Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)

Чуева Галина Хабибуловна

рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС составлена на основе программы основного общего образования 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b-8.docx57.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Алейск Алтайского края

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5

 «_27_»__08__2019 г.

«Принято»

На заседании  Педагогического

Совета

Протокол от  «_29_» _08____2019  г.№ _1_

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №5

___________

 Приказ от«_30__»_08___2019 г. №167/3__

Р А Б О Ч АЯ    П Р О Г Р А М М А

Предметная область

Предмет

Естественно-научная

Биология

основное общее образование  

8 класс

Срок  реализации программы 01.09.2019 – 31.05.2020 гг.

Разработана__Г.Х.Чуевой_,

                                                                                учителем биологии___

 Алейск- 2019

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

-Требований Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Основной образовательной программы  основного общего образования МБОУ СОШ №5.

-Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов  М.: Дрофа ,2016г (Сборник: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/составитель Г.М. Пальдяева. -5-е издание,стериеотип.-М.:Дрофа, 2016)

- УМК.

УМК:

-Биология. Человек: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев -М.: Дрофа, 2016г.

 -Биология: Человек 8  класс. Методическое пособие к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева Биология: Человек 8  класс --М.: Дрофа, 2016г.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты обучения

 

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

методы наук, изучающих человека;

основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

работать с учебником и дополнительной литературой

Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

место человека в систематике;

основные этапы эволюции человека;

человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

объяснять место и роль человека в природе;

определять черты сходства и различия человека и животных;

доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

составлять сообщения на основе обобщения материала

учебника и дополнительной литературы;

устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

Раздел 3. Строение организма (5 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

общее строение организма человека;

строение тканей организма человека;

рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки организма человека,

особенности его биологической природы;

наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать клетки, ткани организма человека и делать

выводы на основе сравнения;

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

объяснять особенности строения скелета человека;

распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

компоненты внутренней среды организма человека;

защитные барьеры организма;

правила переливания крови.

Учащиеся должны уметь:

выявлять взаимосвязь между особенностями строения

клеток крови и их функциями;

проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

измерять пульс и кровяное давление.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 7. Дыхание (5 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение и функции органов дыхания;

механизмы вдоха и выдоха;

нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 8. Пищеварение (6 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение и функции пищеварительной системы;

пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

роль ферментов в обмене веществ;

классификацию витаминов;

нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

объяснять роль витаминов в организме человека;

приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-классифицировать витамины.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция.

Выделение (4 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

наружные покровы тела человека;

строение и функция кожи;

органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 11. Нервная система (6 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение нервной системы;

соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные особенности поведения и психики человека;

объяснять роль обучения и воспитания в развитии

поведения и психики человека;

характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

классифицировать типы и виды памяти.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

классифицировать железы в организме человека;

устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

жизненные циклы организмов;

мужскую и женскую половые системы;

наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки органов размножения человека;

объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

соблюдать правила поведения в природе;

понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества;

готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

признание права каждого на собственное мнение;

эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так

и для опровержения существующего мнения.

Содержание учебного предмета

Биология. Человек.

Содержание учебного предмета (70 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Введение. (2ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 2. Происхождение человека. (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 3.. Строение организма . ( 4 ч)

Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение ифункция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.

Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологическогопокоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные,нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные и практические работы

№ 1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей

№2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

№3 Коленный рефлекс.

Раздел 4.. Опорно-двигательная система. (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности.

Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменениемышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения.

Динамическая и статическая работа.

Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Лабораторные и практические работы

№4 Микроскопическое строение кости

№5 Мышцы человеческого тела

№ 6 Утомление при статической и динамической работе

№7 Выявление нарушений осанки

№ 8 Выявление плоскостопия

№ 9 Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Раздел 5.. Внутренняя среда организма. (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие.

Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).

Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови.

Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет

клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз.

Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители ипереносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней.

Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость.

Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей

Лабораторные и практические работы

№ 10 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Раздел 6.. Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца исосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторные и практические работы

№ 11 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке

№ 12 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

№ 13 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

№ 14 Опыты, выясняющие природу пульса

№ 15 Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой системы на дозированную нагрузку

Раздел 7. Дыхание (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха ивыдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональныевозможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме.Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторные и практические работы

№ 16 Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

№ 17 Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

Раздел 8 Пищеварение (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значениепищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал,пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляциядеятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика.Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторные и практические работы

№18 Действие ферментов слюны на крахмал

Самонаблюдения: определение положения слюнныхжелѐз, движение гортани при глотании.

Раздел 9. Обмен вещества и энергии. (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро-имакроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевойрацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные и практические работы

№19 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

№ 20 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями иволосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.

Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдения: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Определение шампуня с особенностями местной воды.

Раздел 11. Нервная система. (5 часов)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы инервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения иторможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые иобратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы. Мозг ипсихика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система;нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строениеголовного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг.Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора большихполушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры большихполушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Лабораторные и практические работы

№ 21 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга

№22 Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономнойнервной системы при раздражении

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств. (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ходлучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительногоанализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травмглаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор.Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха.

Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Лабораторные и практические работы

№ 23 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

№ 24 Обнаружение слепого пятна.

№ 25 Определение остроты слуха.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М.Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы.Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения.

Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенностивысшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребностилюдей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения.Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Лабораторные и практические работы

№26 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа

№27 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система). (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ.Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма. (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половыххромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование иразвитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитиезародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причиныотступления от него. Влияние наркотических веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитиеи здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем:

СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Резерв время – 6 ч

Учебно- тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

1.

Введение.

2

2.

Происхождение человека.

3

3

Строение организма

4

№ 1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей

№2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

№3 Коленный рефлекс.

4

Опорно-двигательная система.

7

№4 Микроскопическое строение кости

№5 Мышцы человеческого тела

№ 6 Утомление при статической и динамической работе

№7 Выявление нарушений осанки

№ 8 Выявление плоскостопия

№ 9 Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

5

Внутренняя среда организма.

3

№ 10 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

№ 11 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке

№ 12 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

№ 13 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

№ 14 Опыты, выясняющие природу пульса

№ 15 Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой системы на дозированную нагрузку

7

Дыхание

4

№ 16 Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

№ 17 Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

8

Пищеварение

6

№18 Действие ферментов слюны на крахмал

Самонаблюдения: определение положения слюнныхжелѐз, движение гортани при глотании.

9

Обмен вещества и энергии.

3

№19 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

№ 20 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

10

Покровные органы.

Теплорегуляция. Выделение

4

Самонаблюдения: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.    -Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Определение шампуня с особенностями местной воды

11

Нервная система

5

№ 21 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга

№22 Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономнойнервной системы при раздражении

12

Анализаторы. Органы чувств.

5

№ 23 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

№ 24 Обнаружение слепого пятна.

№ 25 Определение остроты слуха.

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

№26 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа

№27 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом

14

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

15

Индивидуальное развитие организма

5

Резерв

6

Итого

70

27

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение (2 часа)

2

1

Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования

2

Раздел1 Происхождение человека (3часа)

2

Место человека в систематике

1

3

Основные этапы эволюции человека.

1

4

Человеческие  расы. Человек как вид

1

5

Раздел3«Строение  организма» (4 часа)+ 2 ч из резерва

Общий обзор организма

Уровни организации. Органы  и системы органов.

1

Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани    

(5 часов)

5

6

Внешняя и внутренняя среда организма.

1

7

Жизненные процессы клетки

1

8

Ткани. Образование  тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани.

1

9

Строение и функция нейрона. Синапс.

1

10

Лабораторная работа№1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Микропрепараты

клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной»

1

Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма 1 час

1

11

Рефлекс и рефлекторная дуга.Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условного его проявления и торможения. Коленный рефлекс»

1

Тема 2.4 Опорно-двигательная система (7часов)

7

12

Скелет и мышцы, их функции. Строение костей.

Лабораторная работа №3 Микроскопическое строение костей

1

13

Скелет человека. Изменеия связанные с развитием мозга и речи

1

14

Типы соединения костей

1

15

Строение мышц. Обзор мышц человеческого тела.

Лабораторная работа №4 Мышцы человеческого тела, «Самонаблюдение работы основных мыщц ,роль плечевого пояса в движении руки»

1

16

Работа скелетных мышц и их регуляция

Лаб.р.№5 Утомление при статистической и динамической работе

1

17

Причины нарушения осанки и развитие плоскостопия Лаб.работа.№6 « Выявлениенарушений осанки», №7 « Выявление плоскостопия».

1

18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

1

Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3часа)

3

19

Компоненты внутренней среды: кровь тканевая жидкость и лимфа

Л.р.№8 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

1

20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

1

21

Иммунология на службе здоровья

1

Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)

6

22

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме.

1

23

Круги кровообращения

Лаб раб.№9Положение венозных клапанов, изменения в тканях при перетяжках

1

24

Строение и работа сердца

1

25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Лаб. Раб.№10 Определение  скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа, опыты, выясняющие природу пульса».

1

26

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Лаб раб.№11 «Функциональная проба»

1

27

Первая помощь при кровотечениях

1

Тема 2.7 Дыхание (4часа)

4

28

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Заболевание дыхательных путей.

1

29

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

1

30

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

1

31

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья

Лаб.Раб.№12. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

1

Тема 2.8 Пищеварение (6часов)

6

32

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

1

33

Строение и функции пищеварительной системы.

1

34

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Лабораторная работа №13. Действие ферментов слюны на крахмал

1

35

Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощьпри подозрении на аппендицит

1

36

Регуляция деятельности  пищеварительной системы.

1

37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций

1

Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (3часа)

3

38

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов

Лабораторная  работа.№14 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

39

Витамины

1

40

Энергозатраты человека и пищевой рацион

Лабораторная  работа №15. «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

1

Тема 2.10 Тема «Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (4 часа)

3

41

Наружные  покровы тела человека.

1

42

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний.

1

43

Терморегуляция организма. Закаливание

1

44

Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Заболевания органов выделительной системы.

1

Тема 2.12Нервная система(5 часов)

5

45

Значение нервной системы.

1

46

Строение нервной системы: спинной и головноймозг

1

47

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа.№16 Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка и заднего мозга

1

48

Передний  мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.

1

49

Соматический и автономный отделы нервной системы

1

Тема 2.13 Анализаторы. Органы чувств.  (5часов)

5

50

Анализаторы и органы чувств.

1

51

Зрительный анализатор. Положение и строение глаз.

Лабораторная работа. №17«Опыты, выявляющие  иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

1

52

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

53

Слуховой анализатор

1

54

Органы равновесия, кожно – мышечнойчувствиительности, обоняния и вкуса.

1

Тема 2.14  Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5часов)

5

55

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

56

Врожденные и приобретенные программы поведения

Лабораторная работа.№18  Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения  старого и образования нового динамического стереотипа

1

57

Сон и бодрствование. Сновидения .

1

58

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

1

59

Волевые действия. Эмоции. Внимание .

Лабораторная работа.№19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе» (оценочная)

1

Тема 2.15 Железы внутренней секреции (2 часа)

2

60

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства и гормонов.

1

61

Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Причины сахарного диабета.

1

Раздел 3 Индивидуальное развитие организма. (5 часов)

5

62

Жизненные циклы. Бесполое и половое размножение

1

63

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1

64

Наследственные и врожденные заболевания, и заболевания,  передающиеся половым путем

1

65

Развитие ребенка после рождения. Индивид личность.

1

66

Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

1

67

68

69

70

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

1

1

1

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выписка

из протокола №3 заседания городского   методического объединения учителей биологии от 28.08.2017 года

Вопрос №3. Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию.

 По данному вопросу выступила председатель МО Травянова Е.А.  В связи с тем, что в школах нет некоторых необходимых биологических объектов для изучения, многие лабораторные работы небольшие по содержанию, она предложила решить коллективно, какие лабораторные работы обязательно оценивать.

Решили:

Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию в 8классе:

-Утомление при статистической и динамической работе

-Выявление нарушения осанки

-Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса

-Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

-Действие ферментов слюны на крахмал

-Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат

Лабораторные работы оформлять в рабочих тетрадях

Председатель:                   Е.А. Травянова

Секретарь:                           Н.Г. Терешина

Лист изменений в программу

п/п

№ урока

Тема урока

Причина изменений

Корректировка

(изменен, внесен, аннулирован)

Подпись учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....