Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс)

Чуева Галина Хабибуловна

Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС составлена на основе программы основного общего образования " Биология 5-9 классы. Авторы:  А. Каменский , А.А.Криксунов, В.В. Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b-9.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Алейск Алтайского края

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5

«  27_»__08__2019г.

«Принято»

На заседании  Педагогического

Совета

Протокол от  «_29___» ____08___2019  г. № _1_

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №5

___________

 Приказ от«_30_» 08 2019 г. №_167/3

Р А Б О Ч АЯ    П Р О Г Р А М М А

Предметная область

Предмет

Естественно-научная

Биология

основное общее образование  

9 класс

Срок  реализации программы 01.09.2019 – 31.05.2020 гг.

Разработана__Г.Х.Чуевой_,

                                                                                учителем биологии___

 Алейск- 2019

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:

-Требований Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Основной образовательной программы  основного общего образования МБОУ СОШ №5.

-Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: А.А.Каменский ,А.А.Криксунов, В.В Пасечник,. М.: Дрофа ,2016г (Сборник: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/составитель Г.М. Пальдяева. -5-е издание,стериеотип.-М.:Дрофа, 2016)

- УМК.

УМК:

-Введение в общую биологию. Учебник 9 класс. Авторы: А.А.Каменский , А.А. Криксунов, В.В Пасечник,. М.: Дрофа ,2016г

- А.А.Каменский , А.А. Криксунов, В.В Пасечник,. М.: Введение в общую биологию. Методическое М.: Дрофа ,2016г --М.: Дрофа, 2016г.

Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.

  Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Введение (3 ч)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация

Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

—свойства живого;

—методы исследования в биологии;

—значение биологических знаний в современной жизни;

—профессии, связанные с биологией;

—уровни организации живой природы.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

—состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

—представления о молекулярном уровне организации живого;

—особенности вирусов как неклеточных форм жизни.

Учащиеся должны уметь:

—проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки.

Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели - аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные методы изучения клетки;

—особенности строения клетки эукариот и прокариот;

—функции органоидов клетки;

—основные положения клеточной теории;

—химический состав клетки;

—клеточный уровень организации живого;

—строение клетки как структурной и функциональной

единицы жизни;

—обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;

—рост, развитие и жизненный цикл клеток;

—особенности митотического деления клетки.

Учащиеся должны уметь:

—использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.

Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—сущность биогенетического закона;

—мейоз;

—особенности индивидуального развития организма;

—основные закономерности передачи наследственной

информации;

—закономерности изменчивости;

—основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

—особенности развития половых клеток.

Учащиеся должны уметь:

—описывать организменный уровень организации живого;

—раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;

—характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида.

Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—критерии вида и его популяционную структуру;

—экологические факторы и условия среды;

—основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

—движущие силы эволюции;

—пути достижения биологического прогресса;

—популяционно-видовой уровень организации живого;

—развитие эволюционных представлений;

—синтетическую теорию эволюции.

Учащиеся должны уметь:

—использовать методы биологической науки и проводить

несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.

Экскурсия

Биогеоценоз.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

—структуру разных сообществ;

—процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.

Учащиеся должны уметь:

—выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

—характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы национального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модели  - аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

—особенности антропогенного воздействия на биосферу;

—основы рационального природопользования;

—основные этапы развития жизни на Земле;

—взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

—круговороты веществ в биосфере;

—этапы эволюции биосферы;

—экологические кризисы;

—развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

—значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей

в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать биосферный уровень организации живого;

—рассказывать о средообразующей деятельности организмов;

—приводить доказательства эволюции;

—демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов

растений и животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

—классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

—самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

—при выполнении лабораторных и практических работ

выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия

с планируемыми результатами;

—формулировать выводы;

—устанавливать причинно - следственные связи между событиями, явлениями;

—применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

—владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы - конспекты по результатам чтения;

—организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

—использовать информационно - коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийные презентации;

—демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Личностные результаты обучения

—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—признание права каждого на собственное мнение;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Резерв-5 ч.

Содержание  учебного предмета, курса.

Введение (3 ч)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация

Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки.

Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели - аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида.

Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.

Экскурсия

Биогеоценоз.

Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы национального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модели  - аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Резерв-5 ч.

Учебно - тематическое  планирование

  №

п/п

Тема

Всего

часов по программе

Практических работ

лабораторных работ

экскурсий

Введение

3

1.

Уровни организации живой природы

62

Молекулярный уровень

10

1

Клеточный уровень

14

1

Организменный уровень

13

4

1

Популяционно-видовой уровень

8

1

Экосистемный уровень

6

1

Биосферный уровень

11

1

2.

Резерв

5

Итого:

70

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата проведения

Кол-во часов

Д\з

план

факт

1

2

3

4

5

Введение -3 часа

1

Биология — наука о живой природе

1неделя

1

2

Методы исследования в биологии

1неделя

1

3

Сущность жизни и свойства живого

2неделя

1

Молекулярный уровень- 10 часов

4/1

Молекулярный уровень: общая характеристика

2неделя

1

5\2

Углеводы

3неделя

1

6\3

Липиды

3неделя

1

7\4

Состав и строение белков.

4неделя

1

8\5

Функции белков

4неделя

1

9\6

Нуклеиновые кислоты

5неделя

1

10\7

АТФ и другие органические соединения клетки.

5неделя

1

11\8

Биологические катализаторы Лабораторные и практические работы№1

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

6неделя

1

12\9

Вирусы

6неделя

1

13\10

Обобщающий урок

7неделя

1

Клеточный  уровень - 14 часов

14\1

Клеточный уровень: общая характеристика

7неделя

1

15\2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана..

8неделя

1

16\3

Ядро

8неделя

1

17\4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

9неделя

1

18\5

Митохондрии Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения

9неделя

1

19\6

Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторные и практические работы № 2

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

10неделя

1

20/7

Обобщающий урок

10неделя

21\8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

11неделя

1

22/9

Энергетический обмен в клетке

11неделя

23/10

Фотосинтез и хемосинтез

12неделя

1

24\11

Автотрофы и гетеротрофы

12неделя

1

25/12

Синтез белков в клетке

13неделя

1

26\13

Деление клетки. Митоз

13неделя

1

27/14

Обобщение темы «Клеточный уровень»

14неделя

1

Раздел 3.Организменный уровень- 13часов

28/1

Размножение организмов

14неделя

1

29/2

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

15неделя

1

30/3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

15неделя

1

31/4

Обобщающий урок

16неделя

32/5

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание . Практическая  работа№1 Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

16неделя

1

33/6

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.  Практическая  работа.№2 Решение генетических задач на неполное доминирование.

17неделя

1

34/7

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая  работа№3 Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

17неделя

1

35/8

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Практическая  работа №4 Решение генетических задач на

сцепленное с полом наследование

18неделя

1

36/9

Обобщающий урок

18неделя

37/10

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

19неделя

1

38/11

Закономерности изменчивости:

мутационная изменчивость

19неделя

1

39/12

Основные методы селекции растений животных и микроорганизмов

20неделя

1

40/13

Обобщающий урок семинар

20неделя

1

Популяционно-видовой уровень – 8 часов

41/1

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида.

21неделя

1

42/2

Экологические факторы и условия среды.

21неделя

1

43/3

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

22неделя

1

44/4

Популяция как элементарная единица эволюции

22неделя

1

45/5

Борьба за существование и естественный отбор

23неделя

1

46/6

Видообразование

23неделя

1

47/7

Макроэволюция

24неделя

1

48/8

Обобщающий урок-семинар

24неделя

1

Экосистемный уровень – 6 часов

49/1

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

25неделя

1

50/2

Состав и структура сообщества

25неделя

1

51/3

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

26неделя

1

52/4

Потоки вещества и энергии в экосистеме

26неделя

1

53/5

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

27неделя

1

54/6

Обобщающий урок – экскурсия

27неделя

1

Биосферный уровень 11 часов

55/1

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

28неделя

1

56/2

Круговорот веществ в биосфере

28неделя

1

57/3

Эволюция биосферы

29неделя

1

58/4

Гипотезы возникновения жизни

29неделя

1

59/5

Развитие представлений        о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

30неделя

1

60/6

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

30неделя

1

61/7

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

неделя

1

62/8

Обобщающий урок-экскурсия

31неделя

1

63/9

Антропогенное воздействие на биосферу

31неделя

1

64/10

Основы рационального природопользования

32неделя

1

65/11

Обобщающий урок-конференция

32неделя

1

65-70

Резерв

33-34неделя

5

Лист изменений в программу

п/п

№ урока

Тема урока

Причина изменений

Корректировка

(изменен, внесен, аннулирован)

Подпись учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....