УРОК 10. Разнообразие живого
материал по биологии (5 класс)

Лещук Оксана Николаевна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10.docx20.51 КБ
Файл презентация к уроку2.36 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК 10. Разнообразие живого

Цель урока

Создать условия для осознания и осмысления материала о разнообразии организмов на Земле; сформировать знания о систематике, об основных царствах живой природы, о их признаках.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты

Личностные: будут сформированы ответственное отношение к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды, интерес к изучению природы.

Метапредметные: научаться

-выполнять задания  в соответствии с поставленной целью,

- смогут самостоятельно определять цель   учебной деятельности,

-устанавливать причинно-следственные связи  в изучаемом круге явлений,

-систематизировать информацию и применять приемы работы с информацией

- принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости

получат возможность научиться

-принимать другое мнение и позицию, умение и опыт корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Предметные: научаться определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы, описывать рисунки.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесная( беседа, диалог), наглядные ( работа с рисунками, схемами), практические (составление схем)

Понятия и термины

Классификация, систематика, вид, царства живой природы

Оборудование

Учебник, рабочие тетради , презентация, карточки с заданиями

Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Текущий контроль

1. Орг. момент, Актуализация опорных знаний урока.

Беседа.

Приветствует учащихся.

Весь наш мир -природа- это самое красивое и бесценное , что есть на нашей планете. (Слайд 1)

И мы с вами знаем, что жизнь на Земле возникла 3, 5 млрд. лет назад, причем не на суше, а в океане, где в то время были благоприятные условия для обитания, водорослей, медуз , кораллов. Но шло время и на смену одним видам приходили другие. Многие , появившись, исчезали, другие сохранились и живут до сих пор. ( Слайд 2)

Давайте посмотрим, а что сейчас нас с вами окружает?

 

Наблюдения, вопросы учителя, задания для проверки д.з.

2.Мотивация  к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока.(4 мин)

Мотивирует учащихся к определению темы и познавательной цели урока.

Показывается небольшой видеоролик.( 1 мин).

Итак, нас окружает большое количество видов растений, животных, грибов, т.е. живых организмов. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

 Учитель уточняет тему урока.(слайд 4)

Слушают одноклассников. Формулируют выводы на основе увиденного и услышанного

Выдвигают предположения. Формулируют тему урока и цель.

Записывают в тетрадь число .

Вопросы учителя и устные ответы.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.(15 мин)

Работа  с карточками  и рабочей тетради, учебником.

На планете Земля множество живых организмов. Около 2,5 млн.уже изучено учеными . Человек, который захочет изучить все известные виды , должен будет ежедневно  в течении 50 лет изучать по 110 объектов. ( слайд 5)

Как  бы вы разобрались в таком многообразии? Как бы вы действовали?

Прежде всего их нужно распределить на группы, т.е классифицировать. Без этого невозможно изучить живую природу. В семье биологических наук , есть наука , которая изучает многообразие живых организмов. А вот что это за наука, как называется? Что бы найти ответы на эти вопросы прочитайте  в учебнике на стр. 58  первый абзац.

 Ученые изучают , описывают и объединяют живые организмы в группы.

 А что нужно учитывать  при классификации?

Основной единицей в классификации является вид.( слайд 4) Дайте определение вида.(слайд 7)

Одинаковые виды объединяются в рода, рода в семейства ...(Слайд  8 ) Самая крупная группа  это царство.

Сколько же царств существует, как они называются? Что бы узнать нужно выполнить следующие  задание. У вас на столах лежат картинки, так вот рассмотрите их внимательно и подумайте какая картинка лишняя и почему? Лишнюю картинку прикрепите к доске. Правильно ребята,  получилось 4 царства и названия нам всем хорошо известны.(слайд 9)

Бактерии- В переводе с греческого языка , означает «палочка», но форма их разнообразна. Они очень малы, обитают в почве, воде, воздухе, в телах других живых существ. Бактерии первыми появились на Земле.

Грибы- Всего ученые насчитывают около 100 тыс. видов. Не всем известно,  что трутовики , которые живут на деревьях и известные всем дрожжи тоже относят к царству грибов.

Растения- Они отличаются от представителей других царств, при помощи энергии света, используя углекислый газ и воду образуют питательные вещества. Всего насчитывается 350 тыс. видов.

Животные- Самое разнообразное царство. Большинство активно подвижны. Известно, около 2 млн. видов.

Выполните упраж. 58 на стр. 31

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Предполагают, выдвигают свои версии.

Читают, отвечают на вопросы, записывают определение в тетрадь.

Нужно учитывать

- степень родства

-особенности внешнего и внутреннего строения

-образ жизни

-происхождение .....

Зачитывают определение из учебника, записывают его в тетрадь.

Рассматривают,

4.Первичное закрепление нового материала.

Работа в парах.

Продолжим наше занятие.  У вас на столах лежать листы с заданием. Прочитайте задание и выполните.

Проверку делают по слайду.

Комментируют, исправляют.

5.Самостоятельная работа

Откройте  рабочие тетради на печатной основе № 59 стр.32

А теперь проверим, правильно ли вы распределили живые организмы  по царствам.

Выполняют упражнение. Обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку

6. Рефлексия.

Что вы знали и

что нового узнали  на уроке?

О чем или о ком хотелось  бы узнать?

В заключении я хочу вам сказать, что человек лишь маленькая часть всей природы, но идущий человек по лесной поляне превращается в огромного великана, перед которым не только жуки, муравьи, и вековые деревья становятся беззащитными. Я хочу чтобы вы все были добрыми великанами и относились к природе очень......?

7. Домашние задание.

§10, ответить на вопросы 1-8 ( устно)

Раб.тетрадь № 61, 62.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Тема урока : «Разнообразие живого »

Слайд 5

На планете Земля множество живых организмов. Около 2,5 млн.уже изучено учеными . Человек, который захочет изучить все известные виды , должен будет ежедневно в течении 50 лет изучать по 110 объектов.

Слайд 6

Вопросы: 1. Что изучает наука систематика? 2. Дайте определение вида.

Слайд 7

Систематика - наука, которая изучает многообразие и классификацию организмов. Вид - это группа особей, сходных по строению и жизнедеятельности, дающая плодовитое потомство и обитающая на одной территории

Слайд 8

Вид Вид Вид Вид Род Род Семейство Семейство Отряд Отряд Вид Вид Род Класс Тип Царство

Слайд 9

Царство Бактерии Растения Животные Грибы

Слайд 12

Царство Бактерии Грибы Растения Животные Признаки царства Они отличаются от представителей других царств, при помощи энергии света, используя углекислый газ и воду образуют питательные вещества. Всего насчитывается 350 тыс. видов. Самое разнообразное царство. Большинство активно подвижны. Известно, около 2 млн. видов. В переводе с греческого языка , означает «палочка», но форма их разнообразна. Они очень малы, обитают в почве, воде, воздухе, в телах других живых существ. Они первыми появились на Земле. Всего ученые насчитывают около 100 тыс. видов. Не всем известно, что трутовики , которые живут на деревьях и известные всем дрожжи тоже относят к этому царству.

Слайд 13

Домашние задание §10, читать, ответить на вопросы 1-8 , стр. 59 Раб.тетрадь № 60,61,62,стр. 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Урок- экскурсия   «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  5-6 класс....

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....

Технологическая карта к уроку биологии "Разнообразие живого и относительная приспособленность".

В ходе урока:-создаются условия для понимания учащимися объединения всех организмов в отдельные Царства;- на основе повторения и расширения изучаемого материала выявляется  наличие приспособленно...