технологическая карта урока "Гипотезы о происхождении эукариотических клеток", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и может быть использована при проведении урока в 11 классе (углублённый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gipotezy_o_proishozhdenii_eukarioticheskoy_kletki.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.

Цель: создать условия для первичного восприятия  информации о гипотезах происхождения эукариотической клетки.

 Задачи урока: • сформировать понятие «гипотеза»;

• раскрыть сущность различных гипотез о происхождении клетки эукариот;

• показать значение гипотез для понимания происхождения эукариотической клетки. Средства обучения Таблица «Строение эукариотической клетки»; CD «Биологический энциклопедический словарь», «Большая энциклопедия» и «Энциклопедия животных» (изд. ООО «Кирилл и Мефодий»); ЭОРы (электронные образовательные ресурсы), представленные на порталах «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».

Планируемые результаты обучения:

предметные: • знание о различных гипотезах происхождения эукариотической клетки, их значении в понимании происхождения клетки эукариот; • умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, объяснять его свойства;

метапредметные: • умение сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия; • умение видеть проблему, ставить вопросы, обсуждать их, аргументировать свою точку зрения;

личностные: • сформированность представления о ценности многообразия форм жизни на Земле; • понимание исторического процесса происхождения и развития жизни на нашей планете и роли естественного отбора в становлении биологического разнообразия живых форм.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные,  

личностные, коммуникативные

Актуализация и пробное учебное действие 

Контроль и актуализация знаний о сходстве и различиях клеток прокариот и эукариот; о прокариотах как наиболее древней форме жизни

Ф

И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Знаково-символические действия:

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы: «Почему биологическая наука уделяет большое внимание проблеме происхождения эукариотической клетки?» (Выдвижение гипотез, их обсуждение.)

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).          

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Реализация построечного проекта.

  1. Появление эукариотической клетки — событие планетарного масштаба. Гипотезы о происхождении клеток эукариот и их органоидов — аутогенная, химерная и симбиогенная.
  •  Самостоятельное развитие эукариотической клетки из прокариотической путём впячивания плазматической мембраны и её перестройки. Современная оценка аутогенной гипотезы
  • . Химерная гипотеза — образование эукариотической клетки в результате слияния различных клеток прокариот.
  •  Симбиоз крупных клеток прокариот с другими клетками.

2. Гипотеза симбиогенеза и её общепризнанный характер. Дискуссии о природе клетки-хозяина и происхождении ядра. Гипотезы образования ядерной мембраны. Появление ядра вследствие впячивания внутрь клетки участков плазматической мембраны с точками прикрепления хромосом

Беседа учителя с демонстрацией слайдов

(Самостоятельная работа с текстом § 49 и рисунками 102, 103 учебника, обсуждение.)

ф

П

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные:

логические

УУД постановки и решения проблем

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Закрепление знаний об эукариотах, о многообразии гипотез происхождения эукариот, о гипотезе симбиогенеза. материалам дополнительной литературы и Интернета.

обобщающая беседа.

Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вопросы для контроля: 1. Какое значение имело появление эукариотической клетки? 2. Охарактеризуйте различные гипотезы происхождения эукариотической клетки. 3. Что общего имеют гипотезы о происхождении клетки эукариот? 4. Почему наиболее вероятной считают гипотезу симбиогенеза?

Самопроверка  

самооценка 

П

Регулятивные: Познавательные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Информация о домашнем задании

IV. Домашнее задание: изучить текст § 49 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: подготовить сообщения о клетке как этапе эволюции живого

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам):

- Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?

- Итоговая скорректированная  учителем оценка)

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта уроков английского языка в 5 классе с углублённым изучением английского языка

Технологическая карта уроков английского языка в 5 классе с углублённым изучением английского языка по темам "Способности. Развитие умений употреблять модальные глаголы" и "Пишем электронные письма. Р...

Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

технологическая карта урока "Отличительные признаки живого", 5 клас, УМК Пономарёва И.Н.

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС

Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО...

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...

Технологическая карта урока «Экскурсия в мир клеток» 5 класс

к учебнику А. А. Плешакова «Введение в биологию»...