Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
статья по биологии

Номоконова Анна Александровна

Автор рассказывает о развитии интереса к предмету  через стимулирующую познавательную активность учащихся, при помощи основных приемов: создании на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_nomokonova.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Номоконова А.А., учитель биологии и географии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

г. Биробиджан

        В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, так как с одной стороны наука может увлечь учащихся своей необычностью, с другой — узнаваемостью фактов. Всё новое и неожиданное всегда вызывает у учащихся чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить очень сложный учебный материал. Но без активной деятельности любой содержательный материал вызывает у учащихся только созерцательный интерес к учебному предмету, который не сменится познавательной.

        В своей деятельнсти я использую стимулирующую познавательную активность у учащихся при помощи основных приемов: создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить ряд конкретных дидактических задач: закрепить знания учащихся; создать стимул к самостоятельному приобретению знаний по той или иной теме, с помощью дополнительной литературы, интернет ресурсов; научить работать в коллективе, используя опрос и взаимоопрос; повысить интерес к изучаемому предмету.

        Приведу некоторые варианты развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которые я применяю на уроках биологии.

        1. Дидактические игры

        Благодаря дидактическим играм на уроках в активную работу включаются не только хорошо подготовленные учащиеся, но и слабо знающие материал. Приведу несколько вариантов таких игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы детей.

Название

 игры

Описание

Примеры

Третий

лишний

В задании по три  названия каких-либо организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку, но одно название не имеет этого признака, поэтому является лишним.

Определите лишнюю запись в каждом случае и объясните свой выбор.

№1:

1. Вены

2. Артерии

3. Альвеолы

Ответ: 1,2 - кровеносные сосуды,

3- легочные пузырьки.

№2:

1. Трутовик

2. Дрожжи

3. Шампиньон

Ответ: 1,3 — многоклеточные грибы,

2 — одноклеточные грибы.

№3: 

1. Взаимоотношения степного орла и суслика

2. Треска и мойва

3. Рак-отшельник и актиния

Ответ: 1,2 — примеры хищничества,

3- симбиоз

Продолжи  

предложение

Дана последовательность слов, которые относятся к определенной теме, но в ней  не хватает нескольких понятий, которые необходимо вписать (вставить).

1. Прцесс дыхания представлен следующими этапами: вентиляция легких, легочное дыхание, транспорт газов, ...., .....

(Тканевое дыхание,клеточное дыхание)

2. Внутреннюю среду организма человека образуют: кровь, лимфа,.....

(Тканевая жидкость)

Подсказки

Данная игра в занимательной форме знакомит учащихся с характерными признаками организмов, используя подсказки. Основная цель — научить учащихся идентифицировать особенности разных групп организмов. Участники игры должны при помощи подсказок угадать о чем идет речь. Рекомендую посказки располагать в таком порядке, чтобы каждая последующая приближала к ответу больше, чем педыдущая.Если учащиеся угадывают о чем идет речь после первой подсказки, им засчитывается  максимальное количество баллов за игру. Если учащиеся угадывают после второй и последующих подсказок, им уменьшается количество баллов на один.

Подсказки по теме

 «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные»:

1. Укусы большинства из них ядовиты для насекомых, некоторые опасны для человека.

2. Восьминогие, сухопутные.

3.На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок, выделяющих жидкость, мгновенно твердеющую на воздухе и превращающуюся в прочную  нить.

4. Используются эти нити для ловли добычи и расселения.

5.Многие плетут  ловчую сеть из паутинной нити.

Портрет

Учащиеся получают телеграмму или СМС из лесного царства с просьбой  отыскать характерные признаки растения или животного, изображенного в сообщении.

Необходимо как можно точнее описать его — составить  портрет, используя список «шпаргалку» характерных признаков тех или иных организмов.

Одна группа учащихся получает  задания по составлению полного портрета для семейства Сложноцветные, вторая — Розоцветные, третья - Злаковые, четвертая -Пасленовые, пятая — Лилейные, шестая — Бобовые.

«Шпаргалка»:

1. Соцветие — корзинка.

2. Пятилепестковый цветок с большим количеством тычинок.

3. Цветки мелкие, невзрачные, вместо лепестков 2 цветковые чешуйки, 2 цветковые пленочки.

4. Плод семянка.

5. Многие содержат ядовитые вещества.

6. Цветок имеет 6  лепестков, образующих простой околоцветник.

7. Плод зерновка.

8. На корнях располагаются клубеньковые бактерии.

9. Стебель соломина.

10. Цветок имеет неправильный венчик, похожий на лодочку.

11. Плод яблоко или костянка.

12. В семенах много накапливается белка.

13. Соцветие початок, метелка, сложный колос.

14. Плод состоит из дыух створок, без внутренней перегородки.

15. Многие используются человеком для получения растительного масла.

16. Некоторые представитли образуют клубни.

17. Многие представители — популярные овощные  культуры.

18. Являются излюбленными плодово-ягодными культурами.

19.Большинство — луковичные.

20. выделяют фотонциды.

21. плод ягода или коробочка.

22. В основном, насекомоопыляемые; цветки или соцветия яркие и имеют сладковатый запах.

  1. Проблемные ситуации

        Проблемные вопросы  можно ставить на любом этапе изучения  нового материала:

  • при объяснении материала (на начальном этапе урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
  • при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
  •  при контроле знаний (творческое применение знаний).                                                        

        Проблемные вопросы, исследовательские задачи позволяют применять такие методичесике приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

Тема

Условие проблемной задачи

Задание

Ответ

Размножение растений

Было время , когда в Австралии не произростал клевер. Потом на территорию материка завезли семена клевера и посеяли. Клевер рос и цвел хорошо, но плодов и семян не образовывал.Затем в Австралию завезли шмелей и растение стало плодоносить.

Объясните

ситуацию

1. Плод у цветковых растений образуется только после опыления.

2. Плоды у клевера начали  образовываться только после посещения цветков шмелями, так как клевер — насекомоопыляемое растение.

Кровь и ее состав

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Каким образом это удалось сделать?

После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входящие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа, поэтому если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.

        Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастным особенностям учащихся, их уровнем подготовленности и способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...