Методическая разработка конкурсно-познавательной игры "Всё о кошках".
методическая разработка по биологии

Конкурсно-познавательная игры «Всё о кошках» является итоговым занятием по теме «Кошки, которые не гуляют сами по себе» дополнительной образовательной программы «Юный натуралист». Проводится с целью обобщения и повторения знаний о происхождении и истории разных пород кошек, об особенностях содержания в домашних условиях, о повадках, понимании «языка тела» и жестов кошки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_vse_o_koshkah.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

конкурсно-познавательной игры «Всё о кошках»

Разработала: Кунакбаева Елена Юсуповна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр», пгт.Излучинск, Нижневартовский район, spektr68-13@mail.ru

Аннотация

Конкурсно-познавательная игры «Всё о кошках» является итоговым занятием по теме «Кошки, которые не гуляют сами по себе» дополнительной образовательной программы «Юный натуралист». Проводится с целью обобщения и повторения знаний о происхождении и истории разных пород кошек, об особенностях содержания в домашних условиях, о повадках, понимании «языка тела» и жестов кошки.

Игровая программа предполагает проведение творческих заданий, что способствует развитию обучающихся: внимание, мышление, интерес к домашним питомцам. Разработка рассчитана для обучающихся 2-3 классов и может быть использована учителями на занятиях по окружающему миру.

Пояснительная записка

Цель занятия: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности по теме «Кошка, которая не гуляет сама по себе».

Задачи:

1.Проверить и повторить ранее изученный материал о кошках в игровой форме.

2.Развивать интерес к познавательной деятельности, эмоционально-нравственное, практически-деятельностное отношение обучающихся к домашним животным. Воспитывать чувство ответственности за питомца.

3.Развивать у обучающихся коммуникативные способности (доброжелательное общение, умение выслушать друг друга, взаимопомощь).

Возраст участников: обучающиеся 2-3 классов.

Форма проведения: занятие

Методы:

по источнику передачи и восприятия знаний – практический;

по характеру познавательной деятельности – творческий.

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

Оборудование: 2 листа ватмана, ручки, карандаши, фломастеры, клей, конверты с заданиями, карточки с изображением разных пород кошек; стеллаж для оформления выставки «Кошки, которые не гуляют сами по себе».

Подготовительная работа: обучающиеся делятся на 2 команды по 6 человек. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана, выполняет домашнее задание: подготовить небольшой рассказ о своём питомце и принести его фотографию, для оформления выставки. Из числа обучающихся старших классов формируется состав жюри. Для проведения мероприятия готовятся комплекты заданий для команд, оценочные листы и ответы для жюри (Приложение 1, 2).

Сценарный ход

Приветствие команд.

Такие знакомые и такие загадочные, грациозные и изящные, нежные и ласковые, смешные и забавные. Они не перестают удивлять нас, а мы не перестаем умиляться и любоваться ими. Кто же эти удивительные создания?  Правильно, кошки. Кошки испокон веков были и остаются самыми популярными домашними животными во всем мире: около 80% всех жителей Земли держат домашнее животное, и более половины из них отдали свое предпочтение именно кошкам.

Мы сегодня, вспомним всё окошках - занимательные факты, как ухаживать, особенности той или иной породы, еще лучше узнаем природу этих животных, как вы почитаете и любите своих питомцев.

Задание №1. Разминка. По очереди отвечайте чётко, быстро на вопросы блиц-викторины:

  1. Тот, который гуляет сам по себе?
  2. Кошачье дитя?
  3. Главное слово в кошачьем языке?
  4. Игрушка для котёнка?
  5. Что встаёт у кошки дыбом, когда она злится?
  6. А кто слушает, да ест?
  7. Как звали кота, который жил в Простоквашино?
  8. Мультфильм «Котёнок по имени...?»
  9. Что означает русская голубая, рэгдолл, рекс, сиамская?
  10. Известный дрессировщик кошек.  
  11.  Какого числа отмечается всемирный праздник кошек?
  12.  Кто является предками крупных кошек?

Задание №2. Кто такая кошка?

ДОСЬЕ КОШКИ

Почему мы можем сказать про кошку, что она……. Или у неё ….?

Слова, предложенные в таблице, связать с характеристикой кошки. Например, АКРОБАТ – кошка, как акробат, очень гибкая. Она способна сжаться, растянуться, согнуться дугой, свернуться в клубочек.  

Акробат

Кошка, как акробат, очень гибкая. Могут прыгнуть в высоту в 5 раз выше своего роста.

Охотница и рыболов

Два глаза в одном

Суперантенны

Синоптик

Соня

Задание№3. Породы кошек.

Команда получает конверт с заданием, карточки с изображением разных пород кошек. Нужно соотнести название породы кошек с её принадлежностью к группе.

КОРОТКОШЕРСТНЫЕ

ПОЛУДЛИННОШЁРСТНЫЕ

ДЛИННОШЁРСТНЫЕ

Повадки и язык тела.

Кошки – мастера общения посредством своего тела, так если кошка приподняла переднюю лапку и насторожилась – это значит, что она увидела что-то любопытное, но не хочет выдавать своё присутствие лишним движением.  Если кошка легла на спину, демонстрируя свой живот – это знак доверия к человеку, живот - это самое уязвимое место у кошки. Посторонние, позволившие себе дотронуться до кошачьего живота, тут же будут награждены царапинами и укусами. Такое поведение инстинктивное - это защитная реакция кошки. Но если она доверяет хозяину, то сама ложится перед ним вверх лапками, перекатывается с боку на бок, как бы прося уделить ей внимания и ласки.

Задание №4. Кошачий словарь.

Учёные всегда восхищались тем, что кошка может молниеносно менять своё поведение. Порой кажется, что кошка беззаботна и расслаблена, но на самом деле она всё время настороже.

Участник должен изобразить ситуацию, а командам угадать повадки и характер.  

Ситуации –

  1. Кошка охотится, например, в засаде  
  2. Кошка спит
  3. Кошка просит есть
  4. Кошка недовольна, может поцарапать и укусить
  5. Кошка играет
  6. Кошка скучает

Задание №5. Про еду.

Животное должно есть с аппетитом. Шерстка при правильно подобранном рационе выглядит блестящей и ухоженной. Кошка находится в хорошей физической форме. Кормить можно натуральными продуктами или специализированными рационами.

Лист или ватман, клей, картинки с изображением разных продуктов, фломастеры, карандаши, ручки. Команда №1 из предложенных продуктов выбирает те, которые можно давать кошке. Команда №2 - продукты, которые нельзя.

Оформляют на ватмане. Продукты: мясо (говядина, птица); рыба сырая, вареная; шоколад, колбаса, лук, чипсы, творог, молоко, кефир, яичный желток, овощи, зелень, апельсин.  

Задание №6. О возрасте.

Кошки живут в среднем до 15-19 лет. Старше 15 лет относятся к разряду долгожителей. Старея, они меняют свое поведение. В это время становятся более степенными, сильнее нуждаются в заботе хозяина. Поэтому, при обращении со старой кошкой, будь более нежен и терпелив.  

Ответьте на вопрос, пользуясь таблицей, сколько лет твоей кошке или коту?

Задание №7. Найди ошибку.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ КОШЕК.

Какие ошибки допущены в тексте?

Текст: Эти животные есть почти в каждом доме. Как вы уже догадались, речь пойдет о кошке. В диких условиях обитает много животных из семейства кошачьих: барс, енот, волк, рысь, тигр. У кошек мало пород, всего три: простая, сиамская и персидская. Слух развит не очень, но глаза видят в темноте и могут различать все цвета. Усы нужны лишь для красоты. У кошек имеется хвост, которыми они машут, когда довольны. Раз в два года кошки линяют. Линька начинается с хвоста и заканчивается усами. Они любят горячую еду. Кошки очень преданы хозяину и могут ходить за ним по пятам.  

Задание №8. Самые-самые.

  1. Самая крупная порода кошек?
  2. Самая маленькая порода кошек?
  3. Самая коротконогая кошка?
  4. Самая старая кошка?

Финальное задание.   

Фотографии любимцев, рассказать про своего питомца и оформить выставку.

Подведение итогов: жюри сообщает командам количество набранных баллов. По итогам игры каждый участник получает наклейку с кошечкой.

Методические рекомендации по проведению конкурсно-познавательной игры.

Для создания эмоционального настроя на занятии постоянно создается ситуация успеха, доброжелательная обстановка, поддержка команд со стороны педагога. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут с занятия, в этом особую роль играет оценка педагога работы детей на мероприятии.

На заключительном этапе занятия для обучающихся предполагается проведение самооценки своей деятельности. Для этого каждая команда отвечает на вопросы: Что понравилось? Какие задания оказались легкими или трудными? Как вы оцениваете работу своей команды?

Проведение итогового занятия в форме игры способствует развитию у обучающихся активной познавательной деятельности, творческих, коммуникативных способностей, созданию благоприятного психологического климата в объединении.

Использованная литература:

  1. Журнал «Юный натуралист»  
  2. Кошки. С.Фраттини: пер.с фр. Н.Непомнящего; - М.ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002. (Детское справочное бюро).
  3. Новоселова Т.А. -Изд.2-е -Ростов н/Д: Феникс, 2007.-256 с. – (Всё обо всём).
  4. Практическая энциклопедия. Кошки. К.Бедуайер: пер. с анг. А.Симоновой; -М.ООО «Издательство Махаон», 2018.
  5. Энциклопедия для детей. Домашние питомцы. Т.24.Москва. «Аванта +», 2004.
  6. https://vsookoshkax.ru/

Приложение 1

Ведомость учета количества баллов, заработанных командами

Конкурс

Команда№1

Команда№2

1.Разминка

(1балл за каждый правильный ответ)

2. Досье кошки

 (3балла)

3. Породы кошек

  1. баллов)

4 Кошачий словарь (3балла)

5.  Про еду, «можно» и «нельзя»

 (3балла)

6. Про возраст кошки. (1 балл)

7. Найди ошибку (5 баллов)

8. Самые-самые (2 балла)

Итого:  общее количество баллов

Приложение 2.

Задание №1. РАЗМИНКА.

  1. Тот, который гуляет сам по себе? (КОТ)

2. Кошачье дитя? (КОТЁНОК)

3. Главное слово в кошачьем языке? (МЯУ)

4. Игрушка для котёнка? (МЯЧИК)

5. Что встаёт у кошки дыбом, когда она злится? (ШЕРСТЬ)

6. А кто слушает, да ест? (ВАСЬКА)

7. Как звали кота, который жил в Простоквашино? (МАТРОСКИН)

8. Что означает русская голубая, рэгдолл, рекс ? (ПОРОДА кошки)

9. Мультфильм «Котёнок по имени?» (ГАВ)

  1.  Известный дрессировщик кошек. (ЮРИЙ КУКЛАЧЕВ)
  2.  Какого числа всемирный праздник кошек? (1 МАРТА)

12. Кто является предками крупных кошек?  (САБЛЕЗУБЫЕ ТИГРЫ).

Задание№2. Кто такая кошка?

Почему мы можем сказать про кошку, что она……. Или у неё ….?

Слова, предложенные в таблице, связать с характеристикой кошки. Например, АКРОБАТ – кошка, очень гибкая, она способна сжаться, растянуться, согнуться дугой, свернуться в клубочек.  

Охотница и рыболов

Прирожденный охотник, добычей кошки могут быть мелкие грызуны, птицы, даже рыба

Два глаза в одном

Днем зрачок сжимается, становится тонким, а ночью расширяется. Суженный зрачок позволяет выносить свет без вреда в 5 раз ярче, чем у человека. В полной темноте кошка не видит.

Суперантенны

Хороший слух. Кошачье ухо позволяет ей слышать ультразвуки. Вибриссы –усы, брови наиболее чувствительные волоски.

Синоптик

Кроме 5 чувств (зрение, вкус, обоняние, осязание, слух), имеется чувство ориентации и атмосферного давления. Кошка способна предчувствовать землетрясение и находить дорогу к дому в сотнях километров. Предсказывать погоду.

Соня

Спит примерно 15-18 часов в сутки

Задание№3. Породы кошек.

   Нужно соотнести  название породы кошек  с её принадлежностью к группе.

КОРОТКОШЕРСТНЫЕ

ПОЛУДЛИННОШЁРСТНЫЕ

ДЛИННОШЁРСТНЫЕ

РЕКС

РЭГДОЛЛ

ПЕРСИДСКАЯ

СИАМСКАЯ

АМЕРИКАНСКИЙ КЕРЛ

АНГОРСКАЯ

СФИНКС

БАЛИНЕЗИЙСКАЯ

ТУРЕЦКИЙ ВАН

КОРАТ

ШОТЛАНДСКАЯ ВИСЛОУХАЯ

НОРВЕЖСКАЯ ЛЕСНАЯ

Задание №3. Повадки и язык тела.

Участник должен изобразить ситуацию, а командам угадать.  

Повадки и характер –

1.Кошка охотится, например, в засаде  

2.Кошка спит

              3. Кошка просит есть

         4. Кошка недовольна, может поцарапать и укусить

5.Кошка играет

6. Кошка скучает

Задание №4

МОЖНО: мясо (говядина, птица); рыба сырая (есть ограничения), вареная (удалить кости!!!), творог, молоко (для котят), кефир, яичный желток, овощи, зелень.  

НЕЛЬЗЯ: шоколад, колбаса, чипсы, соусы, лук, апельсин.

Задание №5. Найди ошибку.

Какие ошибки допущены в тексте?

Ошибки: 1. енот, волк – не кошачьи. 2.Не 3, а больше 100 пород кошек 3.Слух развит хорошо 4. Не все цвета различают. Хорошо ориентируются в оттенках серого, белого и темных цветах.5. Усы не только для красоты. Усы растут под прямым углом относительно кошачьей мордочки и помогают определять силу и направление ветра, расстояние до источника интересующего её звука. Благодаря чувствительности усов кошка может точно рассчитать направление и дальность прыжка во время охоты. Когда добыча в зубах, кошка располагает усы так, чтобы держать под контролем все движения жертвы. Помогают усы при знакомстве с другими животными или людьми. Если кошка трется усами о предметы, значит она в добром расположении духа.  6. Не всегда.  Машут хвостом, когда злятся. 7. Линька у кошек это естественный процесс смены шерстяного покрова у животных. Сезонная линька у кошек - весна и осень. Обычно повторяется она два раза в год. Обычно линька длится от двух недель до двух месяцев. 8. Горячую еду нельзя, может потерять нюх, обжечь слизистую пищевода, желудка.

Задание №6. Самые-самые.

1. Самая крупная порода кошек? (Мейн-кун)

     2. Самая маленькая порода кошек? (Скиф той боб)

3. Самая коротконогая кошка? (Манчкин)

  1. Самая старая кошка? (самая старая кошка в мире Люси достигла возраста 43-х лет. В переводе на человеческие года – это более 175 лет! Долгожительница живет в Великобритании со своим хозяином Биллом Томасом).

Задание №7. Возраст кошки.

Сравнительная таблица возрастов кошки и человека:

Задание №8.

Финальное задание.

Рассказать про своего питомца: какая порода, как зовут, сколько лет, характер, повадки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"

Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....

Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"

Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....

Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»

Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»

Из занятия педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на ...

Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"

Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....

Методическая разработка «Конкурсно-познавательная программа «Берегись автомобиля»

Конкурсно-познавательная программа "берегись автомобиля" проводится с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучащихся...

Методическая разработка КВН «Кошки и собаки – наши близкие друзья»

Методическая разработка КВН «Кошки и собаки – наши близкие друзья» была представлена на конкурсе методических материалов "Мы - твои друзья"...