Урок по теме "Земноводные"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

урок-игра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_zemnovodnye_.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Цели и задачи:

Тип урока:

Методы

Оборудование

Ход урока:

Сообщаю цель урока.

В таблицы заносят первые очки.

Список слов к конкурсу 2

1. подвижно

2. не подвижно

3. внутренне ухо

4. открывается наружу

5. лёгочное

6. жаберное

7. барабанная перепонка

8. в клоаку

9. 1 круг

10. 2 круга

11. кожное

12. развит слабее

13. двухкамерное

14. развит сильнее

15. трёхкамерное

Результаты заносятся в таблицу

Конкурс «Найди ошибки».

Рот

Ротовая полость

Пищевод

Желудок  пищ. сок подж. жел.

Задняя кишка Желчь

Тонкая кишка

Клоака

Результаты заносятся в таблицу

Результаты заносятся в таблицу

Раздаю карточки

Читаю текст

Жюри проверяют фишки и выставляют баллы

Жюри оценивают.

Раздаю немые карточки.

Читаю текст

Собираю кроссворды

Д/з

Подготовка к зачету

Класс Земноводные.

- Образовательные: закрепить знания о ранее изученной группе позвоночных животных – земноводные; обобщить особенности внешнего и внутреннего строения, а также среду обитания.

- Коррекционно-развивающие: развитие способностей сравнения и обобщения, совершенствование пространственной ориентировки учащихся, развитие их речи, цветового зрения, памяти, мелкой моторики.

- Воспитательные: совершенствование экологического воспитания.

 

закрепление пройденного материала.

По способу проведения – урок-состязание.

Словесные - разъяснение игры, конкурсов.

Наглядные – немые карточки, таблицы, опорные схемы, кроссворд.

Тесты, конверты с вопросами, фишки, влажные препараты, таблицы, игровой стол (волчок).

На первом столе игровое оборудование: волчок, конверты с вопросами. За другим столом жюри: учителя- предметники или учащиеся старших классов.

На доске - таблица, в которую будут выставляться очки командам:

Название 1 команды

Название 2 команды

Класс делится на 2 команды (заранее).

Команды должны быть равными по своим возможностям.

На столах стоят таблички с названием команды, ученики рассаживаются по местам согласно этим названиям.

Сегодня мы с вами проведем урок-состязание на тему «Класс Земноводные».

Закрепим заранее полученные знания.

Конкурс № 1 нашего урока «Что? Где? Когда?» От каждой команды поочерёдно подходят по одному человеку к столу и разыгрывают вопросы. Вопросы составлены в виде познавательных задач. На обдумывание дается 30 сек. За правильный ответ 1 очко.

1. Квакши или древесницы в отличии от других наших амфибий живут на деревьях и кустарниках. Они могут держаться на листве и передвигаться по ней. Как вы думаете, благодаря чему они могут жить и передвигаться по деревьям?

2. Во время спаривания лягушек самец своими передними лапами схватывает самку сзади и сильно сдавливает ей бока. Какие приспособления помогают самцу удерживать самку в её гладкой и скользкой коже?

3.Одной из отличительных особенностей жабы и лягушки, является наличие плавательных перепонок на задних конечностях у лягушки. У жаб перепонка либо отсутствует, либо она небольшая. С чем это связано?

4. Весной у лягушек проявляется стремление к размножению. Лягушки собираются большими «кучами» в водоёмах. Объясните,  что помогает лягушкам-самцам привлекать к себе самок?

Конкурс № 2.

Знаете ли вы отличительные признаки класса рыб и класса земноводных?

У каждой команды на столе стоит список слов от 1 до 15, набор жетонов от 1 до 15. Учитель читает текст с пропущенными словами, а ученики находят из списка эти слова и ложат жетон на стол с соответствующим номером. По ходу чтения текста они вкладывают весь набор жетонов. Члены жюри проверяют жетоны и сравнивают с ответами.

За каждый правильный ответ 1 очко.

Текст.

В отличие от рыб голова земноводных сочленена с туловищем (подвижно). У рыб орган слуха представлен (внутренним ухом), у земноводных имеется наружная часть органа слуха (барабанная перепонка). У рыб задняя кишка открывается (наружу), а у земноводных (в клоаку). Рыбы имеют (жаберное) дыхание, а земноводные (легочное и кожное). У рыб сердце (двухкамерное), кровообращение осуществляется (1 кругом). Земноводные имеют (трёхкамерное) сердце и (2 круга) кровообращения. У рыб мозжечок (развит сильнее), чем у земноводных, а передний мозг (развит слабее).

Правильный набор цифр:

1 3 7 4 8 6 5 11 13 9 15 10 14 12.

Конкурс № 3.

«Найди ошибки».

На схеме «Пищеварительная система» учащиеся находят две ошибки и исправляют. За каждую найденную ошибку по 1 очку, а также кто быстрее.

Исправленная схема.

Рот

Ротовая полость

Пищевод

Желудок                  Пищеварит. сок поджелуд. железы

Тонкая кишка          Желчь (вырабатывается в печени)

Задняя кишка

Клоака

         Конкурс № 4.

Учитель читает текст-вопросник, ученики отвечают- да, нет или другой соответствующий ответ на листочках, которые потом проверяет жюри. За каждый правильный ответ 1 очко.

1. лягушки активны в теплое время (да)

2. лягушки никогда не пьют (да)

3. в сердце лягушки содержится артериальная, венозная, смешанная кровь (да)

4. газообмен происходит посредством жабр (нет)

5. мозжечок у земноводных развит сильнее, чем у рыб (нет)

6. органами дыхания являются…

7. личинка лягушки называется…

8. тритоны, саламандры относятся к отряду…

9. в Бурятии встречаются следующие виды земноводных представителей отряда безхвостых (5 видов)

10. предками земноводных являются (кистеперые рыбы)

Конкурс № 5.

У каждой команды на столе карточка:

Отряд хвостатые

Отряд безхвостые

Отряд безногие

Учитель читает предложения и слова под номерами, а ученики ставят определённую фишку в соответствующую графу карточки.

1. во взрослом состоянии земноводные лишены хвоста.

2. имеют прыгательные задние ноги.

3. земноводные, имеющие длинный хвост и короткие ноги.

4. кольчатая червяка.

5. вдоль спины волнистый гребень.

6. поселяются в огородах, садах, на полях, в лесах, парках.

7. передвигаются при помощи ног, волнообразных движений туловища и хвоста.

8. самцы громко квакают.

9. жерлянка.

10. пятнистая саламандра.

11. сибирский четырёхпалый тритон.

12. кокоа.

13. аксолотин.

14. исполнительная саламандра.

Отряд   хвостатые

3 5 7 10 11 13 14

Отряд безхвостые

1 2 6 8 9 12

Отряд безногие

4

За каждую правильную фишку 1 очко.

Конкурс № 6.

«Третий лишний».

Учащиеся должны выбрать себе третье лишнее слово или словосочетание.

1. глаз, кожистое веко, шея.

2. барабанная перепонка, нижнее веко, внутреннее ухо.

3. плечо, бедро, кисть.

4. предплечье, голень, стопа.

5. кожа, ядовитые железы, рот.

6. кишечник, поджелудочная железа, пищевод.

7. жабры, лёгкие, кожное дыхание.

8. трёхкамерное сердце, два круга кровообращения, кровь не смешивается.

9. головастик, чешуя, внутренние жабры.

10. пятипалые конечности, кистеперые рыбы, легкие.

Конкурс № 7.

Немые карточки.

Каждой команде раздаю немую карточку «пищеварительная система лягушки». Вместо цифр ученики должны подписать название каждого отдела пищеварительной системы. Листочки с ответами отдают жюри.

Конкурс № 8

«Кроссворд»

Ключевое слово - земноводные.

1. специальные образования, способствующие усилению звуков (резонаторы)

2. защита для глаз в наземных условиях (веко)

3. хвостатое земноводное (амбистома)

4. один из видов хвостатых земноводных, обитающих в Бурятии (тритон)

5. личинка лягушки (головастик)

6. безногое земноводное (червяк)

7. расширение задней кишки (клоака)

8. древнее бесхвостое земноводное, имеющее кожные ядовитые железы (жерлянка)

9. лягушка, крик которой в брачный период напоминает быка (бык)

10.  другое название квакши (древесница)

Пока жюри подсчитывает очки, учитель отмечает наиболее активных ребят.

Жюри называет команду- победителя.

Участникам состязания выставляются оценки.

Урок окончен

До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...