Конспект урока по биологии "Яд животных - достижение эволюции", 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Урок по биологии в 10 классе "Яд животных - достижение эволюции" с применением кейс-технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии 10 класс

Тема: Яд животных – достижение эволюции

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок ситуационного анализа

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, видеоролик

Цель урока: создать условия для формирования знаний о новой стратегии выживания: появление яда, исследовать для чего появился яд у животных, является ли этот факт достижением эволюции у некоторых видов.

Задачи:

  • Образовательные: формирование представлений о ядовитых животных, для чего появился яд у некоторых видов животных, является ли яд достижением эволюции; появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблемы
  • Развивающие: выделение существенных особенностей представителей разных классов ядовитых животных, сделать выводы является ли яд достижением эволюции, от чего зависит опасность укуса ядовитых животных
  • Воспитывающие: быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: создание  условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа, самостоятельно выдвигать цель урока

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, где возникает общее решение; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Ход урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1мин.) 

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 

 2. Этап актуализации и пробного учебного действия (2 мин.) 

- Сейчас вы посмотрите видеоролик, из которого узнаем, о чем сегодня будем говорить на уроке.

- Ребята, о чем рассказывается в видеоролике?

Выдвигают проблему.

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока (несколько вариантов)

Познавательные: определяют важность появления яда у животных в ходе эволюции

Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока

   3.Этап выявления места и причины затруднения (2 мин.)

- Итак, тема нашего урока «Яд животных – достижение эволюции»

- Откройте тетради, запишите число, тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте, что сегодня предстоит нам выяснить? Учащиеся отвечают.

- Правильно, в процессе этого урока мы должны изучить новую форму приспособленности организма к условиям окружающей среды: появление яда, для чего яд появился у животных, как образуется яд, является ли появление яда у животных – достижением эволюции.

   Познавательные: определяют приспособленность животных  к условиям среды, каким образом повышается шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства, появление яда

   Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока

   Слова учителя.

-Каких ядовитых животных вы знаете?

Среди многих эволюционных черт, которые развились у животных, есть необычная способность производить яд. Эволюция подарила животным очень эффективную стратегию – использование яда. Яд – действенный способ убить добычу. Но выработка яда дается непросто. Животные, использующие яд, прибегают к нему не по собственной воле – ядовитыми их сотворила природа.

Яд – удивительное оружие эволюции, обладающее огромной силой. Но яд не всемогущ. Природа найдет способ ограничить любое преимущество. Уже сотни миллионов лет в экосистеме поддерживается равновесие среди разных видов. Но если это равновесие будет нарушено, экосистема может пострадать.

Так, для чего же появился яд?

Для нападения, для защиты, но есть животные, которые используют яд и для нападения и для защиты.

1 группа животных используют яд для защиты и способны накапливать яд в организме (например, лягушки-древолазы). Механизм защиты сложился в результате длительного эволюционного развития  и хищников, которые питаются лягушками. Они способны отличить съедобную лягушку от ядовитой.

Ядовитые животные имею яркую окраску. Например, божья коровка. Ее избегает даже тарантул – один из самых ядовитых пауков.

2 группа животных используют яд в процессе охоты, добычи пищи. Например, змеи. Змея жалит, впрыскивает яд. На этом функция змеи – охотника завершена, остальное доделывает яд, позволяя змее экономить жизненную энергию.

Показ презентации  «5 лидеров ядовитых животных» (1мин.)

Яд необходим животным, которые уязвимы, либо которые нуждаются в экономии энергии в процессе охоты. 

Почему млекопитающие и птицы в большинстве своем не ядовиты?

Встречается несколько видов ядовитых млекопитающих и птиц. Объясняется это тем, что млекопитающим и птицам яд как инструмент обороны или охоты не сильно нужен. У них есть когти, сильные лапы, острые зубы, которые служат инструментами для выживания.

Учащиеся конкретизируют цель урока.

У нас 2 группы, у каждой группы свое кейс-задание. Все члены группы должны принимать участие при выполнении задания.

Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе с кейсом.

Итак, у вас на партах лежат пакеты с  кейс - заданиями

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (2мин.)

Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

После выполнения задания 1, 2 группы оформляют отчет в виде таблицы на листе бумаги. Итак, засекаю время.                                                           

  1. Долгое время считали, что среди птиц ядовитые виды отсутствуют. Однако в 1989 году американские ученые исследовали пернатых в лесах Новой Гвинеи. Пойманные дроздовые мухоловки (питоху) размером не больше сойки больно царапали руки и клевались. Ранки болели, и люди непроизвольно подносили их ко рту, чтобы смочить слюной. В результате губы мгновенно немели.
  2. Химики обнаружили яд в коже, перьях и других внутренних органах мухоловок, что тотчас стало сенсацией в научном мире. Самым поразительным было то, что яд ново - гвинейских птиц сродни батрахотоксину — тому самому, что буквально пропитывает тело колумбийских лягушек-древолазов. Как и в случае с древолазами, яркое оранжево-черное оперение питоху сигнализирует об их ядовитости и предупреждает хищников, что ловить здесь нечего. Но у этих птиц не так много врагов.

Проблема: Для чего появился яд у птиц: дроздовых мухоловок, является ли этот факт достижением эволюции? Я вам предлагаю выполнить кейс-задание.

   5. Первичное закрепление знаний с выполнением кейс-задания (3 мин.)

Кейс для 1 группы. Для чего появился яд у этих птиц?

Кейс для 2 группы. Является ли появление яда у мухоловок достижением            эволюции?

1 группа – выдвигают свои гипотезы по решению вопроса.

2 группа – выполняют работу по решению вопроса

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Регулятивные: ищут ответы на те, вопросы, которые задает учитель.

Вывод: Все ваши мнения, гипотезы появления яда у дроздовых мухоловок логичны, интересны. Но наука еще не доказала, для чего появился яд у этих птиц. Поначалу подозревали, что им пришлось стать ядовитыми совсем недавно — для защиты от людей-охотников. Но все-таки более убедительной кажется гипотеза об отпугивании птичьих вшей, на которых батрахотоксин действует смертельно. Будем следить за этим открытием и дальше.

Устная оценка учителя

  6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (1мин.)

Теперь проводим анализ работы групп (дается 1 мин. на обсуждение)

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

  7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2мин.)

1. Что интересного и нового вы узнали для себя сегодня на уроке?

2. Как вы думаете, мы выяснили, что появление яда у дроздовых мухоловок является достижением эволюции?

Личностные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Яд животных – достижение эволюции

Слайд 2

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям» Чарльз Дарвин Английский ученый, путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков .

Слайд 3

5 место занимает Рыба Фугу, относящаяся к семейству Tetraodontidae . Ареал обитания от северного побережья Австралии до северного побережья Японского моря. Основное поражающее вещество яда – тетродотоксин . Противоядия нет.

Слайд 4

4. Австралийский тайпан ( Oxyuranus scutellatus ) Тайпаны достигают в длину от2 до 3,6 м. Обитают на северо-восточном побережье Австралии и юге Новой Гвинеи. Яд – вещество под названием тайпотоксин . В сто раз сильнее яда кобры. Противоядие: антитоксическая тайпановая сыворотка.

Слайд 5

3 место Лягушки-древолазы( Phyllobates terribilis ). Лягушки не превышают в длину 5 см. Обитают в Южной Америке. Яд – батрахотоксин . Он очень токсичен, что смерть наступает даже при попадание на кожу. Противоядия на сегодняшний день не существует!

Слайд 6

2 место Коралловые полипы ( Palythoa toxica , P. tuberculosa , P. Сaribacorum ) Обитают в коралловых рифах Индийского и Тихого океанов. Яд – палитоксин . Смерть наступает через несколько минут в результате паралича дыхательной мускулатуры. Противоядия нет! На то оно на втором месте.

Слайд 7

1 место Личинка жука-листоеда рода Diamphidia ( D.Кlocusta , D.Кnigro-ornata , D.Кfemoralis ). И, наконец, лидер – личинка жука-листоеда, приходится дальним родственником обычного колорадского жука. Личинки закапываются в землю. Обитают в Южной Африке. Вещество диамфотоксин является самым мощным природным ядом на планете.

Слайд 8

Дроздовые мухоловки ( Питоху ) Дроздовая мухоловка, или питоху ( Pitohui ) - певчие воробьиные птицы, обитающие в Индонезии и Папуа-Новой Гвинее. Они представляют собой относительно недавнее научное открытие. Обратите внимание, что у этих птиц нет ядовитых клыков, и жала. На данный момент питоху является одним из трех известных в мире видов ядовитых птиц. Всего насчитывается шесть видов питоху , большинство из которых имеют небольшие размеры тела, около 23 см, и окрашены в яркие предупреждающие цвета. Самая ядовитая из всех шести видов - двуцветная дроздовая мухоловка, или двуцветный питоху .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку во 2 классе «Путешествие в зоопарк». Итоговый урок по темам «Животные», «Я и моя семья».

Цель урока: обобющение пройденного лексико-грамматического материала, совершенствование навыков монологической речи. Развитие памяти и внимания, умение работать в группе....

Конспект урока по теме "Животные" для шестого класса

Разработка учебного занятия представлена в сопровождении мультимедийной презентации. Педагоги могут использовать данную работу для организации урока обобщения. Школьникам рекомендуется просматривать м...

Конспект урока "Мои друзья-животные" в 6 классе по французскому языку

Урок рассчитан на аудиторию учащихся, изучающих французский язык как второй иностранный по УМК "Синяя птица"...

План-конспект урока английского языка во 2 «И» классе на тему « Вводный курс. Урок №16. Животные. Цвета. Глаголы действия»

План-конспект урока английского языка во 2 «И» классена тему « Вводный курс. Урок №16. Животные. Цвета. Глаголы действия»...

конспект урока по теме: "Животные" в 3 классе

Совершенствование лексико-грамматических навыков по темам "животные", "числительные"...

Конспект урока по английскому языку в 4 классе. УМК «Spotlight». Тема урока: Забавные животные. Funny animals.

Конспект урока по английскому языку в 4 классе. УМК «Spotlight»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20346545","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300"...