Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Тип Круглые черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Пастух Анна Юрьевна

Разработка материалов (конспект, приложения, презентации) к уроку биологии в 7 классе "Тип Круглые черви"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx133.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Тип Круглые черви" 7 класс

   Цели урока: выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

   Задачи урока:

Образовательные:

Раскрыть особенности организации круглых червей, как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;
  2. Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
  3. Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  4. Использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.

Воспитательные:

  1. Познакомиться с мерами профилактики гельминтозов, осуществлять гигиеническое воспитание;
  2. Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа по вариантам , фронтальная.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока.

Начнем с разминки " Ты мне , я тебе"

- 2 ученика: работа у доски :

1 ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика” hello_html_96de1dc.jpg

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

hello_html_md6443f2.jpg

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

hello_html_70a99f75.jpg

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

hello_html_m5618793f.jpg

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

hello_html_m1a4e3057.jpg

Рис. 5. Личинка с хвостиком

hello_html_m325086b.jpg

Рис. 6. Циста

2 ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня” и рассказать

hello_html_154cd55c.jpg

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

hello_html_m493b1c5.jpg

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

hello_html_m1632573c.jpg

Рис. 9. Корова с личинками

hello_html_6f691db7.jpg

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

hello_html_4397002d.jpg

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

3 и 4 ученики (сильные) рассказывают циклы развития цепня и сосальщика.

Слабые ученики работают по карточкам.

Карточка 1. Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Карточка 2.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Карточка 3.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Карточка 4

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Карточка 5.

Дайте определение терминам:

Гермафродиты –

Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

Карточка 6

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Карточка 7

Выбери верный ответ: 

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

источника питания;

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

А)всей поверхностью тела;   Б) с помощью лёгких;    В) жабрами.

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Исправление ответов и схем

II. Изучение нового материала

Учитель: 

Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/и зачитывает цель урока ( сайд )

Учитель: Ребята, о чем вам говорит название Типа -  Круглые черви?

Учитель: Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.


Учитель:  Изучение новой темы начнем с рассмотрения особенностей строения Круглых червей. Заполняем таблицу. Работаем с учебником, по вариантам, пользуемся дополнительным печатным  материалом. Каждый ищет и записывает ответ только на свой вопрос

1вариант

Форма тела.

Кожно-мускульный мешок.

Полость тела.

Нервная система.

Пищеварительная система.

2 вариант

Половая система.

Развитие

Выделительная система.

Кровеносная система.

(работа в течение 7 минут)

Проверка  - 2 минуты.

Особенности строения Круглых червей

Форма тела

Кожно-мускульный мешок

Полость тела

Нервная система

Пищеварительная система

Половая система

Развитие

Выделительная система

Кровеносная система

– Учитель:  Сделаем в вывод: в чем, с вашей точки зрения, черты усложнения круглых червей, по сравнению с плоскими? ( полость тела, окологлоточное нервное кольцо, пищеварительная система сквозного типа, раздельнополые)

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”.

 Обратите внимание (записано на доске схема): (Распечатка)

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

 Фрагмент видео

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, ещё одна схема на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит через …(сырую воду, грязные руки, мухи и тараканы)
  • Яйцо попадает…????????? (в почву)
  • Из яйца в кишечнике развивается…(личинка)
  • Личинка с кровью отправляется в…(легкие) зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается и…(вторично проглатывается).
  • В аскариду личинка превращается в…( кишечнике)
  • Паразитирует взрослая аскарида в…(тонком кишечнике человека)
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…(почву)

Динамическая пауза

Интеллектуальная разминка

Учитель: (слайд ) У меня в руках так называемый “Черный ящик” в нем находится предмет, имеющий отношение к нашему уроку. Я бы хотела, чтобы после наводящих вопросов, вы бы отгадали, что это такое.

-История создания этого насчитывает сотни лет и окутана тайнами и легендами. По имеющимся данным это изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н.э.).

-С самого раннего детства это настолько прочно входит в нашу жизнь, что сложно представить – что бы мы делали без этого?!

-Но были времена, когда это не было известно человечеству. Так, древние греки вместо него использовали мелкий песок, специально привезенный с берегов Нила, а древние египтяне использовали пасту из пчелиного воска, растворенную в воде.

-Когда ремеслу изготовления этого научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал людям, занимавшимся изготовлением этого ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ изготовления держался в строжайшей тайне.

-Мыло душистое, белое, мылкое, 
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: 
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло – 
Мыло тебя наконец бы отмыло!


Учитель: Какое отношение к нашему уроку имеет предмет, находящийся в таинственной коробочке?

– А что в первую очередь нужно знать о паразите, что бы правильно определить меры профилактики (цикл развития паразита и соответственно пути заражения).

 Памятки

  1. Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.
  2. Не пить сырой воды из рек и озер, всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
  3. Мыть руки (после улицы, туалета, перед едой).
  4. Борьба с мухами и тараканами.
  5. Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.
  6. Не брать в природе растения в рот.
  7. Тщательно проваривать и прожаривать пищу.

Учитель: Многообразие круглых червей – мини-сообщения учеников

Например

1-й ученик: Слайд “ Власоглав ”.

В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: Слайд “ Луковая нематода”.

 На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Слайд “ Острица ”.

 Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

III. Закрепление + Динамическая пауза?

Встаём. Предлагаю вам  закрепить знания о круглых червях, а заодно размяться.

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки,  не характерные для круглых червей – вы топаете, признаки характерные для круглых червей - хлопаете.

– Тело в поперечном сечении круглое.(хлопок)

– Кровеносная система замкнутая.(топают)
– Снаружи круглые черви  одеты – кутикулой (хлопают)
– У аскариды есть специальные органы прикрепления (топают)
– Гермафродиты.(топают)
– Полости тела нет.(топают)
– Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека (хлопают)
– Раздельнополые животные.(хлопают)
– Тело сильно уплощенное.(топают)
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.(хлопают)

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 8.

V. Рефлексия

На выбор.

-Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему:

Как мне повезло” от имени червя паразита

Как мне не повезло” от имени червя паразита

-Закончите любое из предложений

  • Я всегда буду…
  • Я не буду…
  • Сегодня я понял…
  •  Сегодня я задумался…




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Презентация к уроку биологии 7 класс "Круглые черви"

Разработка представляет собой презентацию  к уроку биологии 7 класс по теме "Круглые черви". Данная презентация может быть использована как на уроке в качестве сопровождения объяснения учителя, т...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...