технологическая карта урока "Отличительные признаки живого", 5 клас, УМК Пономарёва И.Н.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otlichitelnye_priznaki_zhivyh_organizmov.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отличительные признаки живых организмов

Цель и задачи урока:

Цель: Обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о свойствах  живого. 

Задачи:

- обучающие  

  • отличие живых тел от тел неживой природы;
  • признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость;
  • организм — единица живой природы;
  • органы организма, их функции;
  • согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

-развивающие

  • продолжить формировать умение учащихся делать из них выводы;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

-воспитательные

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда.
  1. Тип урока Урок изучения нового материала.
  2. Формы работы учащихся групповые, парные и индивидуальные.

Необходимое техническое оборудование Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

  1. Структура и ход  урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД

1

Организационный момент

Регуляторные: волевая саморегуляция

Личностные: действие самообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2

Проверка усвоения  домашнего задания

-Какова роль растений и животных в жизни человека?

-Что изучает биология?

- Почему появились культурные растения и домашние животные?

- Какие биологические науки вы знаете?

- Расскажите об интересных для Вас обитателях Земли.

2

Подготовка к работе на основном этапе

  1. - По каким признакам вы отличите живые организмы от неживых? (живые и неживые объекты  - на столе)
  2.  - Построение плана изучения

– С помощью чего можно получить знания по данной теме? (справочники, учебник и т.д.)

Регуляторные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

1.(Работа в группах)

 - Назовите признаки, которые позволят вам утверждать, что организм живой?  1). попугай, 2). герань, 3). фикус, 4). рыбы в аквариуме). Запишите их на доске.

2.  Сравните результаты работы 4 групп. Укажите общие признаки, названные всеми группами.

Регуляторные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

4.

Реализация построенного проекта

1.Признаки живой природы (слайд 2,3,4…)

  • обмен веществ и энергии;
  • раздражимость;
  • рост;
  • развитие;
  • размножение;
  • имеют органы, которые выполняют определённые функции.

Орган – это часть организма, которая выполняет в нём особую функцию и обладает особым строением.

Все органы взаимосвязаны.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеобучающие: поиск и выделение необходимой информации, применение методовинформационного поиска; смыловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепирассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Какое свойство живых организмов представлено на слайдах? Обсудите с соседом по парте. Ответ поясняйте.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

6.

Самостоятельная работа

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

 - Реагирование на изменения в окружающей среде (раздражимость).

- Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества  (обмен веществ).

- Увеличение размеров тела (рост).

- Приобретение новых свойств (развитие).

- Воспроизведение себе подобных (размножение).

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекции; оценка – оценивание качества и уровня усвоении; коррекция.

Познавательные:

общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

7.

Включение в систему знаний и повторение

 - Докажите, что … живой организм.

Регулятивные: прогнозирование

8.

Рефлексия учебной деятельности

  1. Знания, полученные на уроке мне нужны, так как…
  2. Оценка работы на уроке…

 - самооценка

 - оценка учащимися

 - оценка учителем

3. Д/з п 2.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляия; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозированию. 

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Признаки равенства прямоугольных треугольников"

первый урок по теме "Признаки равенства прямоугольных треугольников"...

Технологическая карта урока " Признаки делимости на 9, на 3"

Технологическая карта урока в 5 классе...

Технологическая карта урока "Разнообразие живого"

Класс: 5      УМК:  Сонин Н.И., Плешаков А.А.Предмет: БиологияТема: Разнообразие живогоТип урока: Урок «Открытия» нового знания...

Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...

Технологическая карта: " Третий признак равенства треугольников"

Равенство треугольников по трем сторонам....

Технологическая карта урока в 9 класе по истории "Отечественная война 1812г"

Технологическая карта урока в 9 класе по истории "Отечественная война 1812г"...