Карточка для одаренных обучающихся
учебно-методическое пособие по биологии

Карточка для одаренных обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_dlya_odarennyh_detey.docx103.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Тема: «Биологические науки».

1.   Дополните предложения:

1. Ботаника –это раздел биологии, изучающий……

2. Зоология –это раздел биологии, изучающий……

3. Экология –это раздел биологии, изучающий……

4. Микология –это раздел биологии, изучающий……

5. Герпетология –это раздел биологии, изучающий……

6. Селекция –это раздел биологии, изучающий……

7. Генетика –это раздел биологии, изучающий……

8. Ихтиология –это раздел биологии, изучающий……

9. Орнитология –это раздел биологии, изучающий……

10. Физиология –это раздел биологии, изучающий……

2.Тема: «Химический состав клетки».

1. Как классифицируют неорганические вещества клетки? Приведите примеры.

2. Допишите определения.

1. Микроэлементами называют…

2. Макроэлементами называют …

3. Белки это…

4. Углеводы это…

5. Липиды это…

6. Ионы это…

7. Нуклеиновые кислоты это…

3. Из перечисленных ниже элементов выпишите соответствующие:

Макроэлементы - Микроэлементы -  Ультрамикроэлементы

1. Олово 2. Кадмий 3. Магний 4. Железо 5. Кислород

6. Водород 7. Йод 8. Фтор 9. Кальций 10. Фосфор 11. Селен

12. Хром 13. Молибден 14. Золото

4. Вставьте пропущенные слова.

1. К неорганическим … клетки относятся … и … и ….

2. К органическим … клетки относятся … и …и …и …и …

3. Молибден находится в белом … ….

4. Недостаток … приводит к поражению листьев растений ….

5. Если в составе растений наблюдается избыток …, то у овец, которые поедают такую траву, выпадает … и происходит деформация ….

6. При расщеплении 1 г белка высвобождается … кДж энергии

7. Кислород, водород, углерод, азот, сера и фосфор образуют группу под названием ….

8. Хорошо растворимые вещества в воде называются - …

9. Не растворимые в воде вещества называются - …

5. Тестовая форма работы

Какие функции выполняют:

1)белки –

2)углеводы

3)нуклеиновые кислоты

4)жиры

А) строительную

Б) энергетическую

В) запасательную

Г) метаболитическую

Д) строительную

Е) двигательную

Ж) транспортную

Е) наследственная информация

6. Заполните таблицу:

СОЕДИНЕНИЕ

ФУНКЦИИ

1) Углерод 
2) Магний 
3) Железо 
4) Кальций 
5) Водород

6) Кадмий

7) Барий

8) Йод

9) Олово

10) Хром

А) Инициирует сокращение мышц 
Б) Важнейший компонент гемоглобина 
В) Концентрация ионов этого элемента определяет рН среды 
Г) Входит в состав хлорофилла 
Д) Основной элемент органических соединений

Е) Находится в гипофизе мозга

Ж) Находится в слизистой оболочке языка

З) Находится в гормоне щитовидной железы

И) Находится в сетчатке глаза

К) Находится в почках

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Тема: «Структурный состав клетки».

1. Подпишите основные части и органоиды клетки.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0438/00058277-b4bb1c45/hello_html_2808f5c1.jpg

1-____________________________

2-____________________________

3-____________________________

4-____________________________

5-____________________________

6-____________________________

2. Заполните таблицу:

КОМПОНЕНТ

ФУНКЦИИ

1) Ядро
2) Митохондрия 
3) Рибосома
4) Комплекс Гольджи 
5) Цитоплазма

6) Лизосома

7) ЭПС

8) Пластиды

9) Клеточный центр

10) Жгутики, реснички,

ложноножки.

А) Фотосинтетическая 
Б) Синтез белков, жиров, углеводов 
В) Обеспечивает взаимосвязь всех органоидов клетки
Г) «Энергетическая станция клетки»
Д) Синтез белка

Е) «Пищеварительная система клетки»

Ж) Транспортировка, синтез жиров и углеводов.

З) Деление клетки, образование веретена деления.

И) Функция передвижения

К) Передача наследственной информации.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Допишите определения  

1. Пиноцитоз это ….

2. Фагоцитоз это ….

3. Плазматическая мембрана это…

4. Гликокаликс это…

5. Кариоплазма это…

6. Эукариот это…

7. Прокариот это…

 

4. Ответить на вопросы:

Даны органоиды и их составные, встречающиеся в эукариотических клетках: митохондрия, пластиды, вакуоли, хромосомы, жгутики, Аппарат Гольджи, плазматическая мембрана клетки, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, наружная мембрана клетки, зерна крахмала, лизосомы, реснички, капли жира, гликоген, кариоплазма, белок:

А) какие из перечисленной составной цитоплазмы относятся к включениям?

Б) какие из них выполняют специфическую роль в цитоплазме?

В) какие из составной цитоплазмы характерны для растительных клеток?

Г) какие из составной цитоплазмы не встречаются в животной клетке?

Д) в каком органоиде идет синтез белка?

Е) какой органоид играет роль «энергетической станции»?

Ж) перечислите основные части ядра?

З) через какую структуру наследственная информация передается из поколения в поколение?

5. Тестовая форма работы на тему «Строение клетки».

1. Оболочка клетки растений состоит из

А) клетчатки

Б) гликогена

В) крахмала

Г) нуклеиновых кислот

2. Оболочка клетки животных состоит из

А) липидов и белков

Б) внешнего слоя и плазматической мембраны, расположенных на нижней стороне

В) вакуолей

Г) гликокаликсов

3. Оболочка клеток животных отличается от клеточных стенок растений тем, что она

А) толстая

Б) тонкая

В) средняя

Г) ровная

4. Роль плазматической мембраны в деятельности клетки

А) транспортная

Б) двигательная

В) защитная

Г) обмен веществ

5. Нижний слой клетки, прилегающий к цитоплазме

А) вакуоль

Б) ядро

В) плазматическая мембрана

Г) оболочка

6. В клетки крупные молекулы белков и полисахаридов, крупные частицы еды, бактерии поступают путем

А) пиноцитоза

Б) фагоцитоза

В) осмоса

Г) диффузии

7. В состав цитоплазмы входят

А) органоиды

Б) органоиды, гиалоплазма и матрица, необходимые для жизнедеятельности организма

В) ферменты

Г) жирные кислоты

8. Части клетки, которые были открыты с помощью световых микроскопов

А) ядро

Б) внешняя мембрана

В) оболочка ядра

Г) цитоплазма

9.Части клеток, которые были определены с помощью электронного микроскопа

А) центр клетки

Б) каналы

В) ядрышко

Г) митохондрия

10. К клеточным органоидам относятся

А) цитоплазма

Б) митохондрия

В) рибосома

Г) ядро

11. Синтез белка происходит

А) в митохондрии

Б) в рибосоме

В) в эндоплазматической сети

Г) в ядре

12. Органическое вещество, являющееся основным источником энергии в клетке

А) белок

Б) жиры

В) углеводы

Г) АТФ

13. Органоиды клетки, в котором идет процесс высвобождения энергии

А) в митохондрии

Б) в рибосоме

В) в ядре

Г) в лизосоме

14. Макромолекула, выполняющая роль матрицы в клетке

А) ДНК

Б) АТФ

В) РНК

Г) НАДФ

15. Число хромосом в ядре клетки человека

А) 48

Б) 36

В) 46

Г) 32

16. Ученный, открывший вирусы

А) Д.И. Ивановский

Б) Л.Пастер

В) И.И.Мечников

Г) С.Н.Виноградский

17. Постоянная составная часть клетки растений и животных

А) митохондрия

Б) лизосома

В) цитоплазма

Г) ядро

18. Первичная перетяжка хромосомы – это

А) хроматида

Б) центромера

В) гистон

Г) метацентрическая хромосома

19. Органоид, называемый пищеварительным органом клетки

А) комплекс Гольджи

Б) лизосома

В) рибосома

Г) эндоплазматическая сеть

20. Пространство в цитоплазме клетки растений и животных, заполненное жидкостью

А) цитоплазма

Б) центр клетки

В) вакуоль

Г) митохо

4. Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

 

1. Допишите определения.

1. Амитоз это ….

2. Кариокинез это ….

3. Цитокинез это…

4. Мейоз это…

5. Митоз это…

6. Гаметогенез это…

7. Овогенез это…

8. Сперматогенез это …

2. Заполните таблицу.

Бесполый типы

Примеры

1) Истинно бесполое

2) Вегетативное

А) Стебельками
Б) Спорами 
В) Усиками
Г) Почкование
Д) Черенками

Е) Отростками

Ж) Лепестками

З) Клубнями

И) Деление клетки пополам

К) Луковицами

1

2

3. Дополните предложения:

1. Размножение организмов происходит ……………….

2. В половом размножении участвуют……

3. Половые клетки подразделяются ……….

4. К ним относятся …….

5. Все клетки делятся …… способами это …. …… …..

6. Интерфаза состоит из … периодов.

7. Промежуток между делениями клеток называется ….

4. Тестовая форма работы по теме: «Индивидуальное развитие - онтогенез».

1. Количество способов деления

А) один

Б) два

В) три

Г) четыре

2. К периоду деления клетки тела не относится

А) анафаза

Б) кариокинез

В) цитокенез

Г) интерфаза

3. Интерфаза состоит из

А) из одного периода

Б) из двух периодов

В) из трех периодов

Г) из четырех периодов

4. Процессы, тесно связанные с наследственностью, происходят в интерфазе

А) генетический материал самостоятельно удваивается

Б) генетический материал остается без изменений

В) можно отчетливо увидеть хромосомы через световой микроскоп

Г) в этой фазе оболочка ядра растворяется

5. К фазе митоза не относится

А) интерфаза

Б) профаза

В) прометафаза

Г) анафаза

6. Два вида размножения, широко распространенные в природе

А) половое и вегетативное размножение

Б) бесполое и вегетативное размножение

В) половое и бесполое размножение

Г) бесполое и искусственное размножение

7. Основные отличия полового размножения от бесполого

А) в размножении участвуют два организма

Б) в размножении участвует один организм

В) в размножении участвуют три организма

Г) размножение происходит на прямую

8. Созревание мужской и женской гамет в половых железах называется

А) овогенезом

Б) гаметогенезом

В) сперматогенезом

Г) гистогенезом

9. Эмбриология изучает

А) наследственность

Б) развитие зародыша в организме

В) размножение

Г) деление

10. В результате деления оплодотворенной яйцеклетки на первой стадии онтогенеза развивается

А) бластомер

Б) гаструла

В) нейрула

Г) энтодерма

11. Прямое развитие – это

А) эмбриональное развитие

Б) личиночное развитие

В) рождающийся организм сходен со взрослым

Г) эмбриональное развитие приводит к образованию личинки

12. Ступень, не относящаяся к развитию онтогенеза

А) бластула

Б) гаструла

В) нейрула

Г) прямое развитие

13. Х-образные фигуры, появляющиеся при отдалении друг от друга сходных хромосом, называются

А) хиазмами

Б) кроссинговером

В) конъюгацией

14. Область, не входящая в развитие процесса овогенеза

А) размножение

Б) рост

В) созревание

Г) деление

15. В некоторых случаях в яйцеклетки млекопитающихся проникает несколько сперматозоидов, этот процесс называется

А) моноспермий

Б) полиспермий

В) диспермий

Г) триспермий

16. Ученный, внесший большой вклад в развитие эмбриологии

А) Г.Кребс

Б) И.И. Сеченов

В) И.П. Павлов

Г) К.Бэр

17. Частицы, появившиеся в результате деления митоза

А) бластомеры

Б) гаструла

В) нейрула

Г) бластула

18. Оплодотворенная клетка называется

А) гаметой

Б) зиготой

В) овогенезом

Г) сперматогенезом

19. Фаза, при которой происходит удвоение хромосом в мейозе

А) метафаза

Б) анафаза

В) телофаза

Г) профаза

20. Появление личинок после эмбрионального развития

А) видовое развитие

Б) постэмбриональное развитие

В) прямое развитие

Г) онтогенез

5. Тема: «Основные закономерности наследственности и изменчивости».

 

1. Допишите определения.

1. Ген это ….

2. Генотип это ….

3. Фенотип это…

4. Гомозигота это…

5. Гетерозигота это…

6. Изменчивость это…

7. Наследственность это…

8. Мутагенез это …

9. Мутация это …

2. Допишите предложения:

1. Одинаковые гены называются……

2. А разные гены ……

3. Преобладающие гены называются ….

4. Не проявленные гены называются …..

5. Обозначают символами родителей ……., поколения……..

6. Совокупность генов называется ……

7. Совокупность внешних признаков называется …….

8. Есть ….. вида мутагенов, к ним относятся …………

9. Удвоение одного участка хромосом называется ……

10. Отрыв одного участка хромосом называется…….

11. Число хромосом при удвоении называется ……

3. Заполните таблицу:

 Обозначение

Знак

Поколения

Гаметы

Скрещивание

Родительские формы

Доминанта

Рецессива

Гомозигота

Гетерозигота

 

4. Решение моногибридных задач:

1. Ген, определяющий признак ранней спелости ячменя, доминантный, в отличие от гена поздней спелости. Какое поколение образуется при скрещивании гомозиготного раннеспелого растения с позднеспелым? Растения с какими генотипом и фенотипом образуются при скрещивании полученных гибридов между собой?

2. Ген шерсти собаки черной окраски является доминирующим по отношению к коричневому. Несколько раз скрестили черную самку с коричневым самцом. Получили 15 черных и 13 коричневых щенят. Определите генотипы родителей и потомства (черная окраска шерсти – доминантный признак).

3. Гладкий мех морских свинок определен рецессивным геном, всклоченный – доминантным:

А) при скрещивании двух свинок с всклоченным мехом в потомстве получили 36 особей с всклоченным мехом и 11 с гладким мехом. Сколько гомозиготных особей среди них?

Б) Скрещивая морских свинок с всклоченным и гладким мехом, получили 28 всклокоченно шёрстных и 26 гладкошерстных особей. Определите генотипы родителей и потомства.

5.Решение дигибридных задач:

1. Томаты с красными плодами, нормальным ростом опылили с низкорослыми желтыми томатами. Если известно, что: а) красный цвет плодов – доминантный, низкий рост стебля – рецессивный; б) все исходные растения гомозиготные, то какими будут признаки гибридов, если гены, обладающие признаки, расположены в различных хромосомах? Какой результат получится, если скрестить эти гибриды между собой?

2. Какие гаметы образуют растения, имеющие следующие генотипы:

А) ААВВ; б) АаВВ; в) ааВВ; г) ААВв; д) ААвв; е) АаВв; ж) Аавв; з) аавв?

3. Плоды гороха желтой окраски А доминируют по отношению к а – зеленому цвету. Гладкая форма В доминирует над морщинистой в. Определите окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВВ; б) Аавв; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВв; е) ААвв?

4. Определите фенотип потомства, полученного при скрещивании следующим образом: а) ааВВ*аавв; б) Аавв*Аавв; в) АаВВ*АаВв; г) ААВв*аавв; д) ААвв*аавв?

5. Гетерозиготное по окраске и форме семян растение скрестили с рецессивным по этим признакам гомозиготным растением. Определите генотип и фенотип полученного потомства.

6. Возможно ли проявление группы крови одного из родителей в потомстве, если у матери 1 группа крови, у отца 4 группа.

7. У гетерозиготной матери с 3 группой крови и гетерозиготного отца со 2 группой четверо детей. Определите группы крови у детей и их генотипы.

8. Группа крови у матери – 2, у отца – 4. Определите группы крови у детей.

9. Какая группа крови будет у детей, если родители имеют первую группу крови.

10. Наследуют ли дети группы крови родителей, если у матери 1 группа, у отца 4 группа.

11. Что можно сказать о группах крови детей, когда мать имеет 2 группу, отец 4 группу крови.

6.Тест

1. Удобный для проведения генетических исследований объект.

А) муха-дрозофила

Б) человек

В) крыса

Г) заяц

2. Что изучает наука генетика

А) отбор

Б) наследственность и изменчивость

В) эволюцию

Г) селекцию

3. Как называется появление новых признаков при взаимодействии двух или нескольких неаллельных доминантных генов

4. Назовите ученных, открывших законы Г.Менделя повторно и доказавших их

А) Г. де Фриз

Б) М.А. Айтхожин

В) К. Корренс

Г) Э. Чермак-Зейзенегг

5. Как называются гены, отвечающие только за один признак

А) аллельные

Б) альтернативные

В) рецессивные

Г) доминантные

6. Кто доказал нахождение генов в хромосомах

А) К.Корренс

Б) Ч.Дарвин

В) Т.Морган

Г) Н.И.Вавилов

7. Как называется взаимообмен соответствующих участков в схожих хромосомах

А) кроссинговер

Б) конъюгация

В) локус

Г) транслокация

8. Особенности свойств гороха

А) несколько признаков, проявляющихся в фенотипе

Б) удобен в выращивании

В) самоопыляемость

Г) все ответы правильные

9. Как называются проявление только одного доминантного признака

А) полное доминирование

Б) неполное доминирование

В) рецессивность

Г) доминантность

10. Как называется первый закон Г.Менделя

А) закон единообразия

Б) закон расщепления признаков

В) сцепленное наследование

Г) независимое растворение

11Как называются проявляющиеся гены

А) доминантные

Б) рецессивные

В) аллельные

Г) неаллельные

12. Как называются парные гены

А) рецессивные

Б) аллельные

В) доминантные

Г) эпистаз

13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 1 группа

А) 1 группа

Б) 2группа

В) 3 группа

Г) 4 группа

14. Как называется набор генов

А) фенотип

Б) помекликросс

В) генотип

Г) кроссинговер

15. Определите генотип потомства гетерозиготной матери со 2 группой крови и отца с 4 группой крови.

А) 1, 2,4

Б) 2,3,4

В) 3,2,1

Г) 4, 1,2

16. Как называются разнообразные гены

А) гомозиготные

Б) комплементарные

В) гетерозиготные

Г) эпистаз

17. Как называется место расположения генов в хромосоме.

А) группа сцепления

Б) локус

В) кроссинговер

Г) генотип

6. Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов».

Тесты по теме: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»

1. Какая наука является теоретической основой селекции

А) ботаника

Б) цитология

В) генетика

Г) мутация

2. Кто из ученных впервые ввел в науку понятие о гетерозисе

А) К. Шелл

Б) П.П.Лукьяненко

В) Г.Д.Карпеченко

Г) М.Ф.Иванов

3. Кто из ученных получил межвидовой гибрид редьки и капусты

А) К. Шелл

Б) П.П.Лукьяненко

В) Г.Д.Карпеченко

Г) М.Ф.Иванов

4. Кто установил мировой рекорд, получив с каждого гектара посевов по 20 ц урожая проса

А) М.Х.Муратов

Б) И. Жахаев

В) И.Абугалиев

Г) Ш. Берсиев

5. Какой вид отбора применяют для получения племенных пород животных

А) массовый отбор

Б) индивидуальный отбор

В) инбридинг

Г) аутбридинг

6. Кто из ученных в результате межвидового скрещивания вывел породу архаромеринос

А) М.А. Ермеков

Б) И.В.Мичурин

В) А.Есенжолов

Г) М.Ф.Иванов

7. Кому впервые в мире методом трансплантации удалось получить ягненка

А) Б.М.Мусину

Б) Ф.М.Мухамбеткалиеву

В) Н.З. Галиакберову

Г) А.Есенжолову

8. Какие бактерии отравляют организм

А) брожения

Б) сапрофиты

В) патогенные

Г) клубневые

9. С помощью какого вида отбора можно получить группы организмов с гетерозиготными генами

А) индивидуальный отбор

Б) естественный отбор

В) массовый отбор

Г) искусственный отбор

10. Кто вывел украинскую степную породу белой свиньи

А) М.Ф. Иванов

Б) И.В.Мичурин

В) Г.Д. Карпеченко

Г) И.Абугалиев

11. Какие породы КРС были получены методом массового отбора

А) казахская белоголовая корова

Б) красная степная корова

В) степная красная молочная порода

Г) алатауская порода

12. Какой гибрид получили врезультате отдаленного скрещивания лошади и осла

А) лошадь Орловского

Б) алатаская порода

В) мула, лошадь Кошмамбета

Г) лошадь костанайской породы

13. Кто из ученных вывел алатаускую молочную породу коров

А) Д.Н.Пак

Б) А.И.Жандеркин

В) Н.С.Бутарин

Г) Б.М.Мусин

14. Как называют бактерии – растворители инфекционных заболеваний

А) сапрофиты

Б) патогенные

В) брожения

Г) вредоносные

15. С помощью какого вида отбора можно получить группы с монозиготными генами

А) искусственный отбор

Б) индивидуальный отбор

В) массовый отбор

Г) движущий отбор

16. Как называются микроорганизмы, используемые в пищевой промышленности

А) патогенные бактерии

Б) сапрофитные бактерии

В) бактерии брожения

Г) плесневые грибы

17. Кто из ученных вывел мясную породу КРС – казахскую белоголовую

А) Б.М.Мусин и З.Н. Галиакберов

Б) В.А.Бальмонт и Б.М.Мусин

В) Ф.М. Мухамбеткалиев и М.Ф. Иванов

Г) А.И.Жандеркин и А.Есенжолов

18. Под руководством какого ученного была выведена тонкорунная порода овец

А) В.А.Бальмонта

Б) Ф.М. Мухамбеткалиева

В) б.М.Мусина

Г) А.И.Жандеркина

19. Как называются бактерии, расщепляющие органические вещества

А) брожения

Б) сапрофитные

В) патогенные

Г) актиномицеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ».

Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры ...

Организация работы с одаренными обучающимися на уроках математики и внеклассных мероприятиях

В статье идет речь о работе с одаренными детьми на уроках математики...

Сценарий педсовета" Условия успешной работы с одаренными обучающими"

Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить спос...

Авторская программа по работе с одаренными обучающимися по дисциплине "Менеджмент"

В работе представлены: пояснительная записка,  цель и задачи программы. Кроме того раскрыты основные принципы работы с одаренными студентами, их выявление,  основные формы работы на уроке...

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося художественной студии "Радуга"...