Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир растений" для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс)

Мецих Ольга Ивановна

Программа «Мир растений» ориентирована на обучающихся 6 класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.  Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

УТВЕРЖДАЮ

                                                                       Директор  МБОУ СОШ  №24

_______________Замковая Н.В.

                                                                                  Приказ № __________

от «____» ____________2017г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Мир растений»

6 класс

Составитель: Мецих Ольга Ивановна,

учитель биологии

высшей категории

2017

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

Место курса «Мир растений»

в базисном учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение курса «Мир растений» в  6 классе отводится 1 час  в неделю, то есть 34 часа за учебный год.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Мир растений»

Личностные результаты: 

  • воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • знание и соблюдение правил поведения в природе;
  • понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовывать теоретические познания напрактике;
  • понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
  • воспитание в учащихся любви к природе;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и  действиям на благо природы;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение учащихся к своим поступкам,
  • осознание ответственности за последствия;
  • умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем уметь совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих знаний и умений.

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека, значения растительного разнообразия;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5.В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Ученик научится:

  • основам исследовательской деятельности;
  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
  • взаимодействовать в группах;
  • демонстрировать результаты своей работы;
  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
  • соблюдать правила поведения в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • моделировать экологическую ситуацию;
  • находить необходимую информацию на различных носителях.
  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир растений» с указанием форм организации и видов деятельности

1. Введение (3 ч). Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и содержание  курса. Методы изучения и проведения исследований в мире растений. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент.

2. Морфология растений (7 ч). Морфологические особенности изучаемого растения. Семена растений, какие они.  Разнообразие корней. Какими бывают побеги. Почки-кто они? Эти замечательные листья. листорасположение, структура  листа, жилкование, строение цветка и плодов. Легенды о цветах. Экскурсия.

3. Анатомия растений (3 ч).  Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной клетки. Клеточное строение листа. Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа с живыми объектами.

4. Физиология растений (6 ч).  Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений.  Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия. Фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)

5. Систематика растений (5 ч).  Чем занимается наука систематика? Крестоцветные и розоцветные – кто вы?  Бобовые и Пасленовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные – кто вы? Загадки о растениях. Угадай растение.

6. Экология растений (3 ч).  Экологические особенности произрастания растений. Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу.

 7. Роль растения в природе и жизни человека (6 ч). Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Роль растения в жизни человека. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия. Растение в литературных  и музыкальных произведениях.

8. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч). Подготовка презентации по материалам проекта. Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.). Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления).

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение

3

2

Морфология растений

7

3

Анатомия растений

3

4

Физиология растений

6

5

Систематика растений

5

6

Экология растений

3

7

Роль растений в природе и жизни человека

3

8

Оформление проекта и подготовка материалов к защите

4

Всего:

34

Календарно - тематическое планирование

по курсу «Мир растений» в 6 «А» классе

№ п/п

Тема урока

Характеристика видов деятельности

учащихся

(на уровне учебных действий)

Дата проведения урока

по

плану

по факту

Введение (3 ч)

1

Растения – наши соседи по планете. Экскурсия.

Знакомятся с целями, содержанием и задачами курса. Обобщают имеющиеся представления о мире растений, ботанике. Ведут фенологические наблюдениия, собирают материал для отчета по экскурсии.

2

Методы изучения и проведения исследований мира растений.

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение»,  «гипотеза», «эксперимент». Основные этапы и последовательность проведения исследования (выполнения проектной работы) в мире растений. Уясняют порядок определения цели и задач исследования, разработки плана исследования.

3

Составление отчета по экскурсии.  

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.  Составляют отчет по экскурсии.

Морфология растений (7 ч)

4

Морфологические особенности изучаемого растения.

Работа в группах. приобретают навыки работы с определителям флоры леса, парка. Ведут дневник фенологических наблюдений

5

Семена растений, какие они?

Работа в группах. Работа с образцами семян, изучают особенности их строения. Викторина «Узнай растение по его семенам»

6

Разнообразие корней растений

Углубляют знания по строению и многообразию корней. Рассматривают зоны корня. Работают с различными источниками. Делают сообщения о самых причудливых корнях растений.

7

Какими бывают побеги. Почки-кто они?

Расширяют знания о побегах растений и их видоизменениях.  Значение побега, его рост и развитие. Почка - видоизмененный побег. Изучают расположение почек на стебле их строение. Составляют рассказ (сказку) о почках и побегах.

8

Эти замечательные листья

Работа в группах. Изучают  структуру  листа, жилкование. Используют гербарии, другие источники, определители. Викторина «О чем шепчут листья».

9

Зачем растениям цветы?

Работа в группах. Изучают строение цветка. Конкурс «Узнай цветок (соцветие) какого растения и его название по формуле цветка». Рассказывают легенды о цветах. Конкурс рисунков о цветах.

10

Плоды сухие и сочные

Расширяют знания о плодах растений. Объясняют значение плодов и их распространение. Рассказы, сказки и поговорки о плодах.

Анатомия растений (3 ч)

11

Внутреннее строение растений

Работа в группах. Объясняют правила работы с лабораторным оборудованием. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений.  Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами.

12

Органоиды растительной клетки

Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки.  Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений.   Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами.

13

Органоиды растительной клетки

Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки.  Работа в группах. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений.   Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами.

Физиология растений (6 ч)

14

Особенности жизнедеятельности растений.

Объясняют как питаются растения, какие вещества необходимы для питания растений, как они передвигаются в растении. Биологическая викторина.

15

Как растения дышат

Объясняют процесс дыхания растений. Показывают на опыте особенности процесса дыхания растений.

16

Растения зеленые и не только. Фотосинтез

Значение хлоропластов, хромопластов и лейкопластов. Объясняют, почему цвет листьев и других частей растений в основном зеленый,  почему цвет может быть другим  и почему изменяется в процессе развития и созревания. Опыт обнаружения фотосинтеза (выделения кислорода растениями на свету, крахмальная проба. Знакомятся с rомнатными растеними для «северного» и «южного» окна. Практическая работа «Образование органических веществ на свету»

17

Тропизмы 

Объясняют термин «тропизмы». Все тянется к солнцу. Обсуждают результаты эксперимента, объясняющий физическое проявление тропизма.

18

Как размножаются растения

Обсуждают способы размножения растений, многообразие способов. Обсуждают результаты эксперимента «Определение всхожести семян растений». Проведят работы по перевалке и пересадке комнатных растений. Готовят растворов для подкормки комнатных растений. Исследуют влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние и фитонцидную активность комнатных растений. Демонстрируют результаты вегетативного размножения комнатных растений по фотоснимкам.

19

Сезонные изменения в жизни растений.

Объясняют, как проявляются сезонные изменения растений. Гтовят к занятию поговорки, пословицы посвященные сезонным изменениям в жизни растений. Делают сообщения: «Все ли зимой и летом «одним цветом?»  Обсуждают результаты фенологических наблюдений за жизнью растений ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)

Систематика растений (5 ч)

20

Чем занимается наука систематика?

Объясняют термин «Систематика растений», история появления этой науки, ее основоположники.  Основные систематические группы растений.

21

Крестоцветные и розоцветные – кто вы? 

Выделяют основные признаки семейств крестоцветных и розоцветных растений, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейств крестоцветных и розоцветных растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Крестоцветные и розоцветные – кто вы?» 

22

Бобовые и Пасленовые – кто вы?

Выделяют основные признаки семейств Бобовые и Пасленовые, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейств Бобовые и Пасленовые растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Бобовые и Пасленовые – кто вы?» 

23

Сложноцветные – кто вы?

Выделяют основные признаки семейства  Сложноцветные, его систематическое положение. Изучают цветки семейства. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейства Сложноцветные  растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Сложноцветные – кто вы?» 

24

Злаковые и Лилейные – кто вы?

Выделяют основные признаки семейств Лилейные и злаковые, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейств Лилейные и злаковые растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Злаковые и Лилейные – кто вы?» 

Экология растений (3 ч)

25

Экологические особенности произрастания растений.

Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения растений.

26

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Работают с Красной книгой по изучению флоры, разрабатывают рефераты и проекты на тему о мире растений. Экскурсия. Сбор материала об экологических проблемах нашей местности. Выполняют фенологические наблюдения за растениями-индикаторами, ведут дневник, готовят отчет об экологическом состоянии в п. Обухово и его окрестностях.

27

Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу.

Работают с Красной книгой по изучению флоры, разрабатывают рефераты и проекты на тему о мире растений.

Роль растения в природе и жизни человека (3 ч)

28

Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки в поиске информации из различных источников.  Характеризуют абиотические, биотические и антропогенные  факторы, их влияние на растения.

29

Роль растения в жизни человека.

Культурные растения. Выясняют какие культурные растения выращивают в Московской области, в окрестностях п. Обухово. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Ведут фенологические наблюдения в ходе экскурсии. Отрабатывают навыки в работе с различными источниками информации.

30

Растения в литературных  и музыкальных произведениях.

Викторина “Эти замечательные растения”.  Отрабатывают навыки в работе с различными источниками информации.

Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч)

31

Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.)

Уясняют порядок оформления исследовательской (проектной)  работы. Готовят титульный лист, содержание, текст, приложения.

32

Подготовка презентации по материалам проекта.

Уясняют виды материалов к презентации проекта. Разрабатывают компьютерную презентацию.

33

Защита проектов

Выполняют защиту разработанных проектов, рефератов

34

Защита проектов

Выполняют защиту разработанных проектов, рефератов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...