Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник "Бактерии, грибы, растения" по фгос с УУД
    рабочая программа по биологии (5 класс)

    Документ содержит календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, УМК.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока

    Тип

    урока

    Количество  часов

    План реализации УУД

    Дата

    Домашнее

    задание

    личностные

    метапредметные

    предметные

    ученик научится

    ученик получит возможность научиться

    Введение (6ч)

    1

    Биология - наука о живой природе

    Урок формирования знаний

    1

    Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии 

    Познавательные УУД: умение структуриро-вать учебный материал, выделять в нем главное.

    Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

    Учащиеся должны знать:

    - о многообразии живой природы;

    - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

    Учащиеся могут узнать:

    - науки, изучающие живую природу;

    Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия  флора, фауна;

    сентябрь

    §1

    стр.6-9,пересказ, рис.1,2,3

    2

    Методы исследования в биологии

    Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

    1

    Понимание значи-мости научного исследования природы

    Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации.

     Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в каби-нете.

    Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух

    Учащиеся должны знать:

    - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»

    - пользоваться простыми биоло-гическими при-борами, инстру-ментами и оборудованием;

    Учащиеся могут узнать:

    - современные методы биологии;

    сентябрь

    §2;

    стр.10-13, пересказ,

    рис.5.

    3

    Разнообразие живой природы. Царства живых орга-низмов. Отличи-тельные признаки живого от неживого

    Комбинированный (смешанный) урок

    1

    Понимание научного значения классификации живых организмов

    Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям, классифициро-вать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

    Учащиеся должны знать:

    - о многообразии живой природы;

    - царства живой природы: Бак-терии, Грибы, Растения, Жи-вотные;

    - признаки жи-вого: клеточное строение, пита-ние, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять по-нятия «царства живой приро-ды», «царство Бактерии», «цар-ство Грибы», «царство Расте-ния» и «царство Животные»»;

    - отличать жи-вые организмы от неживых;

    Учащиеся могут узнать:

    - науки, изу-чающие живую при-роду;

    Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия низшие растения, высшие растения 

    сентябрь

    §3,

    стр.15-16,рис.8. Составить пищевую цепь

    4

    Среды обитания живых организмов.

    Урок закрепления и совершенствования знаний

    1

    Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

    Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками инфор-мации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавлива-ния причинно – след-ственных связей.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Раз-витие навыков само-оценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения

    Учащиеся должны знать:

    - о многообразии живой природы;

    - основные сре-ды обитания жи-вых организмов: водная среда, на-земно-воздуш-ная среда, почва как среда обита-ния, организм как среда обита-ния;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»

    - характеризовать среды обитания организмов;

    Учащиеся могут узнать:

    - отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

    Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия  абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

    сентябрь

    §4,

    стр.19-24, заполнить таблицу «Среды обитания»

    5

    Экологические факторы и их влияние на живые организмы

    Урок применения знаний на практике

    (исследовательские проекты)

    1

    Осознание влияния факторов среды на живые организмы

    Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-вать вопросы.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение восприни-мать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

    Учащиеся должны знать:

    - о многообразии живой природы;

    - экологические факторы;

    - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять по-нятия «биология», «экология», «эко-логические факт-оры»;

    - характеризовать экологические факторы;

    Учащиеся могут узнать:

    - причины формирова-ния черт приспособленности организмов к среде обитания;

    Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия  абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

    Октябрь

    §5, стр.25-27, пересказ

    6

    Обобщающий урок. (Контрольная работа «Введение»)

    Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и  обобщения и систематизации знаний)

    1

    Познавательный интерес к естественным наукам

    Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

    Учащиеся должны знать:

    - о многообразии живой природы;

    - основные мето-ды исследования в биологии: наблюде-ние, эксперимент, измерение;

    - экологические факторы;

    - основные среды обитания живых организмов: водная среда, назем-но-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

    - правила техники безопасности при проведении наблю-дений и лаборатор-ных опытов в кабинете биологии.

    Учащиеся должны уметь:

    - определять по-нятия «биология», «экология», «био-сфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

    - пользоваться простыми биоло-гическими прибо-рами, инструмен-тами и оборудова-нием;

    - характеризовать экологические факторы;

    - проводить фено-логические наблю-дения;

    - соблюдать правила техники безопасности при проведении наб- раторных опытов.людений и лабо-

    Октябрь

    Глава1 .Клеточное строение организмов (11ч)

    7

    Устройство увеличительных приборов

    Урок применения знаний на практике

    1

    - признавать право каждого на собственное мнение;

    - уметь слушать и слышать другое мнение.

     Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.

    Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

    Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

    Учащиеся должны знать:

    - устройство лупы и микроскопа.

    Учащиеся должны уметь:

    - работать с лупой и микроскопом;

    - готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;

    Учащиеся могут узнать:

    - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

    октябрь

    §6, стр.30-33, ответить на вопросы 1-4, стр.33.

    8

    Строение клетки

    Урок закрепления и совершенствования знаний

    (познавательный проект)

    1

    Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

    Познавательные УУД: овладение уме-нием оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

    Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

    Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

    Учащиеся должны знать:

    - строение клетки;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять по-нятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро»,

    - работать с лупой и микроскопом;

    - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

    Учащиеся могут уз-нать:

    клетка – еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасные вещес-тва клетки, функции ос-новных час-тей клетки;

    Учащиеся смогут нау-читься:

    - определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия мо-лодой клетки от старой;

    октябрь

     §7

    рис.19,20ответить на вопросы 1-4 стр. 38.

    9

    Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

    Урок применения знаний на практике

    1

    Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

    Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

    Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании сво-ей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

    Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

    Учащиеся должны знать:

    - строение клетки;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

    - работать с лупой и микроскопом;

    - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

    Учащиеся могут уз-нать:

    клетка – еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасные вещес-тва клетки, функции ос-новных час-тей клетки;

    Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия моло-дой клетки от старой;

    октябрь

    §7, рис.21, 22, пересказ

    10

    Пластиды

    Урок применения знаний на практике

    1

    Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

     Познавательные УУД: овладение уме-нием оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

    Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

    Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

    Учащиеся должны знать:

    - строение клетки;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро», «ядрышко», «ва-куоли», « плас-тиды», « хлоро-пласты», «пигменты», «хлорофилл»;

    - работать с лупой и микро-скопом;

    - готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;

     - распознавать различные части клетки.

    Учащиеся могут узнать:

    клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

    Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»;

    ноябрь

    §7, задание на стр.39

    11

    12

    Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

    Урок формирования знаний

    (исследовательские проекты)

    1

    Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе  клетки.

    Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно фор-мулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклас-сникам.

    Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

    Учащиеся должны знать:

    - химический состав клетки;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества».

    Учащиеся могут узнать:

    макро- и микроэлементы, Учащиеся смогут научиться:

    доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

    ноябрь

    § 8

    Вопросы 1-4  на стр.42

    13

    Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

    Урок формирования умений и навыков

    1

    Понимание слож-ности строения жи-вых организмов,

    осмысление важнос-ти для живых орга-низмов процессов дыхания и питания.

    Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информа-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, гра-мотно формулировать вопросы.

    Личностные УУД: умение применять полу-ченные знания в своей практической деятель-ности.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по ре-зультатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

    Учащиеся должны знать:

    - строение клетки;

    - основные процессы жизнедеятельности клетки;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия: «клетка», «обо-лочка», « цитоплазма», « ядро», «яд-рышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты»,

    - работать с лупой и микроскопом;

    - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

    Учащиеся могут узнать:

    клетка – единица строения и жизнедеятельности, кос-мическую роль зеленых растений

    Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия «мембрана»

    -объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, до-казывать, что клетка обла-дает всеми признаками живого орга-низма;

    декабрь

    §9

    Влпросы 1-5

    стр.45

    14

    Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

    Урок формирования умений и навыков

    1

    Понимание сложности строения живых организмов,

    осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

    Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

    Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

    Учащиеся должны знать:

    - строение клетки;

    - основные процессы жизнедеятельности клетки;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли»

    Учащиеся могут узнать:

    - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запас-ные вещества клетки, функ-ции основных частей клетки;

    Учащиеся смогут научиться:

    - объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает все-ми признака-ми живого организма

    декабрь

    §9

    Рис.26

    Вопрос 7 на стр.45

    15

    Деление клетки

    Урок формирования знаний

    1

    Понимание сложности строения живых организмов,

    осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

    Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения, представ-лять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклас-сникам.

    Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

    Учащиеся должны знать:

    - строение клетки;

    - основные процессы жизнедеятельности клетки;

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы»;

    Учащиеся могут узнать:

    клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

    Учащиеся смогут научиться:

    доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма

    декабрь

    §9

    Рис.25, вопросы 8,9 на стр.45

    16

    Понятие «ткань»

    Урок формирования знаний

    (познавательный проект)

    1

    Понимание сложности строения живых организмов

    Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структури-ровать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, уме-ние работать с различ-ными источниками ин-формации, готовить со-общения и презента-ции, представлять ре-зультаты работы классу.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклас-сникам.

    Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

    Учащиеся должны знать:

    - строение клетки;

    - характерные признаки различных растительных тканей.

    Учащиеся должны уметь:

    - определять понятия: «клетка», «ткань»;

    - работать с лупой и микроскопом;

    - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

    - распознавать различные виды тканей.

    Учащиеся могут узнать:

    - клетка –еди-ница строения и жизнедея-тельности, Учащиеся смогут научиться:

    - определять понятия «ос-новная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

    - находить от-личительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей;

    декабрь

    §10

    Таблица «Ткани» на стр. 49

    Рис 27

    §6-10повтор

    17

    Обобщающий урок(Контрольная работа «Клеточное строение организмов»

    Комбинированный (смешанный) урок

    1

    Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

    Учащиеся должны знать:

    - устройство лупы и микроскопа;

    - строение клетки;

    - химический сос-тав клетки;

    - основные процес-сы жизнедеятель-ности клетки;

    - характерные признаки различ-ных растительных тканей.

    Учащиеся должны уметь:

    - определять поня-тия: «цитология», «клетка», «оболоч-ка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пла-стиды», « хлоро-пласты», «пиг-менты», «хлоро-филл», «химичес-кий состав», «не-органические ве-щества», «органи-ческие вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»;

    - работать с лупой и микроскопом;

    - распознавать различные виды тканей.

    январь

    §6-10

    Глава 2,3 .Царство Бактерии  и Грибы (7 ч)

    18

    Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

    Урок формирование знаний и умений

    1

    Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

    Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобра-зовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учеб-ный материал.

    Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

    Учащиеся должны знать:

    - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

    - разнообразие и распространение бактерий;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать общую характеристику бактериям;

    - отличать бактерии от других живых организмов;

    Учащиеся могут узнать:

    значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

    Учащиеся смогут научиться:

    - выращи-вать бакте-рии: карто-фельную и сенную палочку;

    §11, рис 29, 30

    Ответить на вопросы 1-5 на стр.55

    январь

    19

    Роль бактерий в природе и жизни человека

    Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

    1

    Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

    Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

    Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодей-ствие с одноклассни-ками

    Учащиеся должны знать:

    - разнообразие и распространение бактерий;

    - роль бактерий в в природе и жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    - объяснять роль бактерий  в природе и жизни человека.

    Учащиеся могут уз-нать:

    значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

    §12

    Рис 33, вопросы 1-8 на стр.63

    январь

    20

    Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

    Урок формирования знаний

    (познавательный проект)

    1

    Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

    Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структури-ровать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение оценивать ур-овень опасности си-туации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Учащиеся должны знать:

    - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

    - разнообразие и распространение грибов;

    - роль грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    - давать общую характеристику грибам;

    - отличать грибы от других живых организмов;

    - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся могут узнать:

    -жизнеде-ятельность грибов-хищников

    Учащиеся смогут научиться:

    - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

    §13

    Рис.37-39

    Вопросы 1-4 на стр.69, задание на стр.69

    февраль

    21

    Шляпочные грибы.

    Урок применения знаний на практике

    1

    Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

    Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структури-ровать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уро-вень опасности ситуа-ции для здоровья, пони-мание важности сохра-нения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Учащиеся должны знать:

    - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

    - разнообразие и распространение грибов;

    - роль грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    - давать общую характеристику грибам;

    - отличать грибы от других живых организмов;

    - отличать съедобные грибы от ядовитых;

    - объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся смогут научиться:

    - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

    §14, рис 41-48

    Вопросы 1-6, на стр.77

    февраль

    22

    Плесневые грибы и дрожжи

    Урок применения знаний на практике

    1

    Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

    Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структури-ровать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уро-вень опасности ситуа-ции для здоровья, пони-мание важности сохра-нения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие н-авыков самооценки и самоанализа

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Учащиеся должны знать:

    - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

    - разнообразие и распространение грибов;

    - роль грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    - давать общую характеристику грибам;

    - отличать грибы от других живых организмов;

    - объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

    §15

    Рис.49,50

     Задание на стр.80, вопросы 1-6  на

    стр.80

    февраль

    23

    Грибы-паразиты

    Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

    1

    Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

    Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками информа-ции, готовить сообще-ния и презентации, представлять результа-ты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уро-вень опасности ситуа-ции для здоровья, пони-мание важности сохра-нения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Учащиеся должны знать:

    - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

    - разнообразие и распространение грибов;

    - роль грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    - давать общую характеристику грибам;

    - отличать грибы от других живых организмов;

    - объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

    §16

    Вопросы 1-5 на стр. 84

    Задание на стр.85

    февраль

    24

    Обобщающий урок(Контрольная работа «Грибы.Бактерии»

    Комбинированный (смешанный) урок

    1

    Личностные УУД. умение соблюдать дис-циплину на уроке, ува-жительно относиться к учителю и одноклас-сникам.

    Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

    Учащиеся должны знать:

    - строение и ос-новные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

    - разнообразие и распространение бактерий и грибов;

    - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    - давать общую ха-рактеристику бак-териям и грибам;

    - отличать бакте-рии и грибы от других живых организмов;

    - отличать съедоб-ные грибы от ядо-витых;

    - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

    Учащиеся могут узнать:

    - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

    Учащиеся смогут научиться:

    - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

    Глава 4.Царство Растения (10ч)

    25

    Ботаника — наука о растениях

     

    Урок формирование знаний и умений

    1

    Осознание важности растений в природе и жизни человека

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презента-ции, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД. потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

    Учащиеся должны знать:

    - основные методы изучения растений;

    - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

    - роль растений в биосфере и жизни человека;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать общую характеристику растительного царства;

    - объяснять роль растений биосфере;

    Учащиеся смогут научиться:

    - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

    - выявлять приспособления у растений к среде обитания,

       §17 пересказ

    Рис.54-57

    Задание на стр.92

    март

    26

    Водоросли, их многооб-разие, строе-ние, среда обитания

    Урок формирование знаний и умений

    1

    Формируется  позна-вательная самостоя-тельность и мотива-ция на изучение объектов природы

    Развивается умение выделять существен-ные признаки низ-ших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

    Учащиеся должны знать:

    - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

    Учащиеся могут узнать:

    - половое и бесполое размножение водорослей,

    Учащиеся смогут научиться:

    - выявлять приспособления у растений к среде обитания,

        §18

     Рис.58-63

    Таблица

    «Водоросли»

    март

    27

    Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

    Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

    1

    Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной

    деятельности

    Развивается умение работать

    с текстом и иллюстрациями учебника

    Учащиеся должны знать:

    - роль водорослей жизни человека;

    Учащиеся должны уметь:

    - объяснять роль водорослей биосфере;

    - давать характеристику основным группам водорослей;

    Учащиеся смогут научиться:

    - выявлять приспособления у растений к среде обитания,

     §18

     Р. 64

    Ответитть на вопросы 1-11

    апрель

    28

    Лишайники

    Урок формирование знаний и умений

    1

    Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

    о состоянии окружающей среды

    Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

    Учащиеся должны знать:

    - особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать характеристику лишайникам;

       §19

    Рис.65-67

    Вопро

    сы 1-7

    Задание на стр.106

    апрель

    29

    Мхи

    Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

    1

    Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

    и установления усложнений в их строении

    Развивается умение выделять

    существенные признаки высших споровых растений

    и на этом основании относить мхи к высшим споровым

    растениям.

    Учащиеся должны знать:

    - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

    Учащиеся могут узнать:

    - жизненные циклы мхов

    - редкие и охраняемые растения Омской области

    Учащиеся смогут научиться:

    - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

    - выявлять приспособления у расте-ний к среде обитания,

    - различать лекарственные и ядови-тые расте-ния.

     §20

    Рис.68,

    69

    Отве

    тить на стр. 109

     1-5 на стр.111

    апрель

    30

    Папоротники, хвощи, плауны

    Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

    1

    Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

    и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

    Развивается умение выделять

    существенные признаки высших споровых растений

    и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

    Учащиеся должны знать:

    - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

    Учащиеся могут узнать:

    - жизненные циклы папо-ротников,

    - древовид-ные папорот-ники,

    - редкие и охраняемые растения Омс-кой области

    Учащиеся смогут научиться:

    - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши,

    - выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,

    - различать ле-карственные и ядовитые растения.

     §21

    Рис.72

    Задание на стр.115

    1-5 на стр.117

    апрель

    31

    Голосеменные растения

    Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

    1

    Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

    растений и установления усложнений в их строении

    Развитие умения выделять

    существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями

    Учащиеся должны знать:

    - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

    Учащиеся могут узнать:

    - жизненный цикл сосны,

    - редкие и ох-раняемые рас-тения Омской области

    Учащиеся смогут научиться:

    - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши,

    - выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,

    - различать лекарственные и ядовитые растения.

    §22

    Таблица «Голосеменные» на стр.124

    май

    32

    Покрытосеменные растения

    Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

    1

    Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их

    строении.

    Развивается умение выделять

    существенные признаки покрытосеменных растений

    и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

    Учащиеся должны знать:

    - основные группы растений (водорос-ли, мхи, хвощи, плауны, папорот-ники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие;

    Учащиеся должны уметь:

    - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

    Учащиеся могут узнать:

    - покрытосе-менные – гос-подствующая группа расте-ний,

    - редкие и ох-раняемые рас-тения Омской области

    Учащиеся смогут научиться:

    - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши,

    - выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,

    - различать ле-карственные и ядовитые растения.

        §23

    Рис 79-82

    Задание на стр.131

    Табл.на стр.132

    май

    33

    Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

    Урок формирование знаний и умений

    1

    Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

    растительного мира и установления усложнений в

    строении растений в процессе эволюции.

    Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического разви-

    тия (эволюции)

    Учащиеся должны знать:

    - основные методы изучения растений;

    - происхождение растений и основ-ные этапы разви-тия растительного мира.

    Учащиеся должны уметь:

    - объяснять проис-хождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира.

    Учащиеся могут узнать:

    - древовид-ные папорот-ники,

    - покрыто-семенные – господствующая группа растений,

    Учащиеся смогут научиться:

    - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими суши.

       §24

    пересказ

    май

    34

    Обобщающий урок(Итоговая контрольная работа)

    Комбинированный (смешанный) урок

    1

    Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уро-ке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

    Учащиеся должны знать:

    - основные методы изучения растений;

    - основные группы растений (водорос-ли, мхи, хвощи, плауны, папорот-ники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие;

    - особенности строения и жизне-деятельности лишайников;

    - роль растений в биосфере и жизни человека;

    - происхождение растений и основ-ные этапы разви-тия растительного мира.

    Учащиеся долж-ны уметь:

    - давать общую ха-рактеристику рас-тительного царст-ва;

    - объяснять роль растений в биос-фере;

    - давать характе-ристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветко-вые);

    - объяснять проис-хождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира.

    Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

    май


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа биологии для 5 класса разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,  примерной программы основного общего образованияпо биологии и программы  «Биология: 5–9 классы : программа» — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Дра гомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.), авторской программы ФГОС по биологии 5-9 классы по биологии В. В. Пасечника 5 - 9 классы.

    Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.

    Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном,  на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

    • социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
    • приобщение к познавательной культуре как системепознавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

    Помимо этого, биологическое образование призванообеспечить:

    • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровьечеловека; формирование ценностногоотношения к живой природе;
    • развитие познавательных мотивов, направленныхна получение знаний о живой природе; познавательныхкачеств личности, связанных с овладением методамиизучения природы, формированием интеллектуальныхи практических умений;
    • овладение ключевыми компетентностями: учебно - познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
    • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живойприроды.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

    Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

    • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
    • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
    • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
    • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
    • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
    • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
    • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

    Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
    • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
    • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
    • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
    • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
    • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
    • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
    • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
    • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
    • Вычитывать все уровни текстовой информации.
    • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
    • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

    Коммуникативные УУД:

    • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

    Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

    1. осознание роли жизни:  определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
    2. рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
    3.  использование биологических знаний в быту:  объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
    4. объяснять мир с точки зрения биологии:  перечислять отличительные свойства живого;различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);определять основные органы растений (части клетки);объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,папоротники, голосеменные и цветковые);
    5. понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
    6. оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

    Содержание учебного курса  Биология, 5 класс.

    (35 час.  1-час в неделю)

    Введение -  6 ч

    Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.  Лабораторное  оборудование  и  измерительные  приборы.  Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.  Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

    Экскурсия « Живая и неживая природа вокруг нас»-1 ч

    Контрольная работа «Введение»

    Глава 1 . Клеточное строение организмов- 11 ч

    Правила  работы  в  кабинете  биологии,  правила  работы  с  биологическими  приборами  и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.

    Лабораторная работа №1 « Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»

    Лабораторная работа №2 « Строение клетки кожицы лука под микроскопом. Пластиды в клетках эладеи»

    Лабораторная работа №3 « Ткани. Виды, особенности строения»

    Контрольная работа: «Клеточное строение организмов»

    Глава 2. Царство Бактерии- 2 ч

    Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии и болезни.

    Глава 3. Царства Грибы- 5 ч

    Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты.

    Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов»

    Лабораторная работа №5 « Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

    Контрольная работа по теме: "Грибы. Бактерии"

    Глава 4. Царства Растения -  10 ч

    Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые растения. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.

    Лабораторная работа №6 « Строеных зеленых водорослей»

     Лабораторная работа №7 «Строения мха»

    Лабораторная работа №8 «Строение спороносящего хвоща и папоротника»

    Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных. Многообразие голосеменных»

    Лабораторная работа №10 «Внешнее строение цветкового растения»

    Практическая работа «Определение растений по отделам»»

    Итоговое обобщение курса  

    Итоговая   контрольная работа 1 - 1 ч


    Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

    1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2018 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа                                                                                                                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....

    Рабочие программы для 1 класса УМК "Школа 2100" (ФГОС)

    Даны рабочие программы по всем предметам для 1 класса...

    Рабочая программа по биологи УМК Н.И. Сонин. ФГОС ООО.

    Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2013 г., реализу...

    Рабочая программа для 5 класса в соответствии с ФГОС

    Материал содержит рабочую программу для 5 класса в соответствии с   федеральным государственным  общеобразовательным стандартам  и календарно-тематическое планирование  для 5 класс...

    Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС

    Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС...

    Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с ФГОС II поколения

    Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с  ФГОС II поколения...