Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине "Педагогика"
методическая разработка по теме

Никифорова Наталья Александровна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Педагогика". Специальности 050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино»

Методические рекомендации

по  выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине

Педагогика

для студентов

   II

курса

специальности

050146  Преподавание в начальных классах (углубленной

                                             подготовки)

Агинское, 2013

                    РАССМОТРЕНО                                                СОСТАВИЛ

на заседании предметно-цикловой комиссии                            Никифорова Н.А.,

психолого-педагогических дисциплин                                       преподаватель педагогики

протокол № ____________

от «_____»___________ 201__ года

Зав. ПЦК__________ /Ширипова М.Б./

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Педагогика». Методическое пособие по организации самостоятельной работы для студентов среднего профессионального образования

Составитель: Никифорова Н.А., преподаватель педагогики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….............стр. 4

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………………...стр. 6
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ .....стр. 9

Самостоятельная работа № 1………………………………………………стр.  9

Самостоятельная работа № 2………………………………………………стр. 10

Самостоятельная работа № 3………………………………………………стр. 11

Самостоятельная работа № 4………………………………………………стр. 12

Самостоятельная работа № 5………………………………………………стр. 13

Самостоятельная работа № 6………………………………………………стр. 14

Самостоятельная работа № 7………………………………………………стр. 15

Самостоятельная работа № 8………………………………………………стр. 17

Самостоятельная работа № 9………………………………………………стр. 18

Самостоятельная работа № 10……………………………………………..стр. 19

Самостоятельная работа № 11……………………………………………..стр. 21

Самостоятельная работа № 12……………………………………………..стр. 23

Самостоятельная работа № 13……………………………………………стр. 25

Самостоятельная работа № 14……………………………………………..стр. 25

Самостоятельная работа № 15……………………………………………стр. 27

Самостоятельная работа № 16……………………………………………..стр. 28

Самостоятельная работа № 17……………………………………………..стр. 29

Приложение 1………………………………………………………………стр.31

ВВЕДЕНИЕ

Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в «образование длинною в жизнь». Мотивация к непрерывному образованию, общие и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализацию своих жизненных планов, а умение учиться становится ключевым умением человека 21 века.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в том, чтобы:

  • мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
  • повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
  • создать условия для совершенствования информационной компетентности;
  • способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, учебно-исследовательской/исследовательской, проектной  и творческой деятельности;
  • формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.

Методические рекомендации по  выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины Педагогика, на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки).

Учебная дисциплина Педагогика относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

129

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

в том числе:

лабораторные занятия

--

практические занятия

24

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

Итоговая аттестация в форме экзамена

По учебному плану данная дисциплина изучается на первом курсе (1 и 2 семестр)

1 курс

1 семестр

16 недель

2 семестр

22 недели

Методические   рекомендации  имеют определенную структуру.

В первом разделе  представлена тематика самостоятельных работ,  прописаны задания для самостоятельной работы и формы их представления, время, отведенное на их выполнение.

Во втором разделе содержатся рекомендации по выполнению заданий, в частности, дан алгоритм выполнения задания, сформулированы критерии самооценки выполненной работы, виды контроля качества выполненной работы, рекомендуемые источники информации.

Предлагаемые рекомендации разработаны в помощь студенту, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу, которые помогут быть успешным в этой деятельности.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Задание

Форма представления задания

Кол-во часов

Раздел 1. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

6

1

Тема 1.1. Возникновение педагогической профессии, ее развитие

Написание сочинения-рассуждения на тему «Я и моя профессия».

Сочинение-рассуждение

1

2

Тема 1.2. Предмет и задачи педагогики

Написание сообщений о жизни и педагогической деятельности одного из педагогов прошлого или настоящего (на выбор студентов).

Выступление

3

3

Тема 1.3. Тенденции развития педагогической науки и практики

Написание сочинения-рассуждения о взаимосвязи педагогической науки и практики.

Сочинение-рассуждение

2

Раздел 3. Принципы обучении и воспитания

4

4

Тема 3.1. Закономерности и принципы обучения

Составление схемы взаимосвязи закономерностей и принципов обучения.

Схема

2

5

Тема 3.2. Принципы воспитания

Составление конспекта «Принципы воспитания в современных воспитательных концепциях и системах» (В.А. Караковского, Н.К. Таланчука, Е.Н. Щурковой, О.С. Газмана и др.)

Конспект

2

Раздел 4. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

5

6

Тема 4.1. Система образования в России

1.Изучение Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (конспект)

2.Выписка из Федерального закона «Об образовании в РФ» основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Конспект

3

7

Тема 4.2. Содержание обучения (образования)

Составление тематического кроссворда.

Кроссворд

2

Раздел 5. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

8

8

Тема 5.1. Методы, приемы и средства обучения

1.Составление словаря по теме.

2.Составление схемы «Современные средства обучения»

Словарь, схема

2

9

Тема 5.2. Организационные формы обучения, их педагогические возможности и условия применения

Подбор материалов по нестандартным формам организации обучения.

«копилка» материалов о нестандартных формах организации обучения  

2

10

Тема 5.3. Формы, методы и средства воспитания

Разработка плана-конспекта внеклассного мероприятия.

План-конспект внекл. мероприятия

4

Раздел 6. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

4

11

Тема 6.3. Основы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Подготовка и оформление презентаций «Педагогические условия дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания».

Мультимедиа

презентация

4

Раздел 7. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

3

12

Тема 7.1. Социальная и школьная дезадаптация

Разработка рекомендаций, содержания бесед и консультаций для родителей по предупреждению и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

Памятка для родителей

3

Раздел 8. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика

5

13

Тема 8.1. Норма и отклонения в развитии человека (ребенка)

Написание характеристики на ребенка с отклонениями в развитии и поведении, указав возрастные и индивидуальные особенности.

Характеристика на ребенка

1

14

Тема 8.2. Особенности соматического, психического, интеллектуального, речевого, сенсорного развития человека (ребенка), их систематика и статистика

Подготовка сообщения по определенному виду нарушений (на выбор студентов).

Сообщение, выступление

4

Раздел 9. Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

2

15

Тема 9.3. Организация работы с детьми с девиантным поведением

Изучение специфики педагогической коррекции девиантного поведения детей в учебном процессе.

Конспект

2

Раздел 11. Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

6

16

Тема 11.1. Средства контроля и оценки качества образования

1.Составление схемы взаимосвязи основных понятий темы.

2.Ответы на контрольные вопросы по теме.

Схема, ответы на вопросы в рабочей тетради

2

17

Тема 11.2. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Подготовка сообщения о стимулирующей функции педагогической оценки.

Сообщение

4

Итого:

43

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа №1

Раздел 1. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Тема 1.1. Возникновение педагогической профессии, ее развитие

Цель: Выразить свое отношение к выбранной профессии

Задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему «Я и моя профессия».

Алгоритм выполнения

Раскрыть тему сочинения через вопросы:

1.Почему я избрал профессию учителя?

2.Как я готовил себя к профессии учителя?

3.Что сегодня я могу дать детям?

4.Чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в колледже?

Форма представления задания: сочинение-рассуждение

Критерии самооценки выполненной работы: полнота, глубина, всесторонность раскрытия вопроса; соответствие содержания работы теме; собственная позиция по данному вопросу, аргументированность; эстетичность оформления.

Виды контроля качества выполненной работы: проверка сочинения

Рекомендуемые источники информации:

  1. Введение в педагогическую деятельность/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. — М.: Академия, 2008.- 208 c.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №2

Раздел 1. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Тема 1.2. Предмет и задачи педагогики

.

Цель: изучить и систематизировать материал о жизни и педагогической деятельности одного из педагогов прошлого или настоящего

Задание: Напишите сообщение о жизни и педагогической деятельности одного из педагогов прошлого или настоящего (на выбор студента)

Алгоритм выполнения

Сообщением можно назвать изложение информации по определенному вопросу.

  1. выбрав тему сообщения, подберите литературу по данному вопросу.
  2. прочитайте соответствующую книгу, главу, раздел, параграф, фрагмент книги и составьте план сообщения на основе этого источника. Точно сформулируйте, что именно вы хотите сказать в сообщении.
  3. помните, что основное правило сообщения – доказательность фактов и выводов. Ссылайтесь на источник знаний (автор, название книги, год, место издания).
  4. используйте дополнительную литературу.
  5. изучая литературу, делайте выписки на отдельных листочках, указывая тему выписки.
  6. составьте развернутый план с указанием в скобках фактического материала, на который будете ссылаться.
  7. оформите сообщение. Не забудьте указывать страницы при цитировании. В конце дайте список используемой литературы.
  8. Подготовьте выступление.

Выступление – это речь, высказывание по проблеме, вопросу. Выступление студента включает в себя ряд элементов.

Вступление психологически вводит слушателя в процесс восприятия излагаемой информации. Обосновывается значимость, актуальность поднимаемого вопроса. Особенно важны первые фразы: они всегда должны быть продуманы заранее. Затем возможен яркий пример, факт, который надо объяснить и который вызывает вопросы слушателей. Выступающий предлагает для размышления два противоположных суждения. Так создается определенный психологический настрой.

Фрагмент вступления:

Что бы Вы подумали, если встретившийся Вам человек приветливо сказал бы: «Ели Вы сегодня?». Или так: «Здоров ли Ваш скот?». Мы и другие. Мы разные. И, оказывается, даже здороваемся по-разному. Откроем книгу Б.В. Бушелевой «Поговорим о воспитанности» (М., 1980).

Главная часть – основное содержание выступления. Это аргументированное освещение поставленной во вступлении проблемы. Необходимо вычленить главные вопросы и ведущие идеи Вашего высказывания по проблеме; продумать риторические вопросы.

Заключение – это концовка выступления, содержащая формулировку главного вывода. Суммируется сказанное, подводятся итоги, еще раз звучит ведущая идея.

Форма представления задания: сообщение, выступление

Критерии самооценки выполненной работы: соответствие содержание работы изучаемому вопросу; полнота, глубина, всесторонность раскрытия вопроса; достоверность представленной информации; обоснованность и четкость изложения вопроса; оформление работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сообщений.

Виды контроля качества выполненной работы: обсуждение выступлений на занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. журналы «Педагогика»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Энциклопедии

Самостоятельная работа №3

Раздел 1. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Тема 1.3. Тенденции развития педагогической науки и практики

.

Цель: раскрыть взаимосвязь педагогической науки и практики

Задание: Напишите сочинение-рассуждение о взаимосвязи педагогической науки и практики

Алгоритм выполнения

Используя лекционный материал и дополнительные источники информации раскрыть взаимосвязь педагогической науки и практики, высказать свою точку зрения.

Форма представления задания: сочинение-рассуждение

Критерии самооценки выполненной работы: обоснованность и четкость изложения вопроса, соответствие содержания работы изучаемому вопросу; собственная позиция по изучаемой проблеме; аргументированность.

Виды контроля выполненной работы: проверка сочинения

Рекомендуемые источники информации:

  1. журналы «Педагогика»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М.: Академия, 2008.- 256 c.
  4. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №4

Раздел 3. Принципы обучения и воспитания

Тема 3.1. Закономерности и принципы обучения

.

Цель: систематизировать знания о взаимосвязи закономерностей и принципов обучения

Задание: Составьте схему взаимосвязи закономерностей и принципов обучения

Алгоритм выполнения

Используя лекционный материал и дополнительные источники информации выписать закономерности обучения и соответствующие им принципы обучения, показав на схеме их взаимосвязь.

Форма представления задания: схема

Критерии самооценки выполненной работы: соответствие схемы заданию (прочтение схемы позволяет раскрыть взаимосвязь закономерностей и принципов обучения); аккуратность и правильность заполнения схемы; логичность; правильность использования терминологии.

Виды контроля выполненной работы: проверка схемы, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Интернет-ресурсы
  2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М.: Академия, 2008.- 256 c.
  3. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.
  5. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №5

Раздел 3. Принципы обучения и воспитания

Тема 3.2. Принципы воспитания

.

Цель: выделить принципы воспитания в современных воспитательных концепциях и системах

Задание: Составьте конспект «Принципы воспитания в современных воспитательных концепциях и системах» (В.А. Караковского, Н.К. Таланчука, Е.Н. Щурковой, О.С. Газмана и др.)

Алгоритм выполнения

Используя Интернет-ресурсы и дополнительные источники информации выписать принципы воспитания в современных системах воспитания.

  1. Подобрать по заданной теме информационный источник.
  2. Отобрать материал по современным воспитательным концепциям и системам
  3. Выделить основные моменты текста по теме
  4. Законспектировать
  5.  Выявить принципы воспитания в различных воспитательных концепциях и системах

Подробнее о правилах конспектирования см. Приложение 1.

Форма представления задания: конспект

Критерии самооценки выполненной работы: соответствие содержания работы заданию; правильное выделение принципов воспитания; убедительность выводов; оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиям.

 

Виды контроля выполненной работы: проверка конспекта

Рекомендуемые источники информации:

  1. Интернет-ресурсы
  2. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №6

Раздел 4. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.

Тема 4.1. Система образования в России

.

Цель: ознакомиться с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, определить его основные отличия, изменения.

Задание 1: Изучите Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  (конспект)

Задание 2: Выпишите из Федерального закона «Об образовании в РФ» основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Алгоритм выполнения

  1. Используя Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" составить конспект по следующему плану:

- когда был принят ФЗ государственной думой и одобрен Советом Федерации?

- структура ФЗ

- указать какие статьи представляют для вас как будущих педагогов особую значимость

- выделить основные отличия нового закона (в сравнении с законом «Об образовании» 1992 г.)

  1. Используя Федеральный закон «Об образовании в РФ» выписать основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

- указать в какой главе содержатся, в какой статье

- выписать все принципы

Форма представления задания: конспект

Критерии самооценки выполненной работы: соответствие содержания конспекта изучаемому вопросу; обоснованность в выделении отличий нового закона; грамотность формулирования собственной позиции, оценки и ее аргументация.

Виды контроля выполненной работы: просмотр конспекта, проведение устного опроса

Рекомендуемые источники информации:

  1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №7

Раздел 4. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.

Тема 4.2. Содержание обучения (образования)

Цель: составить кроссворд в рамках темы «Содержание обучения (образования)»

Задание: Составьте тематический кроссворд

Алгоритм выполнения

  1. Изучить материал о принципах и правилах составления кроссвордов (представлен ниже)
  2. Отобрать основные понятия предложенной темы
  3. Приступить к составлению кроссворда на черновике
  4. Оформить в соответствии с требованиями приведенными ниже.

Кроссворд — игра-задача, в которой фигуру из квадратов или других фигур нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» - пересечение и «word» - слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда – «крестословица».

Самой распространенной, общепризнанной, классической формой кроссворда является симметричная фигура, сложенная из квадратиков. Наиболее сложны тематические кроссворды; считается, что их первым составителем был англичанин Эдварде Мазере. Первый в истории сборник кроссвордов выпущен в 1924 г. в США; он содержал 50 кроссвордов и при тираже 750 тыс. экземпляров разошелся очень быстро. С него началось триумфальное шествие кроссвордов по нашей планете.

Кто бы ни был первопроходцем в публикации кроссвордов, уже почти три четверти века эта увлекательная интеллектуальная игра живет и развивается. Решение кроссвордов многие называют «гимнастикой ума». Их некоторые составители проявляют чудеса изобретательности и оригинальности.

Решение кроссвордов является тренировочным средством для развития математического мышления. Не меньший познавательный эффект дает и составление занимательных игр.

Любой кроссворд оценивается двумя показателями: оригинальностью выполненного рисунка и подбором слов. Для учащихся 7-го и 8-го классов достаточно использовать 15—17 слов, а для учащихся 9—11 классов — около 25—30 слов. Слова эти могут быть только именами существительными в именительном падеже единственного числа. Исключение составляют слова, не имеющие единственного числа (очки), которые также могут быть использованы. Нельзя включать названия, состоящие из двух и более слов, и понятия, которые выражаются сложными словами и пишутся через дефис. Следует помнить, что буквы «е», «ё», «и», «й» неравнозначны, т. е. невозможно пересечение двух слов по этим буквам, если, например, в пересечении одно слово содержит букву «е», а второе — «ё».

Наибольшую трудность представляет составление тематических кроссвордов, так как составитель ограничен подбором слов из какой-то одной области знаний. Для составления подобных кроссвордов следует использовать термины, понятия, определения, явления педагогики. Например:

Рабочее поле рисунка зависит от воображения составителя. Оно может быть квадратным, круговым, ромбовидным, прямоугольным и др.

Прежде всего, на бумаге в клетку карандашом изображается центральная часть будущего кроссворда. Пусть это будет рамка-квадрат: пять клеток по горизонтали и пять по вертикали. После подбора и заполнения «рамки» подходящими словами можно приступить к «выращиванию» кроссворда, усложняя сетку как по горизонтали, так и по вертикали. Рисунок должен быть компактным (не распадаться на отдельные блоки), желательно симметричным. Надо строить сетку так, чтобы в ней помещались слова различной длины, с максимальным числом пересечений» Следует чередовать длинные слова с более короткими. Цифры пишутся аккуратно и четко в верхнем левом углу клетки, чтобы оставалось место для буквы. Порядковые номера проставляются последовательно в клетках, предназначенных для первой буквы слова, независимо от его горизонтального или вертикального расположения. Если слова горизонтального и вертикального рядов образуют прямой угол и начинаются с одной буквы, они идут под одним номером.

Теперь, когда уже составлен на черновике кроссворд, необходимо нарисовать его тушью на отдельном листе чертежной бумаги. Чтобы рисунок выглядел более привлекательным, свободное поле можно украсить различными геометрическими фигурами. Следует стремиться к тому, чтобы кроссворд представлял собой цельный рисунок или орнамент.

Наконец составляется описание кроссворда по горизонтали и вертикали. Каждому слову надо дать научно правильное, лаконичное толкование. Например,

Успех работы по составлению кроссвордов зависит от словарного запаса студента и его умения пользоваться справочной литературой.

Форма представления задания: кроссворд

Критерии самооценки выполненной работы: правильный подбор терминов, понятий, не выходящих за рамки темы; лаконичность формулировок вопросов; правильность составления, в соответствии с предъявляемыми требованиями; эстетичность оформления.

Виды контроля выполненной работы: взаимопроверка в группе

Рекомендуемые источники информации:

  1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.
  5. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №8

Раздел 5. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения.

Тема 5.1. Методы, приемы и средства обучения

Цель: раскрыть основные понятия темы; систематизировать знания о современных средствах обучения

Задание 1: Составьте словарь по теме

Задание 2: Составьте схему «Современные средства обучения»

Алгоритм выполнения

  1. Из учебников, словарей, справочников, пособий по педагогике выписать определения понятий изучаемой темы.

Понятие

Определение

Источник информации

Метод

Прием

2. Используя лекционный материал и дополнительные источники информации составить схему «Современные средства обучения».

Форма представления задания: словарь (глоссарий), схема

Критерии самооценки выполненной работы: 

1. правильный подбор терминов, понятий, не выходящих за рамки темы; аккуратность и правильность заполнения таблицы; достоверность при указании источников информации.

2. соответствие схемы заданию (прочтение схемы информирует о современных средствах обучения); аккуратность и правильность заполнения схемы; логичность; правильность использования терминологии; оригинальность.

Виды контроля выполненной работы: просмотр и проверка словаря, схемы

Рекомендуемые источники информации:

  1. журналы «Педагогика»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М.: Академия, 2008.- 256 c.
  4. Педагогический словарь
  5. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.
  7. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №9

Раздел 5. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения.

Тема 5.2. Организационные формы обучения, их педагогические возможности и условия применения

Цель: найти информацию о нетрадиционных формах организации обучения и систематизировать найденный материал

Задание: Используя различные источники информации подобрать материал о нестандартных формах организации обучения

Алгоритм выполнения

Используя интернет-ресурсы и дополнительные источники информации необходимо раскрыть особенности нетрадиционных форм организации обучения и их внедрение в практику начальной школы. Найденный материал необходимо распечатать, откопировать или законспектировать и вложить в папку. Материалы могут быть как раскрывающие особенности данных форм, так и в виде различных разработок.

Форма представления задания: «копилка» материалов о нестандартных формах организации обучения

Критерии самооценки выполненной работы: новизна и актуальность подобранного материала; достоверность примеров, иллюстративного материала; высокая информативность работы; соответствие содержания работы изучаемой проблеме.

Виды контроля выполненной работы: проведение устного опроса

Рекомендуемые источники информации:

  1. Журналы «Начальная школа»
  2. журналы «Педагогика»
  3. Интернет-ресурсы
  4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М.: Академия, 2008.- 256 c.
  5. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  6. Сластение В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.
  7. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №10

Раздел 5. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения.

Тема 5.3. Формы, методы и средства воспитания

Цель: составить план-конспект внеклассного мероприятия

Задание: Разработайте план-конспект внеклассного мероприятия

Алгоритм выполнения

  1. Определить класс (возраст детей)
  2. Сформулировать тему
  3. Описать чем обусловлен выбор темы
  4. Воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны будут решены в результате планируемого воспитательного дела
  5. Определить форму проведения (например, викторина, беседа, конкурс и т.д.) и необходимые средства.
  6. Продумать место проведения
  7. Поэтапно раскрыть содержание внеклассного мероприятия
  8. Список литературы

Для раскрытия содержания внеклассного мероприятия предлагается следующая опорная таблица:

Класс:

Тема:

Цель:

Задачи:

Форма проведения:

Место проведения:

Средства:

Этапы

(название)

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

Форма представления задания: план-конспект внеклассного мероприятия

Критерии самооценки выполненной работы: цель соответствует теме мероприятия; соответствие содержания внеклассного мероприятия поставленным целям и задачам; правильность подбора материала для раскрытия темы мероприятия; воспитательная направленность мероприятия; соответствие методов, приемов, заданий содержанию и цели, возрасту и уровню подготовки учащихся; оформление плана-конспекта в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Виды контроля выполненной работы: проверка плана-конспекта внеклассного мероприятия

Рекомендуемые источники информации:

  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. - М.: Академия, 2013.
  2. Журналы «Классный руководитель»
  3. журналы «Начальная школа»
  4. Интернет-ресурсы
  5. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №11

Раздел 6. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Тема 6.3. Основы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Цель: систематизировать и презентовать материал по теме «Педагогические условия дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания»

Задание: Подготовьте и оформите презентацию «Педагогические условия дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания»

Алгоритм выполнения

На основе изученного материала по теме оформить презентацию работы

Создавая презентацию вам необходимо определить

- конкретное количество слайдов, назначение каждого из них;

- основные объекты, которые будут размещены на слайдах.

Также необходимо соблюдать требования к оформлению мультимедийных презентаций, слайдов:

  1. Стиль

- соблюдайте единый стиль оформления

- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой информации

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной

  1. Фон

Для фона выбирайте холодные тона (синий, зеленый).

  1. Цвет

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  1. Анимационные эффекты

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации

  1. Содержание информации

- используйте короткие предложения и слова

- заголовки должны привлекать внимание аудитории

  1. Расположение информации на странице

- предпочтительно горизонтальное расположение информации

- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  1. Шрифты

- для заголовка – не менее 24

- для информации – 16-18

- нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  1. Объем информации

- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации

- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

  1. Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Форма представления задания: мультимедиапрезентация

Критерии самооценки выполненной работы: 

Критерии оценивания

Критерии оценивания, анализирующие содержание презентации

Содержание презентации должно отражать цель изучаемой проблемы

Критерии оценивания, анализирующие корректность текста презентации

- отсутствие орфографических ошибок;

- использование научной терминологии;

- информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной.

Критерии оценивания, анализирующие дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации;

- диаграммы и рисунки в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию

- текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.

Виды контроля выполненной работы: просмотр мультимедиапрезентации

Рекомендуемые источники информации:

  1. журналы «Педагогика»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.
  4. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.
  5. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №12

Раздел 7. Педагогические условия предупреждения и коррекции и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

Тема 7.1. Социальная и школьная дезадаптация

Цель: разработать памятку для родителей по предупреждению и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

Задание: Разработайте рекомендации, содержание бесед и консультаций для родителей по предупреждению и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Алгоритм выполнения

Используя Интернет-ресурсы и дополнительные источники информации разработать памятку для родителей по предупреждению и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

Работу необходимо выполнить по плану:

- изучить материал по проблеме  предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

- продумать структуру и содержание памятки

- прописать рекомендации для родителей по теме

- сформулировать тематику бесед и консультаций для родителей по предупреждению и коррекции социальной и школьной дезадаптации

- записать список, используемой литературы

- оформить работу

Образец:

Памятка для родителей по развитию внимания учащихся

Уважаемые папы и мамы!

        Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
  2. Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
  3. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
  4. Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
  5. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
  6. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  7. Наберитесь терпения, не ждите немедленных результатов.
  8. Используйте специальную литературу, которая поможет Вашему ребенку достичь результатов.

Форма представления задания: памятка для родителей

Критерии самооценки выполненной работы: оригинальность; достоверность примеров, иллюстративного материала; высокая информативность работы; соответствие содержания памятки изучаемой проблеме; лаконичность изложения; собственная позиция по данному вопросу; эстетичное оформление работы.

Виды контроля выполненной работы: выставка работ, обсуждение результатов выполненной работы

Рекомендуемые источники информации:

  1. журналы «Педагогика»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №13

Раздел 8. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика.

Тема 8.1. Норма и отклонения в развитии человека (ребенка)

Цель: составить характеристику ребенка с отклонениями в развитии и поведении

Задание: Дайте характеристику ребенку с отклонениями в развитии и поведении, указав возрастные и индивидуальные особенности

Алгоритм выполнения

Для выполнения задания поможет следующая схема:

1. Физическое развитие. 
2. Интеллектуальное развитие. 
3. Особенности темперамента. 
4. Волевые качества. 
5. Интересы.
6. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями. 
7. Уровень притязаний и самооценка 
8. Морально-этические качества 

Форма представления задания: характеристика на ребенка

Критерии самооценки выполненной работы: соответствие содержания работы заданию; полнота и всесторонность раскрытия особенностей ребенка с отклонениями в развитии и поведении; лаконичность изложения.

Виды контроля выполненной работы: взаимопроверка составленных характеристик в группе, обсуждение в группе.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Интернет-ресурсы
  2. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №14

Раздел 8. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика.

Тема 8.2. Особенности соматического, психического, интеллектуального, речевого, сенсорного развития человека (ребенка), их систематика и статистика

Цель: изучить и систематизировать материал о видах нарушений в развитии ребенка

Задание: Подготовьте сообщение по определенному виду нарушений (на выбор студентов).

Алгоритм выполнения

Сообщением можно назвать изложение информации по определенному вопросу, в частности по видам нарушений в развитии ребенка. Необходимо выбрать вид нарушения:

- нарушения в соматическом развитии ребенка

- нарушения в психическом развитии ребенка

- нарушения в интеллектуальном развитии ребенка

- нарушения в речевом развитии ребенка

- нарушения сенсорном развитии ребенка

  1. выбрав тему сообщения, подберите литературу по данному вопросу.
  2. прочитайте соответствующую книгу, главу, раздел, параграф, фрагмент книги и составьте план сообщения на основе этого источника. Точно сформулируйте, что именно вы хотите сказать в сообщении.
  3. помните, что основное правило сообщения – доказательность фактов и выводов. Ссылайтесь на источник знаний (автор, название книги, год, место издания).
  4. используйте дополнительную литературу.
  5. изучая литературу, делайте выписки на отдельных листочках, указывая тему выписки.
  6. составьте развернутый план с указанием в скобках фактического материала, на который будете ссылаться.
  7. оформите сообщение. Не забудьте указывать страницы при цитировании. В конце дайте список используемой литературы.
  8. Подготовьте выступление.

Выступление – это речь, высказывание по проблеме, вопросу. Выступление студента включает в себя ряд элементов.

Вступление психологически вводит слушателя в процесс восприятия излагаемой информации. Обосновывается значимость, актуальность поднимаемого вопроса. Особенно важны первые фразы: они всегда должны быть продуманы заранее. Затем возможен яркий пример, факт, который надо объяснить и который вызывает вопросы слушателей. Выступающий предлагает для размышления два противоположных суждения. Так создается определенный психологический настрой.

Фрагмент вступления:

  • Что бы Вы подумали, если встретившийся Вам человек приветливо сказал бы: «Ели Вы сегодня?». Или так: «Здоров ли Ваш скот?». Мы и другие. Мы разные. И, оказывается, даже здороваемся по-разному. Откроем книгу Б.В. Бушелевой «Поговорим о воспитанности» (М., 1980).

Главная часть – основное содержание выступления. Это аргументированное освещение поставленной во вступлении проблемы. Необходимо вычленить главные вопросы и ведущие идеи Вашего высказывания по проблеме; продумать риторические вопросы.

Заключение – это концовка выступления, содержащая формулировку главного вывода. Суммируется сказанное, подводятся итоги, еще раз звучит ведущая идея.

Форма представления задания: сообщение, выступление

Критерии самооценки выполненной работы: новизна и актуальность подобранного материала; достоверность примеров, иллюстративного материала; высокая информативность работы; соответствие содержания работы изучаемой проблеме; полнота, глубина, всесторонность раскрытия вопроса.

Виды контроля выполненной работы:  собеседование с группой о видах нарушений в развитии ребенка

Рекомендуемые источники информации:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Академия, 2008.- 288 c.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №15

Раздел 9. Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.

Тема 9.3. Организация работы с детьми с девиантным поведением

Цель: выявить специфику педагогической коррекции девиантного поведения детей в учебном процессе

Задание: Изучите материал о педагогической коррекции девиантного поведения детей в учебном процессе

Алгоритм выполнения

Используя Интернет-ресурсы и дополнительные источники информации изучить специфику педагогической коррекции поведения детей в учебном процессе

  1. Подобрать по заданной теме информационный источник.
  2. Отобрать материал по проблеме девиантного поведения детей и его коррекции
  3. Выделить основные моменты текста по теме
  4. Законспектировать
  5.  Выявить специфику педагогической коррекции девиантного поведения детей в учебном процессе

Подробнее о правилах конспектирования см. Приложение 1.

Форма представления задания: конспект

Критерии самооценки выполненной работы: обоснованность и четкость изложения вопроса; полнота, глубина раскрытия вопроса; достоверность и актуальность представленной информации; соответствие содержания изучаемой проблеме; собственная позиция по данной проблеме.

Виды контроля выполненной работы: устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

  1. журналы «Педагогика»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

Самостоятельная работа №16

Раздел 11. Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Тема 11.1. Средства контроля и оценки качества образования

Цель: определить  основные категории темы и показать их взаимосвязь; воспроизвести знания по теме «Средства контроля и оценки качества образования».

Задание 1: Составьте схему взаимосвязи основных понятий темы

Задание 2: Ответы на контрольные вопросы по теме

Алгоритм выполнения

  1. Для успешного выполнения задания вам необходим лекционный материал и дополнительные источники информации (указаны ниже), выделить основные термины, понятия и на схеме показать их связь.

  1. Ответьте на вопросы:

1. Покажите общее и разницу между понятиями «контроль», «анализ» и «оценка».

2. Поясните смысл понятия «качество образования».

3. Что собой представляет учет, оценка и отметка в обучении?

4. Какие педагогические требования предъявляют к диагностике качества обучения?

5. Назовите современные средства контроля и оценки качества образования?

Форма представления задания: схема, ответы на вопросы в рабочей тетради

Критерии самооценки выполненной работы: 

1.четкий подбор терминов, понятий, не выходящих за рамки темы; соответствие схемы заданию (прочтение схемы позволяет раскрыть взаимосвязь основных понятий темы); аккуратность и правильность заполнения схемы; логичность; правильность использования терминологии.

2. точность и лаконичность ответов; правильность использования терминологии; собственная позиция по данным вопросам.

Виды контроля выполненной работы: проверка схемы; проверка ответов

Рекомендуемые источники информации:

  1. Интернет-ресурсы
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.
  3. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.
  4. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. – М.: Планета, 2011.

Самостоятельная работа №17

Раздел 11. Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Тема 11.2. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Цель: изучить и систематизировать материал о стимулирующей функции педагогической оценки

Задание: Подготовьте сообщение о стимулирующей функции педагогической оценки

Алгоритм выполнения

Сообщением можно назвать изложение информации по определенному вопросу.

  1. выбрав тему сообщения, подберите литературу по данному вопросу.
  2. прочитайте соответствующую книгу, главу, раздел, параграф, фрагмент книги и составьте план сообщения на основе этого источника. Точно сформулируйте, что именно вы хотите сказать в сообщении.
  3. помните, что основное правило сообщения – доказательность фактов и выводов. Ссылайтесь на источник знаний (автор, название книги, год, место издания).
  4. используйте дополнительную литературу.
  5. изучая литературу, делайте выписки на отдельных листочках, указывая тему выписки.
  6. составьте развернутый план с указанием в скобках фактического материала, на который будете ссылаться.
  7. оформите сообщение. Не забудьте указывать страницы при цитировании. В конце дайте список используемой литературы.

Форма представления задания: сообщение

Критерии самооценки выполненной работы: соответствие содержания работы изучаемой проблеме; полнота, глубина, всесторонность раскрытия вопроса; новизна и актуальность подобранного материала; достоверность примеров, иллюстративного материала; высокая информативность работы; эстетичность оформления.

Виды контроля выполненной работы: просмотр сообщений, собеседование с группой

Рекомендуемые источники информации:

  1. журналы «Педагогика»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Сластенин В.А. Педагогика./ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013.
  5. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии/ Под. ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2013.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Конспектирование

Конспект есть краткое последовательное изложение содержания. Его основу составляют план, тезисы и выписки («выписка» - это условная или документально точная запись определенного текста, его фактов, теоретических положений и т. д. «Выписка» возможна в виде «цитаты»). Конспектируя, автор работы показывает, о чем говорится в книге, что утверждается, как доказывается. Советуют, если при чтении книги рождается собственная мысль, мнение, оценка и т.д., то ее следует зафиксировать, обозначив особым значком (например, звездочкой), иначе мысль может больше не возникнуть. Различают текстуальный конспект, свободный и сложный.

Требования к выполнению

Конспект должен содержать исходные данные источника.

В нём должны найти отражение основные положения текста.

Объём конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Текст может быть как научный, так и научно-популярный.

Сделайте в вашем конспекте широкие поля, чтобы в нём можно было записать незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы.

Соблюдайте основные правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

2. Выделите информативные центры прочитанного текста.

3. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.

4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

5. Используйте разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить наиболее важные фрагменты текста.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Виды конспектов: плановый, тематический, текстуальный, свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой информацию по определенной проблеме.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы студентов специальности 260807.01 Повар, кондитер

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новымсодержание деятельность преподавателя и обучающегося.Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобре...

Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Технология машиностроения"

ВВЕДЕНИЕ1.    СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ  4.  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История для студентов 1 курса ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов 1 курса всех специальностей техникума. В пособии представлены как ин...

Методические рекомендации по выполнению студентами самостоятельной внеаудиторной работы учебной дисциплины Иностранный язык (Немецкий язык) по профессии СПО 19.01.17 Повар-кондитер

Данные Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (немецкий) предназначены для студентов специальности   19.01.17 Повар-кондитер. Целью Ме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов

Учебная дисциплина «Иностранный язык» предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную прог...

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Мировая художественная культура (музыка)"

Работа содержит практические задания по темам: "Композиторы -романтики", "И. С. Бах - великий музыкант эпохи Барокко", "Могучая кучка", "Джаз - искусство XX века" .Для самостоятельной работы в помощь ...

Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов Дисциплина: Иностранный язык (английский)

Данные методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения материала по дисциплине Иностранный язык (английский)....