Урок биологии в 8 классе "Кожа-зеркало здоровья"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок изучения нового материала . Используются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozha-zerkalo_zdorovya.docx32.65 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кожа наружный покровный орган» (Кожа- зеркало здоровья).

Тип урока: Изучение нового учебного материала.

Цели по содержанию:

образовательные:  создать условия для формирования и усвоения знаний о строении кожи и её основных функциях в организме человека;

развивающие:  закрепить общеучебные умения и навыки критического восприятия информации;

развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы ТРКМ.

воспитательные: стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело.

                                                                                                                             

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Драгомилов, Маш. Биология. Человек. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2009г.
  2. Таблица «Строение кожи».
  3. Презентация «Кожа – наружный покровный орган».
  4. Распечатки кластеров, текстов, заданий.
  5. Компьютер, мультимедийное оборудование, лупы.



Ход урока.

  1. Вызов:

Когда перечисляют составляющие человеческого организма, ее обычно “обижают” – о ней забывают. Между тем это самый крупный орган осязания. У взрослого ее площадь достигает 1,7 – 2 м2, а вес – 2-3 кг. Его называют “зеркалом здоровья и болезни”. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган тесно связан с нервной системой. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Как называется этот орган? Слайд 1.

Ученики: Кожа

Учитель : Как мы определим тему нашего урока? 

Ученики: Кожа-наружный покровный орган. Строение и значение кожи. Слайд 2.

Основные понятия урока вы видите на слайде. Слайд 3.Вокруг главного  слова КОЖА находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам , что мы сегодня должны изучить на уроке. (Слайд 4) Какова цель нашего урока?


Исходя из ответов на вопросы ставим цель урока: изучить особенности строения и функций кожи человека     (слайд №4). 




Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова. –отвечают на вопрос.


Учитель: Картина получается очень даже страшная. Но отсюда вытекает проблемный вопрос урока. Ребята, давайте сформулируем проблемный вопрос урока. (Учащиеся предлагают свои варианты)

И так,  проблема  нашего урока - доказать, что кожа является защитником нашего организма. (Слайд5)

2. Осмысление.

Выполним первое задание:  «Верите ли вы, что…»  Записываете цифру и ответ да или нет.(Слайд 6)

1. кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

2.  секрет потовых желёз не имеет запаха.

 3. кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

 4.  кожа – сложный орган со многими функциями.

 5. этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

 6. кожа тесно связана с нервной системой.

 7. в коже происходит образование витамина Д.

8.  2% кислорода в организм поступает через кожу.

 9.Кожа за сутки выводит 700-800 граммов водяных паров.

Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия.

Итак, много информации верной вам уже известно, давайте более подробно изучим строение кожи.

Давайте обратимся к тексту параграфа и ответим на вопрос: сколько слоев кожи различают?

 СЛАЙД 7.

Слой кожи

Ткань, которой образован слой кожи

Составные

части слоя кожи

Функция

1.наружный – эпидермис, надкожица

Эпидермис образован многослойным эпителием

 из нескольких слоев живых и мертвых клеток.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Слайд 8.

содержит пигмент, от которого зависит цвет кожи-меланин. Пигмент задерживает  Слайд 9,10..ультрафиолетовые лучи солнечного спектра, защищая от них организм. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже увеличивается - кожа приобретает загар. Каротин-еще один пигмент. Регулярное и достаточно потребление каротина сводит на нет угревую сыпь, псориаз. Поврежденные кожные покровы восстанавливаются быстрее и  безболезненнее.

   

коллагена.

Защита от твердых веществ, газов, жидкостей, определяет цвет кожи

Лабораторная работа.

 У вас на партах лупы. Рассмотрите тыльную поверхность руки и обсудите друг с другом ответы на вопросы.

 Строение кожи

1. Рассмотрите сначала без лупы, а потом через нее кожу с тыльной стороны кисти руки. Какая кожа по цвету? Почему? Что просвечивает?  

 2.Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи? Посмотрите на подушечки пальцев. Что вы там видите? Где используется этот рисунок?

       3. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаружите? Какую функцию выполняет это свойство?

4. Возьмите тонко отточенный карандаш или циркуль. Осторожно прикасайтесь острием карандаша или циркуля к различным участкам кожи на тыльной поверхности кисти около сустава между кистью и предплечьем. При достаточном терпении вы заметите, что воздействие острия в одних местах ощущается как прикосновение, в других как укол, в третьих как тепло или холод. Чем это объясняется?

2.Дерма

( собственно кожа) 

Образована соединительной тканью,

содержит множество упругих волокон, которые придают ей эластичность – способность растягиваться и возвращаться в прежнее положение. Слайд 7.
Дерма – это кладовая кожи. В ней

 находятся рецепторы, 7

сальные железы Слайд 11

 Тип кожи-определяем. Слайд 12.

 и потовые железы, волосяные фолликулы, 14

кровеносные и лимфатические сосуды. 

Корни волос.  Слайд 13,14.

 Рассказ про волосы.

Родинки и веснушки.Слайд 15.

Ногти слайд 17. Рассказ

Лабораторная работа.

Слайд 18-

Выполните лабораторную работу.

ФИЗМИНУТКА

Рассмотрите строение ногтя и ответьте на вопросы:
а) С какой стороны ноготь растёт?
 С  задней  части  ногтевой  пластинки. Это  корень  ногтя
б) Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет?
в) Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая?
г) Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?
д) Почему нельзя «грызть» ногти и отрывать

Придает эластичность.

Рецепторы воспринимают прикосновение, боль, температуру.-защита.

Выделяют кожное сало, придает коже мягкость и эластичность

Выделяют пот для охлаждения, который предохраняет от перегрева. Кожа за сутки выводит 700-800 граммов водяных паров. Это в 2 раза больше, чем легкие!

3.Гиподерма-подкожная жировая клетчатка

Жировая, соединительная

Жировые клетки

теплорегулирующую – сохранение тепла тела;

опорную, защитную – амортизацию механических воздействий (ударов);

энергетическую – сохранение жировых запасов - основного источника энергии

депонирующую – хранение жирорастворимых витаминов А, Е, Д, К;

регуляторную – влияние (опосредованное) на процесс кроветворения;

эндокринную – биосинтез гормонов: эстрогена (у мужчин и пожилых женщин) и рептина, регулирующего чувство насыщения.

Выполните лабораторную работу.

Рассмотрите строение ногтя и ответьте на вопросы:
а) С какой стороны ноготь растёт?
 С  задней  части  ногтевой  пластинки. Это  корень  ногтя
б) Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет?
в) Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая?
г) Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?
д) Почему нельзя «грызть» ногти и отрывать заусеницы?

ФИЗМИНУТКА

Итак, давайте обобщим функции кожи:  обобщают обучающиеся, проверка -Слайд 20.

1) защитная (барьерная) -  защищает организм от действия механических и химических факторов, ультрафиолетового излучения, проникновения микробов, потери и попадания воды извне;

2) терморегуляторная за счет излучения тепла и испарения пота;

3 ) участие в водно-солевом обмене связано с потоотделением

4) экскреторная выведение с потом продуктов обмена, солей и лекарств

5) депонирование крови в сосудах кожи может находиться до 1 литра крови»

6) эндокринная и метаболическая - синтез и накопление витамина D, а также гормонов, ферромонов;

7) рецепторная благодаря наличию многочисленных нервных окончаний.


-         Итак, по какому критерию мы в первую очередь  можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?

– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». (Слайд 21) Опишите состояние матери и младенца, изображенных на картине Леонардо да Винчи.

        У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Кожа матери и младенца нежно розового цвета, кажется прозрачной. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 22), здесь вы видите уже противоположную картину. В чем отличие? Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас? Это возрастные изменения кожи.

Поговорим о гигиене кожи.

Перед уроком вы вымыли руки. Посмотрите на стакан с водой. Показать детям стакан с водой.

В описаниях военных событий прошлого века указывалось, что перед боем солдаты мылись, а если не было возможности вымыться, обязательно переодевали белье. Каков смысл этого обычая?

Какие гигиенические правила вы можете предложить?

        Согласны ли вы со следующими гигиеническими требованиями?

1.        Кожу необходимо содержать в чистоте.

2.        Кожу около раны следует обеззараживать.

3.        Вредно длительно носить прорезиненную одежду и обувь.

4.        Необходимо регулярно менять белье.

5.        Одежда и обувь должны быть свободными.

6.        Летом следует избегать одежды из синтетики, отдавая предпочтение                         хлопку.

7.        Детям следует одеваться теплее взрослых.

По изученному материалу составляем синквейн.

– Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.

 Зачитывание синквейнов.

Беседа по вопросам:

– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

 – В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд 24)

 Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.

 – Скажите, специалист имеет право на ошибку?

 – Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?

 – Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока.  «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» сказал  Вольфганг Иоганн Гёте.  Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность.

РЕФЛЕКСИЯ, слайд 28.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: Кожа-зеркало здоровья ( Кожа – наружный покровный орган. Строение и значение кожи .) 2

Слайд 3

Кожа Дерма Эпидермис Ногти Потовые железы Пигмент Сальные железы Волосы Гиподерма 3

Слайд 4

Кожа – наружный покровный орган. Строение и значение кожи. Цель урока: выяснить особенности строения и функций кожи. Задачи урока: - выяснить взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями кожи; - развивать умение и навыки проведения самонаблюдения, делать выводы, решать биологические задачи; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Слайд 5

Проблемный вопрос: Доказать, что кожа является защитником нашего организма. 4

Слайд 6

… 1. Кожу называют «зеркалом здоровья и болезни». …2. Секрет потовых желёз не имеет запаха. … 3. Кожа формирует роговые образования: ногти и волосы. … 4. Кожа – сложный орган со многими функциями. … 5. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. … 6. Кожа не связана с нервной системой. … 7. В коже происходит образование витамина Д. …8. 2% кислорода в организм поступает через кожу. … 9.Кожа за сутки выводит 700-800 граммов водяных паров. 6

Слайд 7

Рассмотрите схему строения кожи. Назовите слои кожи. 7

Слайд 8

От чего зависит цвет кожи? Прочтите текст и найдите ответ. Темная кожа негроидной расы объясняется большим количеством в ней меланина, чем у представителей других рас. Меланин защищает кожу, блокируя ультрафиолетовые лучи, воздействию которых подвергаются жители солнечной Африки. Вторым пигментом человеческой кожи является каротин. Это желтое вещество, которое помимо человеческой кожи присутствует в моркови, а также желтке яйца. Как и меланин, каротин есть в коже всех людей мира. Но наибольшее его количество в коже народов Восточной Азии. Это придает их лицам желтоватый оттенок. У европеоидов наблюдается низкое содержание и меланина, и каротина. 8

Слайд 9

Нарушения пигментации Альбинизм Наследственное заболевание. Нарушение образования пигмента меланина в коже, волосяных луковицах и радужке глаза. Распространен в небольших этнических группах в связи с большой частотой родственных браков. В Южной Панаме среди племени карибе куна были обнаружены сотни альбиносов. В условиях тропиков ведут ночной образ жизни и поэтому их называют «детьми Луны». Витилиго Нарушение пигментации отдельных участков кожи. Пятна бывают разной формы и размера. Могут сливаться, образуя большие участки белого цвета. Волосы на пораженных витилиго участках седеют. 9

Слайд 10

Лабораторная работа. 10

Слайд 11

Рассмотрите схему строения кожи. Назовите слои кожи. 11

Слайд 12

12

Слайд 13

Что у нас на коже? 13

Слайд 14

Почему потовые железы относятся к железам внешней секреции? Какую функцию они выполняют? Количество потовых желез на 1 см кожи Часть тела Количество Ладонь 373 Подошвы ног 306 Грудь и живот 255 Лоб 172 Бедро и голень 70 Спина 37 Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?

Слайд 15

Что такое родинки и веснушки? Может ли родинка быть опасной? 15

Слайд 16

Физминутка На заре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, Мордочку ежонку трет. Только спину, только спину Не потрешь родному сыну Ходит по росе лесной Он с немытою спиной. Вот как посудите сами, Дело обстоит с ежами. Хорошо , ребята, всё ж, Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру )

Слайд 17

А Б Сравните строение ногтей человека и обезьяны (А), когтя кошки (Б). 17

Слайд 18

Признак Вывод о здоровье или заболевании. Гладкие, бледно-розовые ногти здоровые Бледный цвет ногтей Анемия, нехватка витаминов Желтизна ногтей Болезни печени Синий цвет ногтей Сердечная недостаточность Вогнутая и выпуклая форма ногтей Недостаток железа в организме Длинные линии на ногтях Плохая всасываемость в системе пищеварения Поперечные борозды Признак стресса, плохое питание 18

Слайд 19

Рассмотрите схему строения кожи. Назовите слои кожи. 19

Слайд 20

Функции кожи - защитная (барьерная); - терморегуляторная; - участие в водно-солевом обмене; - депонирование крови ( до 1 литра); - Эндокринная (витамин D ); - рецепторная; - участие в дыхании. 20

Слайд 21

Галерея картин Леонардо да Винчи 21

Слайд 22

Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи 22

Слайд 23

Правила ухода за кожей Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий. Закаляться 23

Слайд 24

Все профессии хороши- выбирай любую. Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист … 24

Слайд 25

Синквейн по теме урока Кожа Защищает, оберегает, помогает Эластичная, мягкая, чистая Зеркало здоровья и болезни Орган 25

Слайд 26

Рефлексия Что вам сегодня понравилось? Что нового узнали? Что интересного расскажите родителям сегодня? 26

Слайд 28

Рассмотрите животных, назовите производные эпидермиса. Одно животное лишнее. Кто это и почему?

Слайд 29

Проверь себя: ХАРАКТЕРИСТИКА 1.Содержит пигмент меланин 2.Образована соединительной тканью 3.Собственно кожа 4.Состоит из ороговевших клеток 5.Содержит потовые и сальные железы 6.Содержит рецепторы и кровеносные сосуды 7.Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток СЛОЙ КОЖИ А) Эпидермис Б) Собственно кожа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому ...

Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках биологии и экологии

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...

План-конспект и презентация к уроку биологии на тему "Формула здоровья" для обучающихся 8 класса

Данный урок проводился в рамказ предметной недели по биологии...

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....