Методическая разработка внеклассного мероприятия «Капля жизни»
методическая разработка по биологии (5, 6 класс)

Чальцева Елена Николаевна

Методическая разработка направлена на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему мир, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменить поведение людей в отношении природы можно изменением их сознания, формированием экологической компетентности, чтобы поведение людей в быту, в процессе производственной деятельности и на досуге было экологически оправданным.

В методической разработке показываются приемы работы с презентацией выполненной в программах Movie Maker и Power Point.

Данная разработка может быть использована учителями биологии и немецкого языка.

Целевая аудитория: 5-6 класс

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс                                                                    педагогов  Московского района Санкт-Петербурга

«Экология культуры»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Капля жизни»

Авторы:

Чальцева Елена Николаевна

учитель биологии

академическая гимназия №56

Пашкевич Галина Викторовна

учитель немецкого языка

 ГБОУ школа № 356

Санкт-Петербург

2017

Аннотация

Методическая разработка направлена на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему мир, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменить поведение людей в отношении природы можно изменением их сознания, формированием экологической компетентности, чтобы поведение людей в быту, в процессе производственной деятельности и на досуге было экологически оправданным.

В методической разработке показываются приемы работы с презентацией выполненной в программах Movie Maker и Power Point.

Данная разработка может быть использована учителями биологии и немецкого языка.

Целевая аудитория: 5-6 класс

Актуальность

 Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 5, 6 – ых классов

«Капля жизни»

Цели : 1. Осознать важность воды для человека и человечества;

            2. Показать, как с помощью простых действий можно экономить

                воду;

            3. Выработать навыки экономного использования воды дома.

Задачи : 1. Подготовить информацию в игровой форме;

               2. Создать условия для игровой работы учащихся;

               3. Подготовить раздаточный материал.    

Планируемые результаты внеклассного мероприятия:

  1. формирование экологической компетентности и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды.
  2. формирование знаний и умений по предмету (биология, экология, немецкий язык) в рамках заданной темы.
  3. формирование умений и навыков использования ИКТ.

Ход внеклассного мероприятия.

  1. Определение темы и целей внеклассного мероприятия.

Цель: подготовка учащихся к работе, введение в тему внеклассного мероприятия.

Учитель предлагает учащимся просмотреть два слайд-фильма: «Водные ресурсы Санкт-Петербурга» (слайд № 1), «Водные ресурсы Германии» (слайд № 2). После обсуждения  увиденного учащиеся формулируют тему и цель  внеклассного мероприятия, о значении воды в жизни человека.

  1. Основной этап мероприятия.

        Учащиеся делятся на малые группы (3-5 человек). Каждой команде выдаются паспорта, в которых кратко записаны задания, отведено место для записи ответов и где наблюдатели выставляют заработанные баллы (приложение № 1).

           

Задание 1. Вспомните, для чего человек использует воду!

Подумайте и заполните схемы (приложение № 2, 3).

После того, как дети заполнят схемы, на экране появляются  слайды, с помощью которых проводится проверка выполненных заданий.

             

Пользуясь картинками, проговариваем, как мы используем воду в быту: чистим зубы, умываемся, принимаем душ, стираем, делаем влажную уборку, готовим пищу, пьем, моем посуду, поливаем цветы, используем в туалете и т.д. . Чем больше дети вспомнят, тем больше получат баллов (за каждый ответ – 1 балл).

                 

             

Пользуясь картинками, проговариваем, как мы используем воду в промышленности: судоходство, производство бумаги, тканей, пластмасс, металлургия, сельское хозяйство, пищевая промышленность, парфюмерия, медицина и т.д.  И опять, чем больше дети вспомнят, тем больше получат баллов.

             

Задание 2. Какую воду мы используем для своих нужд, пресную или соленую?

Чтобы дети правильно ответили на этот вопрос, им предлагают сначала заполнить таблицу (приложение № 4), а затем записать свой ответ в паспорт (приложение № 1), после чего происходит проверка выполненного задания и начисление баллов.

Затем ребятам предлагают вспомнить, какая вода считается пресной, а какая соленой и записать ответ в паспорт. После чего опять происходит проверка и начисление баллов.

             

             

Задание 3. Как вы думаете, что является источником пресной воды на земле?

Подумайте и заполните схемы (приложение № 5).

После того, как ребята заполнят схемы, проверка задания происходит с помощью слайд-шоу. Несколько картинок с изображением рек под музыку сменяют друг друга, затем появляется схема, в которую нужно вписать слово «река», после чего появляются картинки с изображением озер, поэтому следующее слово, которое появляется на схеме, это – «озеро». Так происходит до тех пор, пока все слова (болота, подземные воды, ледники) не будут вписаны в схему.

             

Аналогично осуществляется проверка следующей схемы «Источники соленой воды на земле».

             

             

Задание 4. Какой воды на Земле больше, пресной или соленой ?

Ребята смотрят на картинку с изображением Земли и в паспорт записывают ответ.

А затем на экране появляется правильный ответ: соленой воды – 97%, пресной – 3%.

Следующий вопрос : как вы считаете, вся ли пресная вода пригодна для питья ?

Ответ: только 1%.

И последний вопрос : а вся ли питьевая вода доступна для человека ?

Ответ : только 0,003%.

                 

Настало время ответить на главный вопрос : запасы питьевой воды на Земле ограничены или нет ?

Ребята записывают ответ в паспорт, после чего на экране появляется: ограничены! 

В связи с этим с 2005 года Организацией Объединенных Наций (ООН) было провозглашено десятилетие действий «Вода для жизни».


                     

                 

Поэтому уже в 2005 году 2/3 населения нашей планеты столкнулись с нехваткой пресной воды.

Более одного миллиарда человек на земле

не имеют доступа к качественной, чистой

питьевой воде.

2,2 миллиона людей в год умирают от болезней, связанных с потреблением неочищенной воды.

Девять человек из десяти – это дети в возрасте до 5 лет.

                 

Задание 5. А как же мы используем эту, в буквальном смысле, живительную   влагу?

Ребятам предлагают зайти в гости к Красной шапочке.

                 

Чтобы ответить на этот вопрос ребята должны заполнить таблицу (приложение № 6), используя данные приведенные на слайде.

                 

С помощью данного слайда происходит проверка выполненного задания.

По нормам на каждого жителя Санкт-Петербурга должно расходоваться на бытовые нужды 220-250 литров холодной воды в сутки. Практически расход воды составляет не менее 300 литров.

                 

По официальным данным средний объем подачи воды в городскую сеть составляет

2 578 000 м3/сутки (ежедневно Санкт-Петербург «выпивает» озеро площадью километр на километр и глубиной три метра).

Для лучшего восприятия данной информации картинка с изображением лесного озера исчезает, а на ее месте появляется изображение обезвоженной, растрескавшейся земли.

               

Ребят просят помочь Красной шапочке восстановить озеро.

Для этого они должны выполнить ряд заданий.

               

Что делать если капает кран?

Как нужно мыть посуду?

                 

               

                 

Если ребята правильно выполняют задания, озеро постепенно наполняется водой.

Выполнив еще ряд заданий

                 

             

ребята окончательно восстанавливают сказочный мир Красной шапочки.

             

На слайде показаны все правильные ответы, которые получили дети, выполняя задания.  

Задание 6. Подумайте и предложите, как еще можно экономить воду дома?

Ребята разрабатывают свои рекомендации (приложение № 7), а затем каждая команда их зачитывает вслух. После этого на слайде появляются общие рекомендации.

         

           

Напоминаем детям, что 22 марта – всемирный день воды.

  1. Заключительный этап.

Цель: подведение итогов внеклассного мероприятия, рефлексия, объявление победителей игры.

Учитель предлагает учащимся сделать выводы из увиденного и услышанного, оценить информативную ценность внеклассного мероприятия и интерес к нему, ответив на вопросы:

- Было ли мероприятие для вас интересным и познавательным?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Что вам больше всего понравилось на мероприятии?

- Что вам не понравилось?

- Что бы вы еще хотели узнать?

Источники информации

Интернет – ресурсы: http://www.umweltbundesamt.de/sites/default/files/medien/publikation/long/2754.pdf http://www.deutscheweltweb.de                                                                         http://www.deutschland.de                                                                                               http://www.umweltrat.de                                                                                            http://www.greenpeace.de 

Источники для картинок: 

http://xn--d1acpdpmv.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/05/vscocam-photo-1-2.jpg

https://faberlic.com/images/News/lADOGA-6.jpg

http://crystallinetravel.com/images/upload/120320163808_big.jpg

http://crystallinetravel.com/images/upload/120320163808_big.jpg

https://lumipolar.ru/userfiles/image/investment/invest_1200x750_2.jpg

http://www.photo.aroundspb.ru/cache/places/finnish_gulf/04_FULL_watermark.jpg

http://s-pb.in/images/phocagallery/photolove-2012-04-07-dcca/picturecontent-pid-4d3d6.jpg

http://www.diplomattour.ru/upload/iblock/902/9023d8ae44ea8b153b5871d47c363b77.jpg

http://pixdaus.com/files/items/pics/7/16/502716_4aa9545feb74cd40e83f6c91bedb08b2_large.jpg

http://panevin.ru/uploads/photo/2014/mosti_cherez_bolshuyu_nevu_1024.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/e_kaspersky/24977487/1455108/1455108_original.jpg

http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/image/2009/5/3393560.jpg

http://www.greenpeace.org/russia/ReSizes/OriginalWatermarked/Global/russia/image/2007/8/27-2012.jpg

http://www.dpioos.ru/eco/image?objectId=13479

http://smartnews.ru/storage/c/2012/11/13/1352807547_445045_39.jpg

http://kolpinonews.ru/u/news/upload/2947cc9e3039da0f.j

http://vegan.org/wp-content/uploads/2015/06/2.jpgpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/26468/205480.1fb/0_d269d_3560edfc_orig

http://www.greenpeace.org/russia/ReSizes/ImageGalleryLarge/Global/russia/image/2009/11/copy-of-2-5.jpg

http://i.47news.ru/photos/2013/07/1280x1024_7LlJcjNpmejs5Q9ns2p1.jpg

http://npoenergo.com/wp-content/uploads/2016/03/vidy-chistyashhikh-sredstv.jpg

http://i.ytimg.com/vi/to6q7HtomRE/maxresdefault.jpg

http://www.e1.ru/news/images/new/390359/images/1.jpg

http://imbip.ifmo.ru/images/news/big/32100.jpg

http://tavrida-stroy.ru/wp-content/uploads/2016/07/livnevie-stoki.jpg

http://amacumara.ru/wp-content/gallery/urban/swwater-21.jpg

http://amacumara.ru/wp-content/gallery/urban/swwater-17.jpg

http://amacumara.ru/wp-content/gallery/urban/swwater-32.jpg

http://readok.info/wp-content/uploads/2016/03/chemie.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s58a70cad570e6432/image/ic69a662e2948fdc6/version/1449694423/image.jpg

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/06/09/regnum_picture_146545530876631_normal.jpg

http://akva-tm.ru/images/dlya-kvartir/gg.jpg

http://nashorel.ru/wp-content/uploads/2016/11/1438166573_-_normal-1024x683.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cb/Drehbarer_Wasserhahn.jpg

http://s1.ziareromania.ro/?mmid=9aa3916e68b8cacba

http://static.republika.co.id/uploads/images/inpicture_slide/sangat-penting-untuk-ajari-anak-soal-kebersihan-sejak-dini-_151125081656-244.jpg

http://i3.wallpaperscraft.ru/image/reka_gory_kamni_nebo_101943_1024x768.jpg

http://www.geo.fr/var/geo/storage/images/media/images/rubrique-geo-infos/images-une-actu-une-question/penurie-d-eau/949263-1-fre-FR/penurie-d-eau.jpg

http://ru1.anyfad.com/items/t1@fd027667-a06c-4c4d-a5c7-58ff74e2a66b/22-marta--Vsemirnyy-den-vodnyh-resursov.jpg

http://900igr.net/up/datas/168657/026.jpg

                           

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)

Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Цветы в жизни человека".

Цель: показать, что цветы всегда играли и играют особую роль в жизни человека; расширить кругозор учащихся; активизировать  мыслительную деятельность через разгадывание загадок, ответы на во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы выбирает Жизнь!»

Наркомания – одна из острейших проблем человечества  в настоящее время. Наиболее сильно она распространена в молодежной среде. Поэтому профилактика наркомании в школе особенно важна. В этом возра...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Жизнь и творчество Роберта Бернса"

Открытое внеклассное мероприятие по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству Роберта Бернса....