Главные вкладки

    Развитие художественной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности в рамках работы изостудии.
    учебно-методический материал по теме

    Михайлова Марина Викторовна

    Выступление на семинаре по развитию одаренности обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_odarennye_deti_.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одной из актуальных проблем  была и остается проблема одаренности ребенка. И это не случайно. Как отмечают исследователи, одаренность к художественному творчеству можно определить – как желание и способность ребенка создавать выразительные образы средствами какого–либо одного или нескольких видов искусства. Художественное освоение мира –неотъемлемая составляющая человеческого существования в этом мире. А художественное развитие каждого нового поколения – условие возможности художественного освоения мира, сохранения и развития художественной культуры, а значит, и человеческого способа существования.

    На протяжении четырех лет я руковожу изостудиями «Капелька»(7-9 лет) и «Аквамарин»(10-14 лет). Главная цель занятий в изостудии развитие детской художественной одаренности.

    Основополагающими признаками художественной одаренности являются: эстетическое, или художественное, отношение человека к миру; направленность на создание художественного образа; художественное воображение.

    Младший школьный возраст является сенситивным периодом для художественного развития. Важно в максимальной степени использовать благоприятные возможности этого периода человеческой жизни.

    Именно на этапе начального обучения на занятиях внеурочной деятельности я использую методики на выявление признаков художественной одаренности.«Группировка картинок» З. Н. Новлянская, А..А. Мелик – Пашаев (создание художественного образа); «Раскраска персонажа» Ю. А. Полуянов (выявление уровня художественного воображения); «Описание предмета» А. А.. Мелик – Пашаев (эстетическое, или художественное, отношение человека к миру)

    Далее руку маленького художника нужно развивать и знакомить его с различными приемами изображения. Раскрывать тайны изобразительного искусства.

    Все виды работ направлены на развитие художественных способностей и совершенствования технических навыков детей.

    Для развития художественного воображения и чувства цвета в работе я использую следующие игры: «Два ковра», «Медаль для друга», «Замок храброго рыцаря», «Наряд доброй и злой волшебницы», «Птица из страны снов». При проведении игр ребенку предлагается раскрасить контурные изображения: замка, ковра, платья, медали, птицы. Педагог при этом должен поддерживать одобрительным тоном выбор цвета ребенком, как средства выражения замысла и передачи характера создаваемого образа. Для развития художественного воображения и чувство формы использую следующие игры: «Превращение кружков», «Планета овалов», «Страна треугольников». Ребенку предлагается  из готовых контурных изображений геометрических фигур придумать и нарисовать как можно больше вариантов изображений. Для воплощения художественного замысла применяю  творческие задания: «Цвет и настроение»; «Два зонтика»; «Настроение цвета»; «Цветные паруса»; «Арлекин и Пьеро»; «Влюбленный Бармалей».

    С целью совершенствования технических навыков детей подобрала  специальные игровые задания и игры: «Трудная дорога», «Хоккеисты», «Вдоль по речки», «Молния», «Чудовище на острове», «Цветовая угадай–ка», «Цветные ниточки», «Цветные одуванчики», «Падает пушистый снег», «Рассыпались бусы». Выполнение вышеназванных игровых заданий должно носить добровольный характер. Ребенок не должен подозревать, что с ним играют ни ради самой игры, а с целью получения обучающего эффекта. Поэтому результат продуктивной деятельности ребенка можно обсуждать лишь с точки зрения спортивных удач и не удач, а ни с точки зрения успешности развития двигательных навыков. В противном случае данное игровое обучение может превратиться из произвольного в принудительное [1].

    Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:

    1. человек овладевает спецификой содержания и формой художественной  деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
    2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства, вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.

    Помочь ребенку преодолеть оба этих этапа можно лишь:

    1. приобщая детей к искусству мастеров
    2. организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

    Свои задачи вижу в следующем:

    1. помочь ученику постичь художественно-изобразительные языки и способы выражения
    2. выбрать те из них, которые ему наиболее близки с учетом его склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей

    Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше. Очевидно, что уроки рисования облегчают постижение школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление). Поэтому еще одна задача помочь ребенку обнаружить свои способности, проявить природный талант.

    Чем разнообразнее деятельность, тем успешнее идет разностороннее  развитие ребенка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном  условии — деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря приносить радость, удовлетворение.

    Художественная одаренность — особый вид одаренности, предполагающий создание чего- то нового.

    Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

    Разнообразие материалов ставит новые задачи и дает возможность все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому занятия в школьном кружке способствуют развитию внимания, фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

    Свидетельством эффективности проделанной работы является рост уровня творческих достижений воспитанников в мероприятиях различного уровня. Воспитанники неоднократно принимали участие и становились победителями международных, региональных и муниципальных конкурсов детского художественного творчества. Принимали участие в выставках художественного творчества одаренных детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)

    В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...

    Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

    Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

    Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

    Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

    В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

    Организация внеурочной деятельности как формы работы с одаренными детьми

    Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны св...

    «Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»

    laquo;Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»...

    СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

    Система работы с одаренными детьми по иностранному языку в рамках урочной и  внеурочной деятельности: из опыта работы.Аверкович Т.П.(МОБУ СОШ 25 МО Кореновский район...