Рабочая программа по биологии. 7 класс (34 часа)
рабочая программа по биологии (7 класс)

Князева Ольга Викторовна

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 288 с., ил. рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Представленный курс биологии посвящён изучению животных. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 7 класса. В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (34 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_programma_7_klass_34_ch_elfimcheva.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Ишеевский многопрофильный  лицей имени Н.К. Джорджадзе

Рассмотрено

на заседании методического объединения  учителей  биологии, химии, географии

Протокол № __ от _________

Руководитель МО_________

Р.М. Миннибаева

Согласовано

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе_______Т.В. Коноплева

Утверждаю

Директор МОУ Ишеевского

многопрофильного лицея

____________  Р.Р. Зелимов

Приказ № ________  
от _____________

Рабочая программа

Предмет – Биология

Класс – 7

Уровень образования – основное общее

Всего часов – 34 часа

Количество часов в неделю – 1 час

Елфимчева Ольга Викторовна

         

учитель биологии

пгт Ишеевка

2019 – 2020 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса является составной частью основной образовательной программы лицея и разработана на основе нормативных документов:

  • Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"   от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 Министерства образования и науки РФ  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. (c изменениями и дополнениями);
  • Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Ишеевского многопрофильного лицея;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы Вентана-Граф, 2012г  (авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова);
  • Положения о порядке разработки и требованиям к структуре, содержанию и оформлению программы учебного предмета МОУ Ишеевского многопрофильного лицея.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника    В.М Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко,  Биология.  7 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами

изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса «Биология. 7 класс»

Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе посвящен изучению представителей царства Животные, включает сведения об особенностях строения и жизнедеятельности животных, их многообразии. Он направлен на развитие знаний об отличительных особенностях живой природы, методах ее научного познания, о многообразии и эволюции животных. В результате освоения курса у обучающихся продолжается формироваться устойчивый интерес к естественно-научным дисциплинам.

Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Материал курса биологии в 7 классе разделен на тринадцать глав.

Глава 1 «Общие сведения о мире животных» знакомит обучающихся с комплексной наукой о животных — зоологией, с ее практическим и теоретическим значением и историей развития. Школьники получают знания об основных признаках, на основании которых животные выделяются в самостоятельное царство. Учащиеся узнают о средах жизни животных, о местах обитания и приспособленности к ним, взаимосвязи животных в природе, о принципах классификации животных. Особое внимание уделено влиянию человека на животных. Воспитанию патриотизма, уважения к Отечеству способствуют сведения о вкладе российских ученых в дело охраны природы и сохранения животных.

При изучении главы 2 «Строение тела животных» обучающиеся более детально изучают строение животной клетки, знакомятся с тканями животного организма, органами и системами органов, имеющимися у животных, определяют взаимосвязь строения тканей и органов с их функциями.

Глава 3 «Подцарство Простейшие» посвящена особенностям строения, жизнедеятельности, значению в природе и в жизни человека простейших организмов. Школьники научатся определять тип питания и особенности строения простейших в зависимости от их среды обитания, получат представление о половом процессе у инфузорий, познакомятся с многообразием природных сообществ и причинами их изменения. Школьники узнают о мерах, предупреждающих заболевания, вызываемые простейшими-паразитами.

При изучении главы 4 «Тип Кишечнополостные» обучающиеся знакомятся с наиболее просто организованными многоклеточными животными, с особенностями их строения, процессами жизнедеятельности. Школьники научатся сравнивать жизненные циклы гидроидных и сцифоидных медуз, характеризовать основные отличительные признаки гидроидных, коралловых полипов и сцифоидных медуз; описывать роль кишечнополостных в природе.

Глава 5 «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» посвящена первым трехслойным животным — червям. Обучающиеся смогут объяснять взаимосвязь особенностей строения червей с их образом жизни и условиями обитания, называть признаки усложнения организации плоских, круглых и кольчатых червей. Особое значение уделяется профилактике заболеваний, вызываемых паразитическими червями.

Глава 6 «Тип Моллюски» знакомит обучающихся с особенностями строения, жизнедеятельности и местами обитания моллюсков. Школьники узнают о многообразии представителей этого типа, их роли в природе и значении для человека.

Глава 7 «Тип Членистоногие» раскрывает особенности строения представителей различных классов членистоногих, дается общая характеристика типа. Обучающиеся узнают об особенностях жизнедеятельности, поведения, размножения и развития членистоногих, их роли в природе и в жизни человека. Особое внимание уделяется мерам защиты от заболеваний, переносимых отдельными членистоногими.

При изучении главы 8 «Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы» на примере ланцетника обучающиеся знакомятся с первыми хордовыми — бесчерепными. Школьники узнают об особенностях внешнего и внутреннего строения, размножения и развития ланцетника и рыб; познакомятся с общими признаками черепных животных. Большое место отводится изучению основных систематических групп рыб, их роли в природе и в жизни человека.

В главе 9 «Класс Земноводные, или Амфибии» представлены общая характеристика земноводных, сведения об их среде обитания, особенностях строения и жизнедеятельности, размножения и развития. Учащиеся узнают о разнообразии и значении амфибий. Особое место занимает материал об охране земноводных.

В главе 10 «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» особенности строения, процессы жизнедеятельности, размножения и развития рептилий рассматриваются через их взаимосвязь с наземным образом жизни. Школьники познакомятся с разнообразием пресмыкающихся, их происхождением и значением в природе и в жизни человека. Обучающиеся расширят свои знания о древних рептилиях, причинах их вымирания. Особое внимание уделяется мерам предосторожности от укусов ядовитых змей, оказанию первой доврачебной помощи.

Глава 11 «Класс Птицы» знакомит обучающихся с эволюционными преимуществами, позволившими птицам занять практически все среды обитания и расселиться по всей Земле. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессы жизнедеятельности рассматриваются через приспособленность этих животных к полету. Школьники познакомятся с сезонными изменениями в жизни птиц, их систематическими группами.

Глава 12 «Класс Млекопитающие, или Звери» знакомит обучающихся с особенностями строения, жизнедеятельности наиболее высокоорганизованных представителей животного мира — зверями, их поведением, местообитанием, значением в природе и в жизни человека. Школьники узнают о происхождении и разнообразии млекопитающих. Особое внимание уделяется охране зверей. 

При изучении главы 13 «Развитие животного мира на Земле» у учащихся формируются понятия об эволюции животного мира и ее этапах. Обучающиеся знакомятся с основными положениями учения Ч. Дарвина. Школьники расширяют свои знания о живых организмах, о составе биоценоза, цепях питания, круговороте веществ и превращении энергии; учатся обосновывать функции живого, косного и биокосного вещества в биосфере.

Место учебного предмета биологии в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ Ишеевского многопрофильного лицея на изучение биологии отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Программой предусмотрено проведение:

  1. контрольных работ – 4;  
  2. лабораторных работ – 8

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Литература для учителя

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов,  Г.В. Бабенко, С.В. Кумченко. – М.: «Вентана-Граф», 2015. – 288 с.: ил.

1

Программа Биология 5-9 классы. Авторы: И.Н. Пономарёва,
В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304с.

1

Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 5-7 класс – М.: Экзамен, 2008.

1

Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс / Н.А. Артемьева. – М.: ВАКО, 2017. – 112 с.

1

Предметные олимпиады. 5 – 11 классы. Биология / О.В. Алексинская и др. – Волгоград: Учитель. – 163 с.

1

Литература для ученика

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов,  Г.В. Бабенко, С.В. Кумченко. – М.: «Вентана-Граф», 2015. – 288 с.: ил.

2

Учебник  И.Н. Пономаревой, В.Н. Константинов,  О.А. Корниловой, Биология.  7 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

30

Биология: 7 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Суматохин, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 112 с.: ил

30

Биология: 7 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Суматохин, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 112 с.: ил

30

Школьный атлас-определитель животных: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991.- 240с: ил.

2

Технические средства обучения

Компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Интерактивная доска

1

Электронные образовательные ресурсы

Наименование сайтов http://biology.asvu.ru/

Наименование электронных пособий

«Наглядная биология. Животные»

1

Оборудование

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

15/30

Стол учительский со стулом

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

3

Таблицы по биологии

12

Микроскоп

2

Набор микропрепаратов по биологии

5

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной программы ООО МОУ Ишеевского многопрофильного лицея.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих качеств:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
  • формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

Регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную деятельность: определять план работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты своей работы);
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • владеть основными навыками самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • составлять тезисы, планы (простые, сложные и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критперии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.

Коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Результаты, формирующие ИКТ – компетентность:

  • фиксировать информацию о внешнем мире с использованием инструментов ИКТ (видеозаписи, аудиофайлы и др.);
  • находить дополнительную информацию для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе с использованием интернет – ресурсов;
  • создавать тематические информационные объекты (текстовые документы, графические рисунки, схемы, презентации).

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • понимание смысла биологических терминов;
  • овладение  умением характеризовать биологию и зоологию как науки, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
  • работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, осуществлять элементарные биологические исследования, определять виды животных тканей на микропрепаратах;
  • перечислять свойства и признаки живого;
  • понимать особенности строения клеток и органов животных, описывать основные процессы жизнедеятельности клетки животных, знать строение и функции тканей животных;
  • иметь представление о систематике и классификации живых организмов царства Животные;
  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные экологические и систематические группы животных;
  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать умозаключения на основе сравнения;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в природе;
  • составлять элементарные пищевые цепи;
  • приводить примеры приспособлений у организмов к среде обитания и обяснять их значение;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • знать животных, опасных для человека и меры профилактики заболеваний, передаваемых живыми организмами;
  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни, знать опасных животных своей местности;
  • уметь анализировать и оценивать последствия воздействия человека на природу.
  1. в сфере трудовой деятельности:
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
  • проводить наблюдения за животными.
  1. в сфере физической деятельности:
  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при укусах животными.
  1. в эстетической сфере:
  • оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.

Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), определять их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты, описывать биологические процессы и результаты;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – оценивать полученную из различных источников информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, последствиях деятельности человека в природе;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приемы оказания первой медицинской помощи при укусах животными;
  • работать с определителями животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать вои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • участвовать в групповой работе;
  • составлять план работы и план ответа;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

В процессе изучения предмета «Биология» в 7 классе учащиеся осваивают следующие основные знания и выполняют лабораторные работы (далее — Л/р).

Глава 1 «Общие сведения о мире животных» (2 ч)

  1. Зоология — наука о животных: зоология как система наук о животных; морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология; сходство и различия животных и растений; разнообразие и значение животных в природе и в жизни человека. Животные и окружающая среда: среды жизни; места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни; абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы; среда обитания — совокупность всех экологических факторов; взаимосвязи животных в природе; биоценоз; пищевые связи; цепи питания.
  2. Классификация животных и основные систематические группы: наука систематика; вид; популяция; систематические группы. Влияние человека на животных: косвенное и прямое влияние; Красная книга; заповедники. Краткая история развития зоологии: труды великого ученого Древней Греции Аристотеля; развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения; изобретение микроскопа; труды К. Линнея; экспедиции русского академика П.С. Далласа; труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии; исследования отечественных ученых в области зоологии. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных».

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 1: зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители; среды жизни (наземно-воздушная, водная, почва, организм), места обитания, экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные), среда обитания, хищничество, паразиты и хозяева, конкурентные отношения, биоценозы, пищевые связи, цепи питания; систематика, вид, популяция, ареал, род, семейство, отряд, класс, тип, царство; влияние человека на животных (косвенное и прямое), Красная книга, заповедники; история развития зоологии.

Глава 2 «Строение тела животных» (1 ч)

  1. Клетка: наука цитология; строение животной клетки: размеры и формы; клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки; сходство и различия строения животной и растительной клеток. Ткани, органы и системы органов: ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки; органы и системы органов, особенности строения и функций; типы симметрии животного, их связь с образом жизни.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 2: клеточная мембрана, цитоплазма, вакуоли, обмен веществ, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр; ткани (эпителиальные (эпителии), соединительные, мышечные, нервная), железы, орган, системы органов, типы симметрии.

Глава 3 «Подцарство Простейшие» (3 ч)

  1. Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые: среда обитания, внешнее строение; строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амебы-протея; разнообразие саркодовых. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы: среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зеленой; характер питания, его зависимость от условий среды; дыхание, выделение и размножение; сочетание признаков животного и растения у эвглены зеленой; разнообразие жгутиконосцев.
  2.  Тип Инфузории: среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки; связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности; разнообразие инфузорий. Значение простейших: место простейших в живой природе; простейшие-паразиты; дизентерийная амеба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных; меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие».

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 3: колония, ложноножки, вакуоли (пищеварительная, сократительная), бесполое размножение, циста; органоиды движения, базальное тельце, клеточный рот, глазок, автотрофное и гетеротрофное питание; реснички, порошица, половой процесс, конъюгация; амебная дизентерия, сонная болезнь, малярия.

Л/р № 1 «Строение и передвижение инфузории- туфельки».

  1. Итоговая проверка знаний по главам 1 – 3.

Глава 4 «Тип Кишечнополостные» (1 ч)

  1. Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных: общие черты строения; гидра — одиночный полип; среда обитания, внешнее и внутреннее строение; особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими. Разнообразие кишечнополостных: класс Гидроидные; класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности; класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Кишечнополостные».

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 4: индивидуальное развитие, лучевая симметрия, кишечная полость, эктодерма, энтодерма, мезоглея, нервная система, рефлекс, стрекательные клетки, почкование, гермафродиты, регенерация; полип, медуза, жизненный цикл, чередование поколений, личинка, нервные узлы.

Глава 5 «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» (3 ч)

  1. Тип Плоские черви: общая характеристика; класс Ресничные черви, места обитания и общие черты строения; системы органов, жизнедеятельность; черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни: класс Сосальщики, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие; класс Ленточные черви, приспособления к особенностям среды обитания, размножение и развитие; меры защиты от заражения паразитическими червями.
  2. Тип Круглые черви: класс Нематоды, общая характеристика, строение систем внутренних органов; взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа; меры профилактики заражения человека круглыми червями. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви: общая характеристика, места обитания, строение и жизнедеятельность систем внутренних органов; уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей.
  3. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви: общая характеристика, места обитания, значение в природе; особенности внешнего строения; строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни; роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 5: двусторонняя симметрия; мезодерма; мышцы (мускулатура); кожно-мускульный мешок; опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, половая системы; паренхима; глотка; кишечник; нервные стволы; органы чувств; семенники; семяпроводы; яичники; яйцеводы; кутикула, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, членики; первичная полость тела; анальное, выделительное и половое отверстия; матка; сегменты тела, вторичная полость тела (целом), замкнутая кровеносная система, параподии, хитин, пищевод, желудок, брюшная нервная цепочка, окологлоточное нервное кольцо; поясок, анальная лопасть, зоб.

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Глава 6 «Тип Моллюски» (2 ч)

  1. Общая характеристика моллюсков: среда обитания, внешнее строение; строение и жизнедеятельность систем внутренних органов; значение моллюсков; черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей; происхождение моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика; строение и жизнедеятельность систем внутренних органов; особенности размножения и развития; роль в природе и значение для человека.
  2. Класс Двустворчатые моллюски: среда обитания, внешнее строение на примере беззубки; строение и функции систем внутренних органов; особенности размножения и развития; роль в природе и значение для человека. Класс Головоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение; характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы; строение и функции систем внутренних органов; значение головоногих моллюсков; признаки усложнения организации; роль в природе и значение для человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски».

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 6: раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, печень, жабры, сердце, околосердечная сумка, незамкнутая кровеносная система, почки; терка, легкое, предсердие, желудочек, аорта, артерия, капилляры, вены, артериальная и венозная кровь; сифоны, жемчуг, фильтраторы; реактивный способ движения, череп, челюсти, чернильный мешок, головной мозг, желток, сперматофоры.

Л/р № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Глава 7 «Тип Членистоногие» (5 ч)

  1. Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные: характерные черты типа Членистоногие; общие признаки строения ракообразных; среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака; разнообразие ракообразных; значение ракообразных в природе и в жизни человека.
  2.  Класс Паукообразные: общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика; разнообразие паукообразных; роль паукообразных в природе и в жизни человека; меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.
  3.  Класс Насекомые: общая характеристика, особенности внешнего строения; разнообразие ротовых органов; строение и функции систем внутренних органов; размножение.
  4. Типы развития насекомых: развитие с неполным превращением, группы насекомых; развитие с полным превращением, группы насекомых; роль каждой стадии развития насекомых. Общественные насекомые — пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых: состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи; отношения между особями в семье, их координация; полезные насекомые; редкие и охраняемые насекомые; Красная книга; роль насекомых в природе и в жизни человека.
  5. Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека: вредитель сельскохозяйственных культур; насекомые – переносчики заболеваний человека и животных; методы борьбы с вредными насекомыми. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» Итоговая проверка знаний по главам 4 – 7.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 7: наружный скелет, конечности, смешанная полость тела, голова, грудь, брюшке головогрудь, панцирь, сложные глаза, ногочелюсти ходильные ноги, клешни, гемолимфа, зеленые железы; трахеи, паутина, хелицеры, ногощупальца, паутинные бородавки, мальпигиевы сосуды, чесотка, клещевой энцефалит; крылья, ротовые органы дыхальца, яйцеклад; развитие с неполным и полным превращением, гусеница, куколка; общественные насекомые, рабочие особи, царица, матка, трутни, инстинкт, воск, соты; вредители сельскохозяйственных культур; методы борьбы с вредителями (физические химические, агротехнические, биологические).

Л/р № 4 «Внешнее строение насекомого».

Глава 8 «Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы» (3 ч)

  1. Общая характеристика хордовых. Бесчерепные: общие признаки хордовых животных; бесчерепные; класс Ланцетники; внешнее и внутренне строение, размножение и развитие ланцетника примитивного хордового животного; черепные, или позвоночные, общие признаки.Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб: общая характеристика черепных; общ: характеристика рыб; особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в воде; строен и функции конечностей; органы боковой лини органы слуха, равновесия.
  2. Внутреннее строение рыб: опорно-двигательная система, скелет непарных и парных плавников; скелет головы; особенности строения и функций систем внутренних органов; черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником. Особенности размножения рыб: органы и процесс размножения; живорождение; миграции.
  3. Основные систематические группы рыб: класс Хрящевые рыбы, общая характеристика; класс Костные рыбы: лучеперые, лопастеперые, двоякодышащие и кистеперые; место кистеперых рыб в эволюции позвоночных; меры предосторожности от нападения акул при купании. Промысловые рыбы. Их использование и охрана: рыболовство, промысловые рыбы; прудовые хозяйства; акклиматизация рыб) аквариумные рыбы. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы».

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 8: хорда, нервная трубка, плавники (спинной, хвостовой), жаберные отверстия, околожаберная полость; позвоночник, головной и спинной мозг, череп, чешуи, органы боковой линии, жаберные крышки, ноздри, внутреннее ухо, орган равновесия; позвонки, ребра, жаберные дуги, пояса конечностей, свободная конечность, плавательный пузырь, жаберные лепестки; передний, промежуточный, средний, продолговатый мозг; мозжечок, мочеточники, мочевой пузырь; икринки, нерест, малек, живорождение, миграции, проходные рыбы; хрящевые, костные, лучеперые, костистые рыбы; осетрообразные; лопастеперые, двоякодышащие, кистеперые рыбы; рыболовство, промысловые рыбы, сельдеобразные, трескообразные, лососевые, карпообразные рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация.

Л/р № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Глава 9 «Класс Земноводные, или Амфибии» (2 ч)

  1. Общая характеристика земноводных. Среда обитания и строение тела земноводных: места обитания, внешнее строение, особенности кожного покрова; опорно-двигательная система земноводных, ее усложнение по сравнению с костными рыбами; признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Строение и функции внутренних органов земноводных: характерные черты строения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными рыбами; сходство строения внутренних органов земноводных и рыб.
  2. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных: влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных; размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития; доказательства происхождения земноводных. Разнообразие и значение земноводных: современные земноводные, их разнообразие и распространение; роль земноводных в природных биоценозах, в жизни человека; охрана земноводных; Красная книга. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 9: среднее ухо; плечо, предплечье, кисть; бедро, голень, стопа; веки; слезные железы; барабанные перепонки; отделы позвоночника (шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой); запястье, пясть, фаланги пальцев; предплюсна, плюсна; лопатки, ключицы, коракоиды; двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник, клоака, круги кровообращения (малый (легочный), большой), смешанная кровь, холоднокровные животные, полушария переднего мозга; годовой жизненный цикл, оцепенение, головастик; хвостатые и бесхвостые земноводные.

Глава 10 «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» (2 ч)

  1. Общая характеристика пресмыкающихся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся: взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни; особенности строения скелета пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся: сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных; черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше; размножение и развитие, зависимость годового жизненного цикла от температурных условий.
  2. Разнообразие пресмыкающихся: общие черты строения представителей разных отрядов пресмыкающихся; меры предосторожности от укусов ядовитых змей; оказание первой доврачебной помощи. Значение и происхождение пресмыкающихся: роль пресмыкающихся в биоценозах, их значение в жизни человека; охрана редких и исчезающих видов; Красная книга; древние пресмыкающиеся, причины их вымирания; доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 10: роговой покров, шея, когти, грудная клетка; ядовитые железы, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, яйцевые оболочки, желток; чешуйчатые, ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи; стегоцефалы, котилозавры, динозавры, звероподобные пресмыкающиеся.

Глава 11 «Класс Птицы» (4 ч)

  1. Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц: взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полету; типы перьев и их функции; черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.
  2. Опорно-двигательная система птиц: изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полету; особенности строения мускулатуры и ее функции; причины срастания отдельных костей скелета птиц.
  3. Внутреннее строение птиц: черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий; отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полету; прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.
  4. Размножение и развитие птиц: особенности строения органов размножения птиц; этапы формирования яйца; развитие зародыша; характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц: роль сезонных явлений в жизни птиц; поведение самцов и самок в период размножения; строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов; послегнездовой период; кочевки и миграции птиц, их причины. Разнообразие птиц: систематические группы птиц, их отличительные черты; признаки выделения экологических групп птиц; классификация птиц по типу пищи, по местам обитания; взаимосвязь внешнего строения птиц, типа пищи и мест обитания. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц: роль птиц в природных сообществах; охотничье- промысловые, домашние птицы, их значение для человека; черты сходства древних птиц и рептилий.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 11: перья, крылья, теплокровные животные, клюв, надклювье, подклювье, копчиковая железа; контурные перья (маховые, рулевые), пуховые перья, пух, стержень, опахало, бородки, очин; спинная кость, киль, сложный крестец, вилочка, пряжка, цевка, большие грудные мышцы, подключичные мышцы; железистый и мускульный желудки, воздушные мешки, нижняя гортань, голосовые перепонки; яйцевые оболочки, выводковые и птенцовые (гнездовые) птицы; токование, насиживание, кочевки; оседлые, кочующие и перелетные птицы; страусовые, пингвины, типичные птицы; экологические группы; хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные птицы; птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, берегов и болот, морские; птичьи базары; охотничье-промысловые и домашние птицы, инкубатор, археоптерикс.

Л/р № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Л/р № 7 «Строение скелета птицы».

Глава 12 «Класс Млекопитающие, или Звери» (4 ч)

  1. Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих: отличительные признаки строения тела; сравнение строения покровов млекопитающих и рептилий; прогрессивные черты строения и жизнедеятельности млекопитающих по сравнению с рептилиями. Внутреннее строение млекопитающих: особенности строения опорно-двигательной системы; уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными; характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов; усложнение строения и функций внутренних органов.
  2. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл: особенности развития зародыша, забота о потомстве; годовой жизненный цикл; изменение численности млекопитающих и ее восстановление. Происхождение и разнообразие млекопитающих: черты сходства млекопитающих и рептилий; группы современных млекопитающих; прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями.
  3. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные: общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов млекопитающих; роль млекопитающих в экосистемах, в жизни человека. Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные: характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных; охрана хоботных; роль животных в экосистемах, в жизни человека. Высшие, или плацентарные, звери: приматы: общие черты организации представителей отряда Приматы; признаки более высокой организации; сходство человека с человекообразными обезьянами.
  4. Экологические группы млекопитающих: признаки животных одной экологической группы. Значение млекопитающих для человека: происхождение домашних животных; отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека; редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана; Красная книга.
  5. Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 12: ушные раковины; остевые волосы, подшерсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы; потовые, пахучие железы, млечные железы; диафрагма; губы; резцы, клыки, предкоренные, коренные зубы; преддверие рта; сложный желудок; бронхиолы; легочные пузырьки (альвеолы); кора полушарий переднего мозга; мочеиспускательный канал; матка, внутриутробное развитие, детское место (плацента), спячка; зверозубые рептилии, первозвери (однопроходные), настоящие (живородящие) звери, низшие (сумчатые) звери, высшие (плацентарные) звери, яйцекладущие млекопитающие; насекомоядные, рукокрылые (летучие мыши), грызуны, зайцеобразные, хищные; ластоногие, ласты, китообразные, зубатые и усатые киты, китовый ус, парнокопытные, копыта, жвачные парнокопытные, жвачка, нежвачные парнокопытные, непарнокопытные, хоботные; приматы, ногти, лицо; типично наземные, прыгающие, наземно-древесные, почвенные, летающие, водные, околоводные млекопитающие; животноводство, крупный и мелкий рогатый скот, свиноводство, коневодство, оленеводство, кролиководство, клеточное звероводство, охотничье-промысловые звери. Итоговая проверка знаний по главам 8 – 12.

Л/р № 8 «Строение скелета млекопитающих».

Глава 13 «Развитие животного мира на Земле» (1 ч)

  1. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции: разнообразие животного мира; изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных; изучение ископаемых останков животных; основные положения учения Ч. Дарвина; значение теоретических положений Ч. Дарвина в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира. Развитие животного мира на Земле: этапы эволюции животного мира; появление многоклеточных групп клеток, тканей; усложнение строения многоклеточных организмов; происхождение и эволюция хордовых. Современный животный мир: эволюционное древо современного животного мира; уровни организации жизни; состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты; цепи питания; круговорот веществ и превращения энергии; экосистема; биогеоценоз; биосфера.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 13: палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтологические доказательства эволюции, наследственность, наследственная и ненаследственная изменчивость, искусственный и естественный отбор; дегенерация, уровни организации жизни (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный), продуценты, консументы, редуценты, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

Заключение (1 ч)

  1. Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. 7 класс».

Раздел 3. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов тем

Всего часов

В том числе

Контр. работы

Уроки

Л/р

Экскурсии

Общие сведения о мире животных

2

2

Строение тела животных

1

1

Подцарство Простейшие, или одноклеточные

3

2

1

1

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные

1

1

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

3

3

1

Тип Моллюски

2

2

1

Тип Членистоногие

5

5

1

1

Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы

3

3

1

Класс Земноводные, или Амфибии

2

2

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

2

2

Класс Птицы

4

4

2

Класс Млекопитающие, или Звери

4

4

1

1

Развитие животного мира на Земле

1

1

Заключение

1

1

1

ИТОГО

34

34

8

4

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Количество часов

Наименование раздела, тема уроков

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Общие сведения о мире животных (2 часа)

1

Зоология - наука о животных. Животные и окружающая среда

1

Классификация животных и основные систематические группы. Краткая история развития зоологии. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общие сведения о мире животных».

Тема 2. Строение тела животных  (1 час)

1

Клетка. Ткани, органы и системы органов

Тема 3. Подцарство  Простейшие, или одноклеточные  (3 часа, Л/р - 1)

1

Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые. Жгутиконосцы

1

 Тип Инфузории

Лабораторная работа № 1. «Строение и передвижение инфузории-туфельки». Значение простейших.

1

Контроль знаний по темам «Общие сведения о мире животных», «Строение тела животных», «Простейшие или одноклеточные животные»

Тема 4. Подцарство Многоклеточные  (1 час)

1

Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. Разнообразие кишечнополостных.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часа, Л/р - 1)

1

Тип плоские черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

Тип кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа № 2. «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

Тема 6. Тип  Моллюски  (2 часа, Л/р -1)

1

Общая характеристика моллюсков Класс брюхоногие  моллюски

1

Класс Двустворчатые  моллюски

Лабораторная работа № 3. «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». Класс Головоногие  моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»

Тема 7. Тип Членистоногие  (4 часа, Л/р – 1)

1

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

Класс Паукообразные

1

Класс Насекомые

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение насекомого»

1

Типы развития насекомых. Общественные насекомые – пчелы и муравьи

1

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение и систематизация знаний по  теме: «Тип Членистоногие». Контроль знаний по теме «Многоклеточные животные: Тип Кишечнополостные, Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви, Тип Моллюски, Тип Членистоногие»

Тема 8. Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы  (3 часа, Л/р - 1)

1

Общая характеристика хордовых. Бесчерепные. Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб

Лабораторная работа № 5. «Внешнее строение и особенности передвижение рыбы»

1

Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб

1

Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы»

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 часа)

1

Общая характеристика земноводных. Среда обитания и строение тела земноводных. Строение и функции внутренних органов земноводных

1

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных

Тема 10.Класс Пресмыкающиеся,  или Рептилии (2 часа)

1

Общая характеристика пресмыкающихся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

Разнообразие пресмыкающихся. Значение и происхождение пресмыкающихся

Тема 11.  Класс Птицы  (4 часа, Л/р - 2)

1

 Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц

Лабораторная работа № 6. «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

1

 Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа № 7. «Строение скелета птицы».

Внутреннее строение птиц.

1

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц.  Происхождение птиц

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (4 часа, Л/р – 1)

1

Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа № 8. «Строение скелета млекопитающих»

1

Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и разнообразие млекопитающих

1

Высшие,  или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. Высшие, или плацентарные, звери: приматы

1

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. Контроль знаний по теме «Хордовые животные: Класс Рыбы, Класс Земноводные, Класс Пресмыкающиеся, Класс Птицы, Класс Млекопитающие»

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (1 час)

1

Доказательства эволюции животного мира. Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир.

Заключение (1  час)

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. 7 класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов

Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...