Разработка урока "Класс Насекомые"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Разработка и презентация урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Класс Насекомые"2.8 МБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока  биологии в 7 классе по теме  «Класс Насекомые»

Цель урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых.

Задачи:

  1.  выявить особенности организации Насекомых, позволившие им приспосабливаться к разным средам обитания; изучить представителей отрядов насекомых, выполнив лабораторную работу, узнать о вреде, наносимом насекомыми-вредителями.
  2. продолжить развивать умение работать с учебником, с коллекцией насекомых
  3.  воспитывать  у школьников  бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация,  коллекции различных насекомых

Учебник:   В.В.Латюшин, В.А. Шапкин «Биология.  Животные», М.: Дрофа,2012 г.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.

        План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного ранее
  1. слайды 1-3

2)  Выполнение теста   «Общая характеристика членистоногих»

1.Тело членистоногих покрыто

А -роговой кожей

Б -раковиной из углекислого кальция

В- хитиновым покровом

2. У всех членистоногих имеются

А - конечности в виде параподий

Б -  членистые конечности

В  - ножковидные выросты тела

3. Предками всего типа членистоногих были

А -  водные животные

Б - сухопутные животные

В -  как почвенные обитатели, так и водные

4. Членистоногие произошли от группы

А - плоских червей

Б - моллюсков

В  - кольчатых червей

5. Полость тела у членистоногих

А - первичная

Б - смешанная

В  - вторичная

6. Кровеносная система у членистоногих

А - незамкнутая

Б - замкнутая

В  - отсутствует

7. Органы чувств  членистоногих

А - развиты плохо

Б - развито только осязание и равновесие

В  -развиты хорошо

8. Членистоногие

А - преимущественно водные формы

Б - преимущественно наземно-воздушные обитатели

В - освоили все среды обитания

9. Членистоногие

А - вымирающая группа организмов

Б - самый многочисленный тип

В - имеют небольшую численность

10. Для членистоногих характерно:

А - только половое размножение

Б  – бесполое размножение

В - вегетативное размножение

  1. Взаимопроверка тестов, оценивание (слайды 4, 5)

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя. Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

       Ребята, прослушайте стихотворение С. Маршака и скажите, о каком классе Членистоногих сегодня на уроке пойдет речь:

Бродят в траве золотые букашки. 

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка, 

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры 

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять. 

      Правильно. О насекомых. (Запись темы, слайд 6)

     Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. (слайд 7). Наш Башкортостан известен во всем мире именно благодаря представителю данного класса – башкирской пчеле.   Исследователи (Н. В. Казанцев, 1866; М. Лосиевский, 1883) считают, что название коренного народа Башкирии – башкиры -  переводится на русский язык как «главный пчеловод». «Башкурт»: «баш»- голова, «курт»- пчела.

Ставится проблема урока: «Объект поклонения

                                                 Источник вдохновения

                                                 Предмет изучения» (слайд 8, 9-11)

2. Самостоятельная работа с учебником (§15 учебника)

  Обучающиеся самостоятельно изучают материал из учебника

3. Закрепление самостоятельно изученного материала

А) Ответы на вопросы:

- Почему этот класс членистоногих получил такое название?

- Сколько видов животных относится к данному классу?

- Какие насекомые называются общественными?

Б) Заполнение таблицы «Общая характеристика насекомых» (слайд 12)

№ п\п

Признак животного

Особенности класса Насекомых

1

Количество конечностей

2

Части тела

3

Среды обитания

4

Образ жизни

(слайд 13, 14)

5

Величина насекомых

6

Пища насекомых

(слайд 15)

4.Выполнение лабораторной работы «Изучение представителей отрядов насекомых» (слайд 16)

Оборудование:

Коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, полей.

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные коллекции

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.

Отметьте, каково их значение в природе и жизни человека.

  1. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните их списком видов, обитающих у нас в Башкортостане.
  2. Рассмотрите вредителей различных культур. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

IV. Закрепление изученного материала

Ответ на вопрос:

- Как бы вы объяснили инопланетянам, кто такие насекомые?

(обучающиеся называют все признаки насекомых) (слайд 17)

V. Вывод

Решение проблемы урока:

-Почему насекомых называют «Объект поклонения

                                                     Источник вдохновения

                                                      Предмет изучения»(слайд 18)

VI. Домашнее задание: (слайд 19)

1. Изучить § 15,

2. Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?

(написать мини-сочинение-размышление)

3.В «Красной книге Республики Башкортостан» найти и рассмотреть насекомых.

VII. Рефлексия (слайд 20)

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что было для вас интересным?
  • Что показалось трудным?
  • Как вы себя чувствовали на уроке?
  • Понравился ли вам урок?

Список литературы.

1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2012 - 304 с.: ил.

2. Биология . Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшиа, В.А. Шапкина/ авт.-сост. Н.Н.Галушкова. -2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.-281 с.

3. Красная книга Республики Башкортостан. Животные.

http://www.redbook.ru/articletopic-4.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Разработка урока "Размножение и развитие насекомых" 7 класс

Разработка урока по теме "Размножение и развитие насекомых" в 7 классе. Особенности размножения и развития насекомых. Многообразие и значение насекомых в природе, а также в жизни человека....

метод.разработка игры "Животные,насекомые и птицы - друзья или враги?

«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»            Методическая разработка общешкольного мероприятия по основам безопасности...

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка к уроку по теме "Насекомые"

Материал содержит презентацию "Насекомые", в которой собраны занимательные факты....

Технологическая карта онлайн-урока "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых."

Технологическая карта онлаййн-урока позволит самостоятельно  справится с изучением учебного материала по теме "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.  Полезные насекомые. Охран...