Дидактический материал 11 класс
учебно-методический материал по биологии (11 класс)

Кузнецова Любовь Степановна

Дидактический материал 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика учения К. Линнея и Ж.Б. Ламарка

1 вариант

Сравнительные признаки

Линней

Ламарк

1

Создал первую эволюционную теорию

2

Считал вид реальной и элементарной единицей живой природы

3

Придерживался метафизических взглядов

4

Считал, что первые организмы произошли из неорганической природы.

5

Всех животных ученый разделил на 14 классов

6

Считал, что виды и их количество неизменны

7

Предложил существование у организмов стремления к  совершенствованию.

8

В работе «Система природы» описал основные принципы систематики.

9

В основу классификации положил принцип иерархичности (соподчиненности).

10

Сформулировал закон упражнения и неупражнения органов.

11

Ввел бинарную номенклатуру.

12

Сформулировал закон наследования признаков.

13

Определил предпосылки эволюции и указал направление эволюции.

14

Построил первую научную систему живой природы

15

Поместил человека  в один отряд с обезьянами.

16

Не мог объяснить причины эволюции.

17

Выбрал  признаком систематики растений количество тычинок и пестиков.

Сравнительная характеристика учения К. Линнея и Ж.Б. Ламарка

2 вариант

Сравнительные признаки

Линней

Ламарк

1

Не мог объяснить причины эволюции.

2

Выбрал  признаком систематики растений количество тычинок и пестиков.

3

Построил первую научную систему живой природы

4

Поместил человека  в один отряд с обезьянами.

5

Сформулировал закон наследования признаков.

6

Определил предпосылки эволюции и указал направление эволюции.

7

Сформулировал закон упражнения и неупражнения органов.

8

Ввел бинарную номенклатуру.

9

В работе «Система природы» описал основные принципы систематики.

10

В основу классификации положил принцип иерархичности (соподчиненности).

11

Считал, что виды и их количество неизменны

12

Предложил существование у организмов стремления к  совершенствованию.

13

Придерживался метафизических взглядов

14

Считал, что первые организмы произошли из неорганической природы.

15

Всех животных ученый разделил на 14 классов

16

Создал первую эволюционную теорию

17

Считал вид реальной и элементарной единицей живой природы



Предварительный просмотр:

Экологические закономерности

1 вариант

  1. Продуценты – это организмы

1 потребляющие органические вещества

2 разлагающие органические вещества до минеральных

3 создающие органические вещества из неорганических

  1. Редуценты – это организмы

1 ведущие паразитический образ жизни

2 разлагающие органические вещества до минеральных

3 способные к фотосинтезу

  1. Какой организм относят к консументам

1 гриб опенок

2 землеройка

3 одуванчик

  1. К редуцентам  относят

1 бактерии и грибы

2 животные

3 растения

  1. Ярусное размещение  растений в биогеоценозе это приспособление к использованию

1 кислорода

2 света

3 температуры

  1. Консументы – это организмы

1 потребляющие органические вещества

2 разлагающие органические вещества до минеральных

3 создающие органические вещества из неорганических

  1. Биоценоз – это

1 совокупность всех живых организмов в биогеоценозе

2 совокупность живых и неживых компонентов в биогеоценозе

3 совокупность организмов  одного вида в биогеоценозе

  1. Какое сообщество относят к агроценозу

1 березовая роща

2 лес

3 сад

  1. Агроценоз в отличие от  биогеоценоза

1 длинные пищевые цепи

2 замкнутый круговорот веществ

3 небольшое число видов

  1. Какое сообщество относят к агроценозам

1 заливной луг

2 пшеничное поле

3 степь

  1. Какой организм относят к продуцентам

1 водоросль спирогира

2 гриб трутовик

3 обыкновенная амеба

  1. Агроценоз  в отличие от  биогеоценоза

1 может существовать без поддержки человека

2 неустойчивое сообщество

3 способен к саморегуляции

  1. В агроценозе  в отличие от  биогеоценоза

1 есть продуценты, консументы, редуценты

2 замкнутый круговорот веществ

3 короткие цепи питания

  1. В агроценозе  как и в  биогеоценозе

1 незамкнутый круговорот веществ

2 происходят превращения энергии

3 цепи питания короткие

  1. Какой фактор может привести к смене собщества

1 деятельность человека

2 смена дня и ночи

3 смена сезонов года

  1. В агроценозе  как и в  биогеоценозе

1 есть цепи питания

2 цепи питания длинные

3 цепи питания короткие

  1. Наиболее устойчивой является экосистема, в которой около

1 20 видов

2 40 видов

3 80 видов

  1. Какие организмы относят к редуцентам

1 бактерии гниения

2 дождевые черви

3 моллюски

  1. Хвойный лес  менее устойчивое сообщество, чем смешанный, так как в нем

1 число видов больше, цепи питания длиннее

2 число видов меньше, цепи питания длиннее

3 число видов меньше, цепи питания короче

  1. Тундра  менее устойчивое сообщество, чем  степь, так как в нем

1 число видов больше, цепи питания длиннее

2 число видов меньше, цепи питания длиннее

3 число видов меньше, цепи питания короче

  1. Пирамида энергии показывает, что количество энергии  от первого уровня к последующим

1 не изменяется

2 увеличивается

3 уменьшается

  1. В агроценозе  как и в  биогеоценозе

1 большое число видов

2 встречаются разные виды

3 небольшое число видов

  1. Какое из сообществ является искусственным

1 озеро                                                       3 река

2 пруд

Экологические закономерности

2 вариант

  1. Агроценоз  в отличие от  биогеоценоза

1 может существовать без поддержки человека

2 неустойчивое сообщество

3 способен к саморегуляции

  1. В агроценозе  в отличие от  биогеоценоза

1 есть продуценты, консументы, редуценты

2 замкнутый круговорот веществ

3 короткие цепи питания

  1. В агроценозе  как и в  биогеоценозе

1 незамкнутый круговорот веществ

2 происходят превращения энергии

3 цепи питания короткие

  1. Какой фактор может привести к смене собщества

1 деятельность человека

2 смена дня и ночи

3 смена сезонов года

  1. В агроценозе  как и в  биогеоценозе

1 есть цепи питания

2 цепи питания длинные

3 цепи питания короткие

  1. Наиболее устойчивой является экосистема, в которой около

1 20 видов

2 40 видов

3 80 видов

  1. Какие организмы относят к редуцентам

1 бактерии гниения

2 дождевые черви

3 моллюски

  1. Хвойный лес  менее устойчивое сообщество, чем смешанный, так как в нем

1 число видов больше, цепи питания длиннее

2 число видов меньше, цепи питания длиннее

3 число видов меньше, цепи питания короче

  1. Тундра  менее устойчивое сообщество, чем  степь, так как в нем

1 число видов больше, цепи питания длиннее

2 число видов меньше, цепи питания длиннее

3 число видов меньше, цепи питания короче

  1. Пирамида энергии показывает, что количество энергии  от первого уровня к последующим

1 не изменяется

2 увеличивается

3 уменьшается

  1. В агроценозе  как и в  биогеоценозе

1 большое число видов

2 встречаются разные виды

3 небольшое число видов

  1. Какое из сообществ является искусственным

1 озеро                                                       3 река

  1. пруд
  1. Продуценты – это организмы

1 потребляющие органические вещества

2 разлагающие органические вещества до минеральных

3 создающие органические вещества из неорганических

  1. Редуценты – это организмы

1 ведущие паразитический образ жизни

2 разлагающие органические вещества до минеральных

3 способные к фотосинтезу

  1. Какой организм относят к консументам

1 гриб опенок

2 землеройка

3 одуванчик

  1. К редуцентам  относят

1 бактерии и грибы

2 животные

3 растения

  1. Ярусное размещение  растений в биогеоценозе это приспособление к использованию

1 кислорода

2 света

3 температуры

  1. Консументы – это организмы

1 потребляющие органические вещества

2 разлагающие органические вещества до минеральных

3 создающие органические вещества из неорганических

  1. Биоценоз – это

1 совокупность всех живых организмов в биогеоценозе

2 совокупность живых и неживых компонентов в биогеоценозе

3 совокупность организмов  одного вида в биогеоценозе

  1. Какое сообщество относят к агроценозу

1 березовая роща

2 лес

3 сад

  1. Агроценоз в отличие от  биогеоценоза

1 длинные пищевые цепи

2 замкнутый круговорот веществ

3 небольшое число видов

  1. Какое сообщество относят к агроценозам

1 заливной луг

2 пшеничное поле

3 степь

  1. Какой организм относят к продуцентам

1 водоросль спирогира

2 гриб трутовик

3 обыкновенная амеба



Предварительный просмотр:

Биосфера. Экология. Экосистемы.

1 вариант

  1. Определите правильно составленную цепь

1 береза тля муравей глухарь

2 глухарь муравей тля береза

3 тля муравей глухарь береза

  1. Какой из организмов относится к консументам 2 порядка

1 белка

2 ворон

3 лисица

  1. Определите правильно составленную цепь

1 уж лягушка слизень капуста

2 лягушка слизень капуста уж

3 капуста слизень лягушка уж

  1.  Какие организмы составляют конечное звено в цепи питания

1 грибы, бактерии

2 растения

3 животные

  1. Какой из организмов относится к консументам 3 порядка

1 белка

2 ворон

3 лисица

  1. Какова роль продуцентов в круговороте веществ

1 потребляют органические вещества

2 разлагают органические вещества

3 создают органические вещества

  1. Какой фактор может привести к смене одного сообщества другим

1 резкое изменение климата

2 смена дня и ночи

3 смена сезонов года

  1. На конечном этапе развития сообщества образуется

1 группировка с небольшим количеством видов

2 сложная группировка организмов одного вида

3 устойчивое сообщество с большим числом видов

  1. Какой фактор может привести к смене одного сообщества другим

1 затопление пойменных лугов

2 смена дня и ночи

3 смена сезонов года

  1. Какова причина саморазвития сообществ

1 деятельность человека

2 изменение продолжительности светового дня

3 изменение среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

  1. Какое из сообществ является искусственным

1 озеро

2 пруд

3 река

  1. Какое сообщество относят к  агроценозам

1 дубраву

2 огород

3 степь

  1. В агроценозе в отличие  от биогеоценозе

1 есть консументы, продуценты и редуценты

2 замкнутый круговорот веществ

3 короткие цепи питания

  1. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза

1 может существовать без поддержки человека

2 неустойчивое сообщество

3 способен к саморегуляции

  1. Какое сообщество относят к  агроценозам

1 заливной луг

2 пшеничное поле

3 степь

  1. В агроценозе как и в  биогеоценозе

1 есть цепи питания

2 цепи питания длинные

3 цепи питания короткие

  1. Благодаря живым организмам на Земле

1 образовалась почва

2 образовались песок, слюда

3 сформировались магматические горные породы

  1. Благодаря живым организмам на Земле

1 в атмосфере накопился азот

2 появилась атмосфера

3 сформировался озоновый слой

  1. Главная причина парникового эффекта – накопление в атмосфере

1 азота

2 оксидов серы

3 углекислого газа

  1. Главная причина разрушения озонового слоя

1 биологическое загрязнение

2 физическое загрязнение

3 химическое загрязнение

  1. Одна из причин опустынивания земель

1 выпас скота

2 применение севооборотов

3 создание национальных парков

  1. Наибольшая биомасса сосредоточена

1 в почве, на поверхности почвы

2 на глубине 100 метров

3 на глубине 3 км.

  1. На земле биомасса растений

1 больше биомассы животных                      3 равна  биомассе животных

2 меньше биомассы животных

Биосфера. Экология. Экосистемы.

2 вариант

  1. Благодаря живым организмам на Земле

1 образовалась почва

2 образовались песок, слюда

3 сформировались магматические горные породы

  1. Благодаря живым организмам на Земле

1 в атмосфере накопился азот

2 появилась атмосфера

3 сформировался озоновый слой

  1. Главная причина парникового эффекта – накопление в атмосфере

1 азота

2 оксидов серы

3 углекислого газа

  1. Главная причина разрушения озонового слоя

1 биологическое загрязнение

2 физическое загрязнение

3 химическое загрязнение

  1. Одна из причин опустынивания земель

1 выпас скота

2 применение севооборотов

3 создание национальных парков

  1. Наибольшая биомасса сосредоточена

1 в почве, на поверхности почвы

2 на глубине 100 метров

3 на глубине 3 км.

  1. На земле биомасса растений

1 больше биомассы животных                      3 равна  биомассе животных

2 меньше биомассы животных

  1. Какое сообщество относят к  агроценозам

1 дубраву

2 огород

3 степь

  1. В агроценозе в отличие от биогеоценозе

1 есть консументы, продуценты и редуценты

2 замкнутый круговорот веществ

3 короткие цепи питания

  1. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза

1 может существовать без поддержки человека

2 неустойчивое сообщество

3 способен к саморегуляции

  1. Какое сообщество относят к  агроценозам

1 заливной луг

2 пшеничное поле

3 степь

  1. В агроценозе как и в  биогеоценозе

1 есть цепи питания

2 цепи питания длинные

3 цепи питания короткие

  1. Определите правильно составленную цепь

1 береза тля муравей глухарь

2 глухарь муравей тля береза

3 тля муравей глухарь береза

  1. Какой из организмов относится к консументам 2 порядка

1 белка

2 ворон

3 лисица

  1. Определите правильно составленную цепь

1 уж лягушка слизень капуста

2 лягушка слизень капуста уж

3 капуста слизень лягушка уж

  1.  Какие организмы составляют конечное звено в цепи питания

1 грибы, бактерии

2 растения

3 животные

  1. Какой из организмов относится к консументам 3 порядка

1 белка

2 ворон

3 лисица

  1. Какова роль продуцентов в круговороте веществ

1 потребляют органические вещества

2 разлагают органические вещества

3 создают органические вещества

  1. Какой фактор может привести к смене одного сообщества другим

1 резкое изменение климата

2 смена дня и ночи

3 смена сезонов года

  1. На конечном этапе развития сообщества образуется

1 группировка с небольшим количеством видов

2 сложная группировка организмов одного вида

3 устойчивое сообщество с большим числом видов

  1. Какой фактор может привести к смене одного сообщества другим

1 затопление пойменных лугов

2 смена дня и ночи

3 смена сезонов года

  1. Какова причина саморазвития сообществ

1 деятельность человека

2 изменение продолжительности светового дня

3 изменение среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

  1. Какое из сообществ является искусственным

1 озеро

2 пруд                                                    3 река



Предварительный просмотр:

Моногибридное скрещивание

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 2. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0. Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Задача 4. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

Задача 5.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?

2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?

3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача 6. 1, Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?

2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?

3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

3. Задача 7.

5. 1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1, если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?

2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

Задача 8. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

Дигибридное скрещивание

1. Какие гаметы образуются у темноволосого кареглазого человека АаВЬ (А - темные волосы, а - светлые волосы, В - карие глаза, Ь - голубые глаза) при независимом наследовании этих признаков?

2. У свиней черная окраска щетины А доминирует над рыжей а, длинная щетина В - над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного в результате скрещивания черного с длинной щетиной гетерозиготного организма с гетерозиготным черным с короткой щетиной.

Задача 9. Какое потомство получится при скрещивании чистопородного комолого (безрогого) черного быка с красными рогатыми коровами? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость доминирует над рогатостью, а черная масть – над красной, причем гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом?

14. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, цвет карих глаз над голубым.Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой неблизорукой женщиной ? Известно, что у мужчины отец был голубоглазым, неблизоруким. Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

15. Плоды томатов могут иметь красный и желтый цвет, быть голыми и опушенными. Известно, что гены желтой окраски и опушенности являются рецессивными. Из собранного в колхозе урожая помидоров оказалось 36 т красных неопушенных и 12 т красных опушенных.Сколько (примерно) в колхозном урожае может быть желтых пушистых помидоров, если исходный материал был гетерозиготным ?Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

16. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз - над голубыми. Гены не сцеплены.Какое потомство и в каком отношении можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение ?Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

17. В семье, где родители хорошо слышали и имели : один - гладкие волосы, а другой - вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Второй их ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы.Каковы возможные генотипы всех членов семьи, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими,а нормального слуха над глухотой. Гены не сцеплены. Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

Задача 12.Тетя Лиза решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что тетя Даша выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение тетя Лиза стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у тети Маши, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились. Почему тетя Лиза пила валерьянку?

Задача 13. (самостоятельное решение) Тетя Маша выращивала прекрасные красноплодные помидоры, а тетя Даша гордилась своими желтоплодными помидорами. Тетя Лиза решила всех перещеголять и получить растения с оранжевыми плодами. Взяв по одному растению у своих соседок, она скрестила жертвы селекционера-любителя. Почему, когда созрели помидоры, тетя Лиза опять пила валерьянку.

(Перед решением задачи целесообразно задать следующие вопросы: “Можно ли, не прибегая к записи цитологических обоснований, ответить на вопрос задачи? Почему вы пришли к такому выводу?)

Задача 14. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каковы возможные генотипы черных и коричневых животных? Можно ли ожидать рождения черных щенков от скрещивания коричневых собак? (Ответы: черные - АА, Аа; коричневый - аа; нет)

Задача 15. (для домашнего задания) У томатов нормальный рост растения доминирует над карликовым. Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми? Дайте цитологическое объяснение своему ответу.

Задача 16. (для домашнего задания) Скрестили черного и белого кроликов. В потомстве были только черные кролики. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача 17. Тетя Лиза, посадив семена, полученные из помидор, так огорчивших ее прошлым летом, спокойно смотрела любимые сериалы. Собирая урожай, Мендель в юбке приговаривала : “Вот оно свершилось! Теперь - то уж точно соседка от зависти лопнет!” Что так обрадовало тетю Лизу?

Задача 18. Скрестили коричневых норок с серыми. В первом поколении потомство получилось коричневым. Во втором поколении на 45 коричневых норок пришлось 15 серых. Определите количество гомозиготных особей среди коричневых и серых норок.

Задача 19.(для домашнего задания) Какого потомства можно ожидать от скрещивания двух черных собак?

Задача 20.(для домашнего задания) Плоды томата бывают круглыми (доминантный признак) и грушевидными. Каков будет внешний вид первого и второго поколения при скрещивании растения гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющим грушевидные плоды?

Задача 21. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 82 потомков из 332 были укороченные крылья, а у 240 потомков - нормальные. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомков? Составьте схему скрещивания.

Задача 22. Мистер Смит приобрел у мистера Брауна быка для своего стада черно-пестрых голштин-фризов и получил среди 26 телят 6 красно-пестрых. До этого красно-пестрых животных в его стаде не было. Когда он потребовал возвращения денег, уплаченных за быка, мистер Браун частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником является не один лишь бык. Кто из фермеров прав?

Задача 23. Предполагают, что у человека волнистые волосы - доминантный признак. В семье трое детей: девочка Катя с прямыми волосами и два мальчика - Саша с прямыми волосами и кудрявый Миша. У матери этих детей, а также у ее отца волосы волнистые; у отца детей волосы прямые. Составьте родословную этой семьи

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для учащихся профильных классов естественнонаучного и медико-биологического направления средних школ.

Известно, что одна из приоритетных задач “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” - разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Профильное обучение должны обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным ими дисциплинам и дать возможность “разгрузить” их по непрофильным предметам. Ставится задача создания “системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуальное обучение и социализацию обучения”.

Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. Изучение элективного курса может проверить целесообразность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук – генетике.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. По типу программа является авторской.

Программа рассчитана на 35 часа. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.

Основными целями курса являются: 

  • создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;
  • создание необходимой базы для понимания специализированных вузовских программ;
  • формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.

Задачи курса:

образовательные: 

  • формирование умений и навыков решения генетических задач;
  • отработка навыков применения генетических законов;
  • обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
  • удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

развивающие: 

  • развитие логического мышления учащихся;

воспитательные: 

  • воспитание и формирование здорового образа жизни.

Основная концепция курса.

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующую педагогическую концепцию.

Принцип 1 - соответствие методологическим принципам современного биологического познания, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.

Принцип 2 - добровольность - каждый из учащихся принимает осознанное решение посещать занятия.

Принцип 3 - максимально активная позиция, что предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов.

Принцип 4 – научность.

Принцип 5 - развивающий характер - данный элективный курс должен способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества.

Принцип 6 - историко-патриотический акцент при изучении истории генетики.

Принцип 7 - экологическая направленность - курс должен привести к формированию твердой убежденности, что неблагоприятные внешние факторы влияют на организм на молекулярно-генетическом уровне, являются причиной генетических нарушений.

Принцип 8 - профессиональная направленность - изучение данного материала должно облегчить учащимся процесс выбора будущей профессии.

Режим занятий.

Программа рассчитана на 34 часа, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.

Количество занятий в неделю – 1.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Учебно-тематический план.

Название темы

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Белки (белки - полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке)

1

Решение задач.

2

3

Нуклеиновые кислоты (сравнительная характеристика ДНК и РНК)

1

Решение задач.

2

4

Биосинтез белка (код ДНК, транскрипция, трансляция- динамика биосинтеза белка)

1

Решение задач.

2

5

Энергетический обмен (этапы энергетического обмена)

1

Решение задач.

2

6

Рубежная диагностика: контрольная работа.

1

7

Законы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание.

 

 

1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

1

 

2. Решение задач.

2

8

Дигибридное скрещивание.

 

 

1. Закономерности при дигибридном скрещивании.

1

 

2. Решение задач.

2

9

Полигибридное скрещивание.

 

 

1. Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

1

 

2. Решение задач.

2

10.

Сцепленное наследование генов.

 

 

1. Закономерности сцепленного наследования.

2

 

2. Решение задач.

2

11

Наследование, сцепленное с полом.

 

 

1. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

1

 

2. Решение задач.

2

12

Взаимодействие неаллельных генов.

 

 

1.Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.

2

 

2. Решение задач.

2

13

Итоговое занятие.

1

 

Итого

35

Содержание программы.

Общее количество часов – 35.

1. Введение. 1 часа.

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Белки.  3 часа.

Теоретический кур-1 час. Мономеры, полимеры. Структура, свойства белков. Ренатурация, денатурация. Биокатализаторы – ферменты. Белки- полимеры, структуры белковой молекулы функции белков в клетке.

Практический курс – 2часов. Решение прямых задач по молекулярной биологии по теме: « Белки».

3. Нуклеиновые кислоты.  3 часа.

Теоретический курс-1 час  Нуклеиновые кислоты. Биологическая роль ДНК. Структура, функции, виды РНК. Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

Практический курс – 2часов. Решение прямых задач по молекулярной биологии по теме: «Нуклеиновые кислоты».

4. Биосинтез белка.  3 часа.

Теоретический кур-1 час. Стадии транскрипции. Проматор. Процессинг иРНК. Механизм трансляции. Кодон, антикодон. Ферменты пластического обмена. Транскрипция.  Трансляция.

Практический курс – 2часов. Решение прямых задач по молекулярной биологии по теме: «Биосинтез - белки».

5. Энергетический обмен.  3 часа.

Теоретический кур-1 час. Структура и функции АТФ. Гликолиз. Окислительное декарбоксилирование. Окислительное фосфорилирование. Биологический смысл каждого этапа. Роль мембран.Диссимиляция. Гликолиз. Катаболизм.

Практический курс – 2часов. Решение прямых задач по молекулярной биологии по теме: «Энергетический обмен».

6.Рубежная диагностика: контрольная работа. 1 час.

7. Моногибридное скрещивание. 3 часов.

Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.

Практический курс – 2часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

8. Дигибридное скрещивание. 3 часов.

Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс – 2 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

9 Полигибридное скрещивание. 3 часа.

Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Практический курс – 2 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

10. Сцепленное наследование генов. 4 часов.

Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс – 2 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

11. Наследование, сцепленное с полом. 3 часа.

Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс – 2 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

12. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.

Теоретический курс –2 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. 

Практический курс – 2 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

13. Итоговое занятие. 1 часа.

Самостоятельное решение генетических задач всех видов.

Методическое обеспечение программы.

1. Учебные пособия.

Учебными пособиями данного элективного курса могут быть учебники для общеобразовательных школ, а также пособие серии “Темы школьного курса” Р.А. Петросовой “Основы генетики” изд. “Дрофа”.

Так как теоретические занятия направлены на повторение и закрепление материала, целесообразно предоставить учащимся возможность самостоятельно готовить и делать доклады на заданные темы, используя при подготовке, как школьный учебник, так и дополнительную литературу. Докладам учащихся должна предшествовать работа учителя с учеником с целью подбора литературы, для выделения главных идей, эмоционального окрашивания рассказов из истории открытий.

Для ускорения работы на теоретическом занятии всем учащимся целесообразно раздавать распечатанный материал с основными моментами доклада, алгоритмами решения задач, доказательствами законов, подготовленный учащимся. К концу изучения курса у всех учеников теоретический материал составит пособие по изучаемой теме.

2. Требования к оснащению курса.

Для практических занятий необходимы справочники с указанными доминантными и рецессивными признаками живых организмов.

Для теоретических занятий необходимы таблицы с демонстрацией процессов мейоза, моногибридного и дигибридного скрещивания, процессов, происходящих в случае сцепленного наследования генов и наследования, сцепленного с полом.

3. Организация учебно-воспитательного процесса.

Основной формой организации учебной работы является не урок, а учебное занятие, т.е. “учебные часы, а также вообще время учения” (Ожегов С.И.). Учебное занятие предусматривает активную самостоятельную работу школьника, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, более свободное поведение учащегося на занятиях, отсутствие скованности, которую в той или иной степени вызывает оценочная система на уроке.

Занятия строятся по степени усложнения рассматриваемого материала, по степени усложнения задач. При этом используются различные методы и методические приемы, направленные на активную работу учеников в форме диалога учитель-ученик, активное обсуждение материала в форме ученик-ученик, ученик-учитель.

Определение методов обучения – одна из существенных и сложных проблем в разработке методики элективного курса. При составлении данной программы, состоящей как из теоретической части, так и практической, считаю необходимым опираться на три основные группы методов обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция), наглядные (работа с таблицами, схемами), практические (решение задач). Разнообразие методов способствует осуществлению эффективного процесса обучения, воспитания и развития школьников. Основными функциями применяемых методов обучения в данном элективном курсе являются:

- обучающая - ведущая функция;

- развивающая – учитель использует логические приемы в процессе реализации любого метода, которые развивают учащихся, учат сравнивать, анализировать, систематизировать учебный материал;

- воспитывающая – через содержание материала формируется культура умственного труда учащихся, умение работать с учебником и другие;

- побуждающая – учитель в процессе реализации методов побуждает учащихся к активным действиям по усвоению учебного содержания;

- контролирующая – учитель управляет и контролирует процесс реализации метода.

Некоторые приемы педагогической техники, используемые на занятиях.

Отсроченная отгадка. Формула: в начале занятия учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Удивляй! Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Фантастическая добавка. Формула: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Лови ошибку! Формула: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Практичность теории. Формула: введение в теорию (закрепление теории) учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Свои примеры. Формула: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (составляют собственные генетические задачи, вопросы к ним).

Программируемый опрос. Формула: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. 

4. Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.

В результате обучения школьники должны:

  • расширить знания об основных генетических законах;
  • в совершенстве овладеть специальной генетической терминологией;
  • научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
  • уметь применять различные генетические законы при решении задач;
  • уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
  • уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. Поэтому для определения степени усвоения материала на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению учащимися всех изученных типов задач, по результатам которой, знания и умения учащихся оценить в форме “зачтено / не зачтено”.

Литература для учащихся.

1. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

3. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

4. Мортон Дженкинс. 101 ключевая идея: генетика. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.

5. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Литература для учителя.

1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.

3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.

6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

7. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

8. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.

9. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.

10. Хлебунова С.Ф., Тараненко Н.Д. Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. Ростов-н/Д: Учитель, 2004. – 96с.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА ДЛЯ 10 – 11 –Х КЛАССОВ

1)  Решение показательных неравенств2) Упростите выражение3) Нахождение области определения функции Решение показательных неравенств№1.  Решите неравенство    ...

Дидактический материал по геометрии 9 класс

1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов.  Вычислите скалярное  произведение  векторов...

Дидактический материал "Классы неорганических соединений"

Дидактический материал  к уроку обобщения по теме "Классы неорганических соединений" 8 класс...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений

Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная  работа содержит следующий материал д...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...