Урок на тему "Черви"
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Якубенкова Ирина Васильевна

Кольчатые черви.

Цель: продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных животных; выявить усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными

·         Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчатых червей в связи с их образом жизни; показать усложнение внутренней организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями; познакомить с многообразием кольчатых червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах и жизни человека;

·         продолжить формирование умений узнавать изученных животных; работать с раздаточным материалом, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками, материалами интернет и обучающего диска;

·         продолжить работу по формированию научного мировоззрения обучающихся; воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к червям, к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе;

·         воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chervi.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кольчатые черви.

Цель: продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных животных; выявить усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными

  • Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчатых червей в связи с их образом жизни; показать усложнение внутренней организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями; познакомить с многообразием кольчатых червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах и жизни человека;
  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных; работать с раздаточным материалом, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками, материалами интернет и обучающего диска;
  • продолжить работу по формированию научного мировоззрения обучающихся; воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к червям, к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе;
  • воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности кольчатых червей, учатся различать кольчатых червей среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия о целоме, замкнутой кровеносной системе.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, выполнять работу по инструкции, работать с разными источниками информации, находить информацию о кольчатых червях в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при выполнении заданий, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы.

Личностные: развитие и формирование интереса к изучению природы; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

 Тип урока: изучение нового материала.

 Методы: проблемный

 Формы: парная работа

Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, рабочие тетради, инструктивные карты, живые объекты – круглые черви.
Ключевые понятия: Тип Кольчатые черви, класс Многощетинковые, Класс Малощетинковые, Пиявки, сегменты, параподии, щетинки, вторичная полость (целом).

1. Организация учащихся на работу 
- Давайте вспомним, с какими  Типами Червей мы с Вами уже  познакомились:

Плоские и  Круглые

  - Напомните, пожалуйста, представителей Плоских червей:

    Кл. Ресничные черви (белая планария), Кл. Сосальщики (Печеночный сосальщик), Кл. Ленточные черви (Бычий, свиной цепни)

  - С какими представителями Круглых червей мы познакомились?

        Аскарида, острица.

- Что отличает Круглых червей от Плоских, кроме их формы тела?

Усложнение строения:

  • в пищеварительной системе появляется анальное отверстие;
  • раздельнополые;
  • появилось окологлоточное нервное кольцо;
  • полость тела заполнена жидкостью;
  • мускулатура располагается вдоль тела ЧЕТЫРЬМЯ тяжами и осуществляет движение червя.

- Давайте рассмотрим трёх представителей: планарию, аскариду и дождевого червя.

- Как вы думаете, кто из них похож на активного охотника за пищей?

- На чём основано ваше мнение?

Для активного поиска нужны хорошо развитые мышцы и опорный орган для них.

У всех червей есть кожно-мускульный мешок, но опорный орган появляется у круглых червей. Первичная полость нематод, заполненная жидкостью, НО она  не отделена от внутренних органов. Если этого червя поместить в почву и заставить протиснуться через острые частицы горных пород, что с ним может произойти?

Конечно же,  неизбежно повреждение кожно-мускульного мешка. В результате  полостная жидкость вытечет и  червь погибает.

Эту проблему около 600 млн. лет назад решила сама природа, создав вторичную полость тела – целом (от др.-греч. κοίλωμα — углубление, полость).

Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также между правой и левой перегородками, состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента.

- как называется наука, которая использует изобретения природы? (Бионика)

 Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полости тела организма оказалось очень удачным.

Сегодня мы познакомимся с третий группой Червей, у которых появилась вторичная полость тела  - и это тип  КОЛЬЧАТЫЕ черви или кольчецы.

- Как вы считаете, для чего мы будем знакомиться с этой группой живых организмов?

  • Учащиеся определяют цели и задачи урока: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;
  •  выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

2. Изучение нового материала

- Как вы считаете, почему эта группа червей получила такое название?

Тело червей состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей.

Тип кольчатых червей охватывает около 9 тысяч видов червей(в некоторых источниках – 12-18 тыс. видов), обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей.  

Еще раз хочется напомнить, что мы изучаем живую природу по пути усложнения уровня организации. Таким образом, при изучении Кольчатых червей мы должны увидеть и выделить черты их усложнения  в процессе эволюции.

Подобно плоским и круглым червям кольчецы трехслойные животные с двухсторонней симметрией тела.

- А теперь давайте составим общую характеристику представителей данного типа.

Вы должны внимательно слушая,  на листках, которые затем вклеите в рабочую тетрадь,  кратко записать особенности представителей данного типа  по предложенному плану. За правильный ответ получаете 1 балл.

Просмотр презентации «Тип кольчатые черви» рассказ учителя

1.Среда и места обитания. Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, а так же их можно встретить и в почве.
Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.                                                                              
2.Происхождение. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей.   Это произошло более 600 млн. лет назад.                                                                                                                              3.Особенности кожно-мускульного мешка. Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.
4.Полость тела. У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.
5.Пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишки. Передняя кишка начинается ртом, переходящим в глотку, открывающуюся в пищевод, затем в зоб, желудок, от которого начинается средний отдел кишечника, далее – задняя кишка, заканчивающаяся анальным отверстием.   В пищевод впадают протоки известковых  желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот:                                                                                                                                     рот → глотка → пищевод → зоб → желудок → средняя кишка → задняя кишка→ анальное отверстие.                                                                                                                                6.Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.
7.Кровеносная система. У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным, брюшным сосудами и каждый сегмент имеет кольцевой сосуд. Кровь червя красного цвета, т.к. содержит железосодержащий белок, близкий к гемоглобину. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - это 5-7 более крупных кольцевых сосуда, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.
8.рганы  дыхания. Наземные формы дышит всей поверхностью тела. У морских водных впервые появляются перистые жабры..
9.Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы. Т.о. Н.С. цепочечного или узлового типа.                                                      10.Органы  чувств – глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание.
11.Половая  система. Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.
Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.                                                  
12.Систематика. Тип объединяет в себе несколько классов но три из них из них - основные – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки.

Итого за общую характеристику: max. к-во баллов – 12

Отгадайте загадку:

         Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный,

Ее глотают не спеша.

В жизни мы чаще всего можем наблюдать дождевого червя, как представителя Кольчатых червей. Поэтому изучать строение и жизнедеятельность этих животных мы будем в основном на их примере.                                                                                                                   В 1881 году за год до своей кончины, всемирно известный учёный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями, и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место”.

           Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним лабораторную работу (в парах), поработаем с учебником на стр. 154 – 156 и дополнительными материалами из рабочего листа.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Лабораторная работа

«Внешнее строение дождевого червя» (инструктивная карточка)

Цель:  1. Познакомиться со внешним строением дождевого червя;

2. Выявить черты приспособленности к жизни в почве и на суше;

Оборудование: Живые дождевые черви,  ручная лупа,  лист белой бумаги,

стекло, пластмассовая палочка, влажная салфетка.

Ход работы:

1. (max. к-во баллов – 2)Рассмотрите внешний вид дождевого червя и определите:

  • Окраску тела (к чему приспособлена?)
  • Размеры (с чем связано изменение длины и толщины тела?)
  • Пользуясь лупой, рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

2. (max. к-во баллов – 3):

  • Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.
  • Пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;
  • Проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Сделайте рисунок щетинок и определите их функцию.

3. (max. к-во баллов – 2) Сделайте рисунок червя и подпишите указанные части тела.

Вывод: (max. к-во баллов – 2) Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

Итого за выполнение лабораторной работы: max. к-во баллов – 9

Итоговое количество баллов: 12 + 9 = 21

IV. Оценивание учащихся:    Критерии оценки за урок :

« 5» - 21-18 балла;

«4»  - 17-14 баллов;

«3» - 13 - 9 баллов

«2» - менее 9 баллов. 

V этап. Рефлексивная деятельность 

Что мы узнали на уроке (по цепочке отвечает каждый ученик). Например:

1.Тело всегда сегментировано.

2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3.Имеют вторичную полость тела(целом).

4.Полость тела разделена перегородками.

5.Кровеносная система замкнутая.

6.Выделительные органы открытого типа.

7.Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел- «головной мозг».

8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.

9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.

Выводы: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...