Рекомендации по изучению биологии для детей с ОВЗ
учебно-методическое пособие по биологии

Егорова Елена Александровна

Методическое пособие для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по изучению биологии для детей с ОВЗ

Множество учеников считают биологию сложным и скучным школьным предметом. Это, конечно же, неправда, если вы знаете, с какой стороны подойти к этой науке.

Повышаем интерес к биологии

1. Измените свое отношение к биологии! Это может звучать глупо и бессмысленно, но, на самом деле, единственный способ лучше изучить предмет – повысить к нему свой интерес.

Подумайте о том, как и почему работает ваше тело, пищеварение, мышление, как изменяются процессы в организме под действием физических нагрузок. Это кажется таким естественным, но как именно все происходит? Как организму удается работать так слажено и гармонично? Взгляните на науку в этом аспекте – и вам сразу захочется узнать больше.

2. А если нет – подумайте о том, как зарождается человеческая жизнь. 

Как вы здесь оказались? Когда сперматозоид попадает в яйцеклетку, формируется зигота. С помощью деления, число клеток увеличивается с невероятной скоростью и, в конце концов, они превращаются в полноценное живое существо, которое может бегать, читать, писать… 

Это удивительно, не правда ли? Биология объяснит вам множество восхитительных явлений. Но чтобы чему-то научиться, сначала нужно этим заинтересоваться.

Успешные техники обучения

1. Учите. Чтобы получить хорошие отметки, просто необходимо уделять время учебе. Но не всегда человек, который постоянно ходит с учебником в руках, действительно, лучше всего знает предмет. Попытайтесь вникнуть в науку и проводить каждую секунду, уделяемую учебе, с пользой.

2. Научитесь правильно отвечать на вопросы в тестах по биологии. Здесь не нужна художественность и красивые метафоры, главное – ключевые термины и фразы. На оценку влияет не то, насколько хорошо и много вы пишете, а насколько грамотно вы можете оперировать понятиями! Если в вашем ответе нет конкретных фактов, вы не получите высокий балл даже за целую книгу. Напротив, если вы упомянете все основные детали, можете рассчитывать на хорошую оценку независимо от длины ответа. Имейте это в виду при изучении предмета и постарайтесь выделять для себя все ключевые термины и фразы. Если вам трудно определить, какие именно слова несут в себе наибольшую смысловую нагрузку, обсудите это с учителем или одноклассниками. Только не думайте, что простое заучивание всех умных оборотов из учебника вас спасет.

  • Внимательно прочитайте заданный параграф учебника. Рассмотрите все рисунки и схемы к изучаемому материалу, ответьте на вопросы к параграфу. Устно повторите материал, стараясь не смотреть в учебник. Сделайте необходимые записи и зарисовки.
  • Выпишите ключевые термины в отдельную тетрадь. Записывайте в тетрадь новый термин, как только услышали или выучили его. Заучивайте их после уроков.
  • Выпишите органические уравнения и прикрепите их в книгу.
  • Все время обновляйте записи.
  • Носите книгу с собой. Просматривайте ее при удобном случае.

3. Чтобы запомнить биологический процесс, проанализируйте следующие его аспекты:

  • В каких условиях он происходит? Каково его значение для тела/организма/человечества?
  • Можно ли провести какие-нибудь параллели с ситуациями в ежедневной жизни?
  • Если да то, как все будет происходить?
  • И, в конце концов, как это все работает? (если вам нужно будет описать какой-нибудь процесс на экзамене, не обязательно пересказывать все дословно, главное передать общую идею).

4. По возможности, просмотрите вопросы и задания из предыдущих экзаменов такого же типа. Это поможет вам понять, на чем именно делается акцент в вопросах и как нужно отвечать. Экзамены – важная часть учебной жизни, но они не важнее, чем само обучение. Задания из экзаменов за предыдущие годы помогут вам лучше подготовиться. И, возможно, даже смогут еще больше заинтересовать вас в предмете.

Этапы и способы обучения

1. Первым и самым основным будет, конечно же, изучение учебников. Причем желательно штудировать их в нужной последовательности – начать со строения клеток и простейших, постепенно переходя к растениям, а затем к грибам и животным, и в завершение – к строению тела человека. Для лучшего понимания стоит изучить не только строение тел и тканей, но и особенности взаимодействия, реакции, биохимию и генетику.

2. Помимо учебников также могут помочь в изучении различные книги и журналы, а также сайты, посвященные этой науке. Причем существуют не только научные, но и научно-популярные издания, в которых все описано не столь сложным языком.

3. Впрочем, и в учебниках, и в различных изданиях и статьях попадается достаточно много сложных терминов и обозначений, которые бывает очень нелегко запомнить. Можно немного облегчить себе задачу, поискав историю происхождения слова. Большинство терминов состоят из нескольких слов на латыни. И в процессе обучения постепенно запоминаются значения таких слов, и уже сам термин становится куда более понятным без расшифровки.

4. Никакой объем теоретической информации не заменит практического наблюдения. Потому стоит постараться проводить самостоятельные опыты и наблюдения. Некоторые можно сделать в домашних условиях, например, поместить хлеб в определенную среду и понаблюдать за развитием плесени или же прорастить какое-либо зерно, посадить и наблюдать за его ростом и развитием. Для других исследований могут понадобиться «полевые условия» - наблюдение за птицами и животными в парке или лесу, либо более масштабный вариант – сафари в диких условиях. Для наблюдения за развитием мельчайших организмов потребуются микроскопы и различное оборудование. Для этой цели можно записаться в кружок натуралиста.

Биология – очень занимательная наука, если подходить к ее изучению с позиции исследования, а не заучивания. И знать ее очень важно, ведь она дает представление об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической ...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов

Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.

Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...

Подготовка к ОГЭ задания по теме: Методы изучения биологии. Биология как наука.

Тестовые задания по биологии за курс 6-9 класса при подготовке к ОГЭ в 9 классе по вопросам: Методы изучения биологии. Биологические науки....

Контрольная работа №1. Биология - наука о живых организмах. Методы изучения биологии.

Контрольная работа №1. Биология  - наука о живых организмах. Методы изучения биологии. 5 класс...

«Методические рекомендации по изучению тувинских национальных узоров и орнамента по тифлографике для детей с нарушением зрения»

На современном этапе развития специального образования остаётся актуальной проблема недостаточного освещения некоторых тем, отсутствие методических разработок для незрячих и слабовидящих детей. ...