Из опыта преподавания биологии.
статья по биологии (5 класс)

Данная статья-это  подведение итога  работы по учебнику БИОЛОГИЯ  "Линия жизни " В.В.Пасечника в 5-6  классе.,анализ теоретической и практической части  данного учебника с позиции  многолетнего опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty_.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

     ИЗ ОПЫТА   ПРЕПОДАВАНИЯ  БИОЛОГИИ  В 5 КЛАССЕ  В РАМКАХ  ФГОС ООО

                                                                                      Автор: Лаушкина Т.А.                                                                                                                            

                                                                            учитель биологии МОУ- ООШ с.Семёновка

           В  2012-2013 учебном году в 5классе в рамках ФГОС ООО введен предмет биология. В МОУ ООШ с.Семёновка , продолжая образовательную  линию УМК «Школа 21 века» под редакцией  Н. Ф. Виноградовой, обучение  биологии  ведется  по  программе  доктора педагогических наук В. В. Пасечника. Учебник  «Биология»   В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С. Калинова, З.Г.Гапонюк- основной элемент образовательной среды   предметной  линии  УМК по биологии   «Линия жизни» для 5-6 классов издательство М.:Просвещение.                                                                                         Главная цель  современного образования заключается в повышении  его качества и эффективности  получения и практического  использования знаний. В соответствии с ФГОС  базовое  биологическое  образование  должно  обеспечивать  учащимся  высокую  биологическую, экологическую и природоохранную  грамотность , компетентность  в решении  широкого круга вопросов , связанных с живой природой.                                                                                                       Содержание   УМК под редакцией  В. В. Пасечника  направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его личности. Электронное приложение к учебнику позволяет  глубоко, наглядно расширить  текстовую и визуальную  информацию и научиться применять её при решении разнообразных познавательных, практических задач и подготовке творческих работ.  Изучение   материала ориентирую  на личностно-развивающую деятельность учащегося и определяется соответствующими видами этой деятельности.                                      

        На мой  взгляд, важной  положительной стороной учебника В.В.Пасечника   является  его логическая связь с курсом «Окружающий мир» начальной школы. Это  способствует реализации принципа преемственности в обучении и методически грамотном подходе к формированию и развитию системы биологических понятий.                                                                                                        Исходя из  опыта  работы   по данной  программе  выяснила, что  для

                                                            1

 достижения   образовательных  целей   и    реализации     образовательных  принципов   необходимо  больше  внимания   уделять  практической работе  учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Конечно, современный  кабинет  биологии должен  отвечать современному  уровню. Световым микроскопом не заинтересуешь, не утолишь любопытство  современных учеников- они хотят  проникнуть  в самые глубины, узнать причины, провести эксперимент.                                                                                              При планировании уроков биологии в 5 классе  большую часть урока стремлюсь отводить самостоятельной работе  учащихся, построив урок так, чтобы самой быть консультантом, даю возможность  ребенку  самому  получить  знания  из собственного  опыта. Например тему «Химический состав клетки» считаю  невозможно  изучить без практической  работы на уроке. Донести  до сознания пятиклассника  достаточно сложную  информацию только с помощью слов невозможно. Поэтому изучение  провожу только с опорой на  практику. Учащиеся  поэтапно, под руководством учителя  готовят исследуемый  материал (кусочки теста, дольки клубня  картофеля и  т.д.), затаив  дыхание от  предвкушения чего-то особенного, необычного, внимательно считают капельки йода,  добавляя к мутной  взвеси. Увидев  синий цвет ( получив  результат ) просто сияют от  счастья! Да разве  такое  забудится? Ребенок  проходит  путь  познания  от простого к сложному, самостоятельно  выстраивая  ответ  на  вопрос  учителя.   Совершенно против  того, что  ученики  должны  сидеть  за  рабочим  столом, как вкопанные, разрешаю  передвигаться по классу  во время практических работ, чтобы у детей  была  возможность  сравнить свой  

  результат  (например, при рассматривании микропрепарата  под  микроскопом) с результатом  других учащихся, порадоваться своему  успеху, показать  другим или  стремиться к тому, что получилось  у соседа .

        

                                                            2

 Наблюдая за деятельностью учени                                                                                                                                                                                                              ков , пришла  к  выводу, что простейший      успех провоцирует  

ребенка  на  преодоление новых  вершин  познания, осознание своей                                                                                                                                       важности,  стремление быть примером для других. Часто использую на уроке и  внеклассных занятиях   коллективную  деятельность: там, где над  одним  вопросом  думают несколько голов, приходит  взвешенное  решение, в споре рождается  истина.                            

 Коллективная деятельность (работа  в парах, группах, бригадах и т.д.) непроизвольно заставляет детей  говорить, проговаривать свои рассуждения, отстаивать, доказывать свою точку зрения. Это развивает устную речь, отрабатывает умозаключение,  учит общению и сотрудничеству. Особенно радует интерес к изучению  темы, основываясь на практическую деятельность с использованием  возможностей  кабинета слабых  учащихся. Они так вникают в процесс познания, что удивляешься, а тот ли это Дима, который  чаще всего просто наблюдает и слушает что говорят другие .Наблюдая за пятиклассниками, пришла  к  выводу: чем больше  на уроке биологии практических работ, тем глубже остается в памяти то, что  необходимо  донести  до  сознания  ребенка  при  изучении материала любой сложности.

                                                        3

                                                      3

                                                                                                                                         

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками

В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....

Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования» (из опыта работы).

В данном докладе представлен опыт преподавания биологии и химии в 10 и 11 классах на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования.Обосновывается необходимость ...

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования (из опыта работы)

Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. П...

Статья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании биологии и географии: из опыта работы"

Данная статья показывает работу современного учителя, тесно связанную с информационными технологиями.  На конкретных примерах автор показывает, что их использование открывает новые возможн...

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...