучении темы "Климаты Земли", формируются регулятивные УУД, так как ученик должен четко представлять последовательность выполнения заданий.

При выполнении такого задания впервые, рекомендации дает учитель. Сама суть задания, с точки зрения используемых УУД, предполагает выполнение мыслительных операций: анализа и сопоставления двух графически представленных источников информации - климатограммы и контурной карты. Умений осуществления планирования последовательности действий, соблюдение которой позволяет успешно выполнить задание (регулятивных УУД):

  • 1. Анализ графика хода температуры и определение полушария на контурной карте;
  •  2. Анализ количества и режима выпадения осадков - выбор климатического пояса, а при выполнении более усложненного задания, и климатической области.

Такого рода задания в 7 классе  (и в 9-ГИА) предполагают наличие усвоенных умений не только анализа  климатограмм, но и умение сопоставлять контурную карту с картой атласа. В заданиях ЕГЭ - атласы не используются и ученик должен четко представлять пространственное размещение климатических поясов и областей на контурной карте.

Выполнение задания по  контурным картам  предусматривается в разных по степени сложности разделах ГИА и ЕГЭ. Их выполнение требует высокого уровня развития познавательных и регулятивных УУД, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе работы с контурными картами на уроках географии.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что при организации работы с контурными картами наиболее результативными, с точки зрения создания условий для формирования  познавательных и регулятивных УУД выступают современные методы: проблемный, эвристический, модельный, на основе использования которых осуществляется системно-деятельностный подход  к обучению.

Их использование способствует формированию познавательных УУД (мыслительной деятельности): смыслового чтения, выбора необходимого для решения поставленной задачи источника информации, анализа, сравнения, обобщения, формулировки выводов, умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

 И регулятивных УУД:  умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности; умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные,  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

2.3. Контроль достижения уровня планируемых результатов, как метод формирования регулятивных и познавательных УУД, при работе с контурными картами

В программах предусматривается осуществление контроля достижения планируемых результатов, которые отнесены к блоку "Ученик научится" с помощью заданий базового уровня. Выполнение программных практических работ по контурной карте соответствуют базовому уровню - "ученик научится". Выполненные на контурных картах работы должны обязательно и вовремя оцениваться. Правила оформления и критерии оценивания контурных карт должны быть учителем четко сформулированы и хорошо известны учащимся. Правила оформления контурных карт приведены в приложении 2. Требование учителем соблюдения правил оформления контурных карт способствует формированию регулятивных УУД. Вырабатываются умения соблюдения инструкций, качество, которое очень важно в любом виде учебной и профессиональной деятельности. Соблюдение требований к оформлению контурных карт формируются в 5-6-7 классах, при выполнении программных практических работ. Учитель должен вместе с детьми обсудить название карты и учащиеся подписывают контурные карты. Учитель указывает, что отсутствие название будет считаться ошибкой. Составление легенды карты также должно обсуждаться, и выполнятся при первых работах с контурными картами. Требования по размещению названий не должно быть жестким, но рекомендации обязательно должны даваться учителем, удобно при этом ссылаться на оформление карт атласа. Примеры правильно оформленных контурных карт могут вывешиваться для ознакомления на стендах, хорошо, если это работы самих учеников. Можно предложить работу по оцениванию контурной карты соседа по карте, за которую ученик может получить оценку, или работу по самооценке выполненной контурной карты. При проведении таких работ, желательно заслушать некоторые "рецензии" и обсудить их. Основным требованиям при составлении таких рецензий должно быть соблюдение условия корректности высказываний. Должны доноситься до учащихся в процессе работы с контурными картами, и носить характер рекомендаций. В ходе выполнения работы по контурной карте, учитель, наблюдая за ходом работы, может давать ненавязчивые "мимоходом" рекомендации, например, "не забывайте подписать название карты", "помните, что у контурной карты должна быть легенда" и т.д.

Четко сформулированные критерии оценивания, позволяют учащимся осваивать регулятивные УУД самоконтроля, адекватного оценивания результатов выполненной работы. Для объективной оценки работ в контурных картах удобно использовать аналитический         рубрикатор оценивая  заданий в контурных картах на уроках географии, разработанный Пугаевой Е.М.[24]. Аналитический рубрикатор имеет четыре критерия, по которым производится оценка работы. В зависимости от качества выполнения задания можно получить от 0 до 3 баллов. Становится возможном не просто оценить работу как правильно или неправильно выполненную, а оценить качество каждого аспекта этой работы и получить более объективную картину.

Использование такого критериального оценивания сможет сделать выставленные отметки более объективными и делает процесс оценивания прозрачным и понятным родителям. Знание критериев оценивания, будет проще для всех участников образовательного процесса. Учитель сможет контролировать правильность выполнения домашних заданий.

Критерии оценивания контурных карт приведены в приложении 2.

Контроль усвоения знаний и умений по блоку программы "Ученик получит возможность научиться", проверяется за счет включения заданий повышенного уровня в структуру выполняемых заданий, но не являются обязательными для выполнения всеми учащимися.  При планировании образовательного процесса, направленного на достижение результатов выше базового уровня, учитель должен использовать технологии, предусматривающие дифференцированный подход к  формированию заданий и  оцениванию уровня подготовки учащихся. Рекомендуется составление заданий с учетом возрастания сложности и уровня самостоятельности  выполнения задания.  В качестве такого типа задания по контурной карте учитель может использовать задания ОГЭ и ЕГЭ, размещенные в соответствующих сборниках и в интернете. Такого типа задания имеют уже сформированные критерии бального оценивания. Так как в 9 классе очень многие учащиеся выбирают географию в качестве предмета для сдачи ОГЭ, работы такого типа необходимо прорабатывать на уроках, выделяя для этого часть учебного времени.  

3. Выводы

Под познавательными универсальными учебными действиями понимаются действия, которые позволяют находить, усваивать и преобразовывать информацию об окружающем мире, служат основой эффективной познавательной деятельности в любой отрасли знаний и в профессиональной сфере.

Под регулятивными универсальными учебными действиями понимаются действия

В процессе организации работы с контурными картами могут быть использованы самые разнообразные методы обучения и организационные формы занятий.  При конструировании урока, предпочтение отдается выбору активных методов обучения, в ходе использования которых принципиально  изменяются позиции ученика и учителя: проблемному, эвристическому, модельному, программированному и т.д.

В процессе организации работы с контурными картами, могут использоваться следующие задания:

  • Нанесение на карту географических объектов, в соответствии с перечнем, приведенным в разделе программы по усвоению номенклатуры;
  • Составление картосхем, например, картосхема характеристика Атлантического океана (7 класс); картосхема, отражающая влияние основных типов воздушных масс на формирование климата России(8 класс);
  • Определение по контурной карте расположения конкретного государства, субъекта РФ и т.д (по контурной политической карте);.
  • Определение пункта, для которого приведена климатограмма ( по контурной климатической карте);
  • На контурных топографических картах: выявление территорий развития водной эрозии; выбор территории с заданными заданием определенными особенностями рельефа; выбор соответствующего   профиля местности  по указанной на карте линии его составления.

 Учитель должен руководить поиском нужной информации, стимулировать учащихся на поиск и овладения способами мыслительной деятельности и способами планирования последовательности действий, необходимых для решения проблемы, достижения поставленной цели.

 Активная самостоятельная учебная деятельность учащихся с контурными картами способствует формированию регулятивных и познавательных УУД., в конечном счете - развитию личности учащихся. 

Выполненные на контурных картах работы, должны обязательно и вовремя оцениваться. Правила оформления и критерии оценивания контурных карт, должны быть учителем четко сформулированы и хорошо известны учащимся.

 Четко сформулированные критерии оценивания, позволяют учащимся осваивать регулятивные УУД самоконтроля, адекватного оценивания результатов выполненной работы.  

4. Рекомендации практикующим учителям по организации работы с контурными картами

  • Работу с контурной картой необходимо организовывать регулярно, начиная с 5 класса, планируя поэтапное овладение правилами оформления и  эффективными приемами и методами работы с картографическим материалом.
  • Учебную деятельность с контурными картами необходимо организовывать на основе постановки перед учащимися системы  географических задач, решение которых создает условия для развития познавательных и регулятивных УУД, основными из которых выступают умение формулировать цель, планировать последовательность действий, необходимых для её достижения, выбирать источники информации, которые необходимо анализировать или преобразовывать для решения задачи, выполнять работу в соответствии с предъявляемыми к качеству требованиями, оценивать результаты своей деятельности.
  • При конструировании урока, необходимо четко планировать этапы урока, ставить цели и выбирать методы и приемы их достижения.
  • Желательно отдавать предпочтение выбору активных методов обучения, формы организации учебных занятий играют подчиненную роль, и выбирать их целесообразно с учетом поставленных целей и задач.
  • Необходимо своевременно осуществлять контроль и оценивание выполненных работ. Правила оформления и критерии оценивания контурных карт должны быть четко сформулированы и хорошо известны учащимся. Оценивание работ желательно вести на основе использования метода критериев, который используется и в системе оценивания работ ГИА и ЕГЭ.

5. Заключение

В данной работе проанализированы методы и формы  работы с контурными картами в школьном курсе географии с точки зрения эффективности их использования для формирования регулятивных и познавательных УУД.

Выдвинуто предположение (гипотеза) о том, что использование активных форм обучения при организации учебной деятельности с контурными картами обеспечит более высокий уровень формирования познавательных и регулятивных УУД.

Для достижения цели исследования,  и подтверждения выдвинутой гипотезы:

На основе анализа теоретических материалов, охарактеризована сущность познавательных и регулятивных УУД. Сделан вывод о том, что познавательные и регулятивные УУД представляет собой группу способов действия учащихся, которые развивают способность к самостоятельному осмыслению сути поставленных задач, выбору способов их решения, включая последовательность выполнения необходимых действий, а также оценки результатов своей деятельности и внесению необходимых коррективов

 Приведена характеристика  и примеры использования современных методов  работы с контурными картами в процессе учебной деятельности на разных уровнях обучения. Наиболее эффективными методами организации работы с контурными картами, с точки зрения создания условий для формирования регулятивных и познавательных УУД,  выступают проблемный, эвристический и модельный методы.

Проанализированы формы контроля выполнения работ с контурными картами, как одного из элементов метода работы с контурными картами,  и сделаны выводы о значении регулярного и четко организованного контроля для формирования у учащихся регулятивных УУД.

На основе проведенного анализа сделаны выводы о том, что организация активной познавательной деятельности учащихся при работе с контурными картами способствует формированию познавательных и регулятивных УУД, а, следовательно, и развития личности, на всех уровнях изучения школьного курса географии.

Разработаны рекомендации  по  организации учебной деятельности при работе с контурными картами.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования и составленные рекомендации по организации работы с контурными картами, могут быть использованы практикующими педагогами и студентами педагогических вузов.


6. Список использованной литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 13.12.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении  изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  5. Примерная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, пр. от 8.04.2015 №1/15
  6.  Примерная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, пр. от 28.06.2016 №2/15-з)
  7. Рабочая программа. География. 5–9 класс. УМК "Классическая линия" ( источник: https://rosuchebnik.ru/material/geografiya-5-9-klassy-rabochaya-programma-classic/)
  8. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/geografiya-5-9-klassy-rabochaya-programma-classic/2016 — 120 с.
  9. Айзенк, Г. Природа интеллекта - битва за разум: Как формируются умственные способности / Г. Айзенк, Л. Кэмин. - М.: Эксмо-Пресс, 2002
  10. Баринова И.И. Современный урока географии//Современный урок географии. Часть 1:Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. М.: Школьная Пресса, 2002.
  11. Гузеев В.В., Остапенко А.А. Системная классификация методов образования. Краснодар: Издание авторов, 2016
  12. Гузеев В.В.Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь,1996
  13. Домогацкий Е.М. География. Население и хозяйство России:Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций/Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев - М.:ООО "Русское слово - учебник", 2018
  14. Домогацкий Е.М. География: физическая география России.:Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский- М.:ООО "Русское слово - учебник", 2018
  15. Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Е.М. Домогацких, Э.В. Введенский, А.А. Плешаков. -М.: ООО "Русское слово -учебник, 2016 (ФГОС. Инновационная школа)
  16. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Та-можняя. М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2019.
  17. Загвязинский В.И. «Теория обучения: современная интерпретация», М., Центр «Академия», 2001 г. (стр. 192).
  18. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб.: Знание, 2016.
  19. Лысенко Н.Н. Регулятивные универсальные учебные действия. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/05/regulyativnye-universalnye-uchebnye-deystviya https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/05/regulyativnye-universalnye-uchebnye-deystviya
  20. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками» Пособие для учителя, М. 2018.
  21. Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий // Образовательная энциклопедия  http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html
  22. Орлов В.И. «Активность и самостоятельность учащихся в обучении», «Педагогика», 2002, №7 (стр. 37-38).
  23. Петунин О.В. «Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла», Кемерово, «Кузбассвузиздат», 2003 (стр. 124).
  24. Правила работы с контурной картой по географии  В.Л. Марков, С.В. Жукова, М.А. Седелкин, методисты  Городского  Методического  Центра
  25. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. - М.: Народное образование, 2015

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

A) Приложение1.
Программные (некоторые) практические работы по контурным картам [7]

№ п/п

Класс

Изучаемая тема

Название практической работы

5 Начальный курс

История географических открытий

Обозначение на карте маршрутов путешествий

5 Начальный курс

Путешествие по планете Земля

Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

6 Начальный курс

Земля как планета

Обозначение на контурной карте полюсов, меридиана,  экватора, тропиков и полярных кругов

6 Начальный курс

Географическая карта

Обозначение на контурной карте направлений сторон горизонта

6 Начальный курс

Гидросфера

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

7 Материки и океаны

Литосфера - подвижная твердь

Составление картосхемы "Литосферные плиты"

7 Материки и океаны

Африка

Обозначение на контурной карте крайних точек материка, главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

7 Материки и океаны

Австралия -маленький великан

Сравнение географического положения Австралии и Африки

8 изическая география России

История изучения территории России

Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками.

8 изическая география России

Геологическое строение и рельеф

Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

9 Население и хозяйство России

Административное устройство РФ

Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации различных видов

 


Б) Приложение 2. Климатограмма.

2.Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

  

 1) 

А

  

 2) 

В

  

 3) 

C

  

 4) 

D

 


В) Приложение 3. Аналитический рубрикатор.

Таблица 1-  Аналитический рубрикатор для оценивая  заданий в контурных картах на уроках географии, разработанный Пугаевой Е.М.

Критерии

оценивания

Работа выполнена строго в соответствии с заданием

Аккуратность выполнения контурной карты

Правильность выполнения задания

Правильность оформления работы

Баллы

0—1—2—3

0—1—2—3

0-1-2-3

0—1—2—3

Расшифровка баллов

«0» — Критерий не полностью не соблюден;

«1» — Большая часть критерия не соблюдена или допущены существенные ошибки при выполнении;

«2» — Большая часть критерия соблюдена, допущено несколько несущественных ошибок;

«3» — критерий оценивания полностью выполнен.

Максимальное количество баллов — 12

Полученные баллы являются техническими, их целесообразно перевести в отметку с использованием процентной шкалы 12 б - 100%. Такой перевод баллов представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Перевод технических баллов отметку,  в зависимости от процента правильно выполненной работы

Процент правильности выполненной работы,%

Количество баллов

Оценка

91-100

12-11

5

71-90

8-10

4

45-70

6-9

3

Менее 45

Менее 6

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность младшего и среднего звена на уроках естественно - научного цикла.

"Природоведение»  продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физичес...

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Технология интеллектуальной воспитанности как инструмент работы на уроках естественно-научного цикла в рамках введения ФГОС в основной школе

Технология интеллектуальной воспитанности как инструмент работы на уроках естественно-научного цикла в рамках введения ФГОС в основной школе...

Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках математики.

На примере урока " Решение показательных уравнений"  показано как  у школьников формируются познавательные и регулятивные  Универсальные Учебные Действия....

Формирование познавательных и регулятивных ууд на уроках математики учащихся 5-6 классов

Итоговая работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Выступление по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"

Выступление на районном методическом семинаре по теме "Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"...