Внеклассное мероприятие "Биологическая олимпиада"
учебно-методический материал по биологии

Внеклассное мероприятие "Биологическая олимпиада" (7-10 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж им.Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева»

Биологическая олимпиада как форма оценки

образовательных достижений учащихся

                                                                          Преподаватель: Цыбикова Н.Л.

                                                                   

г.Улан-Удэ

     Школьная олимпиада – своеобразная форма оценивания образовательных достижений и творческой одаренности обучающихся. Биологическая олимпиада объединяет учащихся, проявляющих интерес к предмету. В процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задания.

     Творческие способности учащихся формируют особый творческий тип мышления, который, по мнению академика РАО РФ И.Я.Лернера, развивается при выполнении определенных задач и характеризуется следующими чертами:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение неизвестного в знакомой ситуации;

- видение структуры и новой функции объекта;

- альтернативное мышление;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

- построение принципиально нового, оригинального способа решения задачи.

     Содержание олимпиадных заданий должно учитывать разные типы одаренности детей. Чаще всего термин «одаренность» используется в значении высокого уровня развития способностей человека как общих (умственных), так и специальных, связанных с конкретной предметной областью, например биологией. В связи с этим можно выделить следующие типы заданий, проверяющие соответствующий тип одаренности:

- задания, проверяющие степень информированности школьников по биологии (энциклопедичность);

- задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития – степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация) по биологии и предметам общеобразовательной области «Естественные науки» (интеллектуальность);

- задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность).

     Программа олимпиад разного уровня должна учитывать подготовленность учащихся каждого отдельного класса и соответствующий тип одаренности.

     Олимпиада школьников по биологии проводится на основе общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования в пять этапов. Первый этап организуют образовательные учреждения в октябре (школьные олимпиады). Второй этап – органы местного самоуправления или местные (муниципальные) органы управления образования в ноябре (городская, районная олимпиады). Третий тур – субъекты РФ совместно с государственными органами управления образованием субъектов РФ и Советами ректоров высших учебных заведений в январе (областная, республиканская олимпиада). Четвертый этап – федеральный окружной – в марте (окружная олимпиада). Пятый этап – в апреле (Всероссийская олимпиада).

     На этапе школьной олимпиады  используются задания, проверяющие знания и умения учащихся называть, характеризовать, обосновывать, применять информацию о биологических объектах. Школьные олимпиады не только выявляют тех, кто интересуется биологией, но и пробуждают интерес к подобному интеллектуальному соревнованию.

     Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний как основы научной картины мира, экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы по следующим разделам: «Биология – наука о живой природе», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье», «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности».

     Раздел «Биология – наука о живой природе» включает материал о биологии как науке, ее достижениях, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, о признаках живого, основных уровнях организации живой природы.

     В разделе «Клетка как биологическая система» представлены задания, проверяющие знания о строении, функциях и химической организации клетки, гене и генетическом коде, метаболизме (энергетический обмен, биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез), о многообразии клеток, их делении путем митоза и мейоза; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них, различные способы деления клетки.

     Раздел «Организм как биологическая система» состоит из заданий об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, размножении и онтогенезе, о закономерностях наследственности и изменчивости, селекции организмов и биотехнологии; предусматривает овладение умениями сравнивать организмы разных царств, генотипы и фенотипы родителей и потомства, способы размножения, различные виды изменчивости, применять знания генетической терминологии и символики при решении генетических задач, давать цитологическое обоснование законов наследственности.

     В разделе «Многообразие организмов» проверяются знания о многообразии, строении и жизнедеятельности растительного, животного, грибного, растительного, бактериального организмов и вирусов, классификации растений и животных; биологических основах выращивания культурных форм; умения сравнивать и классифицировать организмы разных систематических таксонов, устанавливать причинно-следственные связи в живой природе, характеризовать и определять организмы разных царств.

     Раздел «Человек и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний и строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов, организма и среды, особенности жизнедеятельности человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; происхождение человека от животных; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностей высшей нервной деятел0ности человека.

     В раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» включены задания, направленные на контроль знаний о движущих силах, направлениях и резул0татах эволюции органического мира, об усложнении растений и животных в процессе эволюции, движущих силах и этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; о причинах и этапах эволюции и ее критериях, раздел предполагает умения объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания, место человека в системе органического мира.

     Раздел «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере, ведущей роли живого вещества в ее развитии; о факторах, обеспечивающих и нарушающих устойчивость экосистем; о мерах, направленных на сохранение равновесия в них; о роли организмов в экосистемах и их места в экологических пирамидах; о причинах глобальных изменений в биосфере; о роли регулирования численности популяций, сохранения видов, экосистем, биосферы в целом. Кроме того, в этом разделе приведены задания на сравнение экосистемы и агроэкосистемы; составление схемы пищевых цепей в биоценозах.

     Школьная олимпиада помогает учащимся систематизировать знания, развивать творческое мышление, а также готовят к соревнованиям повышенной сложности. Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество образовательной подготовки учащихся по предмету и выявлять тип одаренности ее участников.

МЕТОДИКА  ОЦЕНИВАНИЯ

     Тесты с одним правильным ответом оцениваются в 1 балл. В задании к этим тестам указано, что на каждый вопрос следует выбрать только один ответ, который они считают наиболее полным и правильным. В этом случае за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Если ответ неверный, то ученик баллов не получает (0 баллов).

     В тестах с несколькими правильными ответами каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Если предлагается 5 вариантов, то ответ оценивается в 2,5 балла. Следует учесть, что из предложенных вариантов все могут быть правильные или, все неправильные, то есть сочетание правильных и неправильных ответов может быть различным, но ученик должен выбрать лишь те ответы, которые он считает правильными. За каждый неправильный ответ снимается 0,5 балла. Таким образом, цена ошибки равна – 1. Следовательно, если тест оценивается в 2,5 балла, а ученик допускает в нем 4 ошибки, то результат обсчета будет таким: 2,5 – 4 = - 1,5 балла.

     Задания на выбор правильного суждения оцениваются в 1 балл за каждый правильный ответ, а за каждую ошибку 1 балл снимается.

     Задания со свободным ответом и генетические задачи оцениваются в 5 баллов.    

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОЛИМПИАДА  по  биологии

7 класс

     На выполнение работы отводится 2 астрономических часа. Задание 1: за каждый правильный ответ – 1 балл (всего 20 баллов). Задание 2: за каждый правильный ответ 1 балл (всего 10 баллов). Задание 3: за каждый правильный ответ 1 балл (всего 5 баллов). Задание 4: в 1 балл оценивается абсолютно правильный набор всех цифр в А, Б, В (всего 3 балла). Максимальное количество баллов за работу – 38.

Задание 1. Отметьте, правильно (+) или неправильно (-) то или иное

                   суждение.

  1. Все растения, растущие в воде – водоросли.
  2. Простейшие – одноклеточные животные.
  3. Мох кукушкин лен – двудомное растение.
  4. Снаружи тело простейших покрыто кутикулой.
  5. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
  6. Споры у мужского папоротника образуются на женских особях.
  7. У зародыша семени сосны 2 семядоли.
  8. Ель и сосна – ветроопыляемые растения.
  9. Все моллюски имеют раковину или ее остатки.
  10. Основным фотосинтезирующим органом полевого хвоща является стебель.
  11. У паука в желудке 2 отдела.
  12. Лишайники состоят из нитей гриба и клеток водоросли.
  13. Все бактерии не могут жить без доступа кислорода.
  14. Органы дыхания моллюсков – жабры.
  15. Грибы не имеют хлоропластов.
  16. Зародыш семени однодольных растений имеет 2 семядоли.
  17. Только зеленые клетки растений имеют хлоропласты.
  18. Фотосинтез и дыхание происходит круглосуточно.
  19. Пестик цветка состоит из завязи и столбика.
  20. Мел, известняк образуются из раковин морских простейших.

Задание 2. Выберите один правильный ответ.

  1. Диаметр древесных растений постоянно увеличивается за счет деления клеток

а) камбия                                             б) луба

в) древесины                                       г) пробки.

     2. В свертывании крови участвует фибриноген, являющийся белком

          а) плазмы крови                                  б) лейкоцитов

          в) тромбоцитов                                   г) эритроцитов

     3. Плод вишни

          а) орешек                                             б) костянка

          в) коробочка                                        г) многоорешек

     4. Клевер – это растение

          а) семейства бобовых, имеющее соцветие корзинку и плод семянку

          б) семейства сложноцветных, имеющее соцветие корзинку и плод

              семянку

          в) семейства бобовых, имеющее соцветие головку и плод боб

          г) семейства сложноцветных, имеющее соцветие головку и плод боб

     5. Грибы не относятся к царству растений, т.к. они

          а) являются прокариотическими организмами

          б) отличаются составом фотосинтезирующих пигментов

          в) являются составной частью лишайников

          г) являются гетеротрофными организмами

     6. Основная функция столбчатой ткани листа

          а) газообмен                                       б) испарение воды

          в) накопление воды                           г) фотосинтез

     7. Эритроциты – это клетки, цитоплазма которых состоит в основном из

         белка

          а) фибрина                                          б) фибриногена

          в) гемоглобина                                   г) протромбина

     8. Наибольшее участие в опылении растений принимают насекомые

         отряда

          а) чешуекрылые                                 б) перепончатокрылые

          в) жесткокрылые                                г) полужесткокрылые

     9. Гельминтами называют

          а) всех червей

          б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека

          в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и

              человека

          г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и

              человека

     10. Органами зрения у пауков являются

          а) 1 пара фасеточных глаз

          б) 4 пары простых глаз

          в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз

          г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз

Задание 3. Подберите термины к соответствующим определениям

  1. Любые бактерии палочковидной формы - _________________________
  2. Бесцветные пластиды в растительной клетке_______________________
  3. Короткий ветвящийся отросток нейрона - _________________________
  4. Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения -_______________
  5. Место соприкосновения нервных клеток друг с другом -_____________ 

Задание 4. Выберите признаки, характерные для различных классов типа

                   Членистоногие.

  1. Тело разделено на головогрудь и брюшко.
  2. Тело разделено на голову, грудь и брюшко.
  3. На голове 2 пары усиков.
  4. Усиков нет.
  5. Есть зеленые железы.
  6. Есть стадия личинки.
  7. Личиночных форм нет.
  8. Три пары ходильных ног.
  9. Четыре пары ходильных ног.
  10. Пять пар ходильных ног.
  11. Взрослые формы дышат только через трахеи.
  12. Взрослые формы дышат через трахеи и легкие.
  13. Взрослые формы дышат только через жабры.

А) Класс Ракообразные______________________________________________

Б) Класс Паукообразные_____________________________________________

В) Класс Насекомые________________________________________________ 

 

         

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОЛИМПИАДА  по  биологии

9 класс

     На выполнение работы отводится 2 астрономических часа. Задание 1: за каждый правильный ответ – 1 балл (всего 20 баллов). Задание 2: за каждый правильный ответ 1 балл (всего 10 баллов). Задание 3: за каждый правильный ответ 1 балл (всего 10 баллов). Задание 4: в 1 балл оценивается абсолютно правильный набор всех цифр в А, Б, В (всего 4 балла). Максимальное количество баллов за работу – 44.

Задание 1. Отметьте, правильно (+) или неправильно (-) то или иное

                   суждение.

  1. Мох кукушкин лен всасывает воду из почвы с помощью корней.
  2. Семязачатки у покрытосеменных растений образуются внутри завязи пестика.
  3. Зародыш семени однодольных растений имеет две семядоли.
  4. Кровь и лимфа – это особые разновидности эпителиальной ткани.
  5. Кровь – жидкая соединительная ткань.
  6. Только для клеток зеленых растений характерно наличие хлоропластов.
  7. На главном корне не развиваются боковые корни.
  8. Луб – это проводящая ткань, по которой передвигаются вода и минеральные соли.
  9. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани.
  10. Для спирогиры характерен половой способ размножения – коньюгация.
  11. Шиповник, дикая редька относятся к семейству крестоцветных.
  12. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы.
  13. Простейшие обитают только в водоемах.
  14. Моллюски – животные с мягким телом, не разделенным на членики, имеющие раковину и ее остатки.
  15. Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называется соматической нервной системой.
  16. Ткань – это группа клеток, разных по строению и происхождению, но объединенных общей функцией.
  17. Гладкие мышцы способны очень быстро сокращаться.
  18. Молекула ДНК представляет структуру, состоящую из одной нити.
  19. Костная ткань – это разновидность эпителиальной ткани.
  20. АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии.

Задание 2. Выберите один правильный ответ.

  1. Какие органы выделяют гормоны в кровь?

а) слезные и потовые железы

б) печень и железы желудка

в) щитовидная железа и гипофиз

г) аппендикс и селезенка

     2. Мел и известняк образовались из раковин

          а) трилобитов                                 б) кальмаров

          в) фораминифер                             г) морских лилий

     3. Мономерами белков являются

          а) нуклеотиды                                б) аминокислоты

          в) глюкоза                                      г) ферменты

     4. Камбий представляет собой

          а) корневой чехлик, защищающий кончик корня

          б) проводящую ткань, по которой передвигаются органические

              вещества

          в) основную ткань, клетки которой содержат хлоропласты

          г) образовательную ткань, молодые клетки которой постоянно

              делятся

     5. Свертывание крови не происходит без наличия в ней

          а) альбуминов                                 б) лейкоцитов

          в) ионов натрия                               г) ионов кальция

     6. За какой систематической категорией в классификации растений

         следует семейство?

          а) вид                                                б) род

          в) класс                                             г) отдел

     7. Опишите путь передвижения крови от сердца к легким.

          а) из желудочка → в предсердие → в артерии → в капилляры

          б) из предсердия → в желудочек → в вены → в капилляры

          в) из предсердия → в артерию → в желудочек → в капилляры

          г) из желудочка → в артерию → в капилляры

     8. Больные малокровием употребляют железосодержащие препараты,

         потому что железо входит в состав

          а) гемоглобина                                  б) лимфоцитов

          в) тромбоцитов                                  г) фагоцитов

     9. Источником заражения человека бычьим цепнем служит

          а) яйцо                                                б) личинка

          в) финна                                             г) взрослый червь

     10. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальтонизм –

          рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите генотип кареглазой

          женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой – дальтоник

          (кареглазость доминирует над голубоглазостью).

           а) ААХDXD                                        б) АаХDXd

           в) АаXdXd                                          г)  ааXDXd

Задание 3. Закончите предложения.

  1. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток, - ________________________.
  2. Бактерия, имеющая форму палочки - ________________________.
  3. В пищеварительной системе человека наибольшую поверхность имеет слизистая оболочка ________________________________.
  4. Большой круг кровообращения – это путь крови от _________________

_____________________________________________________________.

  1. В коже человека под действием ультрафиолетовых лучей синтезируется витамин __________.
  2. Желчь из печени по протоку попадает в кишку ____________________.
  3. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию _____________________

__________________.

  1. Наука о многообразии живых организмов и распределении их по родственным группам - ________________________.
  2. Тип темперамента, при наличии которого человек характеризуется как высокочувствительный, малоподвижный, обидчивый, неэнергичный и не уверенный в себе, - __________________________.
  3. Самоудвоение молекулы ДНК - ____________________________.  

Задание 4. Установите соответствие между этапами пищеварения и отделами

                   пищеварительного канала.

  1. Измельчение пищи
  2. Расщепление жиров молока
  3. Частичное расщепление крахмала
  4. Расщепление белков
  5. Дальнейшее расщепление белков до аминокислот
  6. Всасывание питательных веществ
  7. Расщепление углеводов до глюкозы
  8. Всасывание воды
  9. Расщепление жиров до глицерина и жирных кислот
  10. Формирование каловых масс

А. Ротовая полость_________________________________________________

Б. Желудок ________________________________________________________

В. Тонкая кишка____________________________________________________

Г. Толстая кишка___________________________________________________

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОЛИМПИАДА  по  биологии

I курс (10 класс)

     На выполнение работы отводится 2 астрономических часа. Задание 1: за каждый правильный ответ – 1 балл (всего 20 баллов). Задание 2: за каждый правильный ответ 1 балл (всего 20 баллов). Задание 3: за каждый правильный ответ 1 балл (всего 10 баллов). Задание 4: в 1 балл оценивается абсолютно правильный набор всех цифр в А, Б, В (всего 5 баллов). Максимальное количество баллов за работу – 55.

Задание 1. Отметьте, правильно (+) или неправильно (-) то или иное

                   суждение.

  1. Печень не относится к органам пищеварительной системы.
  2. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.
  3. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани.
  4. Предплечье образовано лучевой костью.
  5. Митохондрии – органоиды клетки, где происходит биосинтез белков.
  6. Все животные одного вида обладают одинаковым набором безусловных рефлексов.
  7. У ламинарий имеются корневидные образования – ризоиды.
  8. Самые простые рефлекторные дуги образованы всего одним нейроном.
  9. По принципу комплементарности А-У, Ц-Г.
  10. Гормон – это химическое вещество, выделяемое железами внутренней секреции в кровь и регулирующее функции организма.
  11. Все бактерии имеют форму палочек.
  12. Позвоночник имеет три изгиба: шейный, грудной, поясничный.
  13. Эритроциты образуются в печени.
  14. Период жизни клетки от одного деления до следующего называется клеточным циклом.
  15. Испарение предохраняет растение от перегрева, обеспечивая более интенсивную подачу воды и растворенных в ней питательных веществ.
  16. Полимер – разветвленная цепь, состоящая из звеньев относительно простых веществ – мономеров.
  17. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы.
  18. Пиноцитоз – процесс захвата твердых частиц плазматической мембраной.
  19. Молекула ДНК представляет структуру, состоящую из одной нити.
  20. Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называется соматической нервной системой.

   Задание 2. Выберите один правильный ответ.

  1. Определите этапы зародышевого развития позвоночных животных.

а) бластула → дробление → зигота → гаструла → органогенез

б) зигота → дробление → бластула → гаструла → органогенез

в) гаструла → дробление → бластула → зигота → органогенез

г) зигота → дробление → гаструла → бластула → органогенез.

     2. Покрытосеменные растения отличаются от других отделов наличием:

          а) семян                                             б) цветков

          в) листьев                                          г) корней

     3. Сок, не содержащий ферментов, но облегчающий расщепление и

         всасывание жиров в тонком кишечнике, - это

          а) желудочный сок                           б) поджелудочный сок

          в) кишечный сок                               г) желчь

     4. Укажите заболевание, для профилактики которого человеку делают

         прививку.

          а) гемофилия                                     б) полиомиелит

          в) диабет                                            г) ангина

     5. В световой стадии фотосинтеза квантами света возбуждаются молекулы

          а) хлорофилла                                   б) глюкозы

          в) АТФ                                               г) воды

     6. Пептидная связь возникает между:

          а) радикалами соседних аминокислот

          б) карбоксильными группами

          в) аминогруппами

          г) карбоксильной и аминогруппой

     7. Среди перечисленных ниже наиболее крупной систематической

         единицей в царстве растений является:

          а) род                                                  б) вид

          в) семейство                                       г) отдел

     8. По бинарной номенклатуре на первом месте в названии вида

         животного должно быть:

          а) название класса                             б) название типа

          в) видовое название                           г) родовое название

     9. При серьезном повреждении затылочной доли мозга собаки у нее не

         сформируется условный рефлекс на:

         а) голос                                                б) жест

         в) прикосновение                               г) запах

     10. Что из нижеперечисленного не требуется для синтеза белка:

           а) рибосомы                                        б) т-РНК

           в) эндоплазматическая сеть              г) аминокислоты

     11. Какой абиотический фактор оказался в процессе эволюции главным

           регулятором сезонных явлений в жизни растений и животных

           а) количество осадков                       б) скорость ветра

           в) продолжительность дня и ночи   г) температура воздуха

     12. Вегетативное размножение растений используют в связи с тем, что:

           а) при этом сохраняется желаемый набор генетических признаков

           б) растение может дать больше посадочного материала, чем семян

           в) получают более здоровые растения

           г) все перечисленное выше верно

     13. Какое скрещивание является анализирующим

           а) АА  х  аа                                              б) АА  х  Аа

           в) Аа  х  Аа                                              г) Аа  х  АА

     14. Что такое аллель

           а) пара генов, определяющих развитие взаимоисключающих признаков

           б) пара генов, расположенных в одной хромосоме, наследующихся

               вместе

           в) пара генов, расположенных в негомологичных хромосомах, но

               отвечающих за развитие сходных признаков

           г) пара генов, расположенных в гомологичных хромосомах и

               контролирующих альтернативные признаки

  1.  Процесс расщепления белков начинается в:

          а) ротовой полости                                б) желудке

в) тонком кишечнике                            г) толстом кишечнике

     16. Для свертывания крови необходимы помимо прочего:

          а) ионы железа                                       б) ионы хлора

          в) аскорбиновая кислота                       г) ионы кальция

     17. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:

          а) корешке                                              б) семядоле

          в) покровах семени                                г) эндосперме

     18. Незаменимыми являются те аминокислоты:

          а) из которых синтезируются все белки человека

          б) которые человеческий организм не может синтезировать и должен

              получать с пищей

          в) которые содержат аминогруппу в альфа-положении

          г) которые включаются в состав полипептидной цепи не с помощью

              рибосом, а с помощью специальных ферментов

     19. Ген входит в состав:

          а) РНК                                                      б) ДНК

          в) АТФ                                                     г) белка

     20. Гипертрихоз (оволосение края ушной раковины) – рецессивный 4ен,

           локализованный в Ү-хромосоме. Мужчина с гипертрихозом женился

           на здоровой женщине. Какова вероятность рождения детей с данной

           аномалией

           а) у всех детей будет данная аномалия

           б) все дети будут рождаться без данной аномалии

           в) только мальчики будут иметь данную аномалию

           г) только девочки будут иметь данную аномалию

       Задание 3. Закончите предложения.

  1. Недоразвитый и утративший свою функцию в процессе эволюции орган, нормально развитый у предковых форм, - ________________________.
  2. Эволюционное изменение, приводящее к упрощению или исчезновению ряда систем или органов, но не снижающее при этом жизнеспособности организмов, - это _______________________.
  3. Индивидуальное развитие организма от зарождения до конца жизни особи - _______________________.
  4. Период подготовки к делению клетки - _____________________.
  5. Диплоидная клетка, образованная в результате слияния половых гамет - ____________________.
  6. Наука о внутреннем строении организмов - ____________________.
  7. Органоид клеток, осуществляющий внутриклеточное пищеварение - _____________________.
  8. Неполовые хромосомы называются _______________________.
  9. Закон сцепленного наследования генов открыл __________________.
  10. Антикодону УГЦ на т-РНК соответствует триплет на ДНК __________.  

Задание 4. Установите соответствие между классами органических веществ и

                   особенностями их строения и функций.   

  1. Состоят из простых углеводов.
  2. Обеспечивают хранение наследственной информации, участвуют в биосинтезе белков.
  3. Служит основным энергетическим веществом клетки.
  4. Состоят из нуклеотидов.
  5. Состоят из аминокислот.
  6. Молекула содержит три остатка фосфорной кислоты.
  7. Состоят из глицерина и жирных кислот.
  8. Откладываются в клетке в виде запасных питательных веществ.
  9. Молекулы имеют первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры.
  10. Могут служить ферментами.
  11. Встречаются в составе всех биологических мембран.
  12. Расщепляются ферментами слюны.

А. Жиры___________________________________________________________

Б. Нуклеиновые кислоты_____________________________________________

В. Белки___________________________________________________________

Г. Сложные углеводы________________________________________________

Д. АТФ____________________________________________________________                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ОЛИМПИАДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ» СРЕДИ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190604

      Цель конкурса – олимпиады:  установление дружеской атмосферы, повышение эрудиции студентов, выявление скрытых способностей, навыков и умений студентов....

Сценарий внеклассного мероприятия "Олимпиада-2014 в наших сердцах"

Внеклассное мероприятие позолит расширить знания учащихся о современных Олимпийских играх и участии России в них, сформирование стремления к здоровому образу жизни, чувства гордости и уважения к спорт...

Сценарий внеклассного мероприятия "Олимпиада начинается в школе"

Сценарий внеклассного мероприятия "Олимпиада начинается в школе"  предназначена для открытия школьной олимпиады по физической культуре....

Программа внеклассной работы "Олимпиада начинается в школе"

Настоящая программа является ориентационной основой деятельности коллектива МОУ Гимназии № 16, определяющей систему организационных, содержательных условий, содействующих реализации одного из приорите...

Внеклассное мероприятие "Олимпиада +"

Данное мероприятие рассчитано на  обучающихся, которые имеет  слабую мотивацию к  изучению математики. Можно проводить  как  в одном  классе , так  и между  кла...

Внеклассное мероприятие - олимпиада по технологии

Внеклассное мероприятие - олимпиада по технологии...