Дидактические игры на уроках биологии
методическая разработка по биологии

Егорова Елена Александровна

Методическое пособие по использованию дидактических игр на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках биологии

Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию - не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной задачей учителя.

Дидактическая игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений.

Дидактические игры могут быть использованы на любом этапе урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. При проведении игры дидактическую цель ставят в форме игровой задачи. Учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Подготовка к проведению игры предполагает:

1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям;

3. определение места и времени проведения игры в структуре урока;

4. определение количества играющих;

5. подготовка дидактического материала.

Проведение дидактических игр включает:

1. ознакомление учеников с содержанием игры, с дидактическим материалом;

2. участие детей в игре.

На уроках применяются игры, которые предполагают как индивидуальное, так и коллективное участие. Дидактические игры включаются в урок по степени сложности. Сначала рекомендуется проводить простые игры, знакомые детям, постепенно вводя более сложные игры. При проведении каждой дидактической игры важно правильно определить ее место в структуре урока и установить временные рамки игры.

На уроках биологии могут использоваться следующие игры.

«Отгадай»

Используется при изучении систематики в 6-7-м классе.

А) Один ученик задумал животное, а остальные учащиеся задают вопросы, чтобы угадать задуманное животное. По ответам «Да» или «Нет», они должны отгадать.

Б) На доске список из пяти растений или животных, один ученик уходит из класса, а потом заходит и задает классу вопросы. По ответам «Да» или «Нет», он должен угадать.

«Найди родственников»

Проводится с целью быстрого овладения учащимися материала по систематике растений.

Вызванный ученик получает карточку с изображением растения и подбирает представителей родственных по типу, классу, семейству и рассказывает о них.

«Знаешь ли ты систематику животных»

Насколько учеников выходят к доске и получают карточки с названиями таксономических единиц, написанным крупным шрифтом: «Вид», «Род», «Семейство», «Отряд», «Класс», «Тип». Ученики с места предлагают названия различных животных. Играющие, те, которые стоят у доски, должны определить, представители какой таксономической единицы названы и поднять соответствующую карточку.

 «Напиши послание»

Используется при обобщении знаний по теме «Членистоногие» (7 класс).

 Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За минуту, передавая лист, нужно написать признаки, животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.

«Горячий стул»

Проводится на этапе закрепления знаний по теме «Мышцы» (8 класс).

Работа с терминами. Ученик сидит на стуле спиной к доске. Учитель пишет на доске слово: мышца, брюшко мышцы, фасция, поперечнополосатая мышечная ткань, головка мышцы. Учащиеся характеризуют термины по очереди, не называя ключевого слова. Ученик должен определить его.

Для старших классов больше подходят деловые игры. Они моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность.

«Компетентность»

Участники:

  • конкуренты – две команды учащихся;
  • наниматели – группа учеников, определяющих победителя; победителя как бы нанимают на работу;
  • арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.

До игры: Учитель знакомит класс со схемой игры. Формируются команды, определяется состав "фирмы-нанимателя".

Во время игры:

  1. Учитель задает тему.
  2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по данной теме. Но нужно отметить, что тип заданий регламентируется заранее. Например, команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому заданию и по 2 задачи.
  3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, то задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-бальной системе каждый ответ.
  4. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «Разбор полета», обращая внимание на ошибки, делает выводы.

Очень хорошо применима данная игра на уроках биологии при изучении тем по общей биологии о взглядах на происхождение человека, о теориях возникновения жизни на Земле и т.д.

При работе с учебником можно использовать следующие игры, которые помогут организовать работу с книгой, терминами, усвоить правила и законы. Познакомимся с некоторыми из них.

«Видимо-невидимо» - игровая форма проведения словарной или терминологической работы. Можно по 4-6 человек, в парах. На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким шрифтом, вдоль и поперек написано 15-20 слов. Время для запоминания 40-60 сек. Плакат закрывается, записываются запомнившиеся слова. Команды обмениваются листками, взаимопроверка.

«Составь слово» - можно индивидуально и группой. Из предложенного слова данной темы составить как можно больше слов (деловая разминка). Тренируется внимание, воображение, память.

«Собрать фразу» - группа получает абзац учебника или страницу, и вписывает на бумажную полоску фразу, например, самую сложную, трудную, каверзную. И разрезает на 5-8 частей. Учебники закрываются и группы обмениваются заданиями. После выполнения листки проверяются. Эту игру можно при изучении нового материала, повторении, при закреплении пройденного.

«Так и не так» - на карточках пишутся правила, определения верные и с ошибками или неточностями. Откладывают в одну сторону «так» в другую «не так». Проверяют по учебнику

«Слово из предложения» - загадывается слово из предложения в изучаемом параграфе. Класс ищет в тексте. Можно в паре без вмешательства учителя. Многократное обращение к тексту происходит непринужденно, поэтому полезно особенно работать с текстом, в котором каждая фраза должна звучать часто и усваиваться.

Такой далеко не полный перечень биологических игр говорит о больших возможностях использования их в учебно-воспитательных целях. Любой вид дидактической игры приносит пользу учащемуся, который проверяет свои силы, способности. В свою очередь успехи в игре увлекают учащихся, и они стараются еще больше узнать о жизни природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»

Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....

Дидактические игры на уроках биологии

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов

Методическая разработка урока по биологии  содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....

Дидактические игры на уроках биологии и химии

Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...

Дидактические игры на уроках биологии

Дидактическая игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Игровая ситуация ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

На сегодняшний день проблема познавательного интереса и проблема поиска методов его формирования у школьников с умственной отсталостью актуальна из-за отсутствия системы, учитывающей все современные р...