Многообразие плодов. 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

Урок биологии в 6  классе. 

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма:  урок-исследование.

Метод: частично- поисковый.

Цели: Познакомить учащихся с разнообразием плодов

Задачи:

Обучающие:

Познакомить учащихся с классификацией плодов и их биологической ролью строением и многообразием.

Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

о многообразии плодов.

 Развивающие:

Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и наглядными пособиями, создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения  сравнивать, обобщать, решать проблему, выдвигать гипотезы, выделять главное,  делать самостоятельные выводы; продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной информацией, объективно оценивать свои знания.

Воспитательные:

содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_plodov_6_kl_.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема:   Урок – исследование. Многообразие  плодов.

Урок биологии в 6  классе.  

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма:  урок-исследование.

Метод: частично- поисковый.

Цели: Познакомить учащихся с разнообразием плодов

Задачи:

Обучающие:

Познакомить учащихся с классификацией плодов и их биологической ролью строением и многообразием.

Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

о многообразии плодов.

 Развивающие:

Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и наглядными пособиями, создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения  сравнивать, обобщать, решать проблему, выдвигать гипотезы, выделять главное,  делать самостоятельные выводы; продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной информацией, объективно оценивать свои знания.

Воспитательные:

содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.  

      Средства обучения таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”,  инструктивные карточки для работы в группах, ПК,Презентация Power Point к уроку , мультимедийный проектор.

      Ход урока

Этапы: 1.Органи

зацион

ный момент

№1(слайды)

№2,3

Учитель. Добрый день! Давайте улыбнемся друг другу, мы рады всех, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Узнайте о чем речь: - это  прекрасная пища для мыслительной деятельности,  физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из них входит в рацион космонавтов, по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? грецкий орех-плод

Принесла  - ягоды, фрукты и овощи, это ли нужно?

 Но их так много значит  - это непросто, нужно знать какие-то признаки плодов?

 Необходимо исследование. Значит наша тема:

               Многообразие плодов. 

Что должны знать? - строение, виды,    значение, и уметь? - распознавать и отличать от других органов растений

Ученики.

В ходе урока оценивают себя самостоятельно в бланке исследовательского листа.

 (отв. плод). 

2. Изучение нового материала

Мотивация  

а) Строение и значение плодов.

№4

№5

№6, №7

Доп.  информация

1. Какая взаимосвязь существует между этими органами цветкового растения?(цветок и плод)

Делаем вывод:

- плод образуется из цветка ведь он орган семенного размножения

Давайте заглянем внутрь!

Какие части цветка способствовали образованию плода? 

-Плод состоит из околоплодника (разросшиеся стенки завязи или др. части цветка тычинки, лепестки, цветоложе) и семян (из семязачатков)  покрытосемянных растений.

2. Значение и функции плода:

Дополните свои знания о строении и значении плодов с помощью информационных карточек (кто хочет рассказать о прочитанной информации?)

Работа со словарём: ягоды, фрукты и овощи. Можно ли ягоды, фрукты и овощи назвать плодами?

Вывод: Плод - важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения, содержит семена и околоплодник.

Итак: Вернёмся к нашей проблеме: где плоды? 

1 гр. Огурец, морковь,

2 гр. яблоко, луковица

 Назовите особенности внутреннего строения плода?

Работа с доп. Информацией

1.обеспечивают защиту, развитие и созревание семян, 2.осуществляют их распространение по земной поверхности,

 3. продукты питания, с запасом витамин 

Разбирают в корзинке!!! (делят на группы: корнеплоды, видоизмененные побеги и плоды)

Закрепле

ние

Вопросы для обсуждения:

1 гр.  Осенью во время уборки картофеля учительница попросила учеников принести для урока плоды картофеля. Одни ученики принесли пакет с клубнями картофеля, другие с несъедобными “зелеными ягодками”. Какие ученики правильно выполнили задание 

2 гр. . Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет? У двудомных растений  находятся тычиночные цветки, а на других – пестичные.  А плоды будут только на растении с пестичными цветками).

2.Класси

фикация плодов 

Лабораторная  работа

«Классификация плодов»

Закрепление.

 Цицерон говорил “Практика – лучший учитель” 

На какие группы  по внешним признакам вы можете разделить эти плоды (овёс, орехи, огурец, облепиха)?

Плоды растений, как и цветки очень разнообразны.  Все плоды делятся на группы по трем признакам:

По количеству воды в околоплоднике; сочные и сухие

По количеству семян; односемянные и многосемянные

По количеству пестиков, участвующих в образовании плода, если один- простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный и соплодие.  

Работа с учебником.  Задание: впишите группы плодов и приведите примеры. (стр.68-71)

Ягодовидные- это

виды

пример

ЯГОДА

ЯБЛОКО

тыквина

гесперидий

Костянковидные - это

виды

пример

костянка

многокостянка

Ореховидные - это

виды

пример

орех

желудь

семянка

зерновка

Коробочковидные - это

виды

пример

боб

стручок

коробочка

1 гр.  В чем сходство плодов сливы и груши? В чем их различие? 2 гр. ) боб и акация    В чем сходство плодов фундука и мака? В чем различие?!

3.Лабораторная работа

Цель: изучить и классифицировать предложенные плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.    Задание:Рассмотреть имеющиеся у вас плоды.

С помощью учебника определите их названия.

Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)

Название растения

Тип плода

Название

плода

 1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

клюква

 +

 

 

 +

 ягода

груша

 +

 

 

 +

 яблоко

подсолнечник

 

 +

 +

 

 семянка

фасоль

+

+

боб

ВЫВОД: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные. + Д/з

Задание  Кто лишний? Почему вы так считаете? ягода, яблоко, костянка;      

 боб, желудь, орех;

коробочка, ягода, стручок;                      

яблоня, груша, смородина.                                                 Задание. Расшифруйте названия плодов, закодированные в предложенных ниже сочетаниях букв.ЧТОРУКС, АНСТЯКОК, ЯМКНЕСА, ЯАДОГ. Назовите сочный односемянный плод.

Вставьте пропущенные слова

 После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется….

Плоды бывают …            и … .

Односемянной сочный плод называется …            , он встречается у … . 

Сочный многосемянной плод называется ...           , он образуется у … .

Односемянной сухой плод называется …              , он встречается у … .

Сухой многосемянной плод называется …            , он образуется у … .

Плоды – это приспособления для … .

Вставьте пропущенные слова

 После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…2.

Плоды бывают …3            и … . 4

Односемянной сочный плод называется …5  ,  

 он встречается у 6… . 

Сочный многосемянной плод называется ... 11          ,

 он образуется у 12… .

Односемянной сухой плод называется 7…              ,

он встречается у 8… .

Сухой многосемянной плод называется … 9           ,

он образуется у 10… .

Плоды – это приспособления для …1

Итоги урока. Рефлексия. 

5-красный плод, 4- желтый плод, 3- зеленый плод

 Думаю, что наша совместная работа была полезной и интересной.

Практ. задание

- сочные и сухие,односемянные и многосемянные

Одна группа изучает сочные плоды (используя учебник с 132-134),заполняют таблицу,

 Другая-  сухие(с.135-136) проверяем по слайдам таблицу…

Работа в группах.

выполняя задания по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Работать за столом следует аккуратно.

Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.

Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус.

Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Домашнее задание (Слайд №): (Учитывая индивидуальные особенности класса и учеников, учитель предлагает выполнить одно домашнее задание из списка.)

№ 11 читать

2. Написать сообщение о необычных  плодах (2-3)

3. Мини-исследование: сравни два-три имеющихся плода, которые у тебя найдутся дома. (например: плоды граната, апельсина, шиповника, земляники, ананаса, инжира, финика, грецкого ореха, арахиса) или других растений, которые вас заинтересовали. Определите, к какой группе плодов он относится, составь описание. 

4. Подобрать загадки о плодах (до 10)

5.Составь вопросы по художественным произведениям, в которых есть упоминание о плодах.(до 10)

2  Плод

4 Сухие и сочные

3 Односемянные и многосемянные

5 Костянка

6 Слива

11 Ягода

12 Смородина

7 Желудь

8 Дуба

9 Коробочка

10 Мак

1 Защиты и распространения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие плодов

Материал содержит конспект по биологии "Многообразие плодов"  (Программа по линии Пономаревой)...

Методическая разработка дополнительных занятий по алгебре "Тригонометрическое многообразие" 10 класс.

Методическая разработка предназначена для проведения дополнительных занятий в 10 классе при изучении темы "Тригонометрия". Подобраны ряд заданий, способствующих закрепления и отработке навыков решния ...

Внеурочная деятельность. Урок по теме "Многообразие плодов"

Материал разработан по теме " Многообразие  плодов"...

Конспект урока «Многообразие и распространение плодов. Строение и значение плода. Семя».

В разработке предсатвлен конспект урока для 6 класса (Линия УМК Н.И. Сонина)...

Презентация по биологии "Многообразие плодов" 6 класс

Задачи урока:Уметь давать определение понятию плод.Уметь описывать строение плода и его значение.Знать классификацию плодов.В презентации рассмотрена классификация плодов, также, что обьясняется разли...

Джазовая гармония в тембральном многообразии.Мастер-класс

Выступление на методической площадке "Доминанта развития"...