Открытый урок на районном методическом объединении учителей
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Тема урока: Экосистемный уровень 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_na_rmo_2019.doc58.5 КБ
Файл rabochiy_list.docx14.81 КБ
Файл modulnaya_kartochka.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс


Урок - обобщение 

Тема: Экосистемный уровень
Цели: обобщить понятия об экосистемном уровне.

Задачи:

-    показать экосистемную организацию жизни на Земле;

- помочь ученику открыть порядок природы, взаимосвязи между организмами разных видов в экосистеме;

- убедить в том, разнообразие и целостность экосистем - условие существования человека.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование мотивации  к учебной деятельности, к сотрудничеству, успеху.

Метапредметные:

Регулятивные

  •  Постановка учебной задачи.  
  •  Владение основами контроля и самооценки.

Познавательные:

  • Развивать внимание, способности к наблюдению.
  • Навыки работы с учебной информацией.

Коммуникативные:

  • Развитие коммуникативных умений.
  • Планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Предметные:

  • Обобщение  знаний об экосистемном уровне.  
  • Отработка умения обучающихся:

-определять понятия "Сообщество, экосистема, биоценоз", типы биотических взаимоотношений;

-составлять цепи питания.

-описывать и сравнивать экосистемы различного уровня;

-приводить примеры экосистем разного уровня;

-характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообществ.

  • Использование методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов.


Оборудование:  компьютер, проектор, раздаточный материал ( модульная карточка, рабочий лист).
                                                Ход урока:

1. Орг. момент 

Слайд 1. Приветствие

- Всем Добрый день!  

Слайд 2. Цитата.

-Я призываю вас к сотрудничеству!

-Предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение.

Ученик читает  стихотворение:
Она система потому,
Что в ней по форме строгой 
Необходимый всем продукт
Идёт своей дорогой.
И кто в системе служит-
Живёт себе, не тужит.
Вот на зелёный стебелёк

Садится пёстрый мотылек,
Попил нектар со всех цветов
Их опылил - и в путь готов.
Но тут попался - Боже мой!
На завтрак птице луговой,
А у неё гнездо в траве, 
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помёт:
Питанье травушке даёт.
В лесу опять приплод зайчат,
И все с хорошим аппетитом –
Того гляди, кусты съедят,
И даже обглодают липы.
Но с прибавлением семьи 
Поздравить можно и лисицу.
Лисятам завтраки нужны,
И ужин тоже пригодится.
Итак, короче говоря,
Экологической системе
Дано поддерживать себя
В упитанном, здоровом теле.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Слайд 3. Тема урока: Экосистемный уровень (запись в рабочую тетрадь)

-Опираясь на материал предыдущих уроков, вам необходимо сформулировать цели и задачи урока.  

ПЛАН

1.Понятия "Сообщество, экосистема, биогеоценоз".  

2.Состав и основные свойства экосистем: трофическая структура сообщества, пищевая цепь.

3.Типы биотических взаимоотношений.

знать

уметь

Слайд 4.

знать  

1.Понятия "Сообщество, экосистема, биогеоценоз".  

2.Состав и основные свойства экосистем: трофическая структура сообщества, пищевая цепь.

3.Типы биотических взаимоотношений.

уметь

-определять понятия "Сообщество, экосистема, биоценоз", типы биотических взаимоотношений;

- описывать и сравнивать экосистемы различного уровня;

- приводить примеры экосистем разного уровня;

- составлять цепи питания;

-характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообществ;

-использовать методы биологической науки;

-находить информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать, делать выводы.

- Давайте вспомним основные понятия из изученной темы.

Слайд 5. Вставьте пропущенные слова в тексте.  

На определённой территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию. Такая совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство называется биоценоз.

На формирование сообщества влияют многие факторы: абиотические, биотические и антропогенные. 

Экосистема - это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергией в единый комплекс.

Живые организмы, их неживое окружение непрерывно взаимодействуют друг с другом. Их изучением занимается наука экология.

Слайд 6. Самопроверка.

Слайд 7. Самооценка.

-Давайте вспомним, какие бывают экосистемы?(отвечают устно)         

Слайд 8. Экосистемы естественные или искусственные.

-Кто является творцом естественных экосистем, а кто искусственных?

Слайд 9. Определите экосистемы и соотнесите их к естественным и искусственным (отвечают письменно в рабочем листе).

Слайд 10. Самопроверка.

Слайд 11. Самооценка.

Слайд 12. Картинка Ярусы леса.

Слайд 13. Расставьте в правильной последовательности ярусы в лесу, начиная  с нижнего.

Слайд 14. Самооценка.

2. Актуализация знаний.

Слайд 15. История о комарах и крысах.

-А теперь, прочитайте самостоятельно историю о комарах и крысах.

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров, много неприятностей они им доставляли. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли бы понять, почему появилась эта «напасть».

Как вы думаете, удалось ли жителям острова справиться с крысиной «напастью»? Кто им помог? Тех, кто им помог, доставляли на самолетах из других мест. (обсуждение в парах)

Слайд 16.

Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс. Крысы принесли людям огромные убытки. Всего этого, наверное, могло бы и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными - экологами. Как вы думаете, удалось ли жителям острова справиться с крысиной «напастью»? Кто им помог?...(ответы учащихся). Вскоре на остров пришлось завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест.

 

-Окружающий нас мир представляет собой определённое экологическое единство.

Слайд 17. «Мы хотим домой!».

-Ребята, помогите животным попасть в свои экосистемы.  

Слайд 18. Экосистемы нашего округа.

Слайд 19. Трофические уровни (продуценты, консументы, редуценты)

Слайд 20. Консументы.

Слайд 21.Составьте возможные цепи питания, используя рисунки животных. (карточки с изображением животных).

ИГРА. От каждого ряда  по очереди выходят 4-5 игрока. Учитель выдает  карточки с надписью  животных и растений. Задача игроков составить цепь питания, выстраиваясь в правильном порядке. Класс  должны угадать к какой экосистеме относятся животные.

Слайд 22. Видеофрагмент погоня рыси за лисой.

Слайд 23. Определите типы биотических взаимоотношений.

- Все природные экосистемы связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли БИОСФЕРУ.

Слайд 24. Просмотр фильма.

- Что вас огорчило в фильме?

-Мы хотим жить на здоровой планете, а неразумная деятельность человека, его потребительское отношение к природе приводят к разрушению природной среды. В результате живые, вечно цветущие уголки нашей   планеты превращаются в безжизненную пустыню. Поэтому сегодня мы посвятили урок изучению экосистемы, т.е. окружающей нас природы. Без активного участия на уроке, без четких ответов, без грамотной формулировки законов и выводов, мы сегодня не познали бы законы природы. Помните, что от каждого из нас зависит будущее нашей планеты.
- Ребята, оставьте свои пожелания планете.

7. Итоги уроки, рефлексия

– Вы сегодня очень хорошо и продуктивно поработали. Давайте подведём итоги нашего урока.

1.Какая тема нашего урока?

2.Что мы повторили?

3.Какой главный вывод мы сделали?

4.Где  вам пригодятся знания об экосистемном уровне?

5.Довольны ли вы своей работой?

Список литературы

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2013 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

2. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2013;

3. Интернет-ресурсы: www: pochit.ru/biolog/116912/index.htmlко



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Ф.И.____________________________________________________класс_________дата___________

Тема урока:__________________________________________________________________________

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в тексте.  

На определённой территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию. Такая совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство называется……..................…. На формирование сообщества влияют многие факторы:…..........……........, ….....…....…..…….. и ……..............……..

…..............…… - это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергией в единый комплекс. Живые организмы, их неживое окружение непрерывно взаимодействуют друг с другом. Их изучением занимается наука ……...............…..

Оценка_______________

Задание 2. Определите экосистемы и соотнесите их к естественным и искусственным. Напротив экосистемы поставьте букву Е (естественная) или И (искусственная).

Ответ:

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

Оценка_______________

Задание 3. Расставьте в правильной последовательности ярусы в лесу, начиная  с нижнего.

Ответ:__________________________________

Оценка_______________

Задание 4. Прочитайте самостоятельно историю о комарах и крысах.

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров, много неприятностей они им доставляли. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли бы понять, почему появилась эта «напасть».

Как вы думаете, удалось ли жителям острова справиться с крысиной «напастью»? Кто им помог? Тех, кто им помог, доставляли на самолетах из других мест.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Составьте возможные цепи питания, используя рисунки животных.

Ответ:

1.___________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

Оценка_______________

Задание 6.  Определите типы биотических взаимоотношений.

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________

4._____________________________________________________

Оценка_______________

Задание 7. Оставьте свои пожелания планете.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком настроении ты уходишь с урока? Выбери смайлик и поставь отметку.



Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНАЯ КАРТОЧКА

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

0

Ваша цель: опираясь на предложенный план, сформулировать задачи урока.

знать:

уметь:

Примите участие в диалоге.

1

Ваша цель:  вспомнить и записать основные понятия  в тексте.

Задание.  Вставьте пропущенные слова в текст.

Работайте индивидуально с предложенным текстом. Оцените себя в рабочем листе.

2

Ваша цель:  определить экосистемы

Задание. Определите экосистемы на слайдах и соотнесите их к естественным и искусственным. Поставьте напротив экосистемы букву Е (естественная) или И (искусственная).

Работайте со слайдами на доске, запишите ответ в рабочий лист.

Оцените себя.

3

Ваша цель: расставить в определенной последовательности ярусы в лесу, начиная с нижнего.  

Задание. Запишите цифры, расположив их в определенной последовательности.

Проверьте себя по ключу и оцените себя.

4.

Ваша цель:  понять, почему появилась «напасть», о которой идет речь в тексте.  

Задание. Прочитайте историю о комарах и крысах и выскажите свое предположение.  

Грамотно оформляйте свое высказывание, используя аргументы.

Тезисы изложите в рабочем листе.

5

Ваша цель: помочь животным попасть в свои экосистемы.  

Задание. Составьте возможные цепи питания, используя рисунки животных.

Запишите  в рабочем листе цепь питания в виде схемы. Прокомментируйте свой ответ.

6

Ваша цель:  определить типы биотических взаимоотношений между   организмами.

Задание.  Просмотрите слайды. Определите типы биотических взаимоотношений.

Запишите ответ в рабочий лист.

Оцените себя.

7

7.1

Ваша цель: просмотрите фильм и проанализируйте его. 

Задание: поделитесь своими впечатлениями.

Задание: Оставьте свои пожелания планете.

Выскажите свои суждения.

Запишите в рабочем листе свои пожелания планете.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Районного методического объединения учителей иностранного языка Хабарского района

Тема: «Повышение качества образования на основе реализации принципов компетентностного подхода».  Цель:эффективное использование метапредметных знаний  как  фактор повышения качест...

План работы районного методического объединения учителей технологии муниципального образования Туапсинский район на 2011-2012 уч.год

Представлен подробный план работы районного методического объединения учителей технологии на 1 год...

Анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год.

В разработке представлен анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год и протоколы зас...

МБОУ «Коротоякская СОШ» Районное методическое объединение учителей иностранного языка Конспект открытого урока немецкого языка “Was wir schon wissen? “ (к УМК для 2 класса И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой « Первые шаги») Урок - путешествие

Тема урока“Was wir schon wissen? “     Урок - путешествиеТип урока: урок повторения  и обобщения пройденного материала.Цель урока: формирование коммуникативной компетенции уча...

План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...