Организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Биологии
статья по биологии

Цадова Ирина Александровна

Организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samostoyatelnoy_rabote.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рославльский техникум промышленности и сферы обслуживания»

Преподаватель биологии

Цадова Ирина Александровна

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Самостоятельная работа используется на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;

- в парах;

- групповой.

Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

- работа с учебной литературой и наглядностью;

- использование рабочих тетрадей;

- работа со средствами ИКТ и др.

 Биологический эксперимент неразрывно связан с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность обучающихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.

Выполняя работу, обучающиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.

Работа с учебной литературой и наглядностью

Одна из целей изучения биологии обучающимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место у меня в учебном процессе. Для обучающихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.

При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:

- самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника;

- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;

- постановка вопросов к тексту;

- ответы на вопросы текста, раздела;

- поиск объяснений явлений;

- словарная работа;

- составление плана (простого, развернутого);

- пересказ по плану;

- составление тезисов;

- работа с иллюстрациями учебника;

- работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий;

- Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически, на всех этапах:

- для нахождения и выделения основных понятий, определений;

- при описании опытов, справочных данных;

- для закрепления знаний и формирования умений;

- для подготовки к выполнению домашнего задания.

Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных). При работе с учебником иногда (при изучении нового материала) использую карточки-задания для самостоятельной работы.

В курсе общей биологии раскрываются основные теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно использовать эксперимент, наблюдение. Творческое использование учебника на всех этапах урока помогает обучающимся глубже понять учебный материал, сократить время и облегчить домашнюю подготовку.

Самостоятельная работа на уроках обобщения

и систематизации знаний

В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю). На этих уроках использую и письменные проверочные работы, в которых использую разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в тексте пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

 

Экскурсии

Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание обучающихся к природным явлениям. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.

Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам-заданиям, а основным методом получения новых знаний – наблюдение. Живое общение с природой стимулирует интерес обучающихся, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.

Домашние задания

Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Обучащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов обучающихся.

 

Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого даю обучающимся возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использую взаимоконтроль, когда обучающиеся оценивают работу своих товарищей.

Заключение

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у обучающихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине "Педагогика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Педагогика". Специальности 050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки...

Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы

Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учёт в АПК"...

Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Технология машиностроения"

ВВЕДЕНИЕ1.    СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ  4.  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов

Учебная дисциплина «Иностранный язык» предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную прог...

Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы при изучении химии

Краткое описание значения самостоятельной работы студентов при обучении. Приведены тербования к оформлению различных видов самостяоетельной работы. Приведены примеры различных видов самостоятельных ра...

Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся 2 курса в аудитории и дома. Тетрадь содержит задания различных уровней сложности, предназначенные для закрепления знаний обучающихс...