Занимательные задачи по биологии
занимательные факты по биологии (6 класс)

Солохина Любовь Викторовна

Представлены занимательные задачи по биологии по теме "Животные" и "Растения". Можно применять для урока -игры или использовать как проблемные вопросы во время проведения уроков (для отдельных его этапов). Развивают логику, мышление, повышают интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солохина Л.В.

Познавательные задачи по биологии.

Раздел «Растения».

  1. Хорошо известна народная пословица: «Лучше хорошо один раз взрыхлить, чем два раза плохо полить». Дайте обоснование идее, заложенной в пословицу.

Ответ: При рыхлении нарушается капиллярное строение почвы, что снижает испарение. При плохом поливе влага остается только в верхнем слое, почва уплотняется, трескается и испарение воды увеличивается.

  1. На севере корни сосны растут вертикально, а потом продолжают расти горизонтально. Объясните это явление.

Ответ: Корни развиваются в глубину до тех пор, пока не встретят слой вечной мерзлоты. Тогда они и начинают расти в горизонтальном направлении.

  1. Падающий на лист солнечный свет обеспечивает растению получение энергии, необходимой для фотосинтеза. Одновременно он подвергает его риску высыхания. В обычных условиях этого не бывает. Почему?

Ответ: Листья охлаждаются при испарении воды через устьица. Это защищает их от перегревания и высыхания.

  1. Листья плюща всегда поворачиваются к свету. И если растение отвернуть. То через некоторое время листовые пластинки опять повернутся к источнику освещения. Почему?

Ответ: Листья располагаются в положении наиболее выгодного освещения. Это явление называется фототропизм, т.е. движение за светом.

  1. В семенах имеется запас органических веществ: крахмал, жиры, белки. Крахмал образуется в результате фотосинтеза. А могут ли образоваться жир и белок в результате реакции фотосинтеза?

Ответ: Нет.

  1. В листьях растений процесс фотосинтеза идет в хлоропластах. А происходит ли этот процесс в плодах?

Ответ: Да, пока они зеленые.

  1. Оказывается, в спальных комнатах не рекомендуется держать много растений с сильным запахом, в то же время в доме желательно иметь комнатные растения. Объясните эти противоречия.

Ответ: Днем растения выделяют кислород (фотосинтез), а ночью они дышат и  выделяют углекислый газ.

  1. В овощеводческом хозяйстве лиственные овощи - шпинат, салат – для продажи в магазинах срывают вечером, а не утром. Почему рекомендуется так делать?  

Ответ: Листья, сорванные в прохладное время, т.е. вечером, меньше испаряют воды и к утру в магазины поступают свежими. Сорванные утром или днем, они в жару будут быстро вянуть.

  1. У большинства деревьев за вегетационный период образуется одно годичное кольцо, но у саксаула в иной год их образуется три, а то и десять. Объясните подобное явление.

Ответ: Это свидетельствует о смене несколько раз за год условий жизни существования: количества питания и влаги.

  1.  В результате неблагоприятных климатических условий вишни в июле оказались почти без листьев, а плоды были мелкими и долго не созревали. Почему?

Ответ: Малое количество листьев не могло обеспечивать достаточную выработку и поступление органических веществ в плоды.

  1. Яблоки и груши зимних сортов снимают с дерева еще совсем зелеными и невкусными. Через некоторое время они дозревают и вкус их меняется. Как объяснить это явление?

Ответ: В клетках происходят сложные биохимические процессы превращения крахмала, органических кислот в сахара, ароматические вещества.

  1.  При выращивании некоторых овощных растений у некоторых часто обрывают лишние листья, а вот при выращивании капусты этого делать нельзя. Почему?

Ответ: Наружные листья капусты богаты хлоропластами, где образуются органические вещества, а они идут на формирование кочана – гигантской почки.

  1. На пустыре, где раньше росла крапива, хотели посадить огурцы и горох. В данном случае люди посадили горох. Правильно ли они сделали?

Ответ: Лучше было посадить огурцы, т.к. крапива является показателем богатых почв, нужных для огурцов. А горох меньше нуждается в удобрениях, т.к. обогащает почву азотом.

  1.  При хранении клубней картофеля они теряют вес. Морковь кроме веса теряет еще и сладкий вкус. Как объяснить это явление?

Ответ: При длительном хранении клубни картофеля за счет дыхания теряют вес, а в моркови разрушаются сахара, и она становится менее сладкой.

  1. Бактерии гниения вызывают порчу продуктов. Однако, если продукты посолены или засахарены, бактерии на них не оказывают действие. Почему?

Ответ: Посоленные и засахаренные продукты являются неблагоприятной средой для развития бактерий гниения.

  1. В сосновом бору встречается много маслят, в березовом лесу растут больше подберезовики. Как это объяснить?

Ответ: Это примеры симбиоза между отдельными видами деревьев и грибов.

  1.  В лесном массиве произрастало много папоротников. Однако после вырубки леса папоротники исчезли. Почему?

Ответ: Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

  1.  В тропических лесах много лиан и других вьющихся растений, в то же время как в лесах средней полосы подобные явления не наблюдаются.

Ответ: В тропических лесах часто царит полумрак. Распространенность таких растений – биологическое приспособление к использованию света. Леса умеренного климата просторные, светлые и в таких приспособлениях не нуждаются.

  1. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

Ответ: Лишайники являются индикаторами чистого воздуха. Для их развития нужен чистый воздух. А воздух городов загрязнен.

  1.  В сухое лето грибы следует искать ближе у стволов деревьев, гриб «жмется» к стволу, а в сырое лето как бы отбегает поодаль и больше встречается дальше от стволов деревьев. Почему?

Ответ: Грибы любят влажную почву. В сухое лето более влажная почва под кронами деревьев. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.

  1. Листья береза, липы, осины опадают все сразу, а у каштана, ясеня они опадают отдельными листочками. Как вы думаете, почему?

Ответ: У каштана и ясеня лист сложный, он состоит из нескольких более простых отдельных листочков. Летом они соединены прочно, как пальцы руки. Осенью связь между листочками становится меньше, и они опадают отдельно.

  1.  Опадают ли иголки у сосны и ели? Как доказать?

Ответ: Да. Доказательство этого большое число хвоинок под деревьями. Особенно это хорошо видно на свежем снегу.

  1.  В хвойном лесу даже при слабом ветре слышится низкий гул. «Лес шумит» - говорим мы. Отчего шумит хвойный лес?

Ответ: Слабый шипящий звук вызывают маленькие вихри, образуемые струями воздуха, огибающими ветви и иголки хвои. Сливаясь вместе, эти слабые звуки образуют шум леса.

  1.  Летом в лесу прохладнее, чем в поле или на лугу. Зимой, наоборот, в лесу теплее, чем на открытых пространствах. Почему?

Ответ: На открытых пространствах суточные и сезонные колебания температуры воздуха более резкие, чем в лесу. На поле почва летом сильно нагревается и отдает тепло, а зимой остывает и понижает температуру воздуха.

  1.  Новогодняя елка  после того, как она постоит в комнате некоторое время, начинает терять иголки. Это происходит, даже если она стоит в ведре с водой или сырым песком. Почему?

Ответ: У елки нет корня, который подавал бы воду в стебель и листья. Из-за недостатка влаги иголки начинают опадать.

  1. Косить траву можно в любое время дня. Народная мудрость гласит, что лучше косить траву утром. Решите, имеет ли это утверждение научное обоснование.

Ответ: Во время утренней росы у трав повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание: открытые устьица ускоряют процесс высушивания.

  1.  После больших вырубок леса, после прокладывания широких просек на переувлажненных местах произрастающего леса часто начинается заболачивание. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

Ответ: лес испаряет избыточную влагу. После его вырубки избыток влаги сохраняется в почве и на этих местах интенсивно развиваются мхи.

  1.  Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой?

Ответ: Обрезать часть стебля под водой. Чтобы вытеснить воздух из растения.

  1.  Могут ли генетически одинаковые  растения отличаться друг от друга в зависимости от условий внешней среды?

Ответ: Да. Например, потомки одного растения, выросшие в лесу и на лугу, отличаются размерами.

  1.  Чем можно объяснить сладкий вкус проростков пшеницы?

Ответ: У проростков крахмал расщепляется до глюкозы, она и объясняет сладкий вкус.

  1. Что произойдет с растением, выращенным в полумраке?

Ответ: Растение будет бледно-зеленым или желтым, стебель тоньше и длиннее, листья станут мельче и будут реже расположены.

  1.  Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска?

Ответ: Они лучше заметны насекомым – опылителям.

  1.  Как объяснить «плач» у деревьев?

Ответ: Сок двигается по сосудам древесины к почкам. При нарушении целостности древесины сок вытекает наружу.

  1.  Что можно узнать по свежеспиленному пню?

Ответ: Возраст, стороны  света, условия произрастания.

  1. Как узнать стороны света по стволу дерева?

Ответ: С северной стороны ствола, где больше тени и влаги, растет мох. С южной стороны больше веток, листва гуще.

  1.  Свыклась водоросль с грибами,

      зацепилась за кору

      и пришлася ко двору.

О каком явлении и организме идет речь в загадке?

Ответ: Симбиоз, лишайник.



Предварительный просмотр:

Солохина Л.В.

Познавательные задачи по биологии.

Раздел «Животные».

  1. Известно, что эвглена на свету питается веществами, образовавшимися в     хлоропластах. Поместили ее в темноту. Погибнет ли она?

Ответ: На свету эвглена питается как растение, проходит процесс    фотосинтеза,     а в темноте – как животное усваивает растворенные органические вещества.

  1. Пресноводная гидра не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встречается. Предложите объяснение этого явления.

Ответ: В водоемах с быстрым течением нет пищи – простейших, а в стоячих водоемах ее много.

  1. Иногда дети едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя делать.

Ответ: При этом можно заразиться аскаридой, печеночным сосальщиком.

  1. Мы иногда в шутку употребляем выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют!» Правомерно ли подобное утверждение? А в самом деле, где зимуют раки?

Ответ: В норах под корнями деревьев.

  1. Личинки майского жука питаются перегноем, корнями злаков и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев и злаков. Какое приспособление имеют эти различия?

Ответ: Это устраняет конкуренцию между разными стадиями за пищу, содействуя процветанию вида.

  1. Каким образом бабочки, питающиеся нектаром цветков или совсем не питающиеся, оказываются часто серьезными вредителями культурных растений?

Ответ: Сами бабочки вреда не приносят, вредителями являются их многочисленные прожорливые гусеницы.

  1. Попрыгунья Стрекоза

     Лето красное пропела;

     Оглянуться не успела

     Как зима катит в глаза.

На основе этих строк сделайте предположение, прав ли И.А. Крылов в отношении стрекозы.

Ответ: Стрекозы не поют и не прыгают. Вероятно, стрекозу автор спутал с кузнечиком.

  1. Прыткая ящерица в жаркие дни бодра и подвижна, а в прохладную погоду менее активна. Как вы думаете, почему?

Ответ: У нее, как и у других пресмыкающихся, кровь смешанная, содержит примесь углекислоты. В связи с недостатком кислорода в крови в теле образуется мало тепла, поэтому жизнедеятельность животных зависит от внешних условий.

  1. Воробьи и другие виды птиц любят купаться не только в воде, но и в мелком песке, пыли дорог. Объясните. Почему птицы купаются.

Ответ: Так они избавляются от клещей и паразитов.

  1.  Весной прилетевшие скворцы принимаются за чистку гнездовий и устроение новых гнезд. Сюда они приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. Почему именно эти растения нужны скворцам?

Ответ: Сильно пахнущие растения отпугивают паразитических насекомых, которые зимовали в гнезде.

  1.  Ласточки, стрижи, мухоловки улетают на юг, а вот синицы, рябчики, тетерева, глухари остаются. Дайте объяснение такому поведению птиц.

Ответ: Первая группа – насекомоядные птицы. Вторая группа – зерноядные или всеядные птицы. Наличие или отсутствие корма – одна из причин.

  1. Лягушки хорошо себя чувствуют на суше, недалеко от водоема. Однако и на дне они могут находиться длительное время, при этом не задыхаясь. Объясните это явление.

Ответ: На суше лягушка дышит легкими, в воде она переходит на кожное дыхание.

  1.  Каким зверям холоднее – большим или маленьким? Почему?

Ответ: Одинаково, но чем меньше организм, тем он менее «экономичен» в сохранении тепла. Очень маленькие животные должны беспрерывно есть, чтобы поддерживать нужную температуру.

  1.  Почему утки и гуси ходят покачиваясь, переваливаясь с ноги на ногу?

Ответ: Лапы расставлены широко, чтобы сохранить равновесие при ходьбе. Им приходится переваливать тело так, чтобы вертикальная линия проходила через точку опоры – через лапу.

  1. Некоторые крупные морские птицы часто сопровождают суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом птицы проделывают путь совместно с теплоходом с малой затратой энергии, летя большей частью с неподвижными крыльями. За счет какой энергии перемещаются эти птицы?

Ответ: Над кораблем от работы машин образуются потоки восходящего теплого воздуха, которые удерживают птиц на определенной высоте. Птицы безошибочно выбирают такое положение. Поэтому птицы путешествуют за счет энергии корабля.

  1.  Существует ли птичье молоко?

Ответ: Это отрыжка у голубей и пингвинов.      

  1.  Некоторые птицы во время дальних перелетов летят клином или цепочкой. В чем причина такого расположения их?

Ответ: Наиболее сильная птица летит впереди стаи. Воздух обтекает ее тело так же, как вода нос и киль корабля. Этим обтеканием объясняется острый угол косяка. Расположение птиц цепочкой облегчает движение крыльев наиболее слабых птиц.

  1.  Какая корова сытнее живет: хвостатая или бесхвостая?

Ответ: С хвостом, с помощью которого она отгоняет назойливых насекомых.

  1. Почему в холодную погоду многие животные спят свернувшись клубком?

Ответ: Происходит уменьшение наружной поверхности тела, что ведет к уменьшению отдачи тепла.

  1.  Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в ледяной воде, постоянно сохраняют высокую температуру тела (+ 40)?

Ответ: У них большой подкожный жировой слой (до 1 метра), который препятствует быстрой потере тепла.

  1. Почему в сильную жару собака высовывает язык?

Ответ: У собаки потовые железы расположены только на подушечках пальцев. Чтобы увеличить охлаждение организма в жаркий день, собака широко открывает рот и высовывает язык. Испарение слюны с поверхности рта и языка позволяет понизить температуру ее тела.

  1. Как определить повышение температуры тела собаки?

Ответ: Нос у здоровой собаки влажный и холодный, у больной собаки сухой и теплый - это означает, что температура тела повышена.

  1. Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?

Ответ: В процессе полета летучая мышь непрерывно облучает ультразвуковыми импульсами пространство перед собой. Если на пути встречается препятствие, то от него возникает отраженная волна – эхо, которое воспринимается животным.

  1.  Какое значение для животных имеет подвижность ушной раковины?

Ответ: Животные устанавливают направление источника звука.

  1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?

Ответ: Зуб бобра состоит из слоев различной твердости: прочная эмаль, покрывающая зуб, испытывает большую нагрузку, а остальная, более мягкая – меньшую. В результате зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменным.

  1. Почему при падении кошка чаще всего приземляется на лапы?

Ответ: Падающая кошка прижимает лапы и хвост к туловищу, ускоряя этим вращение. Как только она займет положение вниз, она отводит конечности, вращение прекращается и кошка падает на лапы.

  1.  Почему у кошки в темноте светятся глаза?

Ответ: В полной темноте глаза у кошки не светятся. Сами глаза не излучают света, а только отражают те лучи, которые в них попадают.

  1.  Почему тигры, кошки и другие животные видят в темноте?

Ответ: Зрачки животных могут сильно расширяться, что способствует попаданию в глаза большого количества рассеянных световых лучей Вследствие этого они видят в темноте.

  1. Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды? Однако, дотащив его до берега, не может даже сдвинуть с места?

Ответ: Вследствие действия выталкивающей силы тонущий легче, чем на суше.

  1. Лиса, убегая от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что внезапно делает резкое движение в сторону, когда собака готова уже схватить ее зубами. Почему собаке трудно поймать лису?

Ответ: Лиса внезапно меняет направление движения, а собака движется по инерции в первоначальном направлении, что спасает лису.

  1. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут.

Ответ: На каждой ноге у лося по два копыта, между которыми натянута перепонка. При беге копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

  1.  Почему северные олени не замерзают даже в самые сильные морозы?

Ответ: У оленя надувная шерсть: пустотелые шерстинки наполнены воздухом. Поскольку воздух плохо проводит тепло, то такая шерсть хорошо защищает от холода.

  1.  Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?

Ответ: Местом обитания и образом жизни.

  1.  Ученик, наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, научился по их внешнему виду определять, какая на улице погода. Как он это делал?

Ответ: В теплую погоду воробьи сидят на кормушке аккуратненькие, словно причесанные, а в холодную погоду взъерошенные, так легче сохранить тепло тела, так как воздух между перьями не пропускает холод и тепло от тела.

  1. Почему водомерки не тонут в воде?

Ответ: Вода образует прочную поверхностную пленку. Лапки водомерок не смачиваются водой и поэтому не проваливаются в глубину. А поверхностная пленка слегка прогибается под небольшой тяжестью насекомого.

  1. Кусающий муравей принимает особую позу. Он подгибает под себя брюшко, и конец брюшка оказывается вблизи челюстей муравья. Делает он это не со злости, как иногда говорят. Объясните это явление.

Ответ: Муравьи принадлежат к жалящим насекомым, но у них нет жала, имеется только ядовитая железа. Челюстями муравей делает рану и в нее вносит муравьиную кислоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный учебник "Методика применения занимательных задач"

Занимательные задачи способствуют повышению эффективности заинтересованности воспитанниц к изучению информатики, улучшению их эмоционального настроя при выполнении задания. Данная методичка разработа...

Занимательные задачи

Приводятся тексты программ на языке программирования QBASIC....

Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...

"Занимательные задачи по математике"

Существенной характеристикой изменений в организации и проведении декад по математике является развитие образовательных потребностей учащихся через формирование надпредметных ключевых компетенций: инф...

Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах

Занимательным задачам на различных уроках   нужно уделять внимание  . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....

Интерактивный задачник "Комбинаторные задачи" к учебному пособию Л.Л. Босовой "Занимательные задачи по информатике"

Данное учебное пособие можно использовать на уроках информатики, а также на дополнительных занятиях для работы с одаренными детьми....


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Спасибо! Забираю в копилку.